Виды и стили обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:56, реферат

Описание работы

Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого. Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля). На этой основе встает задача формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от выполнения одного компонента учебной деятельности к другим, то есть формирования способов самоорганизации деятельности.

Содержание работы

Введение
Виды обучения
Стили обучения
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат 1педаг.docx

— 34.82 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

  1. Введение
  2. Виды обучения
  3. Стили обучения
  4. Заключение

 

 

 

  1. ВВЕДЕНИЕ.

 

В том, что касается обучения, долгое время существовало большое  количество ложных представлений. Одной  из наиболее вредных идей можно считать  концепцию коэффициента умственного  развития IQ, утверждавшую, что есть всего лишь один способ быть умным. Другая пагубная идея — это принцип  «tabula rasa», или «чистого листа». При  таком подходе ученик рассматривался как пустой сосуд, ожидающий, что  его наполнят знаниями. Ученики при  этом пассивно ждут, пока учитель научит их. Именно эти две идеи отравили школьное образование во всем мире и принесли много хлопот подразделениям, занимающимся повышением квалификации персонала, во многих крупных организациях. Основной здесь является проблема пассивности. Этот привычный порядок вещей  называется «лекцией у доски», когда  ученики сидят рядами, слушают  и прилежно записывают то, что им говорят. Это крайне неэффективный  метод обучения.

По существу, учеба —  это активный вид деятельности. Одним  из первых на это обратил внимание Дэвид Колб, который сформулировал  понятие «обучения практикой», которое  в настоящее время признано основой  успешного обучения. Он утверждал, что  обучение начинается с практического  опыта. Затем следуют выводы, возникшие  в результате размышлений, что приводит к созданию новой модели или теории. Далее вновь идет стадия активного  эксперимента и дальнейшего усовершенствования.

Шведский специалист в  области обучения Клас Мелландер  развивает идею Колба и представляет цикл обучения в следующем виде:

    1. Мотивация: психологическая готовность и восприимчивость;
    2. Информация: факты и данные преобразуются в информацию;
    3. Обработка: информация преобразуется в опыт и понимание;
    4. Выводы: момент «озарения», когда опыт и понимание превращаются в знание;
    5. Применение: знание превращается в навыки и подходы;
    6. Обратная связь: дальнейшие размышления и усовершенствование.

Модель Мелландера может  быть действительно полезна при  поиске наиболее успешных путей достижения успеха посредством обучения — как  для отдельных людей, так и  для организаций.

Итак, любая человеческая деятельность состоит из трех частей:

  • ориентировочно-мотивационной;
  • операционально-исполнительной;
  • рефлексивно-оценочной.

Отсутствие первой части  превращает деятельность в хаотическое  скопление отдельных действий без  ясной и осознанной цели, когда  человек не видит личностного  смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, важные, необходимые для себя. Отсутствие же третьей части также приводит к потере цели деятельности, поскольку  у человека не сформирована при этом способность оценить свое поэтапное  продвижение к желаемому результату, возможность его достижения, перспективы  и последствия своего поведения  в дальнейшем. Успешность деятельности, возможность ее корректировать, развитие своих творческих способностей и  самосовершенствование в целом  становятся весьма затруднительными при  отсутствии или невысоком уровне сформированности рефлексии.

Поэтому учебная деятельность, как и любая другая, должна обязательно  содержать все три указанных  компонента и важнейшая задача образования - научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все три части  сбалансированы, достаточно развернуты, осознанны и полностью осуществлены. При этом имеется в виду, что  все действия, в том числе контроль и оценку, осуществляет сам обучаемый.

Формирование  учебной  деятельности, как способа активного  добывания знаний, является одним  из направлений развития личности обучаемого. Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля). На этой основе встает задача формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от выполнения одного компонента учебной деятельности к другим, то есть формирования способов самоорганизации деятельности.

В связи с этим существуют различные виды и стили обучения.

 

 

  1. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ.

 

Различают такие виды обучения:

  1. Догматическое обучение.
  2. Развивающее обучение
  3. Объяснительно-иллюстративное обучение
  4. Проблемное обучение
  5. Программированное обучение
  6. Модульное обучение

 

Рассмотрим подробнее  каждый из видов.

Догматическое обучение.

 

 Сложившийся в средневековье  вид церковно-религиозного обучения  через слушание, чтение, механическое  запоминание и дословное воспроизведение  текста.

 

Развивающее обучение.

 

Его главная цель состоит  в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни (способности «жить своим умом»). Основой такого обучения является продуктивная деятельность учащихся, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». Зона ближайшего развития учеников вызывает появление личностных новообразований как в содержательной стороне психики, так и в сфере способов деятельности и характера поведения. Учитель здесь выступает в качестве организатора поискового процесса, а не просто «передатчика», транслятора знаний и истин. Он организует процесс, активизирующий память, восприятие, воображение, разные формы мышления учащихся. Также развивающее обучение предполагает, что учитель открыт к восприятию и обсуждению различных точек зрения, представляемых учениками в различных формах (доклада, комментария, спора, доказательства, диалога). В данном контексте уместно подчеркнуть, что Х.-Г. Гадамер определяет сущность образования как «общее чувство» открытости человека самым разнообразным точкам зрения, свободы от догматизма.

Какие линии просматриваются  в тактике развивающего обучения?

Первая линия: учитель  ставит вопросы и предлагает задания, не опасаясь «тупиковых» вариантов  в работе обучающихся. В этом случае придерживаются мнения, что педагог  не всегда обязан давать исчерпывающие  ответы и объяснения. Пусть обучающийся  самостоятельно думает, ищет решения  и после занятия. Педагог подготавливает обучающегося к тому, что процесс  понимания носит постепенный  и последовательный характер, что  глубина понимания может быть различной.

Вторая линия: педагог  предлагает обучающимся увидеть  глубину во внешне простом и привычном. То есть открыть новые грани известного-неизвестного, понятного-непонятного в явлении, событии, процессе. Это должно быть связано со стремлением вызвать  удивление к повседневному и  привычному. Например, Платон считал, что  философское познание начинается с  чувства удивления.

Третья линия ориентирует  на развитие логического мышления: учитель сместе с обучающимися формулируют  теоретические предположения (гипотезы, обобщения) в контексте общей  картины явлений, событий или  процессов.

 

Объяснительно-иллюстративное обучение.

 

Основная цель такого вида обучения — это передача-усвоение знаний и применение их на практике. Иногда его называют пассивно-созерцательным. Учитель стремится изложить учебный  материал с применением наглядных  и иллюстративных материалов. А также  обеспечить его усвоение на уровне воспроизведения и применения для решения практических задач.

 

Проблемное обучение.

 

 В основе проблемного  обучения лежит идея известного  отечественного психолога С. Л.  Рубинштейна о способе развития  сознания человека через разрешение  познавательных проблем, содержащих  в себе противоречия. Поэтому  проблемное обучение раскрывается  через постановку (учителем) и разрешение (учеником) проблемного вопроса,  задачи и ситуации.

Проблемный вопрос предполагает поиск и разные варианты ответа. То есть заранее готовый ответ  здесь неприемлем.

Примеры проблемных вопросов: «Почему гвоздь тонет, а корабль, сделанный  из металла, нет?», «Что в  природе меняет цвета?»

Проблемная задача — это  учебно-познавательная задача, вызывающая стремление к самостоятельному поиску способов и путей ее решения. В  основе проблемной задачи лежит противоречие между существующими знаниями.

Пример проблемной задачи: «Какие необходимо сделать действия, чтобы равенство 2 + 5х3 = 21 было верным?»  

Проблемная ситуация в  процессе обучения предполагает, что  субъект (ученик  или студент) хочет  решить трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Такая ситуация характеризует психологическое  состояние учащегося, возникающее  в процессе выполнения учебного задания, стимулируя к поиску новых знаний и способов деятельности. Проблемная ситуация включает в себя три компонента:

 а) необходимость выполнения  такого действия, при котором  возникает познавательная потребность  в новом отношении, знании или  способе действия;

 б) неизвестное, которое  должно быть раскрыто в возникшей  ситуации;

в) возможности учащихся при выполнении поставленного задания; в анализе условий и открытии «тайны» неизвестного. Не слишком  трудное, не слишком легкое, среднее  по уровню трудности задание не вызовет  проблемной ситуации.

Пример проблемной ситуации: «Сложите из 6 спичек 4 равнобедренных треугольника со сторонами, равными размерам одной спички».

Таким образом, в качестве проблемных заданий могут служить  вопросы, учебные задачи, практические ситуации. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. Само по себе проблемное задание  не является проблемной ситуацией. Оно  может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях.

Данный вид обучения:

•стимулирует проявление активности, инициативы, самостоятельности  и творчества у учащихся;

• развивает интуицию и  дискурсивное (insight — проникновение в суть), кон-вергенционное («открытие») и дивергенционное («создание») мышление;

• учит искусству решения  различных научных и практических проблем, опыту творческого решения  теоретических и практических задач.

Трудность организации проблемного  обучения связана с большой затратой времени для постановки и решения  проблем, создания проблемной ситуации и предоставления возможности самостоятельного решения последней каждым учащимся. Данный вид обучения таит в себе естественный процесс разделения учащихся на самостоятельных и несамостоятельных.

 

Программированное обучение.

 

В его основе лежит кибернетический  подход, согласно которому обучение рассматривается  как сложная динамическая система. Управление данной системой осуществляется посредством посылки команд со стороны учителя (компьютера и других технических средств и аудио-, видеотехники) ученику и получения обратной связи. То есть информации о ходе обучения учителем (оценка) и самим учеником (самооценка).

Б. Скиннер сформулировал  принципы программированного обучения:

• подача информации небольшими дозами;

• установка проверочного задания для контроля и оценки усвоения каждой порции предлагаемой информации;

• предъявление ответа для  самоконтроля;

• дача указаний в зависимости  от правильности ответа.

На практике педагог может  воспользоваться линейным или разветвленным  построением образовательной программы. При выборе линейного построения программы учащиеся работают над  всеми порциями учебной информации по мере их поступления. Разветвленная  программа предполагает выбор учеником своего индивидуального пути освоения целостной учебной информации. Усвоение информации зависит от уровня подготовленности. В обоих случаях прямая и обратная связь учителя с учеником осуществляется с использованием специальных cpедств (программированных учебных пособий разного вида, компьютера). Достоинством данного вида обучения является получение полной и постоянной информации о степени и качестве усвоения всей учебной программы. В программированом обучении нет хлопот с вопросом соответствия темпа обучения индивидуальным возможностям ученика, поскольку каждый учащийся (студент) работает в удобном для него режиме. Другое преимущество состоит в экономии времени преподавателя на процесс передачи информации, а также в увеличении количества времени на постоянный контроль за процессом и результатом ее усвоения. Его широкое использование в России связано со сложностями материального характера: практически невозможно обеспечить процесс обучения во всех школах и вузах специальными программированными учебниками, сборниками упражнений и задач, контрольных заданий тестового типа. Главным недостатком данного вида обучения является чрезмерная апелляция к памяти обучающихся.

Информация о работе Виды и стили обучения