Теоретические основы девиантного поведения детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Ежедневная практика отечественных и зарубежных педагогов показывает актуальность проблемы диагностики и профилактики поведения школьников. Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества школьников имеющих отклонения в поведении. Поэтому вопрос о предупреждении девиантного поведения школьников – один из ведущих факторов образовательного учреждения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….
Теоретические основы девиантного поведения детей младшего школьного возраста.
Феноменология девиантного поведения………………………………….
Определение девиантного поведения в работах отечественных и зарубежных исследователей……………………………………………….
Ранние признаки девиантного поведения………………………………...
Виды девиантного поведения……………………………………………...
Особенности профилактики видов девиантного поведения младших школьников.
понятие педагогической профилактики девиантного поведения……….
профилактика девиантного поведения в образовательных учреждениях………………………………………………………………...
педагогическая профилактика как направление деятельности учителя начальных классов …………………………………………………………
Педагогические возможности использования сказки для профилактики девиантного поведения младших школьников…………………………...
Заключение……………………………………………………………………….....
Список использованных источников………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 21.65 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………….

    1. Теоретические основы девиантного поведения детей младшего школьного возраста.
    1. Феноменология девиантного поведения………………………………….
    1. Определение девиантного поведения в работах отечественных и зарубежных исследователей……………………………………………….
    2. Ранние признаки девиантного поведения………………………………...
    3. Виды девиантного поведения……………………………………………...
    1. Особенности профилактики видов девиантного поведения младших школьников.
    1. понятие педагогической профилактики девиантного поведения……….
    1. профилактика девиантного поведения в образовательных учреждениях………………………………………………………………...
    2. педагогическая профилактика как направление деятельности учителя начальных классов …………………………………………………………
    3. Педагогические возможности использования сказки для профилактики девиантного поведения младших школьников…………………………...

Заключение……………………………………………………………………….....

Список использованных источников……………………………………………...

Приложения ………………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ежедневная практика отечественных и зарубежных педагогов показывает актуальность проблемы диагностики и профилактики поведения школьников. Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества школьников имеющих отклонения в поведении. Поэтому вопрос о предупреждении девиантного поведения школьников – один из ведущих факторов образовательного учреждения. Отклоняющееся поведение имеет место не только в школе, в учебной деятельности, но и распространяется на все сферы жизни ребенка, главным образом, на его взаимодействие с окружающими. Поэтому важно, чтобы воспитание в семье нашло отражение общественных норм в поведении ребенка. К сожалению, в жизни этот идеал не всегда реализуется и тогда мы начинаем говорить о том, что поведение ребенка не укладывается в социальные нормы. Отклоняющееся поведение называется девиантным, от лат. deviatio. Сегодня существует проблема девиации,  она была вчера и останется завтра, ведь человечеству свойственно отклоняться от оси своего развития. Достаточно вспомнить философа ХХ века Карла Ясперса с его «осью бытия» и концепцией исторического развития, по которой главными направляющими этого развития являются колебания вдоль оси духовного бытия человечества духовности людей.

В педагогике и психологии, как и в медицине, действует мудрость: лучше предотвратить болезнь, чем впоследствии заниматься ее лечением. Поэтому ведущие педагоги и психологи на протяжении долгого времени ищут признаки проявления девиантного поведения еще в детстве. Признаки эти носят определение трудновоспитуемости. Людмила Маленкова, доцент кафедры педагогики МГПУ, кандидат педагогических наук, приводит в пример семинар учителей, воспитателей, заместителей директоров, где на вопрос о признаках отклонений в поведении было дано около пятисот вариантов ответа! В этом разнообразии заключается первая трудность решения проблемы девиантного поведения. Для выявления второй трудности можно снова обратиться к Л. Маленковой: «Провели такой эксперимент. Преподавателям, работающим в одном классе, дали список класса и просили отметить учащихся, которых они считают трудными. И практически в каждом классе получили такую картину. Один учитель отмечает двоих, второй отмечает четверых (причем названные учащиеся чаще всего не совпадали), третий отмечает пятерых (но других!). Некоторые вообще говорили: «Да здесь нет ни одного трудного. Здесь все нормальные дети. С ними можно работать». А один преподаватель сказал: «Да хоть всех отмечайте, обезьянник какой-то, а не класс! Все трудные!». Эксперимент помог определить, что вторая трудность в вопросе о девиантном поведении – это субъективность восприятия и понимания явления разными преподавателями.

Но не надо забывать о том, что в центре этого явление стоит ребенок. Само звучание слово «ребенок» подчеркивает его уязвимость, слабость, незащищенность от негативного воздействия окружающей среды. Если поведение ребенка не соответствует принятым нормам, здесь не только его вина. В книге известного российского ученого – девиантолога Ю.А. Клейберга встречается мысль о том, что «девиантное поведение возникает у человека не изолированно, а в процессе общения с другими людьми». Выходит, что ребенок учится ему у окружающих его людей. И понятно, почему ребенку может быть очень тяжело слышать отрицательную оценку от этих самых «окружающих людей». Когда перед ребенком возникает такое противоречие (не без помощи взрослых), в голове его сначала рождается путаница, при педагогической запущенности или неправильном вмешательстве путаница может перерасти в недоверие к обществу и даже озлобленности. Получается замкнутый круг, который со временем только расширяется и рано или поздно способен привести к самым тяжелым формам девиантного поведения, таким как преступность, алкоголизм, наркотизм, проституция. Выходит, что за всё будущее человека отвечает его детство, одним из важнейших периодов которого является младший школьный возраст. И эту точку зрения разделяют ученые – педагоги, медики и психологи, имена которых известны по всему миру: Л.С. Выготский, Б.П. и Е.А. Никитины, С.Л. Соловейчик, Б. Спок, В.А. Сухомлинский. Мы живем в обществе, требующим от человека многогранного развития, которое не представляется возможным без правильного подхода к формированию личности с самого детства. По этой причине актуальность проблемы отклонения в поведении и необходимость нахождения путей ее решения достигает своего пика.

Из выше сказанного следует, что предотвращением развития девиантного поведения  нужно заниматься в этот период. Поэтому, темой курсовой работы является «Девиантное поведение детей младшего школьного возраста».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-96055

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=555565

http://www.bestreferat.ru/referat-218153.html

 


Информация о работе Теоретические основы девиантного поведения детей младшего школьного возраста