Алкоголизм детей как социально – педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Объект: проблема детского алкоголизма в современной России.
Предмет: профилактика детского алкоголизма.
Цель: разработать систему профилактической работы с детьми, склонными к употреблению алкоголя.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Характеристика проблемы детского алкоголизма
1.1. История основных направлений изучения детского алкоголизма. Влияние алкоголя на организм ребенка ………………………………………………….4
1.2. Причины появления подросткового алкоголизма. Особенности алкоголизма у подростков………………………………………………………12
Выводы по 1-ой главе ..…………………………………………………………20
Глава 2. Система профилактической работы с подростками, склонными к употреблению алкоголя
2.1. Социально – педагогическая деятельность с детьми, склонными к употреблению алкоголя…………………………………………………………23
2.2. Система диагностических методик и профилактической работы…….....35
Выводы по 2-ой главе ………………..…………………………………………42
Заключение ………………………………………………………………………45
Библиография…………………………

Файлы: 1 файл

Алкоголизм детей как социально – педагогическая проблема .doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Неблагоприятные биологические  факторы неодинаковы по силе повреждающего  действия на нервную систему, по степени  участия в развитии злоупотребления  алкоголем у подростков. Наибольшее значение имеют такие биологические  факторы, как злоупотребление алкоголем родителями до рождения ребенка, наследственная отягощенность в отношении психических заболеваний, наличие психических отклонений у подростков. Таким образом, неблагоприятные биологические факторы являются своего рода катализаторами процесса злоупотребления алкоголем, порождаемого неблагоприятными семейными и поведенческими факторами.

Рассмотрим особенности  алкоголизма у подростков. Факт употребления спиртного в подростковом возрасте – уже патология, независимо от количества принятого алкоголя. Прием доз, даже невысоких для взрослого человека, является чрезмерным для подростка и приводит к алкогольному отравлению. Несовершеннолетние с самых первых этапов начинают злоупотреблять спиртным; у многих из них бывает тяжелая алкогольная интоксикация с рвотой и потерей сознания. Тяжелые степени опьянения часто сопровождаются нарушением сознания. Это состояния, требующие медицинской помощи, и нередко такие подростки попадают в токсикологические отделения больниц с алкогольным отравлением. Без медицинской помощи возможен смертельный исход.

После передозировок  с тяжелыми формами нарушения  сознания возникают амнезии –  подросток не может вспомнить  произошедшего или помнит лишь самое  начало выпивки. Раннее появление амнезий  – плохой признак с точки зрения прогноза. Амнезия – это всегда следствие нарушения сознания и соответственно повреждения головного мозга. Даже однократная амнезия – грозный симптом, который свидетельствует о неблагополучии центральной нервной системы. А если это частое явление и амнезии бывают длительными, то тем более. Такие тяжелые нарушения в столь юном возрасте неизбежно сказываются на его интеллекте и дальнейшем психическом развитии.

Пьющих подростков не пугают случаи передозировок с последующей  амнезией, и это, как правило, не удерживает их от дальнейшего приема спиртного. На этом этапе влечения к алкоголю еще нет. В результате регулярного потребления спиртного, утраты рвотного рефлекса и возрастания переносимости алкоголя начинает формироваться влечение к нему. У подростков формирование всех симптомов алкоголизма происходит очень быстро, и отрезки времени между появлением все новых симптомов непродолжительны. Многие симптомы возникают гораздо раньше, чем при типичном алкоголизме взрослых. Влечение к алкоголю проявляется в том, что подростку начинает нравиться состояние опьянения как состояние веселья, интересных «приключений».  Делинквентное поведение практически всегда связано с употреблением спиртного. Учащиеся начинают прогуливать занятия, грубят учителям и родителям, задирают более слабых, зная, что за их спиной стоит их группа и ощущая себя сильными и непобедимыми, изыскивают всевозможные способы добывания денег на спиртное. А поскольку легальным способом они добыть их не могут, рано или поздно пьющие подростки решаются на криминальные действия. Совершив преступление и оставшись безнаказанными (как нередко бывает), они без всяких опасений вновь совершают противоправные поступки.

Многие родители «прозревают» и узнают о поведении  сына или дочери только после задержания их работниками правоохранительных органов.

В целом проявления алкоголизма у подростков отличаются от алкоголизма взрослых  и ускоренным развитием, и атипичностью многих проявлений.

Психиатры считают, что между возрастом, когда начинается злоупотребление алкоголем, и тяжестью алкоголизма существует пропорциональная зависимость - чем раньше начинается потребление алкоголя, тем тяжелее протекает заболевание. Алкоголизм у несовершеннолетних формируется в 2-4 раза быстрее, чем у взрослых. У подростков многодневное пьянство возможно уже в первой стадии. Регулярные передозировки с тяжелым опьянением тоже возникают уже на первой стадии. Похмельный синдром формируется быстро - через 1-3 года систематического пьянства.

Гораздо быстрее, чем у взрослых, наступает и  прогрессирует психическая деградация. Пьющие подростки тупеют, их интеллектуальное развитие значительно отстает от возрастных норм, они не способны концентрировать внимание и усваивать новый материал, быстро прогрессируют нарушения памяти. Подростки становятся апатичными, ко всему безразличными, кроме выпивки, как взрослые алкоголики на третьей стадии. Они отстают от сверстников в общем физическом развитии и росте, худеют, кожа у них приобретает серовато-бледный цвет, вялая, могут появиться преждевременные признаки одряхления - некоторые пристрастившиеся к алкоголю учащиеся выглядят, как маленькие старички. У большинства из них развиваются малокровие, гастрит, различные эндокринные нарушения и заболевания внутренних органов.

В целом прогноз  алкоголизма у подростков неблагоприятный на любой стадии. Они очень трудно поддаются лечению, да большинство их и не хочет лечиться. В наркологической больнице они постоянно нарушают лечебный режим, при малейшей возможности выпивают или переходят на прием наркотически действующих средств. Чаще, чем взрослые алкоголики, они погибают от несчастных случаев, в драках, бывают и самоубийства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  по 1-ой главе:

Изучение употребления алкоголя среди  детей в Росси во многом опирается  на опыт подобных исследований за границей, которые в конце XIX – начале XX в. широко проводились в Западной Европе и Северной Америке и велись в самых различных направлениях.

В России в то время  были широко распространены питейные обычаи, способствующие привыканию к алкоголю с раннего  детства. Было принято приучать детей к водке с грудного возраста с постепенным повышением дозы спиртного до нескольких рюмок. В народе существовало поверье, что если давать детям водку, то они не будут пить, когда станут взрослыми. Спиртные напитки обычно давали слабым, истощенным, рахитичным детям для "укрепления организма", "улучшения" сна и аппетита. Портвейн служил средством повышения аппетита, малиновая настойка – при простудных заболеваниях, кагор и черемуховую наливку применяют при поносе, "рябиновку" – при глистных инвазиях и т.д. В бедных слоях населения водка считается универсальным лечебным средством.

Среди исследований влияния  алкоголя на детский организм, прежде всего, выделяется работа И. В. Сажина "Влияние  алкоголя на нервную систему и  особенности развивающегося организма" (1902). В ней содержатся многочисленные, порой уникальные опыты и наблюдения о влиянии алкоголя на нервную систему ребенка; убедительными примерами доказывается, что уже небольшие дозы алкоголя губительно влияют на формирующийся мозг и особенности растущего человека.

Анализ отечественной литературы по проблеме детской и юношеской  алкоголизации, вышедшей с начала 90-х  гг. и по 1914 г. (исследования прекращены в связи с войной), позволяет  выделить следующие основные направления:

    • изучение факторов, способствующих развитию алкоголизации среди учащихся (Григорьев, 1898, 1900; Дембо, 1900; Коровин, 1908; и др.);
    • исследование влияния алкоголя на детский и юношеский организм (Горячкин, 1896; Эрисман, 1897; Сажин, 1902; Щербаков, 1907; и др.);
    • изучение возможностей школы в борьбе с алкоголизмом (Португалов, 1895; Вирениус, 1900; Невзоров, 1900; Плотников, 1900; Канель, 1909, 1914; Гордон, 1910; и др.).

В большинстве работ  этого периода использовались методы опроса и интервью либо анкетирования.

Одна из ранних попыток изучить  масштабы алкоголизации среди детей  принадлежит редактору первого  русского антиалкогольного журнала "Вестник  трезвости" (1894-1898) Н. И. Григорьеву. Таким  образом, в исследованиях 20-30-х гг. дана в основном картина существовавшей в то время алкоголизации детей и подростков с особым акцентом на влияние семьи, родителей в приобщении детей к спиртному.

Современный период изучения ранней алкоголизации отмечен многочисленными  попытками более глубоко раскрыть причины злоупотребления спиртными напитками.

Таким образом, развитию алкоголизма способствует комплекс факторов биологического и социального плана. Формирование и психическое развитие ребенка происходит в результате тесного взаимодействия трёх компонентов: биологического (организм ребенка, уровень его зрелости, особенности функционирования различных органов и систем), социального (люди с их делами, взглядами, отношениями, поступками, идеалами, среди которых живет и  с которыми общается ребенок) и поведенческой активности ребенка, под которой понимается физическая и умственная (стремление узнать, что это такое, как устроено и т.д.) деятельность.

Среди этих компонентов  развития личности решающим является социальный – фактор общения, взаимодействия и жизни среди других, в особенности взрослых, людей. Взрослые не только передают детям знания об окружающем мире, но и под их воздействием формируются взгляды, отношения к окружающему, складываются черты характера, образ жизни и поведения подрастающего человека.

Факторы поведения являются ведущими и оказывают прямое влияние на развитие злоупотребления алкоголя несовершеннолетними.

Биологические факторы  оказывают меньшее влияние на развитие злоупотребления алкоголем. Обусловливая в большей или меньшей  степени конституционно-психологические отклонения или дефекты, они делают организм ребенка, подростка более уязвимым по отношению к алкоголю. Биологически отягощающие факторы способствуют ускорению перехода к систематическому, частому употреблению алкоголя и формированию алкогольной зависимости у подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Система профилактической работы с подростками, склонными  к употреблению алкоголя

2.1.Социально – педагогическая  деятельность с детьми, склонными  к употреблению алкоголя

 
        Социально – педагогическая  деятельность — это деятельность, направленная на конкретного ребенка, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения личности ребенка и окружающего его социума; поиска адекватных способов общения с ребенком; выявления средств, помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса  профилактических, реабилитационных мероприятий, а также путем организации  различных сфер жизнедеятельности  детей. 
        Социально-педагогическая деятельность опирается на следующие принципы: 
•индивидуально-личностный подход к ребенку,

•опора на положительные стороны  личности ребенка,

•объективность подхода к ребенку,

•конфиденциальность.

Ранее отмечалось, что социально-педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет свою структуру, которая включает нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга компонентов: цель, субъект, объект, функции, методы, формы. Рассмотрим структуру социально-педагогической деятельности с детьми, склонными к употреблению алкоголя, раскрывая содержание каждого из ее 
компонентов. Целью социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к алкоголизму, является устранение негативных факторов, способствующих алкоголизации детей.

Первый фактор — индивидуально-психический, включающий в себя: искажение личностных черт, деформацию мотивационной сферы, несформированность навыков.

Второй фактор — индивидуально-соматический — предполагает наличие у ребенка, склонного к алкоголизму, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии. 
 Третий фактор — социальный внешкольный, включающий нарушение прав ребенка со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребенком либо гиперопека, вовлечение ребенка в противоправные действия, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.

Четвертый фактор — социальный школьный, где в качестве составляющих включены следующие компоненты: негативно  влияющий социально-психологический  климат учебной группы (класса), низкий социальный статус группы.

Это основные факторы, влияющие на ребенка  и ведущие к развитию у него алкогольной зависимости. Поэтому  социально – педагогическая деятельность должна быть направлена на минимизацию  или полное устранение факторов, осложняющих социализацию ребенка.

        Цель социально-педагогической деятельности  может быть реализована путем  решения следующих задач: 1. Создание  форм активной действенной социально-педагогической  помощи и защиты для конкретного  ребенка. 
2. Формирование у подростка позитивных ценностных ориентации в процессе социально-педагогической и коррекционной работы. 
3. Вовлечение подростков в социально-полезную деятельность, формирование у него разносторонних интересов и увлечений. 
4. Воспитание активной личности, привитие ей качеств гражданина, семьянина, формирование положительной самооценки. 
5. Укрепление физического и психического здоровья ребенка путем осуществления комплекса медицинских, психолого-педагогических и других мероприятий. 
6. Формирование основ правовой культуры ребенка. 
7. Формирование навыков «выживания» в условиях кризиса современного общества. 
        Второй компонент структуры деятельности — это ее субъекты. Основным субъектом деятельности является социальный педагог, но кроме того, в данном случае, могут привлекаться специалист по социальной работе, валеолог, психолог и родители.

        Третий компонент — это объект, для которого и организуется  вся социально-педагогическая деятельность. Объектом деятельности являются дети с разным уровнем вовлеченности в процесс алкоголизации. 
        Четвертый компонент — функции деятельности. Они вытекают из конкретных функций работы субъектов деятельности. 
        У социального педагога такими основными функциями являются три: 1) социально-педагогическая, заключающаяся в оказании помощи ребенку и семье в процессе социального взаимодействия, в налаживании социальных связей и отношений, создании благополучной социальной среды для развития ребенка, осуществлении контроля за ребенком; 2) социально-обучающая функция, направленная на овладение ребенком знаниями о проблеме пьянства и алкоголизма, а также необходимыми социальными умениями и навыками противостояния вовлечению в процесс алкоголизации; 3) правозащитная, предусматривающая соблюдение и защиту прав ребенка, склонного к алкоголизму.

Информация о работе Алкоголизм детей как социально – педагогическая проблема