Вальдорфская педогогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 23:23, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы было изучение Вальдорфской педагогики, как одной из систем, альтернативных стандартной классно-урочной. Так же нам хотелось понять, насколько она «жизнеспособна» на российской почве и как обстоят дела с дальнейшей социализацией ее выпускников, дает ли она знания, необходимые для поступления в высшие и среднеспециальные учебные заведения.

Содержание работы

Задание №1. Вопросы стр. 2
1. Человек – индивид – личность – субьект стр. 2
2. Эмоции, чувства и воля стр. 4
Задание №2. Виктор Э. Франкл стр. 7
Жизненный путь стр. 7
Логотерапия стр. 9
Выводы стр. 12
Список литературы стр.14

Файлы: 1 файл

Курсовая по теор обуч.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное  учреждение высшего 

профессионального образования

 

КОСТРОМУКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. Н.А. НЕКРАСОВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

Студентки 2 курса заочного отделения художественно-графического факультета

Скрипка О.С.

Преподаватель: Цирульникова Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кострома 2012г.

Оглавление

 

Задание №1. Вопросы                                                                                   стр. 2

     1. Человек – индивид  – личность – субьект                                          стр. 2

     2. Эмоции, чувства и  воля                                                                       стр. 4

 

Задание №2. Виктор Э. Франкл                                                                   стр. 7

      Жизненный путь                                                                                      стр. 7

      Логотерапия                                                                                             стр. 9

      Выводы                                                                                                    стр. 12

 

Спсок литературы                                                                                          стр.14

 

Введение

 

Цели и задачи

 

 

Целью данной работы было изучение Вальдорфской педагогики, как одной из систем, альтернативных стандартной классно-урочной. Так же нам хотелось понять, насколько она «жизнеспособна» на российской почве и как обстоят дела с дальнейшей социализацией ее выпускников, дает ли она знания, необходимые для поступления в высшие и среднеспециальные учебные заведения.

В более широком смысле нас интересовала проблема соотношения свободы и принуждения в процессе образования. Классно-урочная система подразумевает такое построение учебного процесса, при котором ребенок поставлен в достаточно узкие рамки, его творческое начало практически не задействовано в процессе познавания и осмысления мира. В то же время она учит его считаться с потребностями и возможностями других людей. Ему приходится принимать ситуацию, когда на первом месте в обучении стоят не его желания, а то, например, как построена учебная программа, в какой форме учителю удобнее подавать материал, или в каком темпе его одноклассники усваивают поступающую информацию. При этом ребенок зачастую нуждается в психологической поддержке. Ему бывает нужен настрой извне на позитивное принятие ситуации. Например не «почему я должен тут умирать со скуки, если я уже все решил», а «Подожду, у всех  своя скорость. Я вот по другому предмету отстаю часто, и меня ждут.». При таком настрое классно-урочная система является прекрасным способом социализации ребенка.

Методики, направленные на увеличение творческого компонента в образовании дают ребенку больше возможностей для самоопределения, самовыражения, изначально приучают его к ответственности. Он из пассивного, зачастую, слушателя превращается в активную сторону образовательного процесса. В то же время человек, с детства привыкший в большей степени ориентироваться на себя, вряд ли сможет успешно сотрудничать с другими людьми, да и просто общаться, строить личные отношения. Не говоря уже о том, что в нашей жизни того, что нужно просто принять как есть, гораздо больше, чем того, на что мы можем реально повлиять. И ребенок, вырастая и выходя «в люди», обречен на стресс. Он рос в совсем других условиях, и ему может стоить большого труда адаптироваться вне стен школы.

Эти предположения мы и попытались проверить на примере Вальдорфской педагогики, как одной из альтернативных систем обучения.

 

 

Общее понятие о Вальдорфской педагогике

 

Ясно, что такая модель общеобразовательной  школы, не искусственно, но целостно соединяющей  в себе гуманитарную и естественно-научную  линии (народную школу, гимназию и реальную школу), развитие индивидуальности и социализацию, с учетом формирования человека в целом нуждается в серьезном педагогическом обосновании. В этом "целом" образование в сегодняшнем, принятом у нас, понимании этого слова является лишь одной составляющей и, быть может, не самой главной. Например, соматическое, психическое и личностное (духовное) здоровье детей и молодежи, как составная задача школы, - не просто декларируемые, а выражающиеся в конкретных формах организации преподавания и содержания образования, - нравственное развитие, а также ориентация на социальные ценности, на мой взгляд, должны составлять преоритет, а не являться чем-то несущественным по сравнению с выполнением государственным стандартов образования, сориентированных главным образом на сдачу экзаменов, то есть на чисто интеллектуальное усвоение. Расширение понятия образования - это ценнейший вклад, которым может внести вальдорфская педагогика в развитие отечественной школьной системы.

 

 

 

 

 

 

Оказалось, однако, что идею такого общего интегрированного образования, несмотря на все усилия, не так-то легко осуществить как в концепции, так и на практике. Так, еще в 1949 году, в год 30-летнего юбилея первой вальдорфской школы, министр культуры земли Штутгарт Теодор Бойерле назвал вальдорфскую школу "единственной из известных мне в Германии истинной, действительно единой школой". Именно поэтому в 1969 году министр культуры Баден Вюртенберга г-н Хан, указал на то, что "педагогическая работа вальдорфских школ за последние 50 лет предвосхитила многие существенные вопросы реформы образования сегодняшнего дня". - В настоящее время, в связи с упомянутым выше кризисом государственной системы образования, по инициативе ряда ведущих профессоров Германии образована рабочая группа, состоящая из представителей официальной государственной педагогической науки и вальдорфскими педагогами и учеными.

 

 

 

Но, если вальдорфская школа не сориентирована в первую очередь на получение  знаний в обычном смысле, то как  обстоит дело с дальнейшим образованием выпускников? Не лишаем ли мы их возможности получения пусть недостаточного в общечеловеческом смысле, но все-таки принятого в современном обществе образования? Какие дипломы получают выпускники вальдорфских школ и на какое дальнейшее образование они могут расчитывать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Повышенному интересу к работе  вальдорфских школ способствовала  еще и публикация ряда материалов  — исследований биографий бывших  вальдорфских учеников (серия «Исследования  к реформе образования N 15»,  «Образовательный успех в свете образовательных биографий», 1988 г.), проведенных независимыми экспертами. Результаты этих исследований оказались достаточно неожиданными и ярко продемонстрировали реальные плоды вальдорфской педагогики для всей последующей жизни человека. Также и с точки зрения рынка труда широкое общее образование, охватывающее «голову, сердце и руки» оказалось весьма эффективным: «Казавшаяся еще недавно «оторванной от реальной жизни» педагогическая практика вальдорфских школ благодаря развитию новых технологий, экологической проблематике, изменениям в организации труда, постоянным смещениям квалификационных потребностей на рынке труда оценивается в настоящее время, как удивительно современная». (Герхард Герц, «Вальдорфская педагогика как инновационный импульс», Бельц-ферлаг, 1994). Особое внимание участников этой рабочей группы посвящено экологическому и социальному воспитанию в школе, новым формам школьного управления и самоуправления, а также методике и дидактике преподавания естественных наук.

 

            Из сказанного выше видно, почему  знакомство с такими педагогическими  системами, как вальдорфская школа,  представляются актуальными для  нашей страны в настоящее время.  Наша традиционная государственная  школа, школа по преимуществу  знаниевая, в условиях которой ученик, чтобы выжить и быть успешным, должен подчинить свои лучшие годы, период становления, совершенно абстрактным требованиям обеспечения так называемого «уровня» знаний, которые будут забыты им через несколько дней после экзаменов. В то же время другие значимые для любого отдельного человека и для здоровой жизни общества стороны личности остаются совершенно без внимания. Это в конечном итоге просто опасно для общества, особенно в эпоху социальной нестабильности и нарастающего хаоса. Но как объединить старую идею знаниевого образования и новую идею общечеловеческого? Каков должен быть дальнейший вектор развития школьной системы? Может быть, классическая гимназия с греческим и латынью — вот перспективный путь? Или ориентация на узкопрофессиональную подготовку? На Западе все это уже проходили, и я думаю, что мудрый учится на ошибках других, чтобы меньше ошибаться самому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Особый вопрос — это вопрос  аттестации. В состоянии ли вальдорфская  школа обеспечить минимум соответствия требованиям государственных стандартов? Сразу скажу, что поставленный так вопрос очень абстрактен. Ведь часто в вальдорфские школы приходят дети, которые по тем или иным причинам не справлялись с нагрузкой в государственной школе. В вальдорфской школе они получают шанс, и опыт показывает — об этом можно прочесть и в упомянутом мной выше исследовании биографий вальдорфских учеников, проведенном в Германии, — что такие дети к концу обучения очень часто выходят на весьма высокий уровень. В государственных школах, нацеленных на достижения прежде всего формальных результатов, это было бы невозможно, что подтверждается во многих беседах с родителями, которые мне довелось вести как в Германии, так и у нас. Сложнее с родителями, у которых все в порядке. Им кажется, что их дети развиваются слишком медленно. Здесь следует сказать, что согласно «вальдорфской концепции» в возрасте начальной и средней школы в человеке формируются более глубокие пласты и уровни личности, которые мы называем «психологическим здоровьем», и на передний план должны выступать не формальные требования к знаниям — это будет позже, в старшем звене, — а человеческие отношения с учителем, общее самочувствие ребенка в школе, атмосфера в школе, а также особая организация преподавания, которая должна способствовать закладке этого уровня здоровья (мы различаем три уровня здоровья) к которому относится и закладка глубинных нравственных ценностей. Все это очень трудно формализовать, оценить в цифрах и графиках. От того, как учитель стоит на уроке, как он говорит, как он относится ко всему, что делает, зависит в дальнейшей жизни человека — сегодняшнего ученика — гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Все это идет в подсознание, в более глубокие уровни, в то время как чисто внешние знания скоро после экзаменов забываются и в сущности мало нужны человеку в жизни. Этот подход, ставящий более широкие человеческие задачи перед школой и являющийся ни чем иным, как практической реализацией принципов гуманизации образования, и составляет специфику вальдорфского учебного процесса. Хотя идея стандартов и связанная с ними возможность некоторой школьной автономии и являются прогрессивной по сравнению с традиционным подходом, который был принят у нас раньше, но они нуждаются в дальнейшем совершенствовании и конкретизации в соответствии с принципами гуманизации и индивидуализации. Само слово «стандарты» ассоциируется с производственной сферой изготовления продукции, но никак не с педагогикой. Итак, задача соответствовать требованиям госстандартов привносится в школу извне и с необходимостью наносит ущерб здоровому учебному процессу. Поэтому школы в этих условиях должны искать компромисс. Разные школы делают это по-разному, в зависимости от установки конкретных учителей или администрации какой-либо школы.

 

            Теперь более конкретно о ситуации  в разных городах. Школа «Семейный  лад» прошла аттестацию и аккредитацию  по начальной школе. В настоящее  время школа готовится к аттестации  старшего звена и разрабатывает  свои предложения по методу  тестирования учащихся, адекватные специфике работы с детьми в данной школе. Три года назад успешно прошла аттестацию школа в Стремяном переулке. В настоящее время она работает в режиме государственной школы и контролируется местными органами управления. Недавно несколько учеников девятого класса этой школы для пробы сил сдавали экзамены в престижные московские школы и поступили все. В Петербурге четыре школы работают, как государственные и, соответственно, подлежат контролю наравне с другими государственными школами. Одна школа — негосударственная. Коллектив этой школы желает работать в соответствии с идеей, чтобы «государство приняло нас такими, каковы мы есть». При этом, однако, по заверениям сотрудников школы, речь не идет о несоответствии стандартом. «Уровень стандартов мы обеспечим. Но нам важно, чтобы аттестация проходила на основе требований к детям, соответствующим природе ребенка, а не абстрактным принципам. Ведь очень многое зависит от самой процедуры аттестации и проверки детей. Принципиально мы считаем, что «стандарты» должны ориентироваться на педагогику, а не педагогика на стандарты». Успешно прошли аттестацию и аккредитацию начального звена школы в Жуковском и Ярославле. Методист Центра развития образования г. Ярославля Полещук Светлана Михайловна, проводившая аттестацию по поручению Департамента образования города, на мой запрос прислала развернутое заключение: «В апреле 1998 была проведена проверка соответствия уровня знаний детей 4-го класса Свободной вальдорфской школы г. Ярославля государственному образовательному стандарту. Проверка показала, что знания учащихся на выходе из начальной школы соответствуют требованиям образовательного минимума по русскому языку, математике и чтению. Аттестационной комиссией было отмечено, что в учебный план школы включены предметы, способствующие развитию творческих способностей детей, что к сожалению не присутствует в учебном плане нашей традиционной школы. Мы увидели, что в школе работает коллектив единомышленников. Педагоги школы стремятся к такому методу работы и к таким человеческим отношениям, в результате которых учителя, родители и ученики становятся по настоящему близкими людьми. Каждый ребенок в этой школе — личность. Дети комфортно чувствуют себя на уроке. Они не боятся высказывать свое мнение, свою точку зрения. Учитель для них прежде всего друг, что зачастую мы не встречаем в массовой традиционной школе. Аттестационная комиссия единодушно пришла к выводу о том, что такие школы, как вальдорфская школа в нашем городе, имеет право на свое существование. Более того, они являются альтернативой современной традиционной школе, которая только сейчас делает первые шаги в изменении подходов к ребенку, ставя главной задачей воспитание личности, что, к сожалению, остается пока только лозунгом».

Информация о работе Вальдорфская педогогика