Виды и стили обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:56, реферат

Описание работы

Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого. Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля). На этой основе встает задача формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от выполнения одного компонента учебной деятельности к другим, то есть формирования способов самоорганизации деятельности.

Содержание работы

Введение
Виды обучения
Стили обучения
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат 1педаг.docx

— 34.82 Кб (Скачать файл)

 

Модульное обучение .

 

Предполагает такую организацию процесса, при которой учитель и учащиеся работают с учебной информацией, представленной в виде модулей. Каждый модуль обладает законченностью и относительной самостоятельностью. Совокупность таких модулей составляет единое целое при раскрытии учебной темы или всей учебной дисциплины. Например, целевой модуль дает первое представление о новых объектах, явлениях или событиях. Второй информационный модуль представляет собой систему необходимой информации в виде разделов, параграфов книги, компьютерной программы. Третий операционный модуль включает в себя весь перечень практических заданий, упражнений и вопросов для самостоятельной работы по использованию полученной информации.  Последний модуль, для проверки результатов усвоения новой учебной информации, может быть представлен системой вопросов для зачета, экзамена, теста и творческих заданий.

Модульное обучение рассчитано на большую самостоятельную работу учащихся при дозированном усвоении учебной информации, зафиксированной  в модулях. Иногда этот вид обучения называют блочно-модульным, считая, что  каждый модуль формируется при разделении учебной программы в блоки.

 

  1. СТИЛИ ОБУЧЕНИЯ

 

Стили обучения определяются доминированием определенной группы методов в общей системе методов и приемов обучения. Они выступают как способ отношения педагога к осуществляемой педагогической деятельности и общению. Различают такие стили обучения:

    1. Репродуктивный стиль обучения
    2. Творческий стиль обучения
    3. Эмоционально-импровизационный стиль
    4. Эмоционально-методичный стиль
    5. Рассуждающе-импровизационный стиль
    6. Рассуждающе-методичный стиль

 

Репродуктивный  стиль обучения.

 

Основная особенность  репродуктивного  стиля состоит  в том, чтобы передать ученикам ряд  очевидных знаний. Педагог просто излагает содержание материала и  проверят уровень его освоения. Главным  видом деятельности преподавателя  является репродукция, не допускающая  альтернатив. В рамках данной модели учитываются только регламентированные или догматизированные знания. Мнения учащихся просто не учитываются. Основу репродуктивного обучения составляет система требований учителя к  быстрому, точному и прочному усвоению знаний, умений и навыков. Обучение осуществляется преимущественно в  монологической форме: «повторите», «воспроизведите», «запомните», «действуйте по образцу».

В условиях репродуктивного  обучения  у  учащихся перегружается  память, тогда как другие психические процессы — восприятие, воображение, альтернативное и самостоятельное мышление — блокируются. Это может приводить к повышению утомляемости и утрате интереса к учению. В результате такого обучения ученик не умеет принимать самостоятельные решения, привыкает к подчинению (приказы и запреты), становится пассивным исполнителем и функционером. Репродуктивное обучение сродни «дисциплинарной дрессуре» (армейской казармы, тоталитарного режима).

Данный вид обучения порождает  два опасных синдрома. Первый —  это боязнь сделать ошибку: «Вдруг неправильно понял, что говорил учитель?», «Вдруг предложишь не тот ответ, который от тебя ожидают?» Отсюда рождается психология человека «Не надо высовываться. Не лезь, если тебя не спрашивают Тебе больше всех надо?» В результате учащиеся привыкают слушать, но разучиваются говорить, рассуждать. Второй синдром — это боязнь позабыть. Над учеником постоянно весит дамоклов меч: «Ты должен помнить и суметь ответить все, о чем говорил учитель и что написано в учебнике».

У учителя тоже может развиться  синдром: «боязнь не успеть пройти программу, не нарушить принципы обучения».

В тактике репродуктивного  обучения четко просматриваются три основные линии. Первая, образно говоря: «не развязывайте полемику, для этого не хватает времени». Вторая линия предполагает умение преподавателя доступно излагать сложный материал. Третья линия поведения учителя заключается в том, чтобы отдавать предпочтение фактам, а не обобщениям (факты проще и понятнее).

 

 

 

Творческий стиль  обучения.

 

Его стержнем является стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности. А также поддержка педагогом инициатив своих подопечных. При этом учитель отбирает содержание учебного материала согласно критериям проблемности. В процессе изложения проблемы он стремится выстроить отношения диалога с учениками. В этих условиях обучение обеспечивает «контекст открытия». Для творческого подхода к педагогическому процессу характерны следующие обращения учителя: «сравни», «докажи», «выдели главное», «сделай выбор и аргументируй его», «предложи свой вариант», «объясни и сделай вывод». При таком стиле обучения деятельность учащихся носит частично-поисковый, поисковый, проблемный и даже исследовательский характер.

В тактике творческого  стиля обучения просматриваются  следующие линии поведения учителя:

• первая заключается в  умении поставить учебно-познавательные проблемы так, чтобы вызвать интерес  к размышлению, анализу и сравнению  известных фактов, событий и явлений;

• вторая состоит в стимулировании к поиску новых знаний и нестандартных  способов решения задач и проблем;

• третья предполагает поддержку  ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям.

Данный стиль обучения обладает большими преимуществами перед  репродуктивным, поскольку стимулирует  развитие творческих способностей. Однако данный стиль может давать повод  к зарождению у учеников психологии неудачника: «Я все равно оригинальнее других не придумаю, так зачем же мне думать?» Обученный в таком стиле человек не может удерживать большой объем информации, необходимый для кропотливого и систематического труда. Как показывают опыт и результаты исследований психологов и педагогов, только систематическое освоение базовых знаний становится подлинной основой для проявления у учащихся творчества. Наиболее ярко творческий стиль обучения проявляется при: защите творческих проектов и заданий, проведении исследований и экспериментов, в процессе решения проблемных задач и ситуаций, в дискуссиях. 

 

Эмоционально-ценностный стиль обучения

 

Он обеспечивает личностное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс на уровне эмпатического понимания и ценностно-смыслового восприятия учебного материала и духовно-нравственного образа самого учителя. Это возможно только при эмоциональной открытости учителя, искреннем интересе к своему учебному предмету. Данный стиль предполагает наличие эмпатических способностей у педагога, а также умение организовывать учебно-воспитательный процесс диалогически. Результативность такого способа организации обучения увеличивается, если учитель строит взаимоотношения с учениками на основе эмоционально-доверительного общения, сотрудничества и уважения к каждой личности. При таком стиле наиболее приемлемы следующие формы обращения к ученику: «дайте оценку», «выскажите свое отношение, мнение, понимание», «дайте свою трактовку событию, факту, явлению», «образно представьте, что здесь более ценно и значимо для вас», «сочините, придумайте». Педагог, ориентированный на эмоционально-ценностный стиль обучения, стимулирует учащихся или студентов к рефлексии, «труду души» (по В. А. Сухомлинскому), к открытию своего отношения:

• к научным и техническим  достижениям человечества;

• к определенным результатам  деятельности человека;

• к историческим событиям и произведениям искусства;

• к ценности и значимости знаний и умений для профессиональной деятельности.

Наиболее ярко данный стиль  обучения проявляется в игровых  формах обучения, в процессе диалога  и театрализованных игр. То есть при  выполнении таких заданий, которые  способствуют выявлению самоощущения, самопознания,  самопонимания, самооценки.     

В тактике эмоционально-ценностного  стиля обучения прослеживаются типичные линии поведения учителя:                                   

• первая предполагает преобладание ценностно-смысловой информации, направленной на духовно-нравственное развитие учащихся;       

• вторая раскрывает ориентацию на эмоционально-личностный cпособ отношения к учебной информации и взаимодействия с учениками;

• третья — это подбор нравственно-развивающих заданий  и создание  ситуаций оценки-взаимооценки-самооценки в образовательном процессе.

Данный стиль обучения эффективно развивает:

• образное мышление ученика (студента) и эмоционально-нравственную сферу его личности, стимулирует к саморефлексии и самопознанию, самораскрытию творческих способностей и ценностного отношения к миру;

• учит эмоциональному и  диалогическому стилю общения с человеком, сотрудничеству и взаимоуважению, признанию его самоценности.

 

 

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Образование - часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передаёт знания, навыки от одного человека другим. В  процессе обучения студенту прививаются определённые культурные ценности; процесс обучения направлен на социализацию личности, но иногда обучение конфликтует с истинными интересами обучаемого. Именно поэтому для настоящего педагога так важно правильно подобрать нужный вид обучения и сталь преподавания для данной академической группы, а также научиться правильно их сочетать для достижения максимального результата.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань. Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
  2. Бондарчук Е. И., Бондарчук Л. И, Основы психологи и педагогики, 3-е изд. – К.: МАУП, 2002г. – 168с.
  3. Бордовская., Н.В. Реан А.А., Педагогика.¾ “Питер”,2000г. ¾ 304 с.
  4. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.
  5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
  6. Реан А.Л. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента // Вопросы психологии, 2001 - № 5, - 76 с.
  7. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – 576 с.
  8. Чернышева А.П. Этюды дидактики высшей школы: монография – М., 1984.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Филиал государственного образовательного учреждения высшего  профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

в г. Воронеже

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: «Педагогика»

на тему: «Виды и стили обучения»

 

 

                                                                                        Выполнила: студентка 3     курса факультета «Социальная работа»

Бабичева Н. В.

Проверил(а):

Дронова Т. А.

 

 

 

 

Воронеж 2013


Информация о работе Виды и стили обучения