Вальдорфская педогогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 23:23, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы было изучение Вальдорфской педагогики, как одной из систем, альтернативных стандартной классно-урочной. Так же нам хотелось понять, насколько она «жизнеспособна» на российской почве и как обстоят дела с дальнейшей социализацией ее выпускников, дает ли она знания, необходимые для поступления в высшие и среднеспециальные учебные заведения.

Содержание работы

Задание №1. Вопросы стр. 2
1. Человек – индивид – личность – субьект стр. 2
2. Эмоции, чувства и воля стр. 4
Задание №2. Виктор Э. Франкл стр. 7
Жизненный путь стр. 7
Логотерапия стр. 9
Выводы стр. 12
Список литературы стр.14

Файлы: 1 файл

Курсовая по теор обуч.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

 

Икона — это чистая вера, небо и  Бог. Черная икона того времени —  время, жизнь без известности  — наша жизнь.

 

В черном оживают все образы, существующие в наших головах. Там нет ничего, поэтому есть безграничное место для того, что живет внутри каждого.

 

Почему К. Малевич назвал свой «Черный  квадрат» иконой?

 

Через «Черный квадрат» Малевич  пытался представить в концентрированном виде всю картину мироздания. Квадрат — символ космоса, который, с одно стороны, — предельно ясен, а с другой, — непостижим для человеческого сознания. Икона воспринимается точно также.

 

 

 

 

Биология

 

Сильной стороной вальдорфской педагогики является ее обращение к человеку, человековедение - основа построения всего школьного процесса как воспитательного и живого, сводящего к минимуму механическое запоминание учебной информации а, следовательно, по-настоящему образовательного.

 

 Эта гуманистическая направленность вальдорфских школ совпадает с передовыми современными тенденциями развития российской педагогики.

 

 Экспериментальная программа  по биологии базируется на  идеях, общих для преподавания  естественнонаучных дисциплин как  в вальдорфских, так и в  традиционных российских школах (идея познаваемости мира, единства человека и природы, здорового развития как основного жизненного потенциала, свободы мысли, гуманизма).

 

Исходя из этого, преподавание биологии имеет следующие задачи:

Формирование личного отношения к природе, основанного на душевных переживаниях ее явлений, и, как следствие, развитие ответственности за окружающий мир.

Формирование понятий об основных процессах, наблюдаемых в природе, и 

Знакомство с различными видами деятельности человека на Земле. Развитие чувства доверия к миру, определение своего места в нем.

Знакомство с многообразием  мира и познание законов его развития. Формирование ответственности человека как по отношению к самому себе, так и по отношению к другим людям.

Освоение методов познания мира, формирование картины мира на основе самостоятельного мышления.

Формирование идеи о человеке на основе живых, развивающихся понятий  о природе и мире.

 

 

Обучение биологии основано на использовании  системы методов вальдорфской педагогики.

 

Изучение материала ведется  от целого к частного (от организменного уровня к клеточному и молекулярному). Первоначально формируется образ  целого организма, который постоянно  сохраняется (частное не рассматривается  вне целого). Такой метод позволяет  избежать "механистического" подхода к живому организму, а также положительно влияет на развитие социальных качеств учеников:

Тому только целым дано насладиться,

Кто целое видит в малейшей частице.(И.Гете)

 

В основе программы биологии - антропологический  принцип, важнейший для вальдорфской педагогики. Все познается в отношении к человеку и, исходя из мысли о человеке. С его рассмотрения начинается изучение биологии в 4-м классе, после чего совершается переход к образам животных, в 5-м классе - к растениям, в 6-м - к минералам. Затем, в 7-м классе, мы снова возвращаемся к образу человека, но уже на новом уровне, в соответствии с возрастными особенностями детей этого возраста. Важно, что обучение строится по концентрическому принципу (метод, издавна применяемый в вальдорфских школах). Кроме того, все учебные задачи определяются, исходя из возрастных особенностей детей, а предлагаемые знания являются ответом на внутренние вопросы, которые встают перед детьми на разных этапах их развития. Такой, сообразный возрасту, развивающий метод поддерживает мотивацию детей к обучению.

 

На новом витке (в 8-м и 9-м классах) наряду с анатомией снова обращаемся к биологии, двигаясь от изучения человека к рассмотрению животных. При этом широко используется сравнение с  человеком.

 

В младшей и средней школе особое внимание уделяется образному преподаванию. Главную роль играет учитель, создающий в своих рассказах живые образы растений и животных. Большое значение имеет художественный подход к предмету в работе учителя и учеников. Так на уроках живописи, рисунка, лепки, рукоделия, труда по дереву параллельно с эпохой биологии проводятся работы, связанные с биологической тематикой. Это позволяет проявить творческий потенциал детей, максимально приблизиться к сущности изображаемого животного или растения, пробудить в детях чувство сопереживания природе и ее созданиям, заложить основы для формирования бережного отношения к Земле и ее обитателям.

 

В старшей школе ставится акцент на развитие самостоятельного мышления. Здесь особое значение приобретает феноменологический подход.

 

 Ребята работают индивидуально  или в группах, обсуждая результаты  собственных наблюдений и формулируя  на их основе самостоятельные  выводы. Роль учителя заключается,  а основном, в постановке задачи  и организации процесса обучения.

 

Большое значение в изучении биологических  дисциплин имеет сельскохозяйственная и социальная (в лечебно-педагогическом учреждении) практики старшеклассников. Здесь ученики школы учатся оказывать  людям необходимую помощь, у ребят  развиваются нравственные качества, и, что очень важно, формируются вопросы, отвечая на которые, мы и строим дальнейшее изучение предмета, например, в эмбриологии (пороки развития человека, их причины).

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Вальдорфская педогогика