Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - систематизировать теоретический и практический опыт внеучебной деятельности школьников и представить собственные методические разработки и рекомендации в данной области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть задачи школы по организации внеучебной деятельности детей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика внеучебной деятельности…………………………...5
2. Роль педагога в организации внеучебной деятельности ……………………7
3. Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения…………………………………………10
4.Анализ работы начальной школы…………………………………………….18
5.Примерная разработка программы кружка…………………………………..23
Заключение ………………………………………………………………………27
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.45 Кб (Скачать файл)

Неоднородность состава учащихся по социальному и материальному положению их семей создает нормальную (благоприятную) ситуацию для решения педагогической задачи - первичной социализации.

 На 2010-2011 учебный год перед начальной школой были поставлены следующие цели и задачи:

Цели:

- Включение педагогов в осознанный процесс овладения инновационными технологиями, повышение их активности в этом процессе.

- Повышение качества образования обучающихся через повышение профессиональной компетентности.

Задачи:

- Продолжить целенаправленную работу по развитию у учащихся младших классов творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей через организацию различных форм работы.

- Оказание педагогической поддержки учащимся с разным уровнем обучаемости.

- Использовать тестовую структуру заданий в учебном процессе, в целях психологической и технологической подготовки учащихся, начиная с младшего школьного возраста, к сдаче единого государственного экзамена.

Эти задачи решал коллектив начальной школы в составе 8 учителей, из которых с первой категорией 6 человек - 87% , со второй категорией - 2 человека - 25%

Учебный план начальной школы выстроен, реализован в полном объеме, обеспечен соответствующими программно- методическими комплексами. Содержание образования начальной школы реализовывалось через образовательные области, обеспечивающие целостное восприятие картины мира. Это достигалось также за счет деятельностного подхода и индивидуализации обучения.

В 3-4-х классах введен курс предмета «Информатика и ИКТ». Включение информационных технологий связано с необходимостью подготовки школьников к их использованию как средства повышения эффективности познавательной и практической деятельности учащихся при изучении всех учебных предметов.

Во 2-4 классах продолжено обучение английскому языку.

Расписание занятий и записи в классных журналах соответствуют учебному плану. Расписание учебных занятий обеспечило реализацию учебного плана и программы. Записи в классных журналах свидетельствуют о реальном обеспечении базового уровня подготовки по предметам в начальной школе. Количество часов, отведенных на изучение предметов, соответствует учебникам, учебным и методическим пособиям.

Анализ уровня знаний по математике за три учебных года позволяет констатировать достаточно высокий уровень. Добиться прочности усвоения материала позволило умелое сочетание иллюстративно-объяснительных, наглядных и проблемно-поисковых методов обучения, использование новых технологий и программ. Вместе с тем, наблюдается небольшой процент снижения показателя качества знаний, как считают педагоги, основными причинами стали усложнение программного материала.

 

Таблица 1. Качество знаний по математике во 2 - 4 классах за 3 года

Учебный год

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2а- 63%

3а-72%

4а-76%

2б-60%

3б- 57%

4б-57%

 

2а- 68%

3а-64%

 

2б-55%

3б-62%

   

2а-75%

   

2б-52%

   

1а-68% (по результатам итоговой к/р)

   

1б-78% (по результатам итоговой к/р)


 

Рисунок 1.

 

Проверка усвоения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с государственными требованиями является важным моментом в организации деятельности школы.

На современном этапе в начальной школе используются как традиционные контрольные работы, так и тестовые.

Цель контрольных работ: выявление уровня учебной подготовки учащихся. Анализ контрольных работ позволяет установить динамику формирования конечных результатов, вскрыть недостатки, установить их причины и выявить в школе передовой опыт. Согласно плану внутришкольного контроля проводились итоговые контрольные работы по математике за 2009 - 2010 год

 

Таблица 2. Результаты итоговых контрольные работы по математике за 2009 - 2010 год

 

 

Некрасова Е.В.

Мягкая Л.В.

Шаповалова Н.Л.

Хлапонина Е.А.

Гринченко Л.И.

Фомичева Н.М.

Приймак О.Н.

Мягкая Лид. В.

Кол-во учащихся по списку:

25

24

22

25

22

21

29

26

Выполняли работу:

22

23

22

23

20

20

28

24

Справились с работой:

20

23

22

22

18

18

24

19

Написали на:

 «5»

 

5

 

15

 

4

 

3

 

5

 

4

 

10

 

7

 «4»

10

3

10

9

4

6

9

7

 «3»

5

5

7

10

9

8

5

5

 «2»

2

-

-

1

2

2

4

5

Качество знаний:

68%

78%

69,5%

52%

45%

50%

68%

58%

Уровень успеваемости:

91%

100%

100%

90%

90%

90%

86%

70%

ИТОГО

73%

60,7%

45%

63%

Средний показатель качества знаний по математике составил 61, 7%


 

Уровень учебных достижений обучаемых в 2009-2010 учебном году представлен в следующих таблицах.

 

Таблица 3. Входной контроль

 

2 классы

3 классы

4 классы

Математика

75%

52,5%

40,5%


 

Стартовая проверка знаний показывает высокие результаты по математике во 2 классах, более половины учащихся имеют «4» - «5».

 

 

Таблица 4. Итог 1 полугодия

 

2 классы

3 классы

4 классы

Математика

57%

40%

65,5%


 

Анализ уровня знаний учащихся по математике свидетельствует о том, что к концу года высокий уровень успеваемости и качества знаний наблюдается у учащихся 1 «А» класса, 1 «Б» класса, 2 «А» класса, 4 «А» класса, 4 «Б» класса. Учителя этих классов много внимания уделяют развитию логического мышления, вычислительных навыков, применяя в своей работе личностно ориентированные технологии обучения.

Снижение успеваемости наблюдается у учащихся 2 «Б» класса, 3 «А» класса, 3 «Б» класса. Связано это с усложнением материала, не развитостью внеклассной работы. Учитывая выше изложенное, по результатам анализа итоговых контрольных работ, можно определить задачи по математической подготовке на 2010-2011 учебный год:

- Интенсифицировать работу по развитию у учащихся младших классов творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей через организацию различных форм работы, использование информационных технологий, особенно обратить внимания и вовлечь наибольше число детей во внеурочную деятельность.

- Продолжить работу по реализации принципа индивидуального подхода, опираясь на результаты психолого-педагогических исследований.

- Активизировать использование тестовых структур заданий в учебном процессе, в целях психологической и технологической подготовки учащихся, начиная с младшего школьного возраста, к сдаче единого государственного экзамена.

 

 

5. Примерная разработка прграммы кружка

 

Программа кружка «Умный в квадрате»

Программа рассчитана на учащихся 3 классов.

Срок реализации программы 1 год.

Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, развитию логического мышления, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.

 Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений, с использованием учебников «Моя математика» 3 класс (авт. Демидова Т.Е., Козлова С.А, Тонких, А.П., М., Баласс,2008г), пособия «Занимательная математика» Т.В. Семёнова, олимпиадные задания 2-4 класс А.М.Ситникова; олимпиадные задания 3-4 классы (автор-составитель Е.А.Чурас), выпуски журнала «Карапуз» 1998г.

 Актуальность работы кружка: необходимость развития способностей детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей.

 Цели программы: создание условий для формирования интеллектуальной активности

 Задачи программы:

- способствовать расширению кругозора,

- развивать мотивацию к познанию  и творчеству,

- формировать и развивать логическое  мышление,

- развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу

 Особенности программы:

 В содержании курса интегрированы задания из различных областей математики. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников, решение нестандартных задач.

 В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, содержащая в себе познавательный материал. Играя, дети лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а сами же и открывают «новые знания», разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств, умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение.

Программа рассчитана на учащихся 3 классов.

Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.

 Программа рассчитана на 17 занятий  по 1 учебному часу каждое. Занятия  проводятся 1 раз в 2 недели.

 Основные виды деятельности:

- решение логических задач,

- математические игры на листе  бумаги,

- решение нестандартных задач, задач на взвешивание, на переливание,

- ребусы, шарады, содержащие числа.

 Предполагаемые результаты:

- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся,

- формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации,

- развитие коммуникативной компетентности детей.

 Формы проверки результативности занятий:

- выпуск математических газет  «Кенгурёнок» с логическими заданиями, ребусами,

- подготовка и проведение детьми  « Математического марафона»  во время декадника по математике,

- участие в интеллектуальных  играх.

 Форма подведения итогов реализации программы: участие в конкурсе «Зимние интеллектуальные игры», «Кенгуру», олимпиадах разного уровня.

 

Таблица 5.

Тематическое планирование кружка «Умный в квадрате»

Тема занятия

Содержание занятия

1

Логические цепочки

Знакомство с логическими цепочками, поиск закономерностей их составления

2

Математическая игра «Домики» (Приложение 4)

Познакомить с математической игрой «Домики», организовать работу в группах.

3

Нестандартные задачи на переливание жидкости

Познакомить с различием между стандартными и нестандартными задачами. Решение задач на переливание жидкостей, используя различные сосуды

4

Головоломки

Знакомство с математическими головоломками и способами их решения

5

Математическая игра «Горки» (Приложение 5)

Познакомить с математической игрой «Горки», работа в парах

6

Задачи повышенной сложности

Знакомство с задачами повышенной сложности

7

Задания на логическое мышление (Приложение 9)

Решение задач на логическое мышление путём составления таблицы

8

Задания олимпиадного характера

Подготовка к олимпиаде

9

Математическая игра «Крестики и кружочки» (Приложение 6)

Познакомить с математической игрой «Крестики и кружочки», работа в парах

10

Логические задачи

Графическое решение логических задач

11

Решение нестандартных задач на взвешивание предметов (Приложение 8)

Знакомство с решением нестандартных задач на взвешивание предметов

12

Математическая игра «Три кошки» (Приложение 7)

Знакомство с правилами математической игры «Три кошки», работа в парах

13

Задачи повышенной сложности

Подготовка к олимпиаде

14

Составление нестандартных задач-головоломок из спичек

Познакомить с принципом, закономерностями нестандартных задач

15

Математическая игра «Улюлю и Игого»

Знакомство с математической игрой «Игого» и «Улюлю», работа в парах

16

Блиц – турнир по решению задач

Отработка умений решать нестандартные и логические задачи

17

Математический КВН

Закрепление полученных знаний

Информация о работе Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников