Взаимосвязь самооценки и тревожности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Цель: проанализировать взаимосвязь тревожности и агрессивности у подростков
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует прямая взаимосвязь между уровнем тревожности и агрессивностью личности подростка, которая заключается в том, что у подростков с более высокими показателями тревожности проявятся более высокие показатели агрессивности.

Файлы: 1 файл

Ведение.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

        

У группы респондентов, состоящей из 37 человек, оказались следующие результаты:

Как мы видим по таблице 1, полученные данные позволяют нам отметить более высокий уровень агрессивности по шкале негативизма у 48,6% подростков, косвенная агрессия у 40,5%подростков, вербальной агрессии у 40,5%учащихся и чувства вины у 43,2 %. По шкале вербальной и косвенной агрессии подростки показали равномерное распределение по уровням проявления.

С помощью теста Басса-Дарки мы получили следующие показатели по факторам агрессивности, отличные от нормы:

Для 16,2% подростков характерна высокая вероятностная склонность к проявлению физической агрессии. Это проявляется в том, что подросток может использовать свою физическую силу против другого лица.

У 40,5% обследуемых подростков наблюдается высокая степень косвенной агрессии, то есть такие подростки могут проявлять агрессию, окольным путем направленную на другое лицо или ни на кого не направленную.

27% подростков можно выделить с высокой степенью раздражения, то есть это значит, что такие подростки готовы к проявлению негативных чувств к другому субъекту при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Для 48,6% подростков характерна высокая степень негативизма — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

У 21,6% подростков наблюдается высокая степень обиды, которая определяется как зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия.

32,4% подростков получили высокую степень подозрительности, находящуюся в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

У 40,5% испытуемых наблюдается высокая степень вербальной агрессии, что характеризуется выражением негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

А для 43,2% подростков характерна высокая степень чувства вины, которая выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Таким образом, мы получили 57,1% от всех испытуемых с высокой степенью индекса враждебности, включающего в себя обиду и подозрительность и 50,7% – с высокой степенью индекса агрессивности, включающего в себя физическую, косвенную и вербальную агрессию, а так же раздражение.

Полученные результаты представлены в виде диаграммы

Рис. 1. Результаты тестирования учащихся 7-8 классов по тесту Басса-Дарки

 

 

 

 

         В качестве второй методики, диагностирующей уровень и особенности тревожности подростков, мы использовали методику «Шкалы социально-ситуативной тревожности Кондаша».

                                                                                                              Таблица 2

 

Количество человек в %

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Школьная

13,4%

68,7%

17,9%

Самооценочная

29,1%

47,1%

23,8%

Межличностная

34,2%

49,4%

16,4%


 

В таблице 2 «Шкала общей тревожности» показано:

1) у 10 человек – 16 % наблюдается высокий уровень тревожности (то есть у субъекта стойкая предрасположенность к тревоге, которая предполагает наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией);

2)у 15 человек – 56 % средний уровень тревожности (активизирующаяся при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанных со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению);

3) у 12 человек 28,% - низкий уровень тревожности (то есть большинство ситуаций человек расценивает как безопасные и легко относится к своим ошибкам).

Таким образом, особого внимания требуют, прежде всего, подростки с высокой общей тревожностью. Подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определённых личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки.

 

Рис.2 Результаты тестирования учащихся 7-8 классов по тесту Кондаша

 

Для того чтобы посмотреть, как в подростковом возрасте  связаны между собой  тревожность и агрессивность, мы провели корреляционный анализ.

По рис. 3 видно, что косвенная агрессия (как агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная) связана с общей тревожностью и самооценочной тревожностью, а негативизм (оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов) с межличностной тревожностью (как компонент самоконтроля и самовоспитания).

На основе этих обобщений можно сделать вывод, что показатели агрессивности и тревожности тесно связаны между собой. Это подтверждает ранее проведенные исследования о том, что тревожность и агрессивность являются важными особенностями старшего подросткового возраста.

Данные обеих методик исследования тревожности и агрессивности положительно коррелируют между собой: подростки, имеющий среднезначимый показатель тревожности по тесту Кондаша, обнаруживают также среднезначимый показатель агрессивности по некоторым шкалам методики диагностирования уровня агрессивности Басса - Дарки. В частности, уровень самооценочной тревожности имеет положительную корреляционную связь с результатами обследования по шкале «Косвенная агрессия» (r = 0,372 при p = 0,05), общая тревожность положительно коррелирует с косвенной агрессией (r = 0,388 при р= 0,05), а также высокий уровень косвенной агрессии коррелирует с высокими показателями межличностной тревоги (r = о,438 при р = 0,01)

В графическом виде корреляционные связи между исследуемыми факторами тревожности и агрессивности по результатам корреляционного анализа по методу Пирсона представлено на рисунке 3.

 


 


 


 

Рис.3 Результат взаимосвязи тревожности и агрессивности корреляционного анализа по методу Пирсона

Примечание: С.Т. – самооценочная тревожность; О.Т. – общая тревожность; М.Т. – межличностная тревожность; К.А. – косвенная агрессия; Н. - негативизм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 Таблица 3

Результаты корреляционного анализа показателей тревожности и агрессивности

 

 

Самооценочная тревожность

Межличностная тревожность

Общая тревожность

 

Косвенная агрессия

 

0,372*

 

0,438**

 

0,388*

 

Негативизм

 

-

 

0,377*

 

-


 

Чем больше выражена тревожность в межличностных отношениях, тем в большей степени проявляется негативизм, как форма агрессии.

 

2.3.Анализ  результатов эмпирического  исследования

  В экспериментальной  части исследования нами был  осуществлен статистический анализ  взаимосвязи тревожности и уровня агрессивности у подростков. При помощи расчета коэффициента корреляции Пирсона нами было установлено существование статистически значимых прямых корреляционных связей межличностной тревожности (тест «Шкалы ситуативно-личностной тревожности Кондаша), косвенной агрессии и негативизма, (по данным опросника Басса-Дарки). Что касается школьной тревожности (тест Кондаша), то при применении корреляционного анализа мы не выявили статистических значимых взаимосвязей с перечисленными шкалами опросника Баса-Дарки, это свидетельствует о том, что большинство респондентов успешно справляются с учебной деятельностью, имеют положительные оценки по усвоению школьной общеобразовательной программы, но в свою очередь межличностная тревожность имеет положительную корреляцию со шкалой косвенная агрессия данного теста Басса-Дарки, это свидетельствует о том, что подростки данного возраста, в силу своих психологических особенностей не могут адекватно решать конфликтные ситуации, связанные в общении с одноклассниками и поэтому они прибегают к более примитивным формам решения этих конфликтных ситуаций в общении, как косвенная агрессия – агрессия, ненаправленная ни на кого или обходным путём, путём уловок направлена на одноклассников или взрослых.

Установлено также существование положительных корреляционных связей агрессивности (также по данным опросника Басса-Дарки) и отдельных видов тревожности (по данным методики изучения школьной тревожности Кондаша).

Интерпретация описанного результата требует от исследователя учета как минимум двух дополнительных условий: знания возрастных особенностей детей подросткового возраста и полного анализа рассматриваемой в примере Корреляционной матрицы.

Тем не менее, попытаемся проинтерпретировать полученную корреляцию: подростоки с высокими показателями в различных ситуациях взаимодействия чаще проявляет независимость, самоуверенность, хвастливость, тщеславность, конфликтность, своенравность, мятежность, бесцеремонность, смелость и т.д. Данные особенности личности особо остро проявляются именно в подростковом возрасте. Учитывая, что здесь ведущей деятельностью является общение со сверстниками (по Д.Б. Эльконину), можно предположить, что вербальные формы общения являются для подростка наиболее удобным средством решения конфликтных ситуаций. Последние, в свою очередь, возникают как результат повышенного в подростковом возрасте максимализма требований к себе и другим, противоречия между желаниями и возможностями.

Положительную корреляционную связь межличностной тревожности с негативизмом можно объяснить следующим образом: поскольку межличностная тревожность представляет собой реакцию на только что случившееся стрессогенное событие в ходе общения, она сопровождается склонностью к неадекватным, чрезмерным реакциям на обычные раздражители внешней и внутренней среды. Подобные характеристики и составляют суть раздражительности, психического свойства, проявляющегося в недовольстве неприятными для личности обстоятельствами и поступками окружающих. В качестве описательного примера можно привести ситуацию некоторых респондентов, имеющих высокий уровень именно межличностной тревожности (при показателях нормы по уровню школьной тревожности). Также данные респонденты обнаруживают высокий балл по шкале «Обида» и «Негативизм» опросника Басса-Дарки. Ситуация повышенной тревожности и сопряженной с ней раздражительностью и обидой объясняется недавним разводом в родительской семье респондентов и уходом одного из родителей из дома. Педагоги рассказали о следующих изменениях в поведении учащихся: они стали нетерпимым к замечаниям взрослых, сильно расстраивались при неудачах в учебной деятельности (особенно девочки), стали конфликтовать с окружающими и уходить с уроков.

 Косвенная агрессия, являясь более стабильным образованием, нежели другие виды агрессии, как мы видим, образует большее количество положительных корреляционных связей с параметрами разных видов тревожности и общего индекса тревожности. Однако подростки, для которых тревожность уже стала личностной чертой, могут проявлять как физическую, так и вербальную или косвенную агрессию. Некоторые подростки при наличии высокого уровня межличностной тревожности, обнаруживают высокие значения по всем типам агрессии, тем самым, подтверждая и высокий общий уровень агрессивности.

 Наблюдение за учащимися во время уроков выявило следующие факты. Подростки с высокой степенью агрессивности (по данным опросника Басса-Дарки) на уроке редко проявляли собственное желание отвечать. При вопросе учителя им требовалось большее количество времени для того, чтобы сориентироваться и подобрать подходящий ответ, что характерно для тревожных детей. Эти данные находят теоретическое и экспериментальное подтверждение в исследованиях по динамической памяти А.Н.Лебедева, свидетельствующих о том, что постоянное переживание тревоги способствует снижению перцептивно-мнемической и интеллектуальной деятельности. В то же время, на переменах эти учащиеся проявляли элементы физической и вербальной агрессии по отношению к одноклассникам, могли грубо ответить на вопросы учителей. Таким образом, поведение агрессивных подростков содержит в себе как признаки агрессивности, так и тревожности, что еще раз подтверждает взаимосвязь этих двух факторов в данном возрасте.

Информация о работе Взаимосвязь самооценки и тревожности младшего школьника