Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Дата добавления: 20 Января 2013 в 13:18
Автор работы: j*************@yandex.ua
Тип работы: статья
Скачать архив (48.36 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.docx

  —  50.64 Кб

Формирование  толерантного отношения к детям  с ограниченными возможностями  здоровья в условиях инклюзивного образования 

Перевалова  Наталья Евгеньевна, тифлопедагог

Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками

 

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю  тебя, а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

За период своего существования  человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении  к детям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались  как страницы равнодушия, ненависти  и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось  в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.

Ухудшение экологической  обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей-инвалидов.

В настоящее время в  России насчитывается около 2 млн. детей  с ограниченными возможностями  здоровья или 8% всей детской популяции, причем 600 тысяч из них – инвалиды. В Мурманской области проживает 2,4 тысячи детей-инвалидов, а в Оленегорске  – 123 человека – дети-инвалиды. Это  актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование  системы социальной помощи и поддержки.

В числе основных международных  документов, защищающих и гарантирующих  права этой категории детей, можно  назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила  обеспечения равных возможностей для  инвалидов».

Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении  его связи с миром, бедности контактов  со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к  культурным ценностям, а иногда –  и к элементарному образованию. А так же проблема негативного  отношения к детям с ограниченными  возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических  барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными  возможностями. Проблемы усугубляет тот  факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям, называя  их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, одной из центральных  задач в развитии нашего учреждения по отношению к детям с особыми  потребностями является формирование у педагога педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. А также воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Мы формируем толерантность  в следующих целевых группах:

  • Специалисты (врач-офтальмолог, врач-педиатр, учитель-логопед, учитель-дефектолог (тифлопедагог), медсестры-ортоптистки, воспитатели, инструктор по физической культуре, преподаватель изодеятельности), работающие с детьми
  • Родители
  • Дети

В нашем детском саду 7 детей-инвалидов: 2 ребенка инвалиды по зрению, 1 ребенок-инвалид с заболеванием опорно-двигательного аппарата, 4 ребенка-инвалида по общему заболеванию. Дети посещают группы компенсирующей, комбинированной  направленности. Все дети имеют зрительную и речевую патологию.

В соответствии с Законом  Мурманской области от 29.12.07 «О мерах  социальной поддержки инвалидов» воспитание и обучение детей-инвалидов осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов  и индивидуальной программой сопровождения.

Основными задачами инклюзивного воспитания детей с ограниченными  возможностями здоровья в нашем  учреждении являются:

  • укрепление здоровья детей и предупреждение возникновения вторичных нарушений физического и психического развития;
  • обеспечение прав детей и родителей в получении необходимого комплекса коррекционно-образовательных услуг;
  • осуществление своевременной социальной адаптации и интеграции ребенка в общество;
  • своевременное исправление, компенсация нарушений психофизического развития;
  • формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей, позволяющих снизить зависимость от посторонней помощи и повысить социальную компетентность.

В работе с детьми мы, организуя  свободное время дошкольников, делая  их досуг содержательным, опираемся  на сотрудничество с семьей. Создать  в группе атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки помогают разнообразные формы работы с  родителями:

  • День открытых дверей
  • Работа родительского клуба «И глаза вам скажут «Спасибо»
  • Встречи со специалистами в гостиной «Родничка»
  • Участие родителей в общих родительских собраниях, заседаниях педагогических и коррекционных советов, консультации, практикумы и тренинги

Цель таких мероприятий: создать условия для развития толерантности через воспитание с любовью и во имя любви, с  добротой и милосердием, в духе мира и уважения к правам человека, вовлекая в процесс воспитания родителей. 
Воспитание толерантности как личного качества в детях осуществляем через создание условий для развития ребенка. В специально организованной игровой деятельности воспитываем в детях открытость и уважение к другим людям, прививаем способность понимать других детей, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Преимущества  интеграционной системы для личности и когнитивного развития как детей  с ограниченными возможностями  здоровья, так и детей без подобных ограничений:

преимущества  социального характера:

  • развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи;
  • обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей;
  • развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность;

преимущества  психологического характера

  • исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;

преимущества  медицинского характера:

  • подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума;
  • исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

преимущества  педагогического характера:

  • рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом)
  • активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации.

Наши дети – активные участники городских, областных, международных  мероприятий: выставок, фестивалей, конкурсов  разного уровня.

Во время декады инвалидов 01.12 -10.12.2008г. были проведены мероприятия:

  • Выставка рисунков «Мир глазами ребенка»
  • Спортивный праздник в зимнем лесу «Если с другом вышел в путь»
  • Экскурсия в детскую библиотеку «Мир русских сказок»
  • Музыкальный калейдоскоп «Минута славы»
  • Индивидуальные консультации родителей по социально-правовой поддержке детей-инвалидов, вопросам их воспитания и обучения.

Неоднократно наши дети с  ограниченными возможностями здоровья принимали участие в международных  мероприятиях:

  • Семинар в рамках международного проекта «Изменение отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья»
  • «Интеграция в общество детей, имеющих проблемы в развитии»
  • Участие в президентских программах «Дети России» и «Слепой ребенок»

20.03.-24.03.2009 г проходил Международный  конкурс детского творчества  детей с ограниченными возможностями  здоровья «Шаг навстречу». Участником  этого конкурса стала воспитанница  старшей группы компенсирующей  направленности Глимакова Арина  под руководством преподавателя  по изодеятельности Геккиной  С.П. рисунок «Мой аквариум».

Опыт взаимодействия нормально  развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию у «нормы» альтруистического  поведения, эмпатии и гуманности. Дети становятся более терпимыми  по отношению друг к другу. «Нормальные» дети учатся воспринимать «особых» как  нормальных членов общества. Включённость воспитанников с особыми нуждами  в среду нормально развивающихся  сверстников повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых  и социальных позициях, что в целом  повышает адаптационные возможности  детей.

В заключение хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных  путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей  с ограниченными возможностями  здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить  черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

Родительское собрание по проблеме развития толерантности у детей

25.05.11 11:43 Специалисты ОМЦ 

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ 
"КАК ВОСПИТАТЬ ТОЛЕРАНТНОГО ЧЕЛОВЕКА?"

Приложение: мультимедийная презентация СКАЧАТЬ

Проблемой обсуждения с родителями является вопрос «Как воспитать толерантного человека?». Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Именно поэтому важнейшей  задачей является формирование у  подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей  и их взгляды, привычки такими, какие  они есть. 

 

Ход собрания:

Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас. Спасибо, что, отложив  все дела, Вы пришли на эту встречу. Проблема, которая станет предметом  нашего обсуждения, весьма актуальна  «Как воспитать толерантного человека?»  Необходимость ее решения продиктована тем, что толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека.

Толерантность – понятие достаточно новое, это: 
– ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур; 
– терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему  миру ребенка, веру в победу доброго  начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику. 
Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно. Во-первых, не обижать его. Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним. В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости. В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений. В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п. В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам. 
Для того чтобы родители могли воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, а именно, родителям необходимо формировать у подростков систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствия, понимание, сопереживание и т.п. От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит, какой здесь вырастет человек. Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка подростка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее. 

Страницы:1234следующая →
Описание работы
Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями.
Содержание работы
содержание отсутствует