Виды воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

Воспитание – одна из фундаментальных категорий педагогики. Понятие «воспитание» употребляется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле воспитание рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность с целью формирования у нее социально значимых качеств. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. В узком смысле «воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса».

Содержание работы

Введение
Нравственное воспитание.
Умственное воспитание.
Эстетическое воспитание.
Трудовое воспитание.
Физическое воспитание.
Экологическое воспитание.
Экономическое воспитание.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

виды воспитания.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение

  1. Нравственное воспитание.
  2. Умственное воспитание.
  3. Эстетическое воспитание.
  4. Трудовое воспитание.
  5. Физическое воспитание.
  6. Экологическое воспитание.
  7. Экономическое воспитание.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Воспитание – одна из фундаментальных категорий педагогики. Понятие «воспитание» употребляется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле воспитание рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность с целью формирования у нее социально значимых качеств. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. В узком смысле «воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса».  Воспитание направлено на формирование определенных качеств личности: гражданственности, патриотизма, трудолюбия и др. Возникло воспитание из практической потребности приспособления человека к жизни в обществе, оно является вечной категорией, носит конкретно-исторический характер. Основные виды воспитания – умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое, экологическое и т.д.

 

1. Нравственное воспитание - целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами гуманистической морали.

Задачи нравственного  воспитания:

- формирование нравственного  сознания, системы нравственных  представлений, понятий, суждений, ценностных отношений, эмоционально-интеллектуальных связей переживаний;

- формирование нравственного  поведения и его оценивания; когда  нравственные нормы и принципы  становятся мотивами поведения  личности, они превращаются в  личностные качества;

- формирование нравственных чувств и отношений, позиции личности.

В основе нравственного  воспитания, как усвоения общечеловеческих ценностей, непреходящих моральных  норм и принципов, выработанных людьми в процессе исторического развития общества, лежит развитие осознанно-эмоционального отношения к ним, единство знания и переживания, нравственного смысла деятельности, поведения.

Содержание нравственного воспитания - формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, выработка коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.

К средствам нравственного  воспитания относятся общие и специфические методы и формы. Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании учеников в области морали и обсуждении с ними нравственных проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях. Другим методом является вовлечение учащихся в деятельность, трудовую, общественную, художественную, спортивную и пр. 

Создание воспитывающих ситуаций - один из методов нравственного воспитания. Целесообразно использовать ролевые игры, их обсуждение, тренинги для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений. Поручение, требование, индивидуальная работа, наказания, поощрения также способствуют выработке привычек и культуры поведения. Все эти методы используются как в процессе обучения, так и в свободной деятельности детей. К формам нравственного воспитания, кроме специальных уроков, относятся этические беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, встречи, конференции. Учитель не должен пренебрегать специальной деятельностью по формированию морали учеников.

Результатом этой деятельности является моральная воспитанность, выражающаяся в следующих показателях: знание нравственных норм, наличие в сознании ученика нравственных правил, потребность и умение их выполнять, способность переживать нравственные чувства (сострадание, совесть, любовь), поведение в соответствии с нравственными нормами.

2. Умственное воспитание (как приобщение к интеллектуальной культуре человечества) - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и взаимодействие с ним с целью развития его ума и формирование мировоззрения. Оно протекает как процесс овладения общеисторическим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, умениях, навыков. Средство умственного воспитания - обучение.

Задачи умственного  воспитания:

- развитие умственной  деятельности: познавательных процессов,  способностей;

- воспитание познавательных  интересов, способностей к самостоятельному  познанию и совершенствованию;

- усвоение определенного  объема знаний;

- формирование научных  мировоззрений.

Пути решения задач  умственного воспитания - это обучение и внеклассная работа с учащимися. Во внеклассной работе имеются такие формы умственного воспитания: научно-популярные лекции, семинары, конференции учащихся, встречи со специалистами, выставки, организация предметных недель, игры, конкурсы, олимпиады.

Развитие интеллекта взаимосвязано с мотивационной  сферой личности: потребностями, мотивами, интересами. Средства их формирования таковы: содержание учебного и внеурочного  материала, методы его подачи и организации мыслительной деятельности, создание положительных эмоций в деятельности детей.

В тесной связи с интеллектуальным развитием протекает процесс  формирования мировоззрения ученика - системы философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности.

Усвоение мировоззренческих  аспектов знания обеспечивается отбором  содержания, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой области знания и деятельности, межпредметными связями, созданием интегрированных курсов. Взгляды и убеждения формируются в общении и в собственной практической деятельности учеников: трудовой, общественной, художественной, технической и пр.

Для выработки учениками  взглядов очень важна позиция  педагога. Он должен сам иметь убеждения, жить в соответствии с ними, уметь  говорить о них с учащимися, не навязывая их и одновременно не отказываясь  от них из конъюнктурных соображений. Можно считать, что в отечественной школе учитель традиционно выступает как носитель определенных норм и мировоззренческих позиций.

Показателями умственной воспитанности являются наличие  знаний по основам наук, владение умственными  операциями, интеллектуальными умениями, наличие системы взглядов на мир, носящих мировоззренческий характер, на основе которых ученик оценивает себя и мир и строит свою жизнь и деятельность.

 

3. Эстетическое воспитание - целенаправленное педагогическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития. Эстетическое воспитание - формирование творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, жизни, социуме, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.

Задачи эстетического воспитания:

- формирование системы эстетических представлений, суждений, эстетического идеала; овладение культурным наследием;

- формирование эстетических чувств и отношений, восприятия и переживаний;

- формирование эстетического поведения, стремление быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде; включение в эстетическую творческую деятельность.

Объем понятия "эстетическая культура" определяет содержание эстетического воспитания учащихся: формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей. Задачи эстетического воспитания тесно связаны с нравственным воспитанием - формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.

Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Во внеурочное время оно проводится в работе кружков, студий, группах художественной самодеятельности, театрах. Последнее имеет богатые возможности по формированию художественных умений, развитию эстетических переживаний. Природа, техническая эстетика тоже являются средством эстетического развития детей.

Показателями эстетической воспитанности  являются наличие эстетических потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способностей, занятия искусством.

Эстетическое восприятие - способность  выделять в искусстве и жизни  эстетическое свойства, образы и испытывать эстетическое чувства. Эстетические чувства - эмоциональные состояния, вызванные  оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства. Эстетические потребности - нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях. Эстетические вкусы - способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов. Эстетические идеалы - социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

 

4. Трудовое воспитание - процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации.

Задачи трудового воспитания:

- формирование знаний о технике, производстве, экономико-социальных проблемах;                

- развитие способностей, интересов,  ума, воли и пр.;

- выработка навыков и умений работы с простейшими инструментами и станками;

 - формирование добросовестного отношения к труду, потребности в нем; подготовка к выбору профессии.

Эти задачи решаются в  процессе общеобразовательной подготовки, на уроках труда, в различных видах труда школьников, в том числе в летних работах, во внеурочной деятельности. В последней используются такие методы и формы, как беседы, встречи с интересными людьми, различные трудовые акции, экскурсии и пр.

В классической советской  педагогике имеется принцип связи  обучения с трудом, отражающий концептуальный взгляд на роль труда в воспитании. Согласно этой концепции, труд ребенка, включенный в систему образования, является условием всестороннего развития и средством подготовки учащихся к жизни и трудовой деятельности.

Кроме обучающей функции, труд имеет развивающую функцию: обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие. Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, ответственность, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр.

Трудовое обучение - это  процесс формирования у учащихся знаний и умений в области труда. Образование в школе носит политехнический характер: дается знание об основах современного производства, техники, экономики. Систему трудового воспитания составляет совокупность задач, содержания, методов и средств.

 Показателями трудовой  воспитанности являются потребность школьника в труде, интерес к труду, трудовая активность, наличие знаний о производстве, трудовых умений, готовность к выбору профессии.

Представление о труде  как о важном факторе воспитания остается в современной российской школе, хотя труд школьников и начальное профессиональное образование являются необязательными, а рекомендуются, если есть возможности и спрос.

 

5. Физическое воспитание — это целенаправленный педагогический процесс, ориентированный на приобщение к физической культуре, содержание которой составляют: личная гигиена — навыки опрятности, чистоты и аккуратности, в том числе, в одежде и в быту, привычки к режиму, рациональному распорядку в питании, деятельности и отдыхе; закаливание, регулярные физические упражнения, здоровый образ жизни.

Отсюда определяем задачи физического воспитания:

- укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

- развитие и совершенствование  природных двигательных качеств,  силы, ловкости, выносливости, обучение  новым видам движения;

- повышение умственной и физической работоспособности;

- формирование потребности  в систематических занятиях физкультурой  и спортом;

- развитие стремления  быть здоровым, бодрым, доставлять  радость себе и окружающим.

Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.

К содержанию физического  воспитания в школе относятся:

- развитие основных  двигательных умений и навыков, 

- обеспечение правильного  физического развития, укрепление  здоровья, закаливание, повышение работоспособности,

- воспитание устойчивого  интереса и потребности в систематических  занятиях физической культурой,

- формирование взглядов  и нравственных качеств, ведущих  к пониманию значения физкультуры  и пробуждающих стремление к  здоровому образу жизни,

- формирование знаний  в области здоровья, гигиены, спорта.

 Систему физического  воспитания в школе составляют  физические упражнения и знания  в учебном процессе, на уроках  физкультуры, биологии и некоторых  других, во внеурочной деятельности. Исторически сложившиеся средства включают гимнастику, игры, туризм, спорт. К ним относятся также природные силы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда и отдыха, питание, одежда, санитарные нормы в устройстве помещений).

Информация о работе Виды воспитания