Бродяжничество и беспризорность детей как социально-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

В условиях современного общества назрела необходимость создать эффективную систему социальной защиты населения. Социально-экономический упадок в обществе породил глубокий кризис семьи, способствовал усилению таких болезней общества, как алкоголизм, наркомания, безнадзорность и др. Создалась угроза разрушения семьи как социального института. Семья подверглась деформации, а то и полному разрушению. И в первую очередь, от этого страдают дети, что нередко проявляется в их поведении, которое не всегда отвечает социальным нормам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 3
ИСТОРИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ПРИРОДЫ И ПРОБЛЕМЫ БРОДЯЖНИЧЕСТВА И БЕСПРИЗОРНОСТИ. 5
ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ И ПРОБЛЕМЫ БРОДЯЖНИЧЕСТВА И БЕСПРИЗОРНОСТИ В РОССИИ. 7
ПОНЯТИЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО ПРИЧИНЫ. 12
ПРИЧИНЫ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БРОДЯЖНИЧЕСТВА. 15
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ БРОДЯЖНИЧЕСТВА И БЕСПРИЗОРНОСТИ. 20
ПОМОЩЬ, ОКАЗЫВАЕМАЯ БЕСПРИЗОРНЫМ ДЕТЯМ. ПРОБЛЕМЫ В ЭТОЙ СФЕРЕ. 24
ВЫВОД. 29
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Файлы: 1 файл

Курсовая по соц.пед..doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

В решении разнообразных  проблем бездомности большую  роль играют социальные работники и педагоги, особенно те из них, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации, детских домах, школах и т.д. В успешности социальной работы важным критерием является духовность и психологические качества самого работника.

В процессе своей эволюции социальная работа прагматизировалась, отходя от своих истоков духовности, но, тем не менее, ее определение сейчас представляется как милосердие плюс умение. Именно милосердие как состояние души человека - социального работника является основой и связующим звеном между социальной работой и духовностью. Под духовностью психологами понимается внутренняя устремленность к добру, потребность отдавать свои душевные силы ближнему, творить добро, выполняя свою миссию на этой земле. Поэтому социальная работа была и остается одной из самых трудных, но благородных и одухотворенных видов деятельности. Ценностные установки профессиональной социальной работы во всех ее разновидностях сводятся к общечеловеческим ценностям, уважению чести и достоинства человека, уникальности его личности. Нравственный человек осознает необходимость действия с учетом критериев,

выверенных человеческим опытом. Безнравственный человек находится в

подчинении у собственных  интересов, стремлений, желаний, его  путь -

вседозволенность. Также в социальной работе, как нигде, необходим профессионализм и компетентность. Она требует динамизма, индивидуальности, быстрой адаптации к изменившейся ситуации.

Попадая в приют, безнадзорные дети, естественно, не сразу адаптируются к новой социальной среде, требуется  немало усилий, чтобы состоялось их социальное возрождение. Основной задачей детского дома является социализация воспитанников. Педагоги и воспитатели детских домов пытаются построить свои отношения с воспитанниками по типу семейных, ставя перед собой цель, непосредственно, заменить детям мать или отца. Хотя в современной научно-медицинской и психологической литературе преобладает мнение, что связи воспитателей и воспитанников закрытых детских учреждений не должны имитировать семейных. В деятельности детского дома или школы-интерната приобретают особую актуальность принципы практической педагогики и психологии, учитывающие индивидуальные особенности детей. В первую очередь целесообразно вовлекать воспитанников в деятельность, интересную для них и вместе с тем обеспечивающую развитие их личности: начальное профессиональное, техническое, художественное, музыкальное образование и спорт. Главное она должна быть нацелена на достижение успеха, что усиливает мотивацию саморазвития личности.

Перспективной формой обустройства ребенка  является патронат. Это первый шаг  к усыновлению. Патронат дает возможность взрослым и ребенку привыкнуть друг к другу, а потенциальным родителям определиться в новом качестве, понять свою ответственность и потребность в ребенке, оценить в связи с этим свои возможности. Тогда усыновление становится более естественным и продуманным. Во всем мире признано, что только семья, пусть и неродная, может стать надежным средством реабилитации детей с трудной судьбой. Однако очень длинным получается перечень бюрократических препятствий, которые вынуждены преодолевать приемные семьи и их общественные попечители. И приемные семьи, и просто пожелавшие взять на воспитание или усыновить сироту граждане находятся в почти феодальной зависимости от отделов опеки и попечительства при местных органах самоуправления. Только они дают права и распределяют блага, оставаясь практически неподконтрольными.

И очень часто получается так, что  государство в лице своих чиновников изо всех сил сопротивляется нормальному  жизнеустройству сирот. Тому есть несколько  причин. Первая - это лень. Приемные семьи - лишняя головная боль. Нужно давать им помещения, делать им ремонт за казенный счет, проверять их, вникать в их проблемы. Да и дети-то часто из чужого округа - чужие, значит, дети. Куда проще сдать сирот в детдом и механически отчислять им из бюджета определенную сумму. Вторая причина тоже традиционная - коррупция. Сироты - источник немалых доходов для тех, кто самоуправно распоряжается их судьбами. Третья причина - государственная монополия. Государственная монополия на сирот выгодна всей чиновничьей корпорации в целом. Ведь ребенок - лишь последнее звено в цепочке, которая протянулась от госбюджета до детского дома. Государство затрачивает в месяц не менее 6 тысяч рублей на одного ребенка в детдоме,  но львиная доля этой суммы идет на содержание чиновников разных уровней, занятых оформлением, управлением, прогнозированием и прочее, мушиная доля отчисляется на зарплату воспитателям, и совсем гроши достаются самому питомцу. Ребенок из приемной семьи обходится казне в гораздо меньшую сумму, ему выплачивают от 700 до 2500 рублей в месяц (в зависимости от региона). Кроме того, можно говорить и о рентабельности вложений: выпускники детских домов нуждаются в социальной реабилитации, тогда как их сверстники из приемных семей поступают в вузы и сами образуют полноценные семьи. Право ребенка на семью и права самой семьи нынешним российским законодательством практически игнорируются.

В настоящее время система учреждений экстренной помощи детям, оказавшимся  в трудной жизненной ситуации, закреплена в Федеральном законе от 24 июня 1999г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В ст. 13 Закона определяется, что к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:

 

1) социально-реабилитационные  центры для несовершеннолетних,

    осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную

   реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной

   ситуации;

2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и

    социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной

    жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи

    государства;

3) центры помощи детям,  оставшимся без попечения родителей,

    предназначенные для временного содержания несовершеннолетних,

    оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и

    оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние:

 

1) оставшиеся без попечения  родителей или законных представителей;

2) проживающие в семьях, находящихся в социально опасном  положении;

3) заблудившиеся или  подкинутые;

4) самовольно оставившие  семью, самовольно ушедшие из  образовательных 

    учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  

    родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц,

    самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений

    закрытого типа;

5) не имеющие места  жительства, места пребывания и (или) средств к

    существованию;

6) оказавшиеся в иной  трудной жизненной ситуации и  нуждающиеся в 

    социальной помощи и (или) реабилитации.

Основаниями помещения  в специализированные учреждения для  несовершеннолетних, нуждающихся в  социальной реабилитации, являются:

 

1) личное обращение  несовершеннолетнего;

2) заявление родителей  несовершеннолетнего или его  законных 

    представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего

    возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения

    несовершеннолетнего противоречит его интересам;

3) направление органа  управления социальной защитой  населения или 

    согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или

    учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений

    несовершеннолетних;

4) постановление лица, производящего дознание, следователя,  прокурора или 

    судьи в случаях задержания, ареста или осуждения родителей или

    законных представителей несовершеннолетнего;

5) акт оперативного  дежурного районного, городского отдела (управления)

    внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного

    муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел

    закрытого административно-территориального образования, отдела

    (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости помещения

    несовершеннолетнего в специализированное учреждение для

    несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия

    указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления

    социальной защитой населения.

Основными направлениями деятельности специализированных учреждений являются:

 

- осуществление приема  несовершеннолетних, оказавшихся в  трудной 

  жизненной ситуации, оказание им экстренной помощи, в случае

  необходимости проведение доврачебного осмотра и организация

  медицинского обследования;

- проведение социального  диагностирования с целью дальнейшей  разработки 

  индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации,

  осуществления контроля за их реализацией, обеспечения защиты прав и

  законных интересов несовершеннолетних;

- обеспечение реализации  программ социальной реабилитации 

  несовершеннолетних.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних осуществляет профилактику безнадзорности, работу с семьями несовершеннолетних, реабилитацию несовершеннолетних с различными формами и степенью социальной дезадаптации, обеспечивает им социальную помощь и социальный патронаж несовершеннолетних.

Социальный приют для  детей предназначен для временного проживания и социальной реабилитации детей от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в экстренной социальной помощи.

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначается  для социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказания содействия в их дальнейшем устройстве (с приоритетным использованием различных форм передачи на воспитание в семью) в установленном порядке.

После придания борьбе с  беспризорностью статуса дела государственной важности региональные власти России рьяно взялись за отлов и перевоспитание детей улиц. Правда, среди чиновников новых Макаренко пока не обнаружилось. Действуют они в основном бюрократическими и полицейскими методами.

Попытки как-то помочь беспризорным детям предпринимают различные общественные организации. Они организуют питание детей на улице и в столовых, оказывают медицинскую и психологическую помощь беспризорным детям, создают свои детские дома и приюты, в том числе семейного типа. Эта деятельность дает конкретные результаты, но, к сожалению, охватывает пока лишь небольшой процент беспризорных детей.

Русская Православная Церковь  также принимает участие в  помощи беспризорным детям и детям-сиротам. Одним из направлений такой деятельности является посещение государственных детских домов и приютов. Священники беседуют с детьми, рассказывают им о вере и Церкви, крестят желающих. К церковным праздникам, особенно к Рождеству Христову и Пасхе, для детей устраиваются праздничные представления, им раздают подарки. Там, где возможно, организуются экскурсии с посещением монастырей, храмов и православных святынь. Иногда удается приобщить детей к каким-то видам деятельности при храме или принять в воскресную школу.

Увеличение числа детей-беспризорников, нуждающихся в государственной опеке, требует разработки мероприятий воспитательного и обучающего характера, развития сети учреждений для психолого-педагогической реабилитации таких детей.[7]

Вывод.

 

Беспризорность и безнадзорность детей является угрозой будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования. В настоящее время проблема детской беспризорности остается одной из наиважнейших проблем нашего общества и государства. Первым шагом в решении практических задач по борьбе с беспризорностью несовершеннолетних является выявление и помещение их в специализированные учреждения.

Необходимо внести изменения и  дополнения в Федеральный закон  «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по усовершенствованию порядка устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечения детей указанной категории, жилой площадью. Также необходимо усилить уголовное преследование родителей и других лиц, допускающих истязание детей, за оставление их в опасном состоянии, в том числе истощение, неоказание медицинской помощи, хулиганские действия, вовлечение в пьянство, проституцию и преступную деятельность. Хотя закон на защите детей, но следственная и судебная практика по этим составам преступлений в отношении родителей пока не сложилась. И, конечно же, надо усилить уголовную ответственность в отношении лиц, вовлекающих детей в преступную деятельность, занимающихся сексуальной эксплуатацией детей и подростков.

Информация о работе Бродяжничество и беспризорность детей как социально-педагогическая проблема