Взаимосвязь самооценки и тревожности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Цель: проанализировать взаимосвязь тревожности и агрессивности у подростков
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует прямая взаимосвязь между уровнем тревожности и агрессивностью личности подростка, которая заключается в том, что у подростков с более высокими показателями тревожности проявятся более высокие показатели агрессивности.

Файлы: 1 файл

Ведение.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

Специфика агрессии в подростковом возрасте. Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения, период остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.

Поэтому очень часто агрессивное поведение подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданным, ничем не объяснимым.

В теориях возникновения агрессии у подростков мы можем выделить две основные тенденции.

 Речь идет либо о преимущественно биологическом механизме, в котором подчеркивается роль нейрофизиологических медиаторов и функционального состояния глубинных структур мозга, либо на первый план выдвигается динамическая теория агрессивного поведения, предполагающая, что основным механизмом агрессии является патологическое личностное развитие, особенно в период жизненных кризисов.

 Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных и следственных органов и требующие, в силу своей непонятности и причинной необоснованности, психиатрического анализа, являются следствием личностного кризиса. Часто признаки разлада личности проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества и оторванности от мира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии.

Агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентации, их примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в том числе и познавательных. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами; эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются дети хорошо интеллектуально и социально развиты. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости.

 Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональное переживание, неспокойствие, неуютность и неуверенность за свое благополучие, которое может рассматриваться как проявление агрессивности.

 

1.3. Анализ различных подходов  к проблеме взаимосвязи тревожности  и агрессивности у подростков

  Так как тревожность является в какой-то мере адаптацией к окружающей среде. При наличии угрожающего фактора, или возможности его возникновения, индивид использует различные механизмы защиты.

А.М. Прихожан выделил такие механизмы защиты как избегание и нападение. Нападение носит, как правило, агрессивный характер. Он исследовал тревожность у подростков и выявил, что у тревожных подростков чаще прослеживается агрессивное поведение, чем у подростков с низким уровнем тревожности [17].        

З. Фрейд в своих работах, посвященных изучению тревожности и агрессивность, выявил взаимосвязь данных феноменов. Он определил агрессивность как некий механизм защиты у людей, с наличием тревожности, независимо от того ситуативной или личностной. Различия заключаются лишь в том что, при личностной тревожности, агрессивность является более устойчивой [2].        

 Р. Берон и Д. Ричардсон рассматривали возникновение агрессии при переносе возбуждения. Тревожность, будь то состояние или свойство личности, вызывает данное возбуждение [4].     

Часто считается, что страх — особенно страх наказания — может способствовать подавлению агрессии. Например, в своей знаменитой монографии Доллард и его коллеги заявили: «Сила подавления любого акта агрессии напрямую зависит от степени наказания, ожидаемого в случае совершения подобного акта» [3,с.193]. Двадцать лет спустя Берковитц заметил, что «склонность к агрессии у индивида напрямую связана с ожидаемым им наказанием или неодобрением за агрессию» [3,с.193].

Если, как это утверждается в эмпирическом исследовании Бандуры, страх или тревога сдерживают агрессию, вполне разумно предположить, что люди, склонные к подобным реакциям — наиболее остро чувствующие опасность, зачастую проявляют меньшую агрессивность: иначе говоря, индивиды с высоким уровнем тревожности имеют тенденцию ожидать наказания или, по крайней мере, социального неодобрения за свое участие в выступлениях против других. Данные, подтверждающие эту гипотезу, были получены в результате исследований Денгеринка, Дорски и Тэйлора. Вместе взятые, результаты, полученные Денгеринком, Дорски, Тэйлором и другими, показывают, что тревога — особенно обеспокоенность социальным неодобрением — действительно имеет прямое отношение к агрессии. Очевидно, тревога о том, что скажут другие, может послужить сильным сдерживающим фактором агрессии, по крайней мере, в обстановке, когда сильные ситуационные факторы не в состоянии помешать подобной сдержанности [3,с.195]. 
Связь тревоги и агрессии не является окончательно установленной. Часть исследований не обнаруживает какого-либо статистически значимого взаимодействия этих явлений. В частности, наблюдения подростков показывают, что агрессия и тревожность коррелируют только в тех случаях, когда у несовершеннолетних выявляется вербальная  агрессия.

Исследователи по-разному оценивают значение тревоги в генезе агрессии. В зависимости от ее ситуационной направленности, она может быть как блокирующим, так и побуждающим агрессию фактором. Тревога в виде обеспокоенности социальным неодобрением своих действий может являться сильным сдерживающим фактором агрессии в обстановке, когда ситуационные факторы не являются определяющими. С другой стороны, тревога может быть одним из условий, провоцирующих агрессию. Генерализованная тревога нередко формирует у индивида готовность защищаться от реальной или воображаемой опасности. Клинические наблюдения показали, что связь агрессии и тревоги может проявлять себя в следующих ситуациях:

- агрессивность сопряжена с тревогой, вызванной ожиданием агрессии в свой адрес, что, в сущности, является проекцией собственных враждебных чувств;   

- агрессивность является следствием тревоги и страха быть отвергнутым и остаться в одиночестве. При этом агрессия направлена на лиц, от которых исходит возможность болезненной изоляции и тревожности;

- враждебность и агрессия выступают в качестве способа защиты в ситуации тревоги.

Связь тревоги и агрессии без объяснительных моделей фиксируется также на уровне научных гипотез, например, предположении о существовании СеТА-депрессии (SeCA-depression), т.е. «провоцируемой стрессом, индуцируемой кортизолом, связанной с серотонином тревожно-агрессивной депрессии». Отмечается, что в этом случае тревога и агрессивность тесно коррелируют между собой и ограничение способности управлять ими является первичным признаком указанной депрессии.

Имеются основания предполагать, что связь агрессии и тревоги проявляет себя в следующих трёх аспектах. Во-первых, тревога может блокировать проявления агрессии. Это происходит, когда переживания от последствий агрессии или возможного общественного неодобрения превышают положительные эмоции от ее реализации. Во-вторых, тревога может усиливать возможность проявления агрессии в том случае, если возникает в ответ на потенциальную фрустрацию, дискриминацию или депривацию с чьей-либо стороны. В-третьих, тревога и агрессия, возможно, не столько обусловливают друг друга, сколько представляют собой явления, регулируемые каким-либо третьим  психическим механизмом, нарушения которого происходят при СеТА-депрессии.

Таким образом, ознакомившись с работами данных исследователей, можно выявить наличие взаимосвязи между тревожностью и агрессивностью, а именно проявлении агрессивности в поведении при наличии тревожности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и агрессивности у подростков

2.1. Методы и организация экспериментального исследования

На основании анализа психологической литературы по проблеме агрессивности и тревожности, как свойств личности, мы выявили наличие фактов, свидетельствующих о взаимосвязи уровня агрессивности и тревожности в подростковом возрасте. Данная глава содержит в себе описание экспериментального исследования особенностей взаимосвязи тревожности и агрессивности подростков.

Экспериментальное исследование взаимосвязи уровня тревожности и агрессивности личности в подростковом возрасте проводилось нами на базе средней школы № 40 г. Новоуральска. В нем принимало участие 37 учащихся 7 – 8 классов в возрасте 13-15 лет. Обследование проводилось в марте 2014 года.

Для проведения обследования нами использовались следующие психодиагностические методики:

- для диагностики  агрессивности мы применяли опросник  Басса-Дарки (шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, вербальная агрессия, а также общий уровень агрессивности и враждебности) [21, с.242-246];

- в качестве опросников, диагностирующих тревожность, мы выбрали методику Кондаша «Шкалы социально-ситуативной тревожности» [21, с.184 - 186].

Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить её в группе.

 Методика включает ситуации трёх типов:

- ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

- ситуации, актуализирующие представление о себе;

- ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная.

Опросник Басса-Дарки предназначен для дифференциации форм агрессии и враждебности. При составлении опросника А.Басс и Б.Дарки исходили из того, что вопрос может относиться только к одной форме агрессии. Враждебность определяется ими как реакция отношения, которой сопутствуют негативные чувства и негативная оценка людей и событий. Агрессия, по их мнению, представляет собой ответ, содержащий стимулы, способные причинить вред другому существу. Всего было выделено два вида враждебности (обида и подозрительность) и четыре вида агрессии (физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия) [21].

Формулировки вопросов построены так, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние мотивации социального одобрения, а также ослабить защитные тенденции испытуемых, связанные с нежеланием показаться агрессивными. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый должен дать ответы «да» или «нет».

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая  агрессия - использование физической  силы против другого лица.

2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная  на другое лицо или ни на  кого не направленная.

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных  чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм - оппозиционная  манера в поведении от пассивного  сопротивления до активной борьбы  против установившихся обычаев  и законов.

5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия  и осторожности по отношению  к людям до убеждения в том, что другие люди планируют  и приносят вред.

7. Вербальная  агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины - выражает возможное убеждение  субъекта в том, что он является  плохим человеком, что поступает  зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Норма агрессивности: 21±4;

Норма враждебности: 7±3 [21; с.246].

 

2.2. Результаты изучения взаимосвязи тревожности и агрессивности у подростков

Используя методику Басса-Дарки, следует помнить о том, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности.

 

 

 

 

                                                                                                       Таблица 1

Диагностика состояния агрессии у подростков по тесту Басса – Дарки

 

Шкала агрессии

Кол-во человек (%)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Физическая агрессия

8

21,6%

23

62,1%

6

16,2%

Косвенная

5

13.5%

17

45,9%

15

40,5%

Раздражение

8

21,6%

19

51,3%

10

27%

Негативизм

8

21,6%

11

29,7%

18

48,6%

Обида

12

32,4%

17

45,9%

8

21,6%

Подозрительность

13

35,1%

12

32,4%

12

32,4%

Вербальная агрессия

9

24,3%

22

59,4%

15

40,5%

Чувство вины

10

27%

11

29,7%

16

43,2%

Информация о работе Взаимосвязь самооценки и тревожности младшего школьника