Беседа как метод обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 00:14, контрольная работа

Описание работы

Беседа как метод обучения — это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. В детском саду используются беседы воспроизводящие и обобщающие. И в том и в другом случае — это итоговые занятия, на которых систематизируются имеющиеся у детей знания, осуществляется анализ ранее накопленных фактов.
Известно, что беседа — активный метод умственного воспитания. Вопросо-ответный характер общения побуждает ребенка воспроизводить не случайные, а наиболее значимые, существенные факты, сравнивать, рассуждать, обобщать.

Файлы: 1 файл

r-120816.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

  Подсказывающие  вопросы уже содержат в себе ответ. Применение их оправданно по отношению  к неуверенным в себе, недостаточно развитым детям. Подобные вопросы не только не тормозят развитие ребенка, но порой даже подталкивают на самостоятельные высказывания.    

  Продолжая беседу о строительстве  дома, воспитатель  спрашивает: «Кто кроет крышу?» Дети затрудняются ответить. Тогда задается подсказывающий вопрос: «А не кровельщик ли кроет крышу?» – «Да! Да! – восклицают дети, – кровельщик!»     

  Следует подчеркнуть, что вопросы  в беседе, независимо от их  типа, должны быть простыми и  понятными  для дошкольников. Если вопрос труден, воспитателю целесообразно самому ответить на него.     

  Воспитателю нужно помнить о  правильной методике постановки  вопросов. Четкий, конкретный вопрос  произносится неторопливо; с помощью  логического ударения ставятся  смысловые акценты: как узнают  люди, где останавливается трамвай? Почему поезд метро может ехать очень быстро? Следует приучать детей воспринимать вопрос с первого раза. Для того чтобы ребенок мог «оформить мысль», подготовиться к ответу, педагог выдерживает паузу. Иногда он предлагает кому-либо из детей воспроизвести вопрос («Повторите, на какой вопрос вы сейчас будете отвечать»). Возможны указания: «Ответьте кратко; ответьте подробно (но не полным ответом)» или дополнения: «Кто может ответить короче (точнее, красивее), чем ваш товарищ?»     

  Чтобы вызвать развернутый ответ, педагог предлагает детям задание, состоящее из двух-трех вопросов, или план ответа. Например, по ходу беседы о здоровье воспитатель говорит ребенку: «Объясни Алеше (кукле), как надо правильно мыть руки. Что надо сначала делать, что потом и зачем так делают?» 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

4.Наглядный материал, его роль и место в структуре  беседы    

  В обобщающей беседе в целях  активизации мыслительной и речевой  деятельности используется наглядный материал. Чтобы дать зримый образ предмета, уточнить представления детей, поддержать интерес к беседе, можно показать картину, игрушку, предмет в натуре. Иллюстративный материал применяется по-разному: одни предметы раздают каждому ребенку (листья деревьев, семена цветов, предметные картинки), другие показывают всем детям (картина, животное, предметы посуды, одежды).     

  Время демонстрации наглядного  материала в процессе беседы  зависит от цели. Так, в самом  начале беседы показывают букет  цветов, фотографию для того, чтобы создать настроение, вызвать интерес, напомнить о чем-либо; рассматривание портфеля организуют в середине беседы о школе для уточнения знаний о школьных принадлежностях. Использование наглядного материала должно быть кратковременным. Не следует превращать все в самостоятельное занятие.     

  Следует напомнить о правильном  использовании наглядного материала. Как уже говорилось, его можно  демонстрировать в любой структурной  части беседы и с разными  целями: для лучшего усвоения  нового, для уточнения уже имеющихся представлений, оживления внимания и т. д. Но демонстрация объекта по ходу беседы относительно кратковременна, поэтому еще до занятия воспитатель должен продумывать, где хранить этот наглядный материал, каким образом можно быстро достать его, продемонстрировать и снова убрать. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

5.Речевая активность  детей в беседе    

  Руководя беседой, необходимо учитывать  индивидуальные особенности детей, разную степень  активности. Одни дети очень активны, быстро реагируют на любой вопрос, всегда отвечают правильно. Другие молчаливы, не вступают в беседу по собственной инициативе. Значительная часть детей слушает, но не высказывается в силу разных причин: из-за застенчивости и замкнутости, из-за повышенной самооценки (боятся высказаться хуже других), из-за речевых недостатков. Кроме того, в группе есть дети с неустойчивым вниманием, с ограниченным кругозором.     

  При проведении беседы задача  педагога – добиваться, чтобы  все дети были активными  участниками обсуждения поставленных перед ними вопросов. Вопрос задают всем, неправильно обращаться только к активной части детей. Стеснительным ребятам следует помогать, задавая простой вопрос, поддерживая их высказывания. Застенчивых детей можно подготовить к беседе предварительно. К невнимательным и шаловливым детям следует также найти подход: может быть, поближе усадить, почаще обращаться к ним с вопросами и выслушивать их мнение, одобрять. Особого внимания требуют дети с речевыми недостатками. Не стоит вовлекать их в общую беседу, пока речь не станет более совершенной. В связи с этим следует воспитывать у остальных детей группы спокойное, доброжелательное отношение к товарищам.     

  Индивидуальные  особенности детей заставляют по-разному  ставить один и тот же вопрос: кому-то – в формулировке, требующей умозаключения, вызывающей раздумье; кому-то – в подсказывающей форме.     

  Речевая активность детей в  беседе – один из показателей  ее эффективности. Педагог должен стремиться к тому, чтобы как можно большее  количество детей приняли участие  в коллективном разговоре. Дети и взрослые должны соблюдать правила речевого общения, этикета. Детям следует отвечать по одному, не перебивать говорящего, уметь молчать, быть сдержанными, не повышать голоса, употреблять формулы вежливости. Воспитатель должен корректно формулировать и задавать вопрос, не прерывать без особой надобности отвечающего ребенка, приходить на помощь затрудняющемуся, соблюдать эталонную речь, обучать детей умению вести разговор.    

  Ответы детей  во время беседы носят характер кратких  или развернутых реплик; допустимы и однословные ответы, если содержание вопроса не требует большего. Если дети отвечают на репродуктивные вопросы, тем более нельзя добиваться, чтобы каждый ответ был полным. Подобное требование ведет к искажению языка.     

  Приведем хрестоматийный пример  «полного» ответа ребенка на  вопрос «Какое сейчас время  года?» – «Сейчас время года  весна». В данном случае для  полного ответа достаточно одного  слова «весна».     

  Важно воспитывать  «чутье языка», чтобы ребенок интуитивно чувствовал, когда можно ответить на вопрос одним словом, а когда – целой фразой или несколькими фразами. Здесь поможет пример речи взрослого.     

  Однако для  совершенствования диалогической  речи и развития ее связности необходимо побуждать детей к развернутым  целенаправленным высказываниям. Этому способствуют поисковые вопросы, которые активизируют логическое мышление, побуждают к сопоставлению фактов, сравнению и ставят ребенка перед необходимостью отвечать не одним предложением, а целым высказыванием, развивая и обосновывая свою мысль. В связи с этим целесообразно предусмотреть наиболее оптимальное соотношение репродуктивных и поисковых вопросов, усилив роль последних в зависимости от темы и содержания беседы, объема и сложности знаний, подлежащих обобщению.     

  Одобрение воспитателя, подтверждение  детских ответов, его указания  также стимулируют детей на  высказывания. Особого внимания  заслуживают детские вопросы, возникающие  в беседе, обмен мнениями между  детьми, их споры. Необходимо учить  детей задавать вопросы, обосновывать свое мнение, доказывать его. Эффективными приемами, вызывающими детей на спор, на обсуждение сложных проблемных вопросов, являются отгадывание загадок, решение речевых логических задач. Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, ответ на которую может быть получен благодаря установлению связей и зависимостей между явлениями, их анализу, сравнению, обобщению. Содержание логических задач может отражать социальные явления, жизнь природы .    

  Методически важен  вопрос о соотношении в беседе речи взрослого и детей. Как показывают наблюдения, часто речевая активность педагога превалирует над детской. Иногда воспитатели, ставя вопрос, не дают детям возможности сосредоточиться и подумать, торопятся ответить сами, начиная рассказывать о том, что наблюдали, например, на экскурсии. Детям не остается ничего другого, как пассивно слушать. Другая крайность заключается в «вытягивании» у детей ценой значительных усилий правильных ответов. Эффективность беседы в значительной степени зависит от умения педагога целенаправленно вести за собой детей, направлять детскую мысль и активизировать речевую деятельность.  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

Заключение 

 

Беседы имеют и воспитательное значение. Идейно-нравственный заряд несет правильно выбранное содержание разговора (Чем знаменит наш город? Почему в автобусе, трамвае нельзя громко разговаривать? Чем мы можем порадовать наших малышей?).

Воспитывает и организационная  форма беседы — повышается интерес  детей друг к другу, развиваются  любознательность, общительность, а  также такие качества, как выдержка, тактичность и др. Многие темы бесед  дают возможность для влияния  на поведение детей, их поступки. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

«Беседа о весне».

Конспект  обобщающей беседы в старшей группе.

Цель: обобщить и расширить знания о весне.

Задачи:

1. Совершенствовать диалогическую  речь. Уточнить и систематизировать  знания о характерных признаках  весны (дни становятся длиннее,  сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы,  растет трава, зеленеют кустарники, расцветают цветы, появляются  насекомые, возвращаются птицы).

2. Научить детей понимать  связи между явлениями неживой  природы и сезонными видами  труда. Познакомить детей с разной весной: полевой, речной, лесной).

3. Вызвать эстетические  переживания от весеннего пробуждения  природы, показать красоту весны.  Прививать интерес к художественному  слову. 

Предварительная работа: беседы о временах года, утренник  «Здравствуй, весна!»

Оборудование: дидактический  материал: иллюстрации с временами года.

Микротемы:

- Весна полевая

- Дни стали длиннее

- Насекомые

- Птицы

- Посевные работы людей  (весна речная)

- Растения, деревья (весна  лесная)

Ход занятия

- Ребята, давайте с вами  поиграем.

- Я сейчас прочитаю  вам стихотворение, а вы покажете  картинку с изображением того  времени года, о котором говорится  в стихотворении.

(Воспитатель раздает  детям картинки, на которых изображены  пейзажи весны, лета, осени, зимы  – так, чтобы у всех были  представлены все времена года.)  

Воспитатель читает:  

На дворе звенит  капель, 

По полям бегут ручьи,  

На дорогах лужи,  

Скоро выйдут муравьи  

После зимней стужи  …

- Ребята, о каком времени  года говорится в стихотворении?  Ну-ка кто правильно покажет  картинку?

- Правильно ребята, конечно  же, это весна.

- А как вы догадались, что в стихотворении говорится  о весне?

- Верно. Весной начинает  таять снег, по земле бегут  ручейки.

- Давайте все вместе  посмотрим на картину. Что на  ней нарисовано?

- Правильно. Весну можно  узнать по определенным признакам.  Мы с вами уже беседовали  о весне. И эти признаки уже  знаем.

- Ребята, а знаете ли  вы, что весна приходит сначала  на поля, где под лучами теплого  весеннего солнца начинают таять  снежные сугробы и появляются  первые проталины? Это весна  – полевая.

- А сейчас Коля прочитает  нам стихотворение о весне.  

Коля: К нам весна  шагает 

Быстрыми шагами,  

И сугробы тают  

Под ее ногами  

Черные проталины  

На полях видны:  

Верно очень теплые  ноги у весны. 

 

Оля: «Весенние воды» Ф.И. Тютчев 

Еще в полях белеет  снег, 

А воды уж весной  шумят –  

Бегут и будят сонный  брег, 

Бегут и блещут и  гласят … 

 

Костя: Они гласят во все  концы: 

«Весна идет, весна  идет! 

Мы молодой весны  гонцы,  

Она нас выслала  вперед!» 

 

Лена: Весна идет, весна  идет! 

И тихих, теплых, майских  дней 

Румяный, светлый хоровод  

Толпится весело за  ней. 

 

- Молодцы, ребята!

- Ребята, какими стали  дни весной?

- Дни стали теплыми.  Но они стали длиннее или  короче?

- А как светит солнце?

- Верно. Солнце светит  ярче и теплее.

- Дети, почему растаял  снег, и лед на реках оттаял?

- Потому что солнце  греет своими теплыми лучиками  землю и снег таит.

- Да, действительно от  весеннего тепла снег растаял.

- Какой из весенних  месяцев был самым холодным, а  какой самым теплым?

- Правильно, самым холодным  из весенних месяцев был апрель, а самым теплым – май.

- Каких насекомых вы  увидели первыми?

- Почему появились насекомые?

- Ребята, какие птицы  прилетели? Почему они вернулись  к нам?

- Правильно. К нам из  теплых стран прилетели грачи,  скворцы, ласточки.

- Мы с вами уже подготовились  к их встрече и повесили  домики для птиц –скворечники.

- Вернувшись, птицы принялись  за постройку и ремонт гнезд.  В гнезда они отложили яйца. А некоторые воробьи, скворцы  успели уже вывести птенцов.

- А как изменилась  жизнь диких животных с наступлением  весны?

- Верно. Они проснулись  и принялись искать себе пищу.

- С приходом весны  жизнь животных тоже изменилась. У белки, зайца, лисы и др. зверей появились детеныши. Все  звери сменили теплую, пушистую  зимнюю шерсть на более редкую, а некоторые изменили и ее  окраску. У зайца шерсть стала  серой, у белки – рыжей.

Информация о работе   Беседа как метод обучения