Взаимодействие человека с окружающим миром как целенаправленный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 10:44, контрольная работа

Описание работы

Всё в мире находится во взаимной связи, которая порождает активный импульс к его саморазвитию. Без связи невозможно самодвижение материи, без самодвижения невозможно развитие. Развитие обусловлено различными видами связи. Каждая наука использует различные методы, которые зависят от характера решаемых в ней задач. В каждом научно-исследовательском процессе меняется сочетание методов и их структура.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………....3
1.Человек: познание мира через освоение знаний……………………………………4-7
2.Метод познания окружающего мира……………………………………………….8-13
3.Общественный производительный и рабочий процессы во взаимодействии с профессиональной деятельностью…………………………………………………….14-15
Заключение …………………………………………………………………………….…16
Литература ………………………………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

контрольная по введению в спецуиальность.docx

— 46.16 Кб (Скачать файл)

Вера должна найти свое место в гносеологическом отношении  системы "субъект-объект", как  нашла она свое место в жизнедеятельности  человека. Похоже, проблема взаимосвязи  веры и знания требует нового прочтения  и терпеливо ждет своих исследователей.

 

 

 

 

 

2. Методы познания  окружающего мира

Метод (греч. Metohodos - «путь к чему-либо» )- совокупность определенных шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы определить определенную задачу или достичь определенной цели. Метод - это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; это прием, способ или образ действия.

Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь  намеченной цели. Владение методом  означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для  решения тех или иных задач, и  умение применять это знание на практике.

Методы разнообразны, поскольку  разнообразен мир, выступающий в  качестве объекта познания, и разнообразна человеческая деятельность. Существуют различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая принимается как система  принципов и способов организации  и построения теоретической и  практической деятельности, и как  учение об этой системе.

Все методы делятся на две  большие группы - эмпирические и  теоретические.

Раньше считалось, что  познание имеет две ступени:

1. чувственное отражение  действительности,

2. рациональное (разумное) отражение  действительности.

Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное  в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что  уровнями познания являются эмпирические и теоретические, а чувственное  и рациональное - это способности, на базе которых формируется эмпирическое и теоретическое знание.

Эмпирическое познание, или  чувственное, или живое созерцание - это сам процесс познания, включающий в себя три взаимосвязанные формы:

1. Ощущение - отражение в  сознании человека отдельных  сторон, свойств предметов, непосредственное  воздействие их на органы чувств;

2. Восприятие - целостный  образ предмета, непосредственно  данный в живом созерцании  совокупности всех своих сторон, синтез данных ощущений;

3. Представление - обобщенный  чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы  чувств в прошлом, но не воспринимаемого  в данный момент.

В зависимости от сферы  действия того или иного метода различают  всеобщие(универсальные), общенаучные  и специальные методы.

Универсальные методы имеют  философскую природу и характеризуют  человеческое мышление в целом. Это  метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод историзма, метод единства исторического и  логического способов рассмотрения.

Общенаучные подразделяются на методы эмпирического и теоретического уровней научного познания.

Специальные методы исследования применяются в конкретных науках. К ним относят метод спектрального  анализа в физике и химии, метод  статистического моделирования  при изучении сложных систем и  другие.

Методы научного познания - это те приемы и операции, которые  используются в науке, а именно: наблюдение, измерение, моделирование, различного рода сравнения, классификации, эксперимент, рассуждения, выдвижение гипотез, использование  теорий, анализ(разложение на части) и  синтез(воспроизведение целого), индукция(восхождение  в мысли от частного к общему) и дедукция(движение мысли от общего к частному).

 

  • Есть три основных теоретических метода. При аксиоматическом методе научная теория строится в виде аксиом и правил вывода, позволяющих путем дедукции получить теоремы данной теории. Аксиома - это положение, принимаемое без логического доказательства не могущее быть опровергнуто на основе эмпирических фактов. Аксиоматический метод широко используется в логике и математике. Он напрочь исключает какие-либо противоречия.
  • В науках, обладающих не только теоретическим, но и экспериментальным уровнем исследования, идеальным является гипотетико-дедуктивный метод. На место аксиом ставятся гипотезы. Гипотеза, есть знание которое может быть опровергнуто сопоставлением с экспериментальными фактами. Гипотетико-дедуктивный метод используется широко в физике, электронике, радиотехнике, экономических науках. Как правило, гипотетико-дедуктивный метод требует хорошей математической подготовки.
  • Если гипотетико-дедуктивный метод оказывается неприемлемым, то приходится обращаться к другим методам, описательным. Описание изучаемых явлений может быть словесным, графическим, схематическим. Теперь мысль намного чаще вынуждена обращаться непосредственно к данным эксперимента. Описательные методы широко используются в биологии, медицине, социологии.

3 Основные методы эмпирического  и теоретического познания

В науке различают эмпирический и теоретический уровень исследования (познания). Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый  объект и реализуется посредством  наблюдений и эксперимента. Теоретическое  исследование концентрируется вокруг обобщающих идей, законов, гипотез и  принципов.«Это различие имеет своим  основанием неодинаковость, во-первых, способов (методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера достигаемых научных результатов». Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие -- только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) -- как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. Данные как эмпирического, так и теоретического исследования фиксируются в виде высказываний, содержащих эмпирические и теоретические термины. Разница между ними состоит в том, что истинность высказываний, содержащих эмпирические термины, можно проверить экспериментально, а истинность высказываний, содержащие теоретические термины, проверить невозможно. Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается в том, что только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами. Здесь преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, поставки экспериментов.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием  рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных  операций». Отсутствие непосредственного  практического взаимодействия с  объектами обуславливает ту особенность, что объект на данном уровне научного познания может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Однако живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым  объектам, явлениям путем обработки  данных эмпирического знания. Эта  обработка осуществляется с помощью  систем абстракций «высшего порядка» - таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др. Выделяя в научном исследовании указанные два различных уровня, не следует, однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять. Ведь эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т. п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования. Важнейшая задача теоретического знания - достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как абстрагирование, идеализация, анализ и синтез, индукция и дедукция и другие. Этот класс методов активно используется во всех науках.

Рассмотрим основные способы  эмпирического исследования. Важнейшей  составляющей эмпирического исследования является эксперимент. Слово «эксперимент»  происходит от латинского experement, что  означает «проба», «опыт». Эксперимент  представляет собой испытание изучаемых  явлений в контролируемых и управляемых  условиях. Эксперимент - это активный, целенаправленный метод познания, заключающийся  в многократно воспроизводимом  наблюдении объекта в специально созданных и контролируемых условиях. Эксперимент делится на следующие  этапы:

  • Сбор информации
  • Наблюдение явления
  • Анализ
  • Выработка гипотезы, чтобы объяснить явление
  • Разработка теории, объясняющей феномен, основанный на предположениях в более широком плане.

В современной науке эксперимент  занимает центральное место и  выступает в качестве связующего звена между эмпирическим и теоретическим  уровнями познания. Главная задача эксперимента заключается в проверке гипотез и прогнозов, выдвигаемых  теориями. Ценность экспериментального метода состоит в том, что он применим не только к познавательной, но и  к практической деятельности человека.

Другим важным методом  эмпирического познания является наблюдение. Здесь имеется в виду не наблюдение как этап любого эксперимента, а  наблюдение как способ изучения различных  явлений. Наблюдение - это чувственное  восприятие фактов действительности с  целью получения знания о внешних  сторонах, свойствах и признаках  рассматриваемого объекта. Результатом  наблюдения является описание объекта, зафиксированное с помощью языка, схем, графиков, диаграмм, рисунков, цифровых данных. Различие между экспериментом  и наблюдением состоит в том, что в ходе эксперимента его условиями  управляют, а при наблюдении процессы предоставлены естественному ходу событий. Важное место в процессе наблюдения (как и эксперимента) занимает операция измерения. Измерение - есть определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон. Поскольку результаты наблюдения, как правило, приобретают вид  различных знаков, графиков, кривых на осциллографе, кардиограмм и т.д., постольку важной составляющей исследования является интерпретация полученных данных. Особой сложностью отличается наблюдение в социальных науках, где  его результаты во многом зависят  от личности наблюдателя и его  отношения к изучаемым явлениям.

Более подробно рассмотрим выше перечисленные средства теоретического познания.

  • Абстрагирование представляет собой метод мысленного отделения познавательно ценного от познавательно второстепенного в исследуемом объекте. Предметы, явления и процессы обладают множеством различных свойств и характеристик, не все из которых важны в данной конкретной познавательной ситуации. Метод абстрагирования применяется как в обыденном, так и в научном познании.
  • Анализ и синтез - это связанные между собой методы познания, обеспечивающие целостное знание объекта. Анализ - это мысленное расчленение объекта на составляющие его части с целью их самостоятельного изучения. Это расчленение осуществляется не произвольно, а в соответствии со структурой объекта. После того, как составляющие объект части изучены по отдельности, необходимо полученное знание свести воедино, восстановить целостность. Это происходит в ходе синтеза - объединения ранее выделенных признаков, свойств, сторон в единое целое.
  • Индукция и дедукция являются распространенными методами получения знания как в обыденной жизни, так и в ходе научного познания. Индукция - это логический прием получения общего знания из множества частных посылок. Недостатком индукции является то, что опыт, на данные которого она опирается, никогда не может быть завершен, и поэтому индуктивные обобщения также имеют ограниченную достоверность. Дедукция - это выводное знание. В ходе дедукции из общей посылки выводятся (дедуцируются) заключения частного характера. Истинность выводного знания зависит в первую очередь от достоверности посылки, а также от соблюдения правил логического выведения. Индукция и дедукция органически связаны и взаимно дополняют друг друга. Индукция приводит к предположению о причинах и общих закономерностях наблюдаемых явлений, а дедукция позволяет выводить из этих предположений эмпирически проверяемые следствия и тем самым подтверждать или опровергать эти предположения.
  • Метод аналогии - это логический прием, с помощью которого, на основе сходства объектов по одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам. Аналогия не произвольная логическая конструкция, а опирается на объективные свойства и отношения предметов. Правило вывода по аналогии формулируется следующим образом: если два единичных предмета сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в других признаках, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов. На основе умозаключения по аналогии строится метод моделирования, широко распространенный в современной науке. Моделирование - это метод исследования объекта через построение и изучение его аналога (модели). Знания, полученные при изучении модели, переносятся на оригинал на основании его аналогии с моделью. Моделирование применяется там, где изучение оригинала невозможно или затруднено и связано с большими расходами и риском. Типичным приемом моделирования является изучение свойств новых конструкций самолетов на их уменьшенных моделях, помещаемых в аэродинамическую трубу. Моделирование может быть предметным, физическим, математическим, логическим, знаковым. Все зависит от выбора характера модели. С появлением и развитием компьютеров широкое распространение получило компьютерное моделирование, при котором используются специальные программы.

Помимо универсальных  и общенаучных методов, существуют специальные методы исследования, применяющиеся  в конкретных науках. К ним относят  метод спектрального анализа  в физике и химии, метод статистического  моделирования при изучении сложных  систем и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Общественный производительный и рабочий процессы во взаимодействии с профессиональной деятельностью.

Процесс (лат. processus - прохождение, продвижение) - это последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение, например, процесс работы и т.д.

Под производственным процессом  понимается определенным образом упорядоченный  в пространстве и во времени комплекс трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление продукции  необходимого назначения, в определенном количестве и качестве, в заданные сроки. Производственный процесс по своей структуре неоднороден, он состоит из множества взаимосвязанных  подпроцессов, в ходе которых создаются  отдельные компоненты, а их соединение путем сборки позволяет получить необходимую готовую продукцию.

 Обычно все производственные  процессы подразделяются по функциональному  признаку на основные, вспомогательные  и обслуживающие. 

 К основным относят  процессы в результате которых  изменяются форма и размеры  предметов труда, их внутренние  свойства, состояние поверхности  и т. п. 

 Вспомогательные процессы  предназначены обеспечивать нормальное  протекание основных. Эти процессы  непосредственно не связаны с  предметом труда. 

 Обслуживающие процессы  включают контроль качества продукции,  хода производственного процесса, транспортные и складские операции.

 Производственный процесс  состоит также из простых и  сложных подпроцессов, в зависимости  от характера операций над  предметом труда. Простой производственный  процесс представляет собой последовательную  взаимосвязь производственных операций, в результате которых получается  готовое или частичное изделие. 

 Под сложным понимается  процесс изготовления готового  продукта посредством соединения  нескольких.

Организация производственных процессов состоит в объединении  людей, орудий и предметов труда  в единый процесс производства материальных благ, а также в обеспечении  рационального сочетания в пространстве и во времени основных, вспомогательных  и обслуживающих процессов.

Информация о работе Взаимодействие человека с окружающим миром как целенаправленный процесс