Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить основные направления и формы совместной работы детского сада и семьи в области экологического воспитания дошкольников.
Объект: экологическое воспитание дошкольников.
Предмет: объединение усилий детского сада и семьи.
В ходе исследования были определены следующие задачи:
1) анализ и систематизация литературы по взаимодействию двух социальных институтов в области экологического воспитания дошкольников;
2) ознакомление с опытом работы по данной проблеме в дошкольном учреждении в целом и в отдельно взятой группе;

Содержание работы

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы взаимодействия детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников

1.1 Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников

Этапы работы детского сада с семьей по налаживанию их взаимодействия в осуществлении экологического воспитания дошкольников

1.4 Формы и метолы работы детского сада с семьей по проблеме экологического воспитания дошкольников

ГЛАВА П. Опытно-экспериментальная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспита.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

     Таким образом,  можно сделать следующий вывод:

     - дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания;

     - в основе экологического воспитания дошкольников лежат адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда;

     - формирование осознанного отношения к природе – сложный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека.

 

 

 

 

Приложение 4

Родительское собрание:

Игра-викторина «Звездный час»

     Под музыкальное сопровождение в зал входят взрослые и дети. Дети делятся на две команды, взрослые объединяются в одну. Под фонограмму (журчание ручейков, капель, щебетание птиц) выходит ведущий.

 

     Ведущий. Здравствуйте, дорогие дети! Здравствуйте, уважаемые гости!

                                   — Весна-красна!

                                   Что ты нам принесла?

                                  — Принесла я Вам

                                   Четыре угодья —  

                                   Воды половодья.

                                   Второе угодье —

                                   Пахаря в поле.

                                   Третье угодье —

                                   Скотинушку в поле.

                                   Четвертое угодье —

                                   Народу здоровье.

     — Весна во всю шагает по нашим улицам. Самое прекрасное время: все кругом оживает, просыпается, расцветает. Поэтому игра наша сегодня будет посвящена неповторимой и загадочной природе, ее тайнам и удивительным открытиям.

 

     Из числа родителей и адмистрации детского сада выбирается жюри.

 

     Разминка для ума (для команд детей):

                                       Серый, злой, голодный... (волк).

                                       Хитрая, рыжая, плутовка... (лиса).

                                       Белоствольная, высокая, стройная... (береза).

                                       Желтая, красная, осенняя... (листва).

                                       Ветвистая, зеленая, колючая... (ель).

                                       Красное, спелое, сладкое... (яблоко).

                                       Вкусный, алый, сахарный... (арбуз).

 

     Литературное задание

     Каждой команде ребят предлагается по пять загадок о природе:

1. Птицы распевают,  дети загорают, солнце ярко светит и цветут цветы. Что за время года, отгадаешь ты? (Лето.)

2. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днем, ищем, ищем — не найдем. (Роса.)

3. Его просят, его ждут, а как только он придет —  все прятаться бегут. Ждут —  не дождутся, а как завидят — разбегутся. (Дождь.)

4. Над тобою, надо  мною пролетел мешок с водою. Наскочил на дальний лес — долго плакал и исчез. (Туча.)

5. Неизвестно, где живет,  налетит — деревья гнет. Засвистит— по речке дрожь. Озорник, а не уймешь. (Ветер.)

6. Тает снежок, ожил  лужок. Солнце припекает, когда это бывает? (Весной.)

7. Что за чудо — красота, расписные ворота показались на пути! В них не въехать, не войти. (Радуга.)

8. Мой серебряный кинжал  не долго в доме пролежал: мы поднять его хотели, а он к порогу убежал. (Сосулька.)

9. На дворе переполох  — с неба сыплется горох. (Град.)

10. Землю роет, а сам  воет, шесть ног без копыт, есть рога, но не бык. (Жук.)

 

     Задание для команды родителей: назвать растения и животных, которые занесены в Красную книгу.

 

     Жюри подводит итоги первого конкурса.

 

     Музыкальная пауза: исполняется песня о весне.

 

     Задание для команды детей: составить картинку о весне.

Каждой команде предлагается 8 картинок. Из них дети должны отобрать только те, из которых будет составлен рассказ о весне. Представляют свои рассказы.

 

     Задание для команды родителей: назвать представленные картины и художника.

1. И. И.Шишкин, «Сосновый  бор», «Рожь».

2. И. К.Айвазовский,  «Девятый вал».

3. И. И. Левитан, «Весна. Большая вода».

4. А. И. Куинджи, «Березовая  роща».

5. А. К. Саврасов, «Грачи  прилетели».

6. И. И. Левитан, «Золотая осень».

 

     Чтение стихотворения (выступает ребенок):

Льдины звонкие разбились

И поплыли по реке.

И сережки распустились

На осине и ольхе.

Золотятся нежно ивы,

Посветлели их стволы.

На сосне блестят красиво

Капли крупные смолы.

     Игра-эстафета для родителей «С кочки на кочку»: кто быстрее переберется на другую сторону «болота».

 

     Ведущий. К нам весна шагает быстрыми шагами.

И сугробы тают под  ее ногами.

Черные проталины на полях видны,

Видно, очень теплые ноги у весны.

                                                                                                              И. Токмакова.

 

Задание первой команде детей: назвать зверей, которые зимой впадают в спячку, а весной просыпаются.

 

Задание второй команде детей: назвать птиц, которые возвращаются из теплых краев.

 

     Задание для команды родителей: отгадать загадки.

Был красивый молодой,                                            Злая, как волчица, 
а как только постарел,              Жжется, как горчица! 
вместе с ветром улетел.                                                        Что это за диво?

                                (Одуванчик.)                                     Это же... (крапива).

 

К чему мне камни-самоцветы,

Ценю иную красоту.

Дороже мне, чем камни эти,

Кустарник в розовом  цвету.

                                                                                                         (Шиповник.)

 

     Жюри подводит итоги второго  конкурса.

 

     Ведущий. Зеленеет травка, весело щебечут птицы, все просыпается.

Вот уж снег последний  в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий  расцветает,

И зовут друг друга  журавли.

                                                                                                         А. Толстой.

 

     Игра для команд детей «Эстафета гусениц».

Дети в обеих командах становятся парами, обхватывают друг друга руками за пояс и по сигналу  бегут, стараясь не отпустить друг друга, обегают ориентир и возвращаются на старт; во время игры звучит веселая музыка. В конце определяется команда-победитель.

 

     Появляется Медведь с бочонком (переодетый взрослый).

 

     Ведущий. Медведюшко, ты нам меда принес?

     Медведь. Нет, я принес вам загадки. «Заморочки из бочки» для команды родителей:

1. Шла бабка в Москву, навстречу ей три старика, у  стариков — по мешку, а в каждом мешке — по коту. Сколько всего шло в Москву? (1 бабка.)

2. Сколько раз нужно взять букву «а», чтобы получить название птицы? (Сорок «а».)

     3. В каком слове, состоящем из пяти букв, пять «о»? (В слове «опять».)

     4. Что можно увидеть закрытыми глазами? (Сон.)

     5. Когда человек бывает деревом? (Когда он со сна — «сосна».)

     6. Какой малыш рождается с усиками? (Котенок.)

 

     Игра «Четвертый лишний» для команд детей.

1. Ворона, воробей, журавль,  галка. (Журавль.)

2. Медведь, заяц, ворона, белка. (Ворона)

3. Свекла, морковь, яблоко, репа. (Яблоко.)

4. Береза, липа, яблоня, клен. (Яблоня.)

5. Черника, виноград, груша,  клубника. (Груша.)

 

     Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Методические рекомендации по организации познавательно-практической деятельности  

     Окружающий мир ребенок познает прежде всего через экспериментирование и игры с предметами. С детьми 3-х лет основной упор делается на знакомство с окружающими предметами, их свойствами и назначением, на умение аккуратно обращаться с ними, класть на место, организовывать пространство вокруг себя. Дети часто ломают игрушки, вещи, мебель. Это делается из-за неаккуратности? Из вредности? Вовсе нет. Просто ребенку интересен окружающий мир, и он пытается по-своему разобраться в нем. Для малыша это прежде всего предметы и игрушки. Как хочется посмотреть, что же там внутри, как они устроены, умеют ли плавать, крепко ли привинчены друг к другу. На множество этих вопросов ребенок ищет ответы самостоятельно. Цель взрослого — помочь ему в этом, направить познавательную активность в нужное русло. Поставьте в ванной комнате миску с водой, повесьте фартук и нарукавники, положите самые разнообразные предметы и игрушки, разрешите ребенку самостоятельно или с вашей помощью изучать их свойства (плавают или тонут, намокают или нет, легкие или тяжелые и т. д.). Главное — подведите малыша к необходимости сформулировать свои выводы о свойствах предметов в словесной форме. Это способствует развитию не только речи, но и мышления.

     Такой же подход должен быть и к предметам обихода. Дайте ребенку возможность играть со множеством ненужных вещей. Пусть режет ножницами с закругленными концами вышедшие из употребления тряпочки, рвет бумагу, разбирает на части крупные бусы. Все это должно происходить в специально отведенном месте. Попросите, чтобы в конце игры все было сложено в коробку. Хорошо, если ребенок расскажет вам, что он узнал про эти предметы, как можно с ними играть. Таким образом, вы добьетесь не только того, чтобы в доме было чисто и аккуратно, но и разовьете умственные способности ребенка.

     Каким же образом при играх с палочками, тряпочками и бусинками развиваются способности детей?

     Дело в том, что детям зачастую не хватает игрушек, тарелочек, платьев для кукол, кроваток, игрушечной еды, поэтому они начинают использовать в игре предметы-заместители. Палочки становятся ложками или градусниками, бусинки и куски бумаги — мясом и пюре, тряпочки — одеждой для кукол. Ребенок как бы удваивает мир. Из простого он становится полным знаков и символов.

     К 4-м годам дети уже активно играют, придумывая сложные сюжеты, беря на себя разные роли: мамы, папы, врача, продавца. Использование предметов-заместителей сохраняется, но их значимость отходит на второй план. Мир людей и отношений становится более интересным, чем предметный. Самое время заняться пространством для ребенка. С этой целью хорошо оборудовать уголок его личных вещей. Над каждым ящиком или полочкой прикрепите значок, придуманный совместно с ребенком и обозначающий, что здесь лежит: игрушки, книги, конструктор и т. д. Они помогут вспомнить, куда и что нужно класть, организуют пространство вокруг него, а также сделают уборку интересной.

     С целью закрепления и эмоционального переживания  полученных представлений используйте книги К.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», Г. Остера «Меня нет дома», «Вредные советы» и многие другие.

     Детей 3—4-х лет больше интересуют яркие предметы, движения, звуки. Они не спрашивают, они просто действуют с игрушками и предметами, чаще всего ломают, достают что-то изнутри. Так по-своему они узнают свойства предметов, их качества, но пока не могут сделать выводы.

     Хорошо, если в доме для детских игр есть специальный уголок, куда убираются игрушки. Часто дети сносят туда все, «что плохо лежит». Им все надо. Они что-то с чем-то соединяют, куда-то вставляют. И не всегда старайтесь ругать ребенка за беспорядок в уголке. Часто познавательно-практическая деятельность перерастает в творческую игру. Если же такого места в доме нет, постарайтесь сшить для ребенка специальную сумочку, можно украсить ее какими-нибудь яркими деталями: бантиками, цветочками, сердечками. Вскоре эта сумочка наполнится самыми разнообразными предметами: у девочек — тряпочками, фантиками и т.д.; у мальчиков будут преобладать предметы, связанные с техникой. И запомните: брать без разрешения личный сундучок ребенка нельзя, а тем более, выбрасывать его содержимое. Понаблюдайте за ребенком, с каким интересом и увлечением он относится к своему занятию. Мальчик узнает, что две машины, столкнувшись, создают аварию, при этом одна может разлететься на кусочки, а другая остаться целой — значит, она сделана из более прочного материала. Девочка надевала своей кукле только что вырезанное из бумаги платье, нечаянно потянула, и оно порвалось — значит, бумага совсем непрочная.

Информация о работе Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей дошкольного возраста