Взаимодействие человека с окружающим миром как целенаправленный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 10:44, контрольная работа

Описание работы

Всё в мире находится во взаимной связи, которая порождает активный импульс к его саморазвитию. Без связи невозможно самодвижение материи, без самодвижения невозможно развитие. Развитие обусловлено различными видами связи. Каждая наука использует различные методы, которые зависят от характера решаемых в ней задач. В каждом научно-исследовательском процессе меняется сочетание методов и их структура.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………....3
1.Человек: познание мира через освоение знаний……………………………………4-7
2.Метод познания окружающего мира……………………………………………….8-13
3.Общественный производительный и рабочий процессы во взаимодействии с профессиональной деятельностью…………………………………………………….14-15
Заключение …………………………………………………………………………….…16
Литература ………………………………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

контрольная по введению в спецуиальность.docx

— 46.16 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине:«Введение в специальность»

на тему: «Взаимодействие человека с окружающим миром

как целенаправленный процесс»

 

Вариант № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 г.


Содержание

План:

Введение…………………………………………………………………………………....3

1.Человек: познание мира через освоение знаний……………………………………4-7

2.Метод познания окружающего  мира……………………………………………….8-13

3.Общественный производительный и рабочий процессы во взаимодействии с профессиональной деятельностью…………………………………………………….14-15

Заключение …………………………………………………………………………….…16

Литература ………………………………………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Человек добывал знания об окружающем его мире в суровой борьбе за существование. В этой борьбе обособились от животного мира его далекие предки, развились его руки и интеллект. От случайных и неосознанных применений палок и камней для защиты и добывания пищи он перешел к изготовлению орудий. Величайшим завоеванием человека было получение и использование огня. В этой занявшей тысячи и тысячи лет эволюции формировалось сознание человека, развивалась речь, накапливались знания и представления о мире, возникли первые антропоморфные объяснения окружающих явлений, остатки которых сохранились и в нашем языке. Как и у первобытного человека, у нас солнце «ходит», месяц «смотрит» и т. д.

Процесс овладевания тайнами  бытия есть выражение высших устремлений  творческой активности разума, составляющего  великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно  прошло длинный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного  ко все более глубокому и всестороннему  проникновению в сущность бытия. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов  природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли картины  мира.

Развивающееся знание шло  рука об руку с развитием производства, с расцветом искусств, художественного  творчества. Наш разум постигает  законы мира не ради простой любознательности (хотя любознательность – одна из движущих сил человеческой жизнедеятельности), но ради практического преобразования и природы человека с целью  максимально гармоничного жизнеустройства  человека в мире. Знание человечества образует сложнейшую систему, которая  выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются из поколения  в поколение, от народа к народу с  помощью механизм социальной наследственности, культуры.

Другого способа понять природу, как уподоблять ее себе, живому существу, наделить ее чувствами и сознанием, у первобытного человека не было. Из этого источника развились и научные знания, и религиозные представления.

 Наряду с этими фантастическими  представлениями о природе человек  обогащался реальными знаниями  о небесных светилах, растениях  и животных, о движении и силах,  метеорологических явлениях и  т. д. Накопленные знания и  практические навыки, передаваясь  от поколения к поколению, образовывали  первоначальный фон будущей науки.  По мере развития общества  и общественного труда накапливались  предпосылки для создания устойчивой  цивилизации. Решающую роль здесь  сыграло возникновение земледелия. Там, где сложились условия  для получения устойчивых урожаев  на одном и том же месте  и из года в год, создавались  поселения, города, а затем и государства.

 

1.Человек: познание  мира через освоение знаний.

Чем выше роль науки в  жизни общества, тем меньше внимания получает так называемое вненаучное познание. Оно проходит по реестру  как неразвитое, поверхностное, а  подчас и ложное познание. Но человечество в своем развитии упрямо демонстрирует, что наука может многое, но далеко не все, что человеческая цивилизация  развивается не только на базе научного знания, но и на основе обыденного познания, этического и эстетического, правового  и политического, религиозного и  философского видения мира. В "зеркале" этих форм освоения мир отражается далеко не так, как с позиции науки. Налицо как бы две проекции действительности. И каждая из них необходима людям  на своем месте и в свое время, а посему нужно вести речь не о  противопоставлении научного и вненаучного  познания, а об их дополнительности с учетом принципа конкретности познания.

Проблема разных видов  познания заключается не в том, чтобы  провести демаркационную линию между  наукой и другими формами освоения мира, а в том, чтобы выявить  поле возможностей каждой формы, включая  и науку, в контексте структуры  общественного сознания, помня, что  в каждую историческую эпоху общественное сознание имело свою организационную  структуру и его "олимп" венчала  одна из форм сознания, выступая законодателем "моды" для всех остальных. В  античности бал правила "философия", в эпоху Средневековья - "религия", в Новое время - "философия - наука", в Новейшее - "политика".

Все формы сознания имеют  нечто общее и свое особенное, что позволяет поставить вопрос и выявить общее и особенное  в характеристике научного и вненаучного  познания.

Во-первых, все формы освоения мира обусловлены единым гносеологическим отношением в системе "субъект-объект", но каждая имеет свой предмет отражения, свои формы и способы познания.

Во-вторых, все формы освоения мира ориентированы на получение  знания, обеспечивающего функционирование системы "природа-общество-человек".

В-третьих, результаты вненаучного  и научного познания обеспечиваются на базе единства чувственных, рациональных и иррациональных структур, их взаимовлияния  и взаимопроникновения. Можно говорить только о доминанте этого единства в каждом конкретном случае.

В-четвертых, вненаучное и  научное познание различаются по методологии. Научное ориентировано  подчас на чувственный и рациональный уровень освоения объективной реальности. Что касается вненаучного познания, то его ориентация выходит за пределы  объективной реальности. Вненаучное познание включает не только объективную, но и субъективную, и трансцендентную  реальность, не имеющую ни протяженности, ни длительности, а стало быть, не фиксируемую ни чувствами, ни логикой  рассудка.

Научное познание "работает" на общество, вненаучное - замыкается на сущностные силы человека, претендует быть руководством к действию в тех  или иных проблемных ситуациях.

И наконец, результаты вненаучного  и научного познания равнозначимы для  человека. Человек нуждается в  истинах науки, знании добра, справедливости, свободы, красоты, гармонии и т.д.

Таким образом, нет основания  для утверждения абсолютной ценности одной из форм освоения мира, а есть необходимость выявить грани  соприкосновения, реализовать в  полной мере принцип дополнительности, исключив альтернативу: научное или  вненаучное.

Формы вненаучного познания можно классифицировать по разным основаниям: по той общественной потребности, которая  вызвала их к жизни; по способам его  хранения, трансляции и востребования; по степени близости к научному познанию.

Во вненаучном познании пересекаются все грани освоения бытия в  мире; реализуется их непосредственное и опосредованное отношение к  миру, субъективность и объективность, рациональность и иррациональность; знания, ценности и нормы. Интегративной формой вненаучного познания является обыденное познание. Его носителем выступает человек. Цель обыденного познания состоит в том, чтобы выработать знания о мире и о себе, сформировать психологическую установку на свое отношение к миру, найти оптимальную форму осуществления своих интересов (потребностей).

В котле обыденного познания провариваются такие ранние формы, как фетишизм, тотемизм, магия, анимизм, приметы. Там же представлены религия  и философия, политика и право, мораль и искусство, а также в той  или иной мере наука. Но наука представлена лишь как "одна из...", а посему не является определяющей для обыденного познания, если его носитель профессионально  не представляет науку.

1. Фетишизм - вера в сверхъестественные  свойства предмета (вещи), способные  предохранять человека от различных  бед. За исключением предметов  целебного свойства, все остальные  фетиши основаны на вере.

2. Тотемизм - вера в сверхъестественную  связь и кровную близость родовой  группы с каким-либо видом животных, растений. Это своеобразная форма  сродности человека и природы. 

3. Магия - вера в способность  человека определенным образом  воздействовать на объекты и  людей. Белая магия осуществляет  колдовство с помощью небесных  сил, а черная - колдовство с  помощью дьявола. В целом магия  воплощает веру в чудо.

4. Анимизм - вера в существование  духа, души у каждой вещи. Анимизм  является следствием антропного  принципа: я вижу мир сквозь  призму своих представлений о  себе (см.: Ф. Бэкон о призраке "рода").

5. Приметы - фиксированная  форма часто повторяющихся событий.  Некоторые из примет фиксируют  причинно-следственную связь, улавливают  их необходимый характер. Некоторые  приметы носят случайный характер, но ошибочно принимаются за  необходимое. И те и другие  формируют стереотип поведения,  закрепляются верой. 

Из пяти ранних форм освоения мира все пять основаны на вере. Неслучайно вера является и основанием таких  форм чувственно-абстрактного познания бытия в мире, как оккультное, паранормальное и медитативное познание.

Оккультное постижение мира. Оккультизм (от лат. occultus - тайный) представляет собой совокупность учений о скрытых, сверхъестественных силах космоса, земли, людей. К этому виду вненаучного  постижения мира относят астрологию, алхимию, графологию, спиритизм, кабалистику  и т.п.

В них либо неизвестное  объясняется через знания науки (астрология использует знания астрономии, математики, искусства, философии), либо неопределенность приумножается неопределенностью (алхимия, спиритизм). Но и в том  и в другом случае есть свои удачные  находки, достижения, стимулирующие  генерацию новых "безумных" идей, без которых иссякает воображение, фантазия, творчество и, стало быть, культура.

Оккультное дознание оставило след и в наработке методик  познания, экспериментов, приемов, операций с числами и словами.

Паранормальное познание мира. Паранормальное познание (от греч. para - около) претендует поставлять информацию о необъяснимых с позиций науки  физических явлениях и особых способностях некоторых индивидов воздействовать на других людей, объекты природы. К  нему относят биолокацию, контактерство, левитацию, телекинез, телепатию, экстрасенсорное  воздействие.

Медитативное познание себя. Медитация (от лат. meditatio - мысленное  созерцание, размышление) - это предельно  глубокое духовное состояние, которое  достигается либо волевой отрешенностью  от внешнего мира при помощи определенных упражнений, молитв, танцев; либо в результате приема наркотических средств; либо в результате клинической смерти.

Интерес к формам оккультного, паранормального и медитативного  познания - явление не случайное. Оно  обусловлено и ломкой общественных отношений, и духовным кризисом в  нашей стране, ощущением тупика в  развитии новоевропейской цивилизации, обострением глобальных проблем  современности и неспособностью человечества их оптимально решать.

В этих условиях отмеченные формы вненаучного познания требуют  не распятия, не иронии, не восторженности, а установки на познание непознанного, опираясь на методологический принцип  сомнения, позволяющий пройти по "лезвию бритвы" между абсолютным отрицанием и абсолютной верой.

Проблема знания и веры неоднократно заявляла о себе в истории  человечества.

Средневековье оставило три  варианта решения этой проблемы:

1. Знание и вера антиподы. Они несовместимы. Вере не нужно  никакое знание, ибо у нее есть  свое основание - откровение.

2. Знание и вера имеют  разные источники, а поэтому  они обладают разными истинами. Истины разума и истины Бога  не зависят друг от друга,  а посему имеют равное право  на свое существование. 

3. Знание и вера могут  обрести единство. Однако суть  этого "союза" понималась  по-разному. "Понимаю, чтобы верить" (П. Абеляр) и "Верую, чтобы  понимать" (Ансельм Кентерберийский).

Знание и вера имеют  разные основания. Знание получает свой статус в процессе осуществления  гносеологического отношения в  системе "субъект-объект" и последующей  апробации, только тогда оно обретает социальную значимость.

Вера базируется на общезначимости того, во что верят. Носителем веры выступает человек, а посему она  имеет в нем свою укорененность. Это прежде всего доверие к  своим чувствам, доверие к собственным  гипотезам, своей интуиции, принятие на веру накопленного социального опыта, традиций, обычаев.

В результате можно констатировать "встроенность" веры во многие процессы жизнедеятельности человека, где  даже в научном познании соседствуют  доверие и сомнение, а через  это единство и реализуется познание, осуществляется производство эмпирического  и теоретического знания.

Проблема веры, как эпистемологическая проблема, требует к себе внимания еще и потому, что человек в  своей жизнедеятельности реализует  обыденное познание, которое своими истоками уходит в оплодотворенные  верой первые формы сознания: фетишизм, тотемизм, магию, анимизм, приметы.

Информация о работе Взаимодействие человека с окружающим миром как целенаправленный процесс