Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить основные направления и формы совместной работы детского сада и семьи в области экологического воспитания дошкольников.
Объект: экологическое воспитание дошкольников.
Предмет: объединение усилий детского сада и семьи.
В ходе исследования были определены следующие задачи:
1) анализ и систематизация литературы по взаимодействию двух социальных институтов в области экологического воспитания дошкольников;
2) ознакомление с опытом работы по данной проблеме в дошкольном учреждении в целом и в отдельно взятой группе;

Содержание работы

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы взаимодействия детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников

1.1 Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников

Этапы работы детского сада с семьей по налаживанию их взаимодействия в осуществлении экологического воспитания дошкольников

1.4 Формы и метолы работы детского сада с семьей по проблеме экологического воспитания дошкольников

ГЛАВА П. Опытно-экспериментальная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспита.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)
    • доверительность отношений. Этот  принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность и  доброжелательность воспитателя, его умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания;
    • личностная заинтересованность родителей. Определяя этот принцип, мы исходим из педагогической деятельности, согласно которой «никого ничему нельзя заставить научиться, человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться», т.е. в своем педагогическом образовании родители должны увидеть личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, подвижной  и прогностической.
    • подход  к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия.

     Во-первых, определяя содержание формы работы  с родителями, необходимо исходить  из того факта, что именно  последние являются для нас социальными заказчиками.

     Во-вторых, они для нас не ученики, а  партнеры, а мы  помогаем, а не  учим воспитывать их собственных  детей и то, что мы им предлагали  должно быть интересно и полезно.

     4) утверждение  самоценности родителей. Только уважающие себя родители могут воспитывать здоровую и свободную личность. Этот принцип предполагает:

  • проявление предельного уважения к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости, права на ошибки и заблуждения;
  • отказ от позиции по отношению   к ним,  оказание им поддержки;
  • создание условий,   при которых родители смогут наиболее максимально и плодотворно проявлять свои положительные качествам  и способности.

     5) эмансипация  родителей. Этот принцип предполагает:

    • освобождение родителей от прежних взглядов, установок на воспитание и самого ребенка, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить;
    • пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге помогает им лучше понять своих детей. [18, с.39]

     Таким образом,  система работы с родителями  может рассматриваться как один  из возможных путей поиска  эффективных средств включения  родителей в воспитательный процесс  детского сада и приближение  профессионального педагога к семьям его воспитанников. [15, с.62]

     Попробуем  обобщить все выше сказанное:

    • хороший результат получают воспитатели при трехступенчатой подготовке родителей;
    • в итоге этой работы возрастает экологическая и педагогическая культура родителей, что помогает им установить хорошие отношения своих детей с природой на всех этапах воспитания у них гуманных отношений к живому;
    • работа с родителями становится более результативной, если  строится поэтапно, исходя из  пяти принципов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТЫ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО  ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОТОСЕССИЯ  ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Формы и методы работы детского сада с семьей по проблеме экологического воспитания дошкольников

 

     Сконцентрируем внимание на формах и методах работы детского сада с семьей по проблеме экологического воспитания дошкольников.

     Работа  с  родителями по экологическому  воспитанию дошкольников  является  одной из составных частей  работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в ХХI веке.

     В наше  время проблемы экологического воспитания  вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

     Каждый  из тех, кто принес и  приносит вред природе, когда-то был ребенком.  Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Задача педагога – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические переживания – эмоциональное отношение и практические поступки и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе и т.д.). [7, с.58]

     В работе  с родителями по экологическому  воспитанию детей необходимо  использовать как традиционные  формы (родительские собрания, конференции,  беседы, консультации), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических  услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

     - педагог – родитель;

     - педагог – ребенок – родитель.

     Прежде  чем выстраивать работу, надо  понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Важно проводить работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы. [6, с.58]

     При выборе  форм общения с родителями  надо помнить: следует отказаться от назиданий,  надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания» воспитатель может провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание можно начать с КВН между командой детей и родителей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, сделать выводы:

     - основы экологического воспитания направлены на формирование ответственного отношения к окружающей среде;

     - одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать: общеизвестно, что 80% черт характера ребенка закладывается в семье [5, с.45]

     Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания, сопереживать живым существам. Следовательно, педагоги должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома. Поэтому можно предложить родителям серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться  красками заката…

     Чувство  природы является основой экологического  – и эстетического – сознания  человека. Для этого детей необходимо  не только просвещать, но учить  тому, как вести себя в природе.  Нормы поведения в природе  должны быть усвоены каждым  ребенком как таблица умножения. Можно предложить родителям совместно с педагогами составить правила поведения в природе.

     Важно с  раннего детства воспитывать  у детей чувство непримиримости  к фактам безответственного поведения  людей, например не затушенным  кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия: уборка мусора, расчистка родников и т.д. особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремления мучить животных, убивать их. Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации. Например, дети нашли в лесу ёжика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? (В чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воде; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и  не брошенные: они живут своей жизнью). [6, с.59]

     Можно использовать  и словесные ситуации, которые  хорошо предложить родителям  обсудить дома с детьми.

     В итоге  вместе с родителями надо сделать вывод:  показателями эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка. [5, с.45]

     Остановимся  и подробнее рассмотрим формы  работы с родителями. Эффективной  формой работы с родителями  является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе».

     Начать  можно с прослушивания магнитофонной  записи рассказов детей о своих  питомцах. Для родителей, дети  которых проявляют равнодушие, цель  беседы – заинтересовать. Для  родителей, дети которых проявляют  жесткость к животным, цель – не навреди. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно  организовать отдельную беседу.

     Еще одна  форма работы с семьей –  педагогические ширмы, в которых  родителям необходимо давать  четкие, конкретные, практические советы  по узкой теме. При этом родители должны получать ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же воспитатель может предлагать родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе. В ширме хорошо помещать и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого. Например, на асфальт после сильного дождя выползло много дождевых червей? Почему? Что ты будешь делать?

     Через ширмы  можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием:  почему так говорят? Например,  проверьте свои наблюдения и расскажите детям: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Объясните.

     Такую форму  работы, как консультации, например, «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», можно начать с просмотра выставки книг по природе для  детей. Здесь важно напомнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители вначале прочитали её. Можно на консультации показать родителям сценку, например, «Лесные уроки вежливости».  В которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра воспитатель может побеседовать с родителями, дать им конкретные советы, порекомендовать детям дома сделать зарисовки о природе,        рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи и т.д. [12, с.19]

     Такие формы  работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

     Итак, в  заключении следует отметить  следующее:

  1. в работе с родителями по экологическому воспитанию дошкольников необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, конференции, консультации, беседы), так и  нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, прямой телефон и т.д.).
  2. задача педагога – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры;
  3. работу следует проводить в двух направлениях:

- педагог – родитель;

- педагог – ребенок  – родитель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.  //Дошкольное воспитание   – 2000. - №2 – с.44-49.
  2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология – Ростов – на – Дону: Феникс, 1996.
  3. Доронова Т.О. Взаимодействие детского образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства – в отрочество». //Дошкольное воспитание   – 2000. - №3 – с.87-91.
  4. Дуброва В.Г. Теорико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи – Мн: Нар.асвета, 1997.
  5. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников. //Дошкольное воспитание   – 1998. - №7 – с.45-49.
  6. Зенина Т.А. Работаем по программе «Юный эколог». Из опыта работы по экологическому воспитанию.  //Дошкольное воспитание   – 1996. - №7 – с.42-46.
  7. Зенина Т.А. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. //Дошкольное воспитание   – 2000. - №7 – с.58-63.
  8. Зерщикова Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим. //Дошкольное воспитание   – 2005. - №7 – с.3-9.
  9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – М.: Академия, 1998.
  10. Ляшко Т. Нас объединяют дети. //Дошкольное воспитание   – 1998. - №10 – с.54-59.
  11. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Академия, 2001.
  12. Николаева С.Н. Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры детей и взрослых. //Дошкольное воспитание   – 2000. - №6 – с.19-30.
  13. Николаева СН. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.
  14. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2003.
  15. Новикова Л.И. Школа и среда. – Мн.: Нар.асвета, 1985.
  16. Петрыкевіч А.А. Стаць сапраўднымі партнёрамі: узаемадзеянне педагогаў і бацькоў у экалагічным выхаванні дашкольнікаў. //Адукацыя і выхаванне – 1994. - №9 – с.83-86.
  17. Петрыкевіч А.А. Сям”я і дашкольныя ўустановы. Агляд сучаснай англа-амерыканскай педагагчнай літаратуры.  //Адукацыя і выхаванне – 1993. - №3 – с.108-113.
  18. Ярмолинская М.М. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе экологического воспитания дошкольников.  //Экопедагогика: состояние, проблемы. перспективы – 1995. - №5 – с.39-43.

Информация о работе Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей дошкольного возраста