Взаимодействие школы и семьи в воспитании ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 07:37, доклад

Описание работы

Все мы приобретаем определенный опыт общения – в родительском доме, затем в собственной семье, в общение с друзьями, коллегами. Часто или редко ощущаем, что общение – это не круг без углов, а бесконечные углы, да порой весьма острые. Они ранят, колют, мучают, испытывая наше терпение. Не дают включиться в серьёзную «работу понимания»: чтобы постичь истинное происхождение и устройство этих углов.

Файлы: 1 файл

семья и школа.docx

— 38.23 Кб (Скачать файл)

Стремиться организовывать занятия систематически) из нашего опыта - не реже одного раза в месяц,(приурочивая их к родительским собраниям, чтобы не отнимать у родителей много времени, проводить в небольших группах - при объединении двух или более классов разговор )дискуссии( не получается, преобладают пассивные формы работы.

Всем заинтересованным в этой работе очень важно читать новейшую научно-методическую литературу, смотреть циклы передачи т.п., т.е. изучать  инновационный опыт.

Повышение педагогической культуры родителей должно стать  традицией как школы, так и семьи.

Управление этим процессом стало возможным только тогда, когда у родителей появилась  заинтересованность в обучении, Когда  на встречи большинство семей  начало приходить парами: отец и  мать. Свидетельством их положительного отношения к повышению своей  педагогической культуры являются: задавание  вопросов, активное включение в дискуссию, заинтересованность в судьбе не только своего ребенка, но и других детей  и т.д. И совсем как награда  для педагога (лектора, консультанта и др.) - желание родителей продолжить встречу ("Так привыкли вместе работать, встречаться, чтои расходиться не хочется" и т.п.). Это уже тотуровень, когда можно говорить о коллективеродителей-единомышленников, которым вместехорошо, о содружестве педагога и родителей, о том, чтосоздано, "выпестовано" общими усилиями, о традиционной форме работы - "встрече родителей", на которуюони идутузнать о чем-то новом, пообщаться, отдохнуть отдомашних забот. Эти родители на выпускном вечере, посвященном окончанию школы их детьми, не скажут: "Как жаль, чтомы раньше такблизко не познакомились". Такой результат зависит прежде всего от уровня взаимодействия семьи и школы. Учителю очень важно знать сущность последнего, его педагогические основы.

Организация взаимодействий с классным коллективом требует  от классного руководителя соблюдения определённых правил, общения с семьями  учащихся.

-Классный руководитель  в общении с каждой семьей  должен быть искренен и уважителен;

-Общение с родителями  ученика должно служить не  во вред, а во благо ребенку;

-Изучение семей  учащихся должно быть тактичным  и объективным;

-Изучение семей  учащихся должно предполагать  дальнейшее просвещение родителей  и коррекционную группу.

Изучая семьи  учащихся, классный руководитель должен обратить внимание на следующую информацию о семье ученика:

- общие сведения  о родителях или людях, их  заменяющих;

- жилищные условия  семьи и материальная обеспеченность;

- образовательный  уровень семьи, интересы родителей  к школе и к жизни ребенка  в классном коллективе;

- уровень педагогической  культуры родителей;

- авторитетность  семьи в глазах ребенка;

- степень значимости  воспитательного воздействия родителей  на ребенка;

- семейные традиции, обычаи и ритуалы.

Изучение семей  учащихся позволяет педагогу ближе  познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи ученика, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей  и детей.

Для изучения семьи  классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики, которые позволят корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения  детей и родителей. К методикам диагностики можно отнести следующие: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.

Начиная работу с  детским коллективом, классный руководитель должен максимально изучить семейную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью.

Правила эффективного взаимодействия классного  руководителя с семьями учащихся могут примерно быть такими:

- Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, - создайте необходимые условия для общения с вами!

- Не беседуйте  с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече  на другое время!

- Разговаривайте  с родителями спокойным тоном,  не старайтесь назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

- Умейте терпеливо  слушать родителей, давайте возможность  высказываться по всем наболевшим  вопросам!

- Не спешите с  выводами! Обдумайте хорошо то, что  вы от родителей услышали!

- То, о чём родители  вам поведали, не должно стать  достоянием других родителей,  учащихся и педагогов!

- Если есть профессиональная  необходимость поделиться той  информацией, которую сообщили  родители ещё с кем-то, родителей  необходимо поставить об этом  в известность! Готовясь к встрече  с семьёй ученика, необходимо  помнить, что любой родитель  хочет услышать не только плохое, но в первую очередь, хорошее,  дающее шанс на будущее!

- Каждая встреча  с семьёй ученика должна заканчиваться  конструктивными рекомендациями  для родителей и самого ученика!

- Если педагог в какой – то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам!

- Если родители  принимают активное участие в  жизни класса и школы, их  усилия должны быть отмечены  классным руководителем и администрацией  школы!

Главными формами  взаимодействия классного руководителями с семьёй являются индивидуальные и  групповые формы работы.

К групповым формам работы классного руководителя с  семьёй можно отнести родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты. Групповые формы работы уместны  для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения  по самым насущным проблемам школьной жизни или, к примеру, по вопросам реформирования школы.

Для того, чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, необходимо, чтобы родители имели возможность принять участие в планировании содержания занятий родительских университетов и других различных форм взаимодействия со школой.

Для этого в конце  учебного года на итоговом родительском собрании в классе родители получают примерное тематическое планирование групповой работы с семьёй в школе  на новый учебный год, в котором  указаны не только темы будущих встреч, но и формы их проведения.

Это позволяет заранее  определить степень заинтересованности родителей в той или иной теме или совместном деле в классе и  организовать будущие встречи максимально  эффективно. Родители отмечают те формы взаимодействия, которые им наиболее интересны и в которых они смогли принять участие, которые им наиболее интересны и в которых они смогли бы принять участие, проявить себя. Затем классный руководитель анализирует ответы родителей и на основании данных ответов планирует участие родителей в жизни классного коллектива на новый учебный год.

Огромное значение в сотрудничестве школы и семьи  имеют встречи родителей классов  и родительских комитетов с администрацией школы, специалистами в различных  областях знаний, с педагогическим коллективом.

К примеру, хороший  эффект даёт встреча родительского  комитета класса с победителями интеллектуальных марафонов, участниками олимпиад, призёрами  различных соревнований. Это огромный стимул как для учащихся, так и для родителей для дальнейшего сотрудничества.

Хорошей традицией  в работе с классным коллективом  является проведение встреч поколений, которые проводятся в честь праздника  Победы. На этой встрече рядом дедушки и бабушки, внуки и правнуки, отцы и матери: одним есть что вспомнить, другим есть что узнать от старшего поколения.

Такие встречи позволяют  изменить многое в общении детей  и родителей, повлиять на взаимоотношения  взрослых и детей в лучшую сторону. Однако, надо помнить о том, что такие встречи требуют серьёзной подготовки, огромного вклада душевных сил самого педагога.

Огромное значение родительские встречи могут иметь  в работе с проблемными детьми. Проблемными дети зачастую становятся от недостатка общения с родными  и близкими людьми, от отсутствия понимания  и принятия. Встречи с родителями других ребят авторитетность чужих  родителей в глазах проблемного  ребёнка могут сделать гораздо  больше, чем приглашение различных  специалистов.

Памятка для родителей №1. Как относится к отметкам ребенка.

- Не ругайте своего  ребенка за плохую отметку.  Ему очень хочется быть в  ваших глазах хорошим. Если  быть хорошим не получается, ребенок  начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах  хорошим.

- Сочувствуйте своему  ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не  высок. Объясните ему, что важен  не только высокий результат.  Больше важны знания, которые  он сможет приобрести в результате  ежедневного, упорного труда.

- Не заставляйте  своего ребенка вымаливать себе  оценку в конце четверти ради  вашего душевного спокойствия.

- Не учите своего  ребенка ловчить, унижаться и  приспосабливаться ради положительного  результата в виде высокой  отметки.

- Никогда не выражайте  сомнений по поводу объективности  выставленной вашему ребенку  оценки вслух.

- Есть сомнения - идите в школу и попытайтесь  объективно разобраться в ситуации.

- Не обвиняйте  беспричинно других взрослых  и детей в проблемах собственных  детей.

- Поддерживайте  ребенка в его, пусть не очень  значительных, но победах над  собой, над своей ленью.

- Устраивайте праздники  по случаю получения отличной  отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго  и его хочется повторить. Пусть  ребенок получает хорошую отметку  ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

-Демонстрируйте  положительные результаты своего  труда, чтобы ребенку хотелось  вам подражать.

Памятка для родителей №2. Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий.

- Посидите со  своим ребенком на первых порах  выполнения домашних заданий.  Это для него очень важно.  От того, насколько спокойными  и уверенными будут его первые  школьные шаги, зависит его будущие  школьные успехи.

- У вашего ребенка  не сформирована привычка делать уроки.

Формируйте у  него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в  увлекательную игру, напоминайте  об уроках без криков, будьте терпеливы.

- Оформите рабочее  место ребенка, поставьте красивый  и удобный стол, повесьте лампу,  расписание уроков, интересные стихи  и пожелания школьнику перед  началом выполнения уроков.

- Учите выполнять  уроки только в этом рабочем  уголке.

- Объясните ребенку  главное правило учебной работы - учебные принадлежности должны  всегда находиться на своем  месте. Постарайтесь привести  в Пример свое рабочее место.

- Постоянно требуйте  от ребенка приведения в порядок  рабочего места после выполнения  уроков. Если ему трудно это  делать или он устал, помогите  ему. Пройдет немного времени,  и он будет сам убирать свое  рабочее место.

- Если ребенок  в вашем присутствии делает  уроки, пусть сформулирует вам,  что он должен сделать. Это  успокаивает ребенка, снимает  тревожность. Некоторые дети, к  примеру, считают, что они задание  не так поняли и испытывают  страх, еще не начав это задание  выполнять. - Если ребенок что-то  делает не так, не спешите  его ругать. То, что вам кажется  простым и понятным, для него  пока кажется таинственным и  трудным.

- Учите вашего  ребенка не отвлекаться во  время выполнения уроков; если  ребенок отвлекается, спокойно  напоминайте ему о времени,  отведенном на выполнение уроков.

- Если ребенок  выполняет письменное задание,  обращайте больше внимания на  то,чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.

- Не заставляйте  своего ребенка многократно переписывать  домашнее задание. Это подорвет  ваш авторитет и его интерес  к школе и учению.

- Старайтесь, как  можно раньше приучить ребенка  делать уроки самостоятельно  и обращаться к вам только  в случае необходимости.

- Каждый раз,  когда вам хочется отругать  своего ребенка за плохую отметку  или неаккуратно сделанное задание,  вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над  тем, захочет ли ваш ребенок  через много-много лет вспомнить  вас и

Информация о работе Взаимодействие школы и семьи в воспитании ребенка