Теоретическое обоснование проблемы роли подвижной игры в процессе обучения и воспитания детей с нарушением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 23:10, курсовая работа

Описание работы

Дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети обладают творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях. Недостаточное развитие в этом возрасте какого-либо двигательного качества у ребёнка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий, а также его двигательную активность.

Содержание работы

Введение

Глава I.Теоретическое обоснование проблемы роли подвижных игр в развитии дошкольников с нарушениями зрения

I.1.Психолого-педагогическая и психофизическая характеристика развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения

I.2.Особенности организации физического воспитания дошкольников с нарушениями зрения

I.3.Значение подвижных игр, методика их проведения с детьми, имеющими нарушение зрения

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

роль подвиж.игры в процессе обучения детей с нар.зрения.docx

— 48.96 Кб (Скачать файл)

В играх-догонялках, как отмечает исследователь, слабовидящие ловят только слабовидящих, слепые же ловят всех. В таких играх как «Жмурки», «Ночной часовой» следует завязывать глаза только зрячим детям [15].

Д.М.Маллаев (2002) считает, что нельзя допустить, чтобы  дети с остатком зрения или зрячие применяли в игре обманные действия, это обижает незрячих детей, и у них может появиться чувство недоверия к окружающим. Так  как во время подвижных игр незрячие ориентируются на звук, на площадке необходимо соблюдать полную тишину. Перед игрой с бегом желательно, чтобы дети сначала показывали рукой направление, куда они собираются бежать. Необходимо научить незрячих детей бегу за лидером, ориентируясь при этом на звук шагов бегущего впереди. Ведущий всегда должен находиться там, куда бегут играющие, являясь для них ориентиром. Некоторые дети страдают светобоязнью, таких детей следует поставить так, чтобы солнце не светило им в глаза. Не следует забывать и о том, что поднятие тяжести способствует увеличению внутриглазного давления, а при кратковременном беге максимальной интенсивности максимальной интенсивности продолжительности пяти секунд, наблюдается снижение внутриглазного давления. Эти данные следует учитывать при определении физической нагрузки для детей, страдающий глаукомой (Е.М. Мастюкова, 1997).

Игры с метанием и бросками требуют соблюдения осторожности. Необходимо напомнить играющим и следить за тем, чтобы они бросали мяч в товарища не выше пояса, чтобы исключить попадание мяча в голову, лицо, глаза.

Игры с бегом являются самыми сложными для проведения, так как они связаны с коллективными передвижениями, ускорениями, поэтому по мнению Д.М.Маллаева (2002), педагог обязан при организации таких игр предусмотреть эти перемещения с определенным интервалом два – три метра, что позволит предотвратить столкновения и травмы. Бег как вид движения сложен для слепых, но важен для усвоения пространства. При эффективной организации и систематическом использовании таких подвижных игр дети успешно осваивают это упражнение [20].

Соблюдение выше приведенных требований в большинстве игр позволяют детям с остатками зрения и слепым играть без всяких ограничений, только, как считает Д.М.Маллаев (2002), необходимо следить за тем, чтобы слабовидящие игроки не брали на себя полностью игровую инициативу, оттесняя слепых. 

     Из  выше сказанного следует, что  педагог играет большую роль  при организации и проведении  игры со слепыми и слабовидящими. Организуя игру, ему необходимо  постоянно стимулировать детей, проявляющих дисциплинированность. Педагог может наметить примерный  план проведения игр с целью  учета предыдущей и последующей  деятельности.

В процессе игры взрослый ведет постоянное наблюдение за самочувствием детей. Чтобы избежать переутомления, ведущему необходимо знать основные данные о физическом и психическом развитии каждого ребенка, а именно: рекомендации врачей: офтальмолога, ортопеда, педиатра, психолога; общее состояние здоровья ребенка (заболевания); состояние опорно-двигательного аппарата и его нарушения; наличие сопутствующих заболеваний; состояние зрительного дефекта; способность ребенка ориентироваться в пространстве; наличие предыдущего сенсорного опыта; состояния и возможности сохранных анализаторов; состояние нервной системы [№].

Д.М. Маллаев (2002) отмечает, что при организации и проведении подвижных игр со слепыми детьми противопоказаны все виды игр, сопряженные с опасностью глазного травматизма, а также резкие наклоны, прыжки, упражнения с отягощением, упражнения, связанные с сотрясением тела и наклонным положением головы.

Систематическое использование подвижных игр в воспитании детей с нарушением зрения повышает их выносливость, закаляет, формирует двигательную сферу ребенка, а также положительно сказывается на развитии и восстановлении нарушенных зрительных функций. Вместе с тем подвижные игры учат детей точнее воспринимать окружающие явления, быстро оценивать обстановку, лучше определять расстояние и принимать практические решения заданий.

Для решения проблемы компенсации нарушенных функций следует в подвижных играх развивать полисенсорные взаимосвязи, для чего надо активно включать в процесс действий слухо-двигательные, зрительно-звуковые, тактильно-двигательные и др. сенсорные функции. Для этого можно использовать различные сочетания звуковых и цветовых сигналов и других различных ориентиров для информации о начале, окончании направлений и характере движений.

Следует привить детям самостоятельность в организации и проведении игр с тем, чтобы в своей свободной деятельности они постоянно играли в них. Задача же педагога в этом отношении сводится к поддержанию любой инициативы детей в развитии игр.

Подвижные игры и спортивные упражнения только тогда станут эффективным средством воспитания и развития детей, когда они повседневно будут сопровождать жизнь детей, и когда педагоги с полным знанием дела будут использовать их в коррекционно-восптательной работе с детьми, страдающими амблиопией и косоглазием.

 В заключении  необходимо отметить,что подвижные игры, как одно из действенных средств физического и нравственного воспитания, помогут слепым и слабовидящим добиться жизненно важных и необходимых результатов в овладении двигательной сферой, будут служить средством коррекции и компенсации первичных и вторичных дефектов и создадут благоприятные условия для социальной реабилитации. Подвижная игра должна быть широко использована в воспитательно-образовательном процессе и должна пронизывать все формы занятий по физическому воспитанию.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   В данной работе основной задачей был анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Проведенный нами анализ показал, что:

    • у детей с нарушением зрения присутствуют психические и физические нарушения в развитии, требующие систематизированной целенаправленной работы по исправлению;
    • подвижная игра для детей с нарушением зрения является сильнейшим средством всестороннего развития. Она не только укрепляет  здоровье, но и преодолевает недостатки физического развития детей с нарушением зрения. В ходе подвижных игр решается весь комплекс специальных задач: развитие компенсаторных задач, коррекционные задачи по развитию глубинного зрения, прослеживающих функций, глазомерной оценки, зрительно-двигательной ориентировки;
    • при организации подвижных игр необходимо учитывать состояние остроты зрения ребенка, его предыдущий опыт, особенности осязательно- слухового восприятия, наличие остаточного зрения, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребенка, место и время проведения подвижной игры, интересы всех играющих детей и иногда их настроение; При организации подвижных игр на физкультурных занятиях, необходимо использовать озвученную атрибутику и дополнительный инвентарь (зрительный);

В своей последующей работе на основе проведенного анализа мы попытаемся на практике выявить особенности физического развития детей с нарушениями зрения и разработать модель применения подвижных игр в работе с детьми.

 

Литература.

 

 


 



Информация о работе Теоретическое обоснование проблемы роли подвижной игры в процессе обучения и воспитания детей с нарушением зрения