Взаимосвязь воспитания, обучения и развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Педагогика развивалась в русле философских знаний о человеке и обществе, но в XVI-XVII вв. она стала самостоятельной наукой, означающей науку о законах воспитания, о передаче опыта одного поколения другому, наукой о процессе воспитания и обучения не только детей, но и взрослых. Общими для философии и педагогики являлись система взглядов на мир и место в нем человека, на место человека в обществе. Педагогика как частная наука философии сосредоточилась только на проблемах человека, личности и общества, воспитании, образовании и обучении, идеале воспитания, идеале личности в обществе.

Содержание работы

ГЛАВА І. Личность как предмет воспитания
1.1 Формирование личностных качеств в процессе воспитания
1.2 Возрастные особенности личности
1.3 Основные факторы, воздействующие на развитие личности
ГЛАВА ІІ. Взаимосвязь воспитания, обучения и развития личности
2.1 Взаимосвязь развития и воспитания личности
2.2 Взаимосвязь развития и обучения
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

доклад педагогика.docx

— 29.35 Кб (Скачать файл)

Содержание.

ГЛАВА І. Личность как предмет воспитания

1.1 Формирование  личностных качеств в процессе  воспитания

1.2 Возрастные  особенности личности

1.3 Основные  факторы, воздействующие на развитие  личности

ГЛАВА ІІ. Взаимосвязь воспитания, обучения и развития личности

2.1 Взаимосвязь  развития и воспитания личности

2.2 Взаимосвязь  развития и обучения

Заключение

Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Целью данной работы является изучение понятия «личность» и взаимосвязи воспитания, обучения и развития личности.

На каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала состояние  образования, обучение и воспитание подрастающего поколения.

Педагогика  развивалась в русле философских  знаний о человеке и обществе, но в XVI-XVII вв. она стала самостоятельной  наукой, означающей науку о законах  воспитания, о передаче опыта одного поколения другому, наукой о процессе воспитания и обучения не только детей, но и взрослых. Общими для философии  и педагогики являлись система взглядов на мир и место в нем человека, на место человека в обществе. Педагогика как частная наука философии  сосредоточилась только на проблемах  человека, личности и общества, воспитании, образовании и обучении, идеале воспитания, идеале личности в обществе.Она стала  наукой об образовании, процессе просвещения  и самовоспитания личности. Существует закономерность: человек рождается, личностью он становится.

       Предметом является взаимодействие развития, воспитания и обучения личности.

   Объектом являются понятия «воспитание», «развитие» и «обучение» личности в педагогике и их взаимодействие. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА І. Личность как предмет  воспитания

     Существенное значение для педагогики имеет уяснение самого понятия "личность". В каком соотношении находится это понятие с понятием "человек"? Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Человек не рождается личностью, не получает биологических гарантий личностного развития, а становится ею в процессе развития (количественные и качественные изменения в организме). Обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, которые делают его общественным существом, становится носителем социальных отношений.

     Личность - социальная характеристика человека, это тот, кто способен на самостоятельную социально-полезную деятельность. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек - двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное.

    Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель. А в современной педагогике наиболее удачным считается следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.

Поскольку личностные качества человека развиваются  прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятия "развитие".

Развитие  происходит:

1. В  единстве биологического и социального  в человеке.

2. Диалектично  (переход количественных изменений  в качественные преобразования  физических, психических и духовных  характеристик личности), развитие  идет неравномерно (каждый орган  развивается в своем темпе), интенсивно  в детстве и юношестве, потом  замедляется. Существуют оптимальные  сроки для становления отдельных  видов психической деятельности. Основные виды деятельности - игра, учеба, труд. Деятельность надо организовать - это задача воспитателя. Значит, воспитание не есть процесс автоматической передачи от старшего поколения к младшему духовной культуры, это процесс организации совместной жизнедеятельности детей и взрослых.

Анализ  факторов развития начат еще античными  учеными. Всем было интересно узнать ответ на вопрос: почему разные люди достигают разного уровня развития? Что оказывает влияние на развитие личности?

     Развитие детерминировано внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Нельзя абсолютизировать влияние одного какого-нибудь фактора, необходим комплексный, системный подход.

     Параметры развития - способности ребенка, ценности, к которым он приобщился с помощью взрослых, фонды развития, фонды "могу" и "хочу" (в точке их пересечения рождается гармония компетентности и активности). Задача педагога - создать условия, способствующие развитию, и устранить препятствующие :

а) страх, рождающий неуверенность в себе, комплекс неполноценности, следствием чего становится агрессия;

б) несправедливые обвинения, унижения;

в) нервное  напряжение, стрессы;

г) одиночество;

д) тотальную  неуспешность;

Л.С.Выготский (1896-1934) выделил два уровня развития детей

- уровень  актуального развития: отражает  особенности психических функций  ребенка, сложившихся на сегодняшний  день;

- зона  ближайшего развития: отражает возможности  значительно больших достижений  ребенка в условиях сотрудничества  со взрослыми.

Л.С.Выготский  обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития».

    Воспитание, идущее впереди развития вверх - признается, а по прямой - нет. Поэтому задача воспитания состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перейдет в зону актуального развития, способствовать развитию организма, индивидуальности и личности ребенка. Ребенка мы не просто переставляем со ступеньки на ступеньку, он занимает активную жизненную позицию. Воспитание играет решающую роль в развитии личности, оно оказывает влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работах над собой, то есть в саморазвитии.

1.1 Формирование личностных  качеств в процессе  воспитания

Неэффективность воспитательной работы в школе во многом объясняется тем, что ее научно-методическое освещение зачастую характеризуется  недостаточной четкостью, неконкретностью, а иногда и определенной теоретической  аморфностью. Например, если речь идет о патриотическом или трудовом воспитании, то обычно в общих чертах раскрываются их этическая сущность, задачи, а  также рассматриваются те «воспитательные  мероприятия», которые составляют их содержание. Но учителям и классным руководителям расплывчатых рассуждений  о столь сложных процессах  далеко не достаточно. Ведь практику нужно  осмыслить систему и конечные результаты воспитательной работы, к  достижению которых необходимо стремиться, а также то, в каких личностных изменениях и новообразованиях они  должны воплощаться. Однако именно этого  зачастую и недостает учебным  пособиям по педагогике для студентов  и многочисленным методическим рекомендациям, адресованным учителям.

     Существует убежденность, что теоретикам и практикам в своей работе акцент необходимо делать именно на таком аспекте воспитания, который характеризует и личностное развитие учащихся, и его конечные результаты.

 «Воспитание» долгое время ассоциировалось с понятием «образование» и по существу выступало как его синоним. В этом случае оно включало в себя как обучение, так и формирование у обучаемых определенных духовных и нравственных или, выражаясь современным языком, личностных свойств и качеств. Определенная синонимичность сохраняется до сих пор. В частности, она проявляется при определении сущности воспитания в его, так называемом, широком смысле.

Но есть и специфические различия, связанные  с результатами этих взаимосвязанных  процессов, которые привели к  содержательному разграничению  самого понятия «воспитание». Речь идет о том, что и в процессе воспитания, понимаемого в широком  смысле, и в системе образования  с некоторой долей условности можно выделить обучающий компонент, когда учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками мировоззренческого и нравственно-эстетического плана  и таким образом достигают  определенного уровня обученности.

     Однако для развития личности обучения и определенной обученности недостаточно. В самом деле, хорошо овладев некоей совокупностью знаний, умений и навыков, человек может проявлять довольно высокую обученность. Но он может не иметь должной воспитанности, т.е. не владеть необходимой культурой общения, быть неопрятным, проявлять эгоцентрические наклонности, лицемерие, низкий уровень общественно-политических взглядов и даже быть нравственным уродом. Задача школы - формировать у учащихся и высокую степень обученности, и высокий уровень воспитанности.

1.2 Возрастные особенности  личности

Учет  возрастных особенностей ребенка является одним из главных педагогических принципов. Возрастная периодизация дает необходимые знания каждого этапа развития личности. В истории педагогики первым, кто определил и обосновал особенности каждого возрастного этапа, был чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670).

Рассмотрим  устоявшуюся периодизацию возрастных особенностей развития личности, принятую в педагогике.

1. От  рождения до 3 лет, младенческий  возраст. Этот первый период  жизни за время которого ребенок  из беспомощного существа превращается  в маленького человека. Он ходит,  говорит, любит или не любит,  веселый или боится, умеет жалеть  и ревновать. Он познает мир  семьи, впитывает впечатления,  фантазирует, знает цвет, величину. Он накапливает факты, помнит  звуки и запах, пытается проверить  свои силы. К концу 3-го года  он уже выражает свои желания  словами, хотя речь его ограничена. В этом возрасте ребенок воспитывается  в семье, и материнская любовь  или нелюбовь, как и различные  воздействия окружающих взрослых, определяют дальнейшее его развитие.

2. От 3 до 6 лет, дошкольный возраст. Дети  овладевают навыками беглой речи, расширяется круг их общения.  Ребенок может сам рассказать  сказку, предварительно все обдумав.Ребёнок  подвижен, может мастерить, но  работа не должна быть продолжительной.  Он умеет держаться на людях,  следует наставлениям. Его оценки  увиденного сосредоточены на  одном: «плохой мальчик» или  «хороший».

3. От 6 до 10 лет, младший школьный возраст.  В этом возрасте, оставив семью,  ребенок входит в школьный  коллектив и должен подчиняться  его требованиям, как и требованиям  соседей, улицы, лагеря.Он может  выполнять как отдельные поручения,  так и серьезное дело для  семьи, знает школьный распорядок. Но, освоив законы общежития, он  пытается их нарушить. Но искренне  раскаивается в своих проступках.Некоторые  ребята не любят дружбы со  сверстниками и переживают, если  друг заводит нового друга.  Любит игры, ответственно относится  к своей роли, к понятию справедливости. Учитель для него авторитет.

4. От 10 до 13 лет, средний школьный возраст.  Для ребенка в этом возрасте  авторитет родителей уже ослабевает, возникает критический взгляд  на отношение к нему родителей,  легко сердится на братьев  и сестер.

5. От 13 до 16 лет, подростковый возраст.  Это период между детством  и зрелостью. У подростка стремительно  меняется физиология, проявляются  неловкость в движениях, эмоциональная  неуравновешенность, повышенная рефлексия.Они  неудовлетворенны собой, семьей, собственной внешностью. Им не  нравится комната (они переклеивают  ее нелепыми картинками). Они недовольны  школой, учебниками, учителями, оценками, взрослыми, так как они «нас  не понимают», не доверяют родителям,  не признают их мнения.

    Даже в тех семьях, где ребенок принимает мнение родителей, для него это период внутренних переживаний. Подросток открывает себя, познает себя в общении с окружающими. В этот период открытий наступают и разочарования. Подросток старается доказать окружающим, что он личность и, что он или она достойны быть в коллективе. «Подхожу ли я?», «Нравлюсь ли я?» - он решает самостоятельно.

     В современных условиях, когда рухнуло прежнее мировоззрение, когда все отрицают и разрушают, когда уничтожаются природа и культура, процветают преступность и насилие, подросток оказывается перед трудным выбором. Он не видит идеала, кумира, утрачены идеалы старшего поколения, а преступность и насилие возводятся в идеал. Нравственность современного подростка формируется в период обострения проблем двух поколений, несовместимости двух мировоззрений.

Информация о работе Взаимосвязь воспитания, обучения и развития личности