Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - систематизировать теоретический и практический опыт внеучебной деятельности школьников и представить собственные методические разработки и рекомендации в данной области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть задачи школы по организации внеучебной деятельности детей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика внеучебной деятельности…………………………...5
2. Роль педагога в организации внеучебной деятельности ……………………7
3. Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения…………………………………………10
4.Анализ работы начальной школы…………………………………………….18
5.Примерная разработка программы кружка…………………………………..23
Заключение ………………………………………………………………………27
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.45 Кб (Скачать файл)

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Основным преимуществом внеучебной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

Направления внеучебной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебной деятельности; основанием для построения соответствующих образовательных программ.

В рамках перехода образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, на государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) каждому педагогическому коллективу необходимо определиться с организацией неотъемлемой части образовательного процесса - внеурочной деятельностью учащихся. Организовать – значит упорядочить, установить определённый порядок. Важно установить, какие аспекты, компоненты внеурочной деятельности требуется упорядочить, чтобы деятельность была организована. Исходя из анализа деятельности базовых площадок по апробации ФГОС, таким компонентами организации могут быть определены: условия, цели, мотивация, содержание, технологии, средства и результаты.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.

Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Содержание дополнительного образования на начальном этапе задаётся стремлением детей установить в своих играх удобный для них очеловеченный (одушевлённый) порядок в мире вещей, событий, явлений и приспособить вещи, организовать ситуацию под себя, под свою индивидуальность.

В процессе такой свободной игры и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определённые морально-нравственные ценности и культурные традиции.

Сверхзадача педагога дополнительного образования состоит в формировании личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.

Интенсивное развитие системы дополнительного образования на основе более полного выявления индивидуальных способностей, интересов, склонностей детей расширяет традиционные представления об образовании.

Дополнительное образование в форме добровольных объединений менее регламентировано и способно к построению диалогических, субъект-субъектных отношений. Здесь осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и взрослыми, т. е. детьми и педагогом как равноправными субъектами.

Такой поисковый режим образования наиболее полно может быть реализован именно в дополнительном образовании.

Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности.

Это спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое направления.

В основу примерных программ внеурочной деятельности положены следующие принципы:

• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;

• системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Программы эти, как правило, составляются и корректируются по ходу их реализации непосредственно в объединениях детей с активным участием педагога, психолога, родителей и отражают особенности сложившегося социального опыта.

Примерные программы имеют одинаковую структуру, они включают пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание курса, краткий перечень материалов, инструментов и оборудования, рекомендуемую литературу. внеучебный кружок школьник

Каждая примерная программа служит неким опорным конспектом при разработке рабочей программы дополнительного образования. При этом разработчики рабочей программы вправе изменить цель, задачи, приоритеты педагогической деятельности, содержание и объекты творческой деятельности школьников, формы организации внеурочной деятельности (кружок, секция, клуб, студия, научное общество учащихся, малая академия наук и др.) и соответственно форму подведения итогов работы того или иного объединения детей (выставка, выставка-ярмарка, слёт, конференция, соревнование, конкурс, фестиваль, отчётный концерт и т.п.).

Пояснительная записка к программам каждого из направлений раскрывает цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по данному направлению внеурочной деятельности, педагогическую идею, положенную в основу предлагаемых примерных программ, информацию о продолжительности каждого занятия, о том, для детей какого возраста предназначена программа, об особенностях места проведения занятий, о видах деятельности, о психолого-педагогических принципах, на основе которых построено содержание примерных программ, о содержании и методах деятельности, об ожидаемых результатах и о форме подведения итогов работы.

Учебно-тематический план составлен в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия).

Последовательность тем целесообразно построить так, чтобы они независимо от направления деятельности учащихся отражали логику предлагаемого образовательного маршрута. На вводном занятии целесообразно обратить внимание на особенности использования терминов и понятий, отражающих специфику содержания программного материала. Затем желательно раскрыть природу возникновения, историю становления и развития рассматриваемого явления (науки, искусства, техники, спорта и т. п.), показать роль специалистов, мастеров, исследователей в формировании современных представлений о том или ином явлении.

Особенности содержания примерной программы. При отборе содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагога.

Содержание примерных программ внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения.

В представленном сборнике примерные программы внеурочной деятельности детей рассматриваются как своеобразный образовательный маршрут, который прокладывается по определённым направлениям.

При этом каждая программа представляет собой не некий линейно выстроенный курс, движение, совершаемое в установленной очерёдности, а скорее «мешок с подарками», из которого дети и педагог выбирают то, что их в данный момент заинтересовало.

Рекомендации по разработке рабочих программ внеурочной деятельности детей. Первый способ заключается в прямом использовании примерной программы в качестве рабочей программы. При этом соотношение количества часов на проведение теоретических и практических занятий должно быть уточнено в соответствии с местными условиями, интересами детей, уровнем их подготовленности, опытом педагога и др.

Второй способ — это создание рабочей программы на основе примерной программы. Разработчик рабочей программы внеурочной деятельности должен сформулировать для себя цели и задачи, определённые требования к структуре программы, её содержанию, методам и образовательным технологиям, результатам работы и форме подведения итогов индивидуальной и коллективной деятельности ребят.

После написания рабочей программы организуется её презентация на заседании профильного методического объединения педагогов дополнительного образования. После доработки в соответствии с замечаниями и пожеланиями участников обсуждения программа и рецензии на неё представляются в администрацию образовательного учреждения. После утверждения программы директором образовательного учреждения педагогический совет этого учреждения может рекомендовать программу для апробации в том или ином объединении детей. По мере опытной проверки содержание программы корректируется, дополняется и обеспечивается средствами психолого-педагогической поддержки и необходимым учебно-методическим комплектом.

В состав учебно-методического комплекта к программе могут входить: учебные и методические пособия; профильные энциклопедические словари и справочники; аннотированный указатель литературы для педагога и для детей; видео- и аудиоматериалы; компьютерная поддержка программы; подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов и т. д.; перечень объектов для экскурсий; календарь знаменательных дат; информация о жизни и деятельности людей, внёсших существенный вклад в искусство, науку, производство, спорт, туризм и т. д.; подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации, по данному направлению деятельности обучающихся; коллекции различных предметов по направлению творческой деятельности данного объединения (альбомы, репродукции произведений искусства, произведения декоративно-прикладного искусства; почтовые марки, открытки, значки, памятные медали, портреты людей, достигших успехов в данном направлении творческой деятельности, натурные объекты, модели (макеты) различных устройств и т. д.); информация о мемориальных центрах, музеях, картинных галереях, выставочных залах и т. п. по направлению творческой деятельности данного объединения детей; материалы, отражающие достижения обучающихся; перечень учебных заведений, где можно продолжить образование; оборудование рабочего места.

1 этап (1-4 класс), в первую очередь, преследуются цель научить учащихся  учиться. Формируются нормы поведения, развитие социальных способностей  и умений. Этот этап можно считать  необходимым введением учащегося  начальной школы в специально  организованное пространство сотрудничества. На этом этапе учащиеся осваивают  формы групповой работы, используя  ее для решения интеллектуальных, творческих и организационных  задач. Процессы социализации, решающие  задачи формирования детской субъектности, являются самыми важными на этом этапе. В этом смысле, речь идет о взаимообучении, которое используется для развития в школьниках творческой независимости. Г.А.Цукерман пишет, что «детское учебное (а мы добавляем и внеучебное), сотрудничество пытается разрешить проблемы саморазвития, самообучения, самовоспитания и прочих форм детской самостоятельности». Для достижений целей этого этапа специально для учащихся начальной школы реализуется программа специально спроектированных внеучебных мероприятий, объединенных по направлениям деятельности: спортивно оздоровительное, художественно - эстетическое, научно - познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. Таким образом, занятия по предметам школьного цикла имеют свое естественное продолжение в разнообразных видах внеклассной и внешкольной деятельности учащихся. Внеклассные и внешкольные занятия учащихся организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем их мире. Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни.

На всех этапах подготовки, организации и проведения внеучебных мероприятий в работу «включаются» наиболее заинтересованные родители и социальные партнёры образовательных учреждений. Родители учащихся активно привлекаются для проведения разнообразных внеклассных и внешкольных мероприятий. Такое взаимодействие с семьями учащихся позволяет реализовать один из основополагающих принципов деятельности образовательных учреждений, а именно, связь с родителями.

 

 

 

 

4 Анализ работы начальной школы

 

 МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени С.С. Орлова» ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учетом индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и др.) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей, путем создания в ней адаптивной педагогической системы и благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития ребенка. Контингент учащихся неоднороден.

Информация о работе Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников