Введение в типологию обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 19:48, контрольная работа

Описание работы

В правовом образовании в последнее время используется весь спектр методов и видов обучения, но особую роль играют методы и виды обучения, направленные на повышение качества освоения правового знания и отражающие практический характер правового обучения.
Типология обучения в основном связана с вопросом преимущественного применения определенных методов обучения в учебной деятельности. В методике преподавания юридических дисциплин принято выделять следующие виды обучения:
1 Прямое или объяснительно - иллюстративное обучение, в его основе лежат традиционные или пассивные методы, которые направлены на эффективную передачу готового знания учащимся, что освобождает их от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить и оставляет незначительные возможности для индивидуализации и дифференциации процесса обучения;

Содержание работы

1. Введение в типологию обучения.

2. Прямое обучение.

3. Проблемное обучение.

4. Проблемы использования различных типов обучения в педагогической практике.
5. Практическое задание

Файлы: 1 файл

контрольная работа МППД вариант 8.docx

— 38.01 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки

ФГБОУ ВПО Уральский государственный экономический университет

                                    Центр дистанционного образования

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Методика преподавания правовых дисциплин

Вариант 8

 

 

 

 

 

 

                                                                     Исполнитель: студент

Специальность: юриспруденция

группа  ЮР-13Кам

Захаров А.С

 

 

                           

                                                Екатеринбург  

                                                        2015

 

 

План

 

                     1. Введение в типологию  обучения.

 

                     2. Прямое обучение.

 

                     3. Проблемное обучение.

 

                     4. Проблемы использования  различных типов обучения в  педагогической практике.

                     5. Практическое задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение в  типологию обучения.

В правовом образовании в последнее время используется весь спектр методов и видов обучения, но особую роль играют методы и виды обучения, направленные на повышение качества освоения правового знания и отражающие практический характер правового обучения.

Типология обучения в основном связана с вопросом преимущественного применения определенных методов обучения в учебной деятельности. В методике преподавания юридических дисциплин принято выделять следующие виды обучения:

1 Прямое или объяснительно - иллюстративное обучение, в его основе лежат традиционные или пассивные методы, которые направлены на эффективную передачу готового знания учащимся, что освобождает их от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить и оставляет незначительные возможности для индивидуализации и дифференциации процесса обучения;

2 Проблемное обучение, в его основе лежит определенная образовательная технология. Оно способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельного создания знания, развития творческого, аналитического и критического мышления, познавательной активности учащихся, но требует больших затрат учебного времени; и совсем недавно стали выделять еще

3 Программированное обучение направлено на улучшение управления процессом обучения, процедурного контроля образовательного роста учащихся, четкую структуризацию знания, прогнозирование и отслеживание результатов учебной деятельности.

В зависимости от вида обучения, используемого преподавателем в процессе правового образования, изменяется как содержательная сторона учебной деятельности, так и формальная, структурная составляющая. Происходит и смена образовательных приоритетов, если прямое обучение нацелено на передачу правового знания, которое накоплено предшествующими поколениями и на усвоение его, то проблемное обучение предназначено для развития учащихся, их умения создавать новое знание и его оценку. Проблемное обучение нацелено на наделение учащихся средствами моральной и интеллектуальной самооценки, тогда как программированное обучение рассчитано на оптимизацию процесса образования, на основе использования информационных технологий.

Проблема, которую подымает типология обучения, связана с пониманием качества образования и тем как она решается в рамках определенного вида обучения.

 

 

2. Прямое обучение: от пассивного к активному обучению.

В основе прямого обучения лежит передача знания непосредственно от преподавателя к учащимся, который применяет в учебной деятельности преимущественно объяснительно - иллюстративные или пассивные методы обучения, такие как лекция, объяснение, беседа, демонстрация и другие. Основная цель прямого обучения - представление готового знания, которое обязаны усвоить учащиеся. Прямое обучение напоминает наставления для публичного выступления: сначала следует сказать о том, что вы хотите сказать, а затем - о том, что вы уже сказали, это и есть прямое обучение или, по крайней мере, его большая часть.

Преимуществами прямого обучения являются:

1 тщательно структурированное  содержание учебного материала, способствующее лучшему его запоминанию,

2 возможность детального  объяснения нового знания,

3 возможность широкого  использования наглядности для  демонстрации нового знания,

4 хорошо организованное  и управляемое освоение и применение  нового знания как под руководством  преподавателя и так и самостоятельное,

5 возможность обращения  к трудным местам, фокусирование  внимания на сложных вопросах,

6 оптимальные затраты  времени на учебную деятельность.

Прямое обучение пользуется большим успехом, доступно для освоения его преподавателями и не вызывает проблем у учащихся, так как предлагает реальные задания и учебную деятельность, в которой по силам принять участие большинству обучаемых. Оно особенно эффективно, когда требуется передать большой объем информации, а так же умения и навыки учащимся, которые имеют невысокий уровень способностей. Для того, чтобы учащиеся осваивали интеллектуальные навыки высокого уровня, следует применять другие виды обучения. Учебник для прямого обучения является ведущим средством обучения. Прямое обучение может стимулировать интерес учащихся и более активно вовлекать их в учебную деятельность, если преподаватель обращает внимание на значение знания, которое получают учащиеся, и представляет их наиболее ясным, понятным, четким образом. Прямое обучение дает возможность учащимся закреплять полученные знания в учебной практике, а затем двигаться дальше осваивая новые массивы знания.

Прямое обучение широко используется в правовом и юридическом образовании, когда преподаватель дает учащимся новое знание, объясняет правовые идеи, концепции, принципы, понятия, теории, читает лекции.

Прямое обучение имеет недостатки:

1 передает неверное представление  о процессе создания знания, как  о некоем готовом продукте,

2 передает некритичное  отношение к знанию, что лишает  учащихся самостоятельности и  независимости,

3 ведет к пассивности  учащихся и к конформизму,

4 слабо развивает продуктивное  и аналитическое мышление,

5 в центре образовательного  процесса находится преподаватель, а не учащиеся.

Прямое обучение приводит к доминированию преподавателя в учебном процессе, так как именно он является субъектом принятия основных решений, что резко снижает роль учащихся, но такое положение негативно влияет и на преподавателя, ограничивая его творческий потенциал.

Одна из важнейших проблем прямого обучения, которую пытаются преодолеть с помощью методики, является пассивность учащихся. Для того, чтобы вовлечь учащихся в учебную деятельность, активизировать их познавательную работу, в методике была разработана следующая модель учебного занятия, в основе которого лежит прямое обучения:

1 Организационный этап  учебного занятия.

а) Фокусирование внимания учащихся на проблеме учебного занятия.

б) Постановка целей и определение задач и значение данного учебного занятия.

в) Обращение к знанию учащихся, которые они получили на прошедших ранее учебных занятиях и переход к следующему этапу учебного занятия.

2 Объяснение нового материала.

а) Преподаватель объясняет смыл и пользу, которое принесет учащимся новое знание.

б) Преподаватель передает (демонстрирует) новый учебный материал, объясняет принципы, идеи, концепции, дает определение понятиям, модели, образцы и примеры, иллюстрирующие новое знание.

в) Преподаватель передает критическое отношение к новому учебному материалу, знакомит учащихся с проблемами, которые касаются нового знания.

3 Проверка понимания у  учащихся нового учебного материала.

а) Преподаватель ставит перед учащимися ключевые вопросы для понимания нового учебного материала.

б) Учащиеся собственными словами объясняют как они поняли важнейшие понятия, принципы, идеи, концепции, демонстрируют понимание моделей, образцов и примеров, приводят свои собственные. Преподаватель применяет активные методы обучения.

4 Управляемое применение  учащимися нового учебного материала.

а) Преподаватель организует и управляет учебной деятельностью учащихся по усвоению нового знания.

б) Преподаватель наблюдает и контролирует учебную деятельность учащихся, следит за понимание нового знания учащимися.

в) Преподаватель использует специальное знание, отмечая уровень результативности учебной деятельности.

5 Подведение итогов учебного  занятия.

а) Происходит оценивание учебной деятельности учащихся в соответствии с поставленными целями обучения. Резюмирование и суммирование учебной деятельности.

б) Преподаватель и учащиеся комментируют поведение и результаты учебной деятельности.

6 Самостоятельное применение  учащимися нового знания.

а) Преподаватель помогает учащимся организовать самостоятельное применение нового знания, дает учащимся задание для самостоятельной практики.

б) Преподаватель помогает учащимся определить результаты самостоятельной практики.

 

 

3. Проблемное обучение.

Проблемное обучение в настоящее время известно под многими названиями, например, обучение открытию, обучение разрешению проблем, индуктивное обучение, обучение мышлению и т. д. Но все эти названия в своей основе имеют процесс, который с успехом применяется учеными в науке, политиками или просто образованными гражданами в жизни, когда надо принять решение, разрешить проблему, сделать открытие или, в общем, создать новое знание.

Проблемное обучение нацелено на то, чтобы научить мыслить, то есть самостоятельно принимать решения, разрешать проблемы, данное умение крайне необходимо каждому человеку, но организовать процесс обучения, направленный на освоение данного умения нелегко.

Отсутствие данного вида обучения в системе образования влечет за собой ряд проблем, например, учащиеся не умеют принимать ответственные, взвешенные решения, они пассивны, что приводит к потери самоуважения, веры в собственные возможности.

Ученые отмечают, что интеллектуальные умения высокого уровня приобретаются многими людьми в процессе образования, но только в том случае, если оно организовано соответствующим образом. обращается внимание на то, что данные умения генетически не передаются, а приобретаются человеком в процессе жизнедеятельности.

Проблемное обучение - это освоение интеллектуальных умений высокого уровня в процессе образования. Обучение мыслительной деятельности, интеллектуальный рост не происходит в вакууме, а требует хорошей организации обучения, высокой координации совместных усилий, что является результатом сложной работы и совокупности многочисленных условий, таких как хорошо развитых коммуникативных навыков, твердой памяти, контроля над эмоциями, позитивного настроя на учебную деятельность, уверенность в собственных силах. Именно в процессе проблемного обучения учащиеся учатся творить, создавать идей и проверять их качество.

Большой вклад в развитие проблемного обучения внес крупный американский философ и педагог Джон Дьюи, который считал , что главным приоритетом образования должно быть развитие у детей интеллектуальных умений высокого уровня. В центре образовательной философии Джона Дьюи лежит понятие научного поиска, исследования (inquiry) как средства и как цели образования. Дьюи полагал, что использование исследования в учебной деятельности развивает творческий потенциал учащихся, помогает им создавать новые идей, отбирать наилучшие и проверять их. Дьюи назвал свой метод рефлексивным мышлением (reflective thinking) или мышлением о мышлении (thinking about thinking). Модель о рефлексивного мышления лежит в основе проблемного обучения. В упрощенном виде данная модель содержит в себе следующие процедуры:

Информация о работе Введение в типологию обучения