Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2015 в 18:50, реферат

Описание работы

В системе воспитания и обучения дошкольников важнейшую роль играет развитие рук. Является ли этот вопрос проблемным на сегодня? Да. Потому что далеко не в той степени уделяется этому внимание, как в детских садах, так и дома.
Мы учим детей самостоятельно принимать пищу, рисовать, одеваться, наконец, писать. Но в ходе обучения письму шестилетний ребенок испытывает огромные трудности. В том числе и потому, что у него не развиты мелкие мышцы рук.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
3
Влияние пальчиковых игр на речь и мелкую моторику детей раннего дошкольного возраста....................................................................................

6
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр………
11
Группы пальчиковых игр и их назначение……………………………...
14
Заключение …………………………………………………………………..
17
Список литературы ………………………………………

Файлы: 1 файл

Баранова Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

 

Факультет повышения квалификации

Кафедра дошкольного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

 

реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Баранова Яна Александровна, воспитатель МБДОУ № 93

г. Кемерово

                                   Консультант:

Дорн Марина Викторовна,                                                                           зав. кафедрой дошкольного                                                           образования КРИПКиПРО


 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2014

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….

3

  1. Влияние пальчиковых игр  на речь и мелкую моторику детей раннего дошкольного возраста....................................................................................

 

6

  1. Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр………

11

  1. Группы пальчиковых игр и их назначение……………………………...

14

Заключение …………………………………………………………………..

17

Список литературы …………………………………………………………

18

Приложения ………………………………………………………………….

19

Приложение 1 Разминка для ручек………………………………………….

19

Приложение 2 Разминка для пальчиков……………………………………

21

Приложение 3 Разминка для язычка……………………………………….

23

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Если руки неумелы,

Если пальчики несмелы,

Трудно ручку удержать,

Буквы ровно написать

Не удержишь карандаш –

Не получится пейзаж».

                  В. Лирясова

В системе воспитания и обучения дошкольников важнейшую роль играет развитие рук. Является ли этот вопрос проблемным на сегодня? Да. Потому что далеко не в той степени уделяется этому внимание, как в детских садах, так и дома.

Мы учим детей самостоятельно принимать пищу, рисовать, одеваться, наконец, писать. Но в ходе обучения письму шестилетний ребенок испытывает огромные трудности. В том числе и потому, что у него не развиты мелкие мышцы рук.

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение руки. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированных тонких движений пальцев рук.

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. [1, c.34]

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

Малыши прекрасно усваивают пальчиковые игры. Замечено, что движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие речи. И в младших группах дети учатся играть в пальчиковые игры с бумагой, с пластилином, с крупой, фасолью, горохом. Очень полезны и такие упражнения: сматывание ниток в клубок, отвинчивание и завинчивание пластмассовых гаек, имитация игры на пианино, «ходьба» пальчиками но столу.

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы обретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладением навыком письма.

Актуальность данной темы определяется тем, что в соответствии с требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования развитие речи является одним из направлений воспитания и развития ребенка-дошкольника. Данное направление включено в содержание образовательной области «Коммуникация» и направленно на практическое овладение воспитанниками нормами речи, а также на развитие всех компонентов устной речи детей.

Цель данной работы: определение своебразия «пальчиковых» игр в развитии  речи детей дошкольного возраста.

Задачи: 
- обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности  
(на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и.т.д.). 
-  развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас.

- вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм. [3, c.23]

Данное направление выбрано мною не случайно, т.к. считаю очень важным уделять большое внимание пальчиковым играм в развитии речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Влияние пальчиковых игр на речь и мелкую моторику детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. 
В наше время, всё чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей, поэтому воспитатели очень заинтересованы этой проблемой. Для этого в дошкольном учреждении имеются разные виды направлений для развития речи детей. Один из них – это развитие мелкой моторики рук.

Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята, более старшего возраста играют молча. 
Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. 
Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых — родителей и педагогов.[2, c. 24]

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей.

Для развития речи детей мы используем в своей работе пальчиковые игры. Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания.

Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие.

Если дети с помощью воспитателя уже в младшем дошкольном возрасте научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию. 
       «Если мы хотим, чтобы жизнь доставляла радость, этого нужно добиваться самим, привнося радость в нашу жизнь», — писал Герхард Бранстер, автор книги «Все радости мира».

Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. 
          Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно они помогают поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам.

Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье.

Можно организовать пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».[5, c. 54]

Годовалые дети легко воспринимают пальчиковую игру, выполняемую одной рукой, а трехлетние уже умеют играть двумя руками. Малыши четырехлетнего возраста способны участвовать в играх, где несколько событий сменяют друг друга, а старшим ребятам можно предложить пальчиковую игру, оформив ее какими-либо небольшими предметами — кубиками, шариками и т. д.

Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.

В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными, продольными, кругообразными и комбинированными. Кроме того, применяются щипцеобразные, гребнеобразные поглаживания и просто глажение. 
          Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью и также бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным.

Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т. д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость. 
В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. При этом применяется несколько видов растирания: кругообразное подушечками пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы». Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев.

Информация о работе Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста