Взаимодействие субъектов образовательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время проблема преподавания иностранного языка в школе является актуальной. Перед учителями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации. Знание социокультурного фона очень значимо, так как без него нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Поэтому необходимо иметь представление об особенностях страны изучаемого языка. Изучение культуры и языка несет в себе не только общеобразовательные идеи, но и одновременно обеспечивает развитие личности, поддерживает мотивацию обучаемых. Формирование положительной мотивации происходит на основе развития познавательных интересов учащихся, потребности в овладении новыми знаниями, умениями, навыками.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...3
Глава 1Теоретическое основание взаимодействия субъектов учебного процесса на уроке иностранного языка
1.1 Взаимодействие субъектов образовательного процесса………....5
1.2 Субъектно-субъектная схема учебного взаимодействия…..10
1.3 Продуктивное взаимодействие учителя и учащегося…………...11
Глава 2 Взаимодействие учителя и учащегося на уроке иностранного языка
План урока……………………………………………….………….….19
Вывод…………………………………………………………….….….23
Список литературы.................................................................................24

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 49.15 Кб (Скачать файл)

Большое внимание средствам, повышающим эффективность взаимодействия, уделяется В.А. Кан-Каликом. Им рассматриваются коммуникативные приспособления в педагогическом общении. Именно они, по его мнению, играют важную роль, «поскольку педагогические ситуации стремительно развиваются и весь педагогический процесс представляет собой движущуюся коммуникативную систему, эффективность управления которой во многом зависит от умения педагога находить и «прилаживать» приспособления для общения» .   
Таким образом, для организации продуктивного взаимодействия необходимы определенные коммуникативные средства, во многом способствующие активизации контакта педагога и учеников. К ним относятся:   
- мускульная мобилизованность, которая необходима в начальной стадии любого педагогического взаимодействия и которая помогает педагогу занять активную, инициативную позицию ведущего в предстоящем общении;   
- инициативность, которая выступает как важнейшая коммуникативная задача педагога;   
- удержание инициативы в общении;   
- управление инициативой, придание ей необходимых ситуативных коммуникативных форм.   
Использование данных средств, на наш взгляд, способствует обеспечению продуктивного взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения-общения. Анализ педагогической литературы показал также, что продуктивное взаимодействие предполагает и высокую профессиональную культуру педагога, профессиональное управление своей коммуникативной деятельностью.   
Н.Д. Гальскова, подчеркивая значимость и специфику взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения иностранному языку, отмечает, что используемые учителем методы обучения должны:   
- создавать атмосферу, в которой каждый ученик чувствует себя комфортно и свободно и испытывает потребность практически использовать иностранный язык;   
- затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его эмоции, чувства и ощущения, стимулировать его речевые, когнитивные и творческие способности;   
- создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой;   
- предусматривать различные формы работы в классе, в полной мере стимулирующие активность обучаемых, их самостоятельность, творчество и др.   
 Дж. Шейлз считает, что преподаватель в области коммуникативно-направленного обучения иностранному языку должен быть:   
- управляющим учебной деятельностью в классе;   
- человеком, облегчающим изучение языка;  

- соучастником в процессе  изучения языка;   
- посредником;   
- человеком, мотивирующим изучение языка;   
- советчиком / экспертом;   
- человеком, подбадривающим учащихся;   
- источником идей;   
- человеком, обеспечивающим обратную связь при попытках обучаемых к общению;   
- благодарным слушателем;   
- наблюдателем / наставником;   
- исследователем;   
- терпеливым человеком .   
Дж. Шейзл также отмечает, что обучаемые должны брать на себя долю ответственности за обучение, взаимодействовать друг с другом и с преподавателем при выборе целей и способов их достижения, исследуя в то же самое время наилучшие пути для расширения и использования существующих умений и знаний. Как следствие, хороший ученик готов:  

- общаться при любой  возможности;   
- быть лично активно вовлеченным в процесс обучения;   
- идти на компромиссы;   
- делиться знаниями, опытом, чувствами;   
- уважать индивидуальность других людей;   
- обсуждать проблемы;   
- совместно принимать решения;   
- оценивать свою работу и общий прогресс в овладении языком.   
А.А. Алхазишвили также рассматривает некоторые профессиональные качества учителя иностранного языка на фоне демократического стиля взаимодействия. Среди них: а) умение педагога становиться равноправным собеседником своих учеников; б) умение изображать интерес к возникшей теме беседы, если даже она его не интересует (обладание определенной долей артистизма); в) умение поддерживать разговор .   
Важно, чтобы студент в период его обучения в вузе получил практику продуктивного взаимодействия с преподавателем. Ведь специфика обучения в вузе такова, что любой метод обучения, воспитания, используемый преподавателем на занятиях, выступает как инструмент подготовки будущих учителей к продуктивному взаимодействию с учащимися в процессе обучения.   
Итак, продуктивное взаимодействие направлено на:   
- согласование и координирование предметной деятельности педагогов и учащихся, стимулирование их мотивации, личностное развитие;   
- построение отношений взаимопонимания, сопереживания.   
Соответственно показателями продуктивного взаимодействия выступают:   
- синхронность совместной деятельности, адекватность реакций учащихся на педагогическое действие педагога;   
- познавательная активность, атмосфера сотрудничества и сотворчества.   
В результате анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод о том, что проблема продуктивного взаимодействия педагога и учащихся, а также проблема подготовки будущего учителя к продуктивному взаимодействию с учащимися до последнего времени не получила однозначного и аргументированного решения, хотя накоплен обширный научный материал по различным аспектам педагогического взаимодействия. Мы считаем, что, обучая будущего учителя профессионально-педагогической деятельности, необходимо одновременно и неотрывно от самой деятельности обучать его умениям продуктивного взаимодействия.   
Таким образом, рассмотрение педагогического процесса с точки зрения социально-психологического продуктивного взаимодействия дало основание поставить вопрос о подготовке будущего учителя иностранного языка к продуктивному взаимодействию с учащимися в процессе обучения.   
Решение проблемы исследования может быть реализовано в парадигме личностно-ориентированного образования, утверждающего идеи партнерства, сотрудничества, диалога, внимания к росту личности обучаемого.   
В психолого-педагогической литературе накоплен богатый теоретический и практический опыт, позволяющий понять сущность и специфику личностно-ориентированного обучения, переосмыслить роль и функции учителя и статус ученика в учебном процессе. В тоже время методический аспект проблемы подготовки будущего учителя иностранного языка к продуктивному взаимодействию реализован еще недостаточно, то есть начинающему учителю трудно организовать продуктивное взаимодействие на уроке иностранного языка, если он не владеет в должной мере следующими умениями: объединять учащихся в коллектив посредством личностно и общественно значимой, интересной для учащихся деятельности общения, координировать свои действия с действиями учащихся и действия последних друг с другом, организовывать парную, групповую и коллективную формы работы, анализировать конфликты и идти на компромиссы.[10-47c.]  

 
Иными словами, современный учитель  иностранного языка должен владеть  не только наукой обучения и воспитания учащихся, но и искусством общения с ними, а также быть толерантным и справедливым, открытым в проявлениях собственных интересов и эмоций. Важно отметить, что отработка отдельных приемов не может сама по себе обеспечить формирование целостной способности и подготовленности будущих учителей иностранного языка к продуктивному взаимодействию с учащимися. В этих целях необходим целостный подход, принципиально ориентированный на подготовку будущего учителя иностранного языка к продуктивному взаимодействию с учащимися в процессе обучения.   
Для того чтобы обеспечить эффективность подготовки будущего учителя к продуктивному взаимодействию с учащимися в процессе обучения, необходимо разработать теоретическую модель данной подготовки и выявить педагогические условия ее реализации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть

План  урока

Тема: School and school life (6th grade)

Цель урока:

  1. знакомство с новым лексическим материалом по теме;

2) развитие самостоятельности,  творческих способностей, быстроты  мышления;

3) воспитание уважения  к традициям школы, учителям;

4) развитие речевых умений  по теме (говорить, переводить, писать).

 

Ход урока

  1. Организационный этап.

Teacher: Good morning, children. I’m glad to see you all.

Who is on duty today? What day is it today? What is the date today? Who is absent?

Class (стоя): Good morning, (…).

P1 (стоя): I’m on duty today. Today is (day) the… (date). No one is absent.

Teacher: That’s good, P1, thank you, you may take your seat.

 На этом этапе учитель подготавливает учащихся к работе на уроке, параллельно фиксируя отсутствующих в классе и общую готовность учеников к уроку. Для достижения положительных  результатов учителю необходимо быть требовательным, сдержанным и собранным. Последовательность предъявляемых требований также приведет к положительным результатам. Быстрая реализация организационного этапа-является показателем готовности класса к работе.

 

  1. Определение темы урока

Teacher: All right, children, today I will not tell you the topic of our lesson. You should guess. Please, listen to me attentively.

  1. You go there every day except weekends.
  2. You study different subjects there.
  3. The children, who go there, are called pupils.

Ps: This is SCHOOL!

Teacher: You’re quite right. Today we will speak about school and school subjects. This topic is very important, because school is the place that you visit every day.  Who knows what is SUBJECT? There are subjects like English, Russian, Music, Literature and many others.

Учитель использует ассоциативное  мышление учеников, чтобы те поняли значение слова SUBJECT через приведенные примеры. Таким образом, есть возможность избежать использование русских эквивалентов английских слов.

На данном этапе учитель  организовывает и направляет к цели познавательную деятельность учащихся, сообщая цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости.

 

 

  1. Работа с лексикой по теме

Teacher: Now I want you to read the dialog. So, Pupil 1 is going to be Ron, Pupil 2-Jean and Pupil 3-Andrew.

 После прочтения диалога

Teacher: What subjects do the children mention?

Ученики отвечают. При появлении  произносительных ошибок необходимо правильно  произнести это слово и добиться того, чтобы все ученики в классе произнесли слово правильно (Let’s repeat all together…).   Если с первый раз оказался неудачным, произнести слово еще раз и добиться того же от учеников (Once again, please…).

           Teacher: You are all right, let’s compare them to the subjects we have in our school. Here is the list of them, pronounce the words and remember their spelling. Well, repeat after me.

 

 

  Biology

 

 

Arts and Crafts

 

    Economics

Chemistry

Music

         Astronomy

Computer science

          Physics

 

English

Sciences

 

Geography

Literature

 

History

P.E.

 

Maths

Russian

 

       Teacher:  I want you to work in pairs now. Discuss your favourite subjects, please, and tell the class about your partner's one's.

      P1↔P2

  Здесь начинается  взаимодействие между учениками  (опять же субъектно-субъектные). Учитель тут выступает лишь в качестве наблюдателя, иногда исправляя ошибки, если таковые имеются. Ученикам дается возможность узнать большее друг о друге, а так же поделиться своими мыслями с классом.

На данном этапе ученики  осваивают новую лексику, для  выполнения последующих заданий, которые  должны помочь закрепить ее, не стоит  забывать, что изучение длинных списков  слов для учащихся является очень  утомительным и нудным занятием.

       Teacher: It was very interesting to listen about your favourite subjects.  I hope that you like school in spite of everything, that you are good pupils. Write down your home task and you may go.

Никогда не стоит забывать, что лучшая тактика коммуникации-быть вежливым, абсолютно недопустимо педагогу считать, что тот на уровень выше учеников. Нельзя также заставлять учеников учиться, это не будет иметь смысла и результата. Ученику нужно показать прелесть знания, послужить примером образованного человека, тогда и у ученика появится тяга к приобретению знаний.

 

 

 

 

Вывод

В школе XXI века возникает понятие «Образование личности»,  как процесс и результат деятельности самого школьника по становлению, сотворению и развитию собственной личности. Естественно, ребенку самому с таким справиться довольно тяжело, вот почему педагог становится для него самой важной фигурой в процессе и системе образования. Квалификация, уровень личностной развитости и другие качества педагога во многом определяют сам процесс образования, определяет направление, по которому будет происходить развитие ребенка, а также, само качество этого развития.

Начало взаимодействия педагог-ребенок  начинается с признанием индивидуальности ребенка. Это взаимодействие должно быть направлено на формирование у  детей самостоятельности суждений и поступков.

На уроке иностранного языка ученики вступают в определенные социальные взаимоотношения, а учебный  процесс является взаимодействием  всех присутствующих. Стоит помнить, что чтобы добиться успеха в обучении, не только педагог, но и сами ученики  должны внести значительный вклад в  этот процесс.

От учителя, помимо безупречного владения иностранным языком, также  требуется умение организовывать деятельность учеников, чтобы класс работал  как одно целое, при этом, создав для этого необходимый благоприятный  психологический климат в коллективе. Этого невозможно добиться без знания психологии детей, принадлежащих к  данной возрастной группе. Учитель  должен совмещать в себе роли наставника, примера, помощника, только при умении сочетать эти качества возможно осуществить педагогическое общение.

Список  литературы

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.

2. Балл Г.А. Теория учебных задач:  психолого-педагогический аспект. М., 1990.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1991.

4. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.

5. Будилова Е.А. Вопросы мышления  в ассоциативной психологии // Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах / Под ред. Е.В. Шороховой. М., 1996.

6. Буланкина Н.Е. Проблема самореализации личности в полиязыковом информационно-образовательном пространстве. Новосибирск, 2000.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

8. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1990.№1.

9. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М., 2003.

10. Зимняя И.А. Психология обучения  иностранным языкам в школе. М., 1991.


Информация о работе Взаимодействие субъектов образовательного процесса