Теоретическое обоснование проблемы роли подвижной игры в процессе обучения и воспитания детей с нарушением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети обладают творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях. Недостаточное развитие в этом возрасте какого-либо двигательного качества у ребёнка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, а также его двигательную активность.

Содержание работы

Введение

Глава I.Теоретическое обоснование проблемы роли подвижных игр в развитии дошкольников с нарушениями зрения

I.1.Психолого-педагогическая и психофизическая характеристика развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения

I.2.Особенности организации физического воспитания дошкольников с нарушениями зрения

I.3.Значение подвижных игр, методика их проведения с детьми, имеющими нарушение зрения

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

роль подвиж.игры в процессе обучения детей с нар.зрения.docx

— 48.96 Кб (Скачать файл)

   По мнению большинства исследователей (В.И.Лубовский,2003; Е.М.Мастюкова, 1997; Д.М.Малаев, 2002; Л.И.Плаксина, 1995), при  отсутствии специальных занятий у детей с нарушениями зрения обычно наблюдается отставание в психическом развитии, у них задерживается формирование предметных действий, сюжетной игры, функции активного внимания, что в дальнейшем затрудняет проведение с ними специальной работы [7].

    Многие  дети с нарушением зрения отличаются  характерными особенностями поведения  в виде повышенной психической  истощаемости, эмоциональной возбудимости. Они склонны к негативизму, двигательной  расторможенности [14].

Исследователями Е.П.Ермаковой, Г.А.Якуниным (2000) установлено, что дети с нарушением зрения отстают в физическом развитии на всех возрастных этапах.

Е.М Мастюкова (1997) отмечает, что у слепых и слабовидящих детей отмечается отставание в физическом  развитии: длине, массе тела, жизненной емкости легких, объеме грудной клетки и других антропометрических показателях. У большинства слепых и слабовидящих детей наблюдается нарушение  осанки, позы, искривление позвоночника, плоскостопие и другие заболевания. Многие слабовидящие испытывают трудности в ориентировке в пространстве, у некоторых нарушена координация движений [13].

Б.В.Сермеев (1983) указывает, что с  возрастом показатели физического развития у слепых и слабовидящих увеличиваются, однако более медленно по сравнению с нормально видящими. У слепых и слабовидящих наиболее выражены отклонения в деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем организма на всех возрастных этапах развития. Возрастная динамика физического развития у таких детей в принципе сохраняется  такой же, как и в норме, но уровень физического развития значительно ниже. Отсутствие или снижение зрения как бы сдерживает естественный ход физического развития таких детей.

Нарушения и аномалии развития зрительной системы отрицательно сказываются, по мнению Е.М. Мастюковой (1997), на формировании двигательных способностей – силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия, а также снижение как мышечной силы, так и мышечной работоспособности.

Двигательная сфера незрячих отличается целым рядом специфических особенностей. У них ограничены движения, отдельные движения осуществляются с большой осторожностью, вялостью, медлительностью; положение тела несколько согнутое; передвигаются нерешительно (В.И.Лубовский, 2003).

Так же у детей с нарушением зрения отмечена выраженная моторная недостаточность. При этом установлена прямая зависимость между остаточным зрением и степенью моторных нарушений (М.М.Беликов) [20].

Отмечаются особенности произвольных движений лицевой мускулатуры незрячих, резкое снижение возможностей выполнения отдельных движений, указывается при этом на сравнительно лучшее состояние моторики нижней части лица (А.С.Мищенко). У многих детей страдает пространственно – ориентировочная деятельность. Ориентировка в пространстве является важной жизненной потребностью  ребенка с нарушением зрения. Обучение и совершенствование способностей ориентироваться в пространстве у слабовидящих осуществляется в течение всей жизни. По мнению исследователя,  чем раньше начнется обучение, тем больших успехов достигают эти дети в овладении практическими умениями по ориентировке [№].

Г.А.Якунин (2000) отмечает, что при нарушении зрения у слепых и слабовидящих детей существенно снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора, наиболее ущербного в своем развитии вследствие зрительного дефекта. Чем в более раннем возрасте снижается или утрачивается зрение, тем более выраженные отклонения в развитии встречаются у таких детей.

Потеря зрения на основе органических нарушений замедляет физическое развитие ребенка, затрудняет подражание и овладение пространственными представлениями. У ребенка со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений. Порой у дошкольников и даже младших школьников отсутствуют простейшие навыки ходьбы и бега, пространственной ориентации и элементарного самообслуживания (Б.В.Сермеев,1983) [18].

Выраженное отставание у слепых и слабовидящих детей отмечается в прыжках с места, координации точности движений, причем на всех этапах развития, что, возможно, считает Г.А.Якунин, связано с пространственно – ориентировочной недостаточностью.

У слепых и слабовидящих отмечаются задержки в развитии статической выносливости. Развитие двигательных качеств у этих детей находится в прямой зависимости от степени неполноценности зрения.

Отклонения в физическом развитии требует проведения направленной коррекционно-воспитательной работы по их предупреждению и исправлению. Это возможно в условиях специального обучения и воспитания за счет мобилизации и использование резервных возможностей неполноценной зрительной системы, активизации функций двигательного анализатора в процессе занятий физкультурой, туризмом и т.п.

Таким образом из всего выше изложенного можно сделать вывод, что у детей с нарушением зрения присутствуют психические и физические нарушения в развитие.

 

I.2.Особенности организации физического воспитания старших     дошкольников с нарушением зрения

 

Д.М. Маллаев (2002), Л.И.Плаксина (1985) указывают, что физическое воспитание слепых и слабовидящих является важной составной частью воспитания. Оно направлено на всестороннее развитие детей, подготовку их к жизни и труду, формирование двигательных умений и навыков, достижение высокого уровня физической подготовленности, повышение работоспособности [16].

Одной из основных задач физического воспитания, по мнению Д.М. Маллаева (2002), является коррекция недостатков физического развития, направленная на их предупреждение и устранение.

Задачи и содержание физического воспитания слепых и слабовидящих детей в принципе те же, что и у нормально видящих, однако при этом учитываются особенности их физического развития, обусловленные нарушениями зрения, вторичными отклонениями в формировании движений и пространственно – ориентировочной деятельности. В связи с этим физическое воспитание слепых и слабовидящих детей направлено на улучшение деятельности всех органов и систем, укреплению здоровья, формирование двигательных качеств. Это, как считает Л.И.Плаксина (1985), достигается путем организации коррекционно- направленных заданий, предусматривающих развитие пространственно – ориентировочной деятельности, двигательной сферы, способности ощущать и оценивать быстроту движений, их амплитуду, степень напряжения и расслабление мышц. Все это направлено на коррекционно -компенсаторное развитие и совершенствование мышечно-суставного чувства, качественное выполнение двигательных действий. Исследователи (Л.И.Плаксина,1985; Е.М.Мастюкова,1997; Д.М.Маллаев,2002) отмечают, физическое воспитание предусматривает преодоление таких недостатков физического развития у детей, как асимметрия и непропорциональность телосложения, искривление позвоночника, плоскостопие. Физические упражнения сочетаются с закаливающими процедурами и, как правило, проводятся на открытом воздухе или в хорошо проветренном помещении, с соблюдением гигиенических норм и требований.

При проведении работы по исправлению недостатков двигательной сферы, по мнению Л.И.Плаксиной (1985), необходимо опираться на теоретические положения коррекции двигательных нарушений, которые являются определяющими в построении методических закономерностей процесса физического воспитания детей с нарушением зрения [19].

Коррекции должны быть подвергнуты не столько элементарные, сколько сложные движения, требующие осмысления и регуляции, а эффективность коррекционно-воспитательной работы по определению нарушений в двигательной сфере детей с нарушением зрения.

 Эффективность  процесса физического воспитания  слепых и слабовидящих детей  требует комплексной организации  работы по коррекции двигательных  нарушений, важным условием которой  является единство всех форм работы, создание адекватных условий для их физического и умственного развития, формирование двигательной сферы.

В процессе физического воспитания необходим индивидуальный и дифференцированный подход к детям, учитывающий клинические формы и характер нарушения зрения, аномалии развития, тяжесть зрительной патологии, а также систематический контроль за динамикой физического развития и двигательных способностей учащихся, с степенью исправления двигательных нарушений [24].

Е.П.Ермаков (2000), Е.М.Мастюкова (1997) рекомендуют в систему физического воспитания слепых и слабовидящих детей включить: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, прогулки, игры ) обязательные занятия физической культурой, занятия в кружках и группах общей физической подготовки, спортивных секциях, ежемесячные дни здоровья, соревнования, походы и другие.

Для всех слабовидящих детей независимо от возраста, состояния здоровья и зрения рекомендованы следующие упражнения: построения и перестроения; общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; упражнения с мячом; упражнения по исправлению и правильному формированию осанки; упражнения на координацию, точность, равновесие; ритмические занятия; упражнения в лазанье и перелезании; упражнение на развитие простой и сложной реакции; упражнения на гибкость; ходьба и бег умеренной интенсивности; метание малых мячей; прогулки на свежем воздухе в нормальном темпе [7].

При выполнении физических упражнений исследователи рекомендуют детей делить по клиническим формам нарушения зрения на две группы. К первой группе относятся дети с близорукостью, изменением глазного дна, с подвывихом хрусталика и косоглазием. Ко второй группе относятся дети с атрофией зрительного нерва, дальнозоркостью. Для каждой группы подбираются упражнения, соответствующие состоянию зрения и здоровья. Детям первой группы противопоказаны прыжки в высоту и длину, соскоки со снарядов, стойки на плечах, голове, руках, нагрузки с большой интенсивностью в беге, передвижения на лыжах, коньках. Дети второй группы могут выполнять все упражнения программы по физкультуре в дошкольных учреждениях и в школах для слепых и слабовидящих детей. Однако следует принимать во внимание, что во всех случаях слепые и слабовидящие нуждаются в осторожном подходе к занятиям физической культурой. Некоторые из физических упражнений, требующие статических напряжений больших групп мышц и значительного нервно – мышечного напряжения, слепым и слабовидящим детям противопоказано [8].

Необходимым условием эффективности процесса физического воспитания детей с нарушением зрения, по мнению Е.М.Мастюковой (1997), является обеспечение систематического комплексного медицинского контроля и соблюдение мер по предупреждению травматизма на занятиях физкультурой и во время перемен. Необходимо также во время занятий физкультурой и в перерывах соблюдать санитарно – гигиенические нормы, все требования к занятиям физкультурой  и особую предосторожность в передвижениях, учитывая, что дети затрудняются в ориентировке в пространстве. Большое значение, по мнению исследователя, следует придавать упражнениям для формирования правильной осанки и позы [17].

Таким образом, содержание занятий по физкультуре определяет характер формирования двигательных функций, дифференцированный подбор упражнений, что способствует улучшению, а также выравниванию показателей физического развития детей с нарушением зрения в сопоставлении с показателями физического развития нормально видящих сверстников.   

 

 

 

 

I.3.Значение подвижных игр в работе с детьми, имеющими нарушение зрения

 

       Дети с нарушением зрения также  как и нормально видящие дети  любят и хотят играть. Но в  силу их физических и психических  особенностей, игра носит немного  иной процесс проведения подвижной  игры (Д.М.Маллаев,2002).      

Игра является важной самостоятельной деятельностью ребенка с нарушением зрения и имеет большое значение для его физического и психического развития. Подвижные игры всегда любимы детьми дошкольного возраста, так как через них они удовлетворяют свое постоянное стремление к движению и активности (бегу, прыжкам, ползанию, подражанию движениям различных животных). В игре дети с нарушением зрения приобретают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически овладевают нормами и правилами поведения, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой – либо другой деятельности, самостоятельность (Л.И.Плаксина,1985).    

Как отмечает А.В. Шапкова (2001), подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания слепого ребенка. Слепой ребенок любит играть и совершенно так же, как и зрячий, может играть почти в любую игру, поэтому слепого ребенка нужно сперва научить играть, помочь ему овладеть игрой.

Если, по мнению Д.М.Маллаева (2002), не создавать условий для детей с нарушением зрения, при которых бы они могли правильно понимать и отражать в играх окружающий мир, развитие игры у этих детей может отставать от нормально видящих детей.

Информация о работе Теоретическое обоснование проблемы роли подвижной игры в процессе обучения и воспитания детей с нарушением зрения