Адаптация зарубежной методики "нарциссический опросник личности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы исследований взглядов зарубежных психологов на человеческие способности.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи:
Исследовать проблемы одаренности во взглядах зарубежных психологов;
Исследовать представления зарубежных психологов на память и мнемические способности;
Исследовать представления зарубежных психологов на организаторские способности;
Исследовать модели, описывающие влияние аспекта межличностного взаимодействия и предметно-информационного аспекта среды на способности в зарубежной психологии;
Адаптировать зарубежную методику «нарциссический опросник личности» на русскоязычной выборке.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ 7
1.1. Исследование проблемы одаренности в зарубежной психологии 7
1.2. Исследование памяти и мнемических способностей в зарубежной психологии 9
1.3. Исследование организаторских способностей в зарубежной психологии 12
ГЛАВА 2. СРЕДОВАЯ ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ СПОСОБНОСТЕЙ 17
2.1. Модели, описывающие влияние предметно-информационного аспекта среды на способности 17
2.2. Модели, описывающие влияние аспекта межличностного взаимодействия на способности 18
ГЛАВА 3. АДАПТАЦИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МЕТОДИКИ «НАРЦИССИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК ЛИЧНОСТИ» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 512.95 Кб (Скачать файл)

В 50-60-х гг. ХХв. сформировалась информационная концепция памяти, что было связано с необходимостью решения новых практических задач обеспечения программированного обучения, деятельности оператора. Память стали рассматривать как информационную систему, связанную с приемом, переработкой и использованием информации для регуляции деятельности. По сути, память человека отождествлялась с «памятью» компьютера, а исследовательские интересы сконцентрировались на выявлении структуры памяти. Исследования памяти в рамках информационной концепции условно можно разделить на две группы:

  1. Изучение монофакторной структуры памяти как унитарной функции, единой способности запоминать с разными уровнями переработки информации (Крайк, Локхард, Спирмен);
  2. Выявление многофактороной структуры памяти (Аткинсон, Кристал, Сперлинг, Терстон).

Оба подхода получили наибольшее развитие в когнитивной психологии. Память рассматривалась как развивающаяся, многоуровневая система хранилищ информации, а также система переработки информации. Одна из наиболее известных моделей памяти была представлена Р. Аткинсоном.4 Согласно данной модели система памяти представлена тремя «хранилищами и несколькими каналами циркуляции информации».

Разработка идеи микроструктурного  анализа (Дж. Сперлинг, 1967) позволила раскрыть сущность сложных операционных структур сенсорной и кратковременной оперативной памяти.

1.3. Исследование организаторских способностей в зарубежной психологии

 

Зарубежные исследователи  рассматривают организаторские  способности как один из факторов эффективности профессиональной деятельности. Проблема организаторских способностей в зарубежной психологии в основном связана с управлением и рассматривается как один из аспектов феномена лидерства.

В изучении «лидерских способностей» в зарубежной психологии были выделены основные направления. К числу первых можно отнести биологизаторское направление, характеризующее лидерские способности ростом, весом, физической силой, конституционально-морфологическими и нервно-соматическими особенностями. На биологизаторский подход в изучении проблемы «лидерских способностей» оказала влияние теория о конституциональных особенностях лидеров Э. Кречмера, а также морфо-психологическая концепция У. Шелдона. Исходя из концепции У. Шелдона, лидер должен иметь церебрально-эктоморфический тип, характеризующийся сдержанностью, стремлением к власти и положению, требующий к себе внимания, быть хозяином ситуации. По мнению автора, лидеры в большинстве своем должны придерживаться данного типа. В биологизаторском направлении присутствует также теория элит, авторы которой утверждают, что в любом обществе имеется разделение на два неравных слоя: привилегированная группа, призванная руководить, и пассивная группа, которая идет за руководящими. Среди этих теорий можно выделить теорию «правящего класса» Г. Моски, теорию «баланса элит» Дж. Голбрейса и Р. Арона, теорию «властвующей элиты» Р. Миллса и др.5 Сущность биологизаторского направления состоит в том, что одни особи (животные и люди) рождаются, чтобы быть вожаками, лидерами, а другие - подчиняться им. Представители данного направления определяли лидерское положение генетическими и наследственными свойствами принадлежности к элитным социальным слоям.

Биологизаторские теории в научном смысле оказались несостоятельными, что послужило появлению нового направления - психологического. Представители психологического направления выделяют различные психологические качества лидера: интеллект и высокий уровень общего развития волевых качеств, таких как решительность, доминантность, уверенность и самоуверенность, напористость, социальная активность и многое другое. На основе анализа основных работ по проблеме лидерства Б. Басс пришел к выводу о наличии определенной взаимообусловленности когнитивных и лидерских качеств. Отдельные авторы психологического направления отмечают преобладание у лидеров ряда черт, характеризующих эмоциональную сферу личности: экстравертированность, общительность, активность, инициативность. В основе психологического направления находится перечисление ряда важных лидерских качеств, таких как общий уровень развития, эмоционально-волевая сфера; а лидер рассматривается как личность, имеющая простую сумму набора этих качеств. Не имея достаточного методологического основания, психологическое направление не смогло все-таки решить проблему лидерства, и это затруднило дальнейшее ее развитие.

Следующим направлением было функционально-ситуационное в рамках бихевиористского подхода, которое предполагает зависимость лидерства от функции группы и ситуации (Дженнингс, 1943; Шериф, 1948; Ньюкомб, 1950; Фразер, 1956). Согласно данному направлению, лидер является не «ансамблем качеств», а личностью, роль которого определяется в зависимости от группы и ситуации (Ж. Фрезер). Одни авторы подчеркивают, что именно лидер определяет цели группы, обеспечивает внутренние и внешние связи группы, является своего рода арбитром, посредником, контролером, источником идеологии, веры и убеждений и т.д. (Д. Креч и Б. Кречфилд). Другие считают, что условием эффективного лидерства является оптимальная величина группы (А. Каррар), третьи - возраст группы и ее устойчивость (Б. Уолмен), четвертые - качественный состав группы и ее особенности определения в ней лидера (Л. Картер, У. Гэйторн).

Проведенными исследованиями под руководством Дж. Хемфилла были определены следующие функции и параметры поведения лидера: инициативность, принадлежность к группе, интеграция, организация, доминирование, коммуникация, влияние, признание. Некоторые представители данного направления считают, что для эффективной деятельности организатору в одних условиях необходимо обладать одними качествами личности, а в других условиях - иными, иногда противоположными, чем можно объяснить появление неформального лидерства (Э. Гизелли, К. Браун). По мнению Ф. Фидлера, люди становятся руководителями не только имея какие-то определенные особенности своей личности, но и благодаря различным ситуационным факторам и взаимосвязи между руководителем и ситуацией. Основываясь на своих работах, Ф. Фидлер выделил три критические величины ситуации, которые влияют на эффективность управления:

  1. отношения между руководителем и подчиненными;
  2. объем законной власти, связанный с должностью руководителя и позволяющий ему влиять в той или иной степени на своих подчиненных;
  3. структура групповой задачи.

Совокупная оценка всех перечисленных  параметров позволяет судить о величине осуществляемого руководителем ситуационного контроля, т.е. о степени владения им ситуацией функционирования группы. Однако функционально-ситуационное направление носило односторонний характер рассмотрения проблемы лидерства. Многие авторы сводят данную проблему к ситуациям и групповым взаимоотношениям, недооценивая при этом проблему личности лидера и способностей организатора.

На смену функционально-ситуационного направления приходит системный подход, который рассматривается как динамическая система, формирование которой зависит от ряда субъективных (личностных) и объективных (социальных) факторов. В разработку идей системного подхода значительный вклад внесли Ч. Барнард, Г. Саймон, П. Раккофф, С. Оптнер, Д. Клиланд, У. Кингид и др. Так, один из первых теоретиков деятельности организаций Ч. Барнард отмечал, что сущность взаимоотношений человека и организации заключена в сотрудничестве. Особую роль он отводил управляющим, в функции которых, по его мнению, должны входить:

  1. искусство принятия решений;
  2. постановка целей на основе предвидения будущего;
  3. четкое представление системы коммуникаций, включая схему организации и структуру управленческого персонала;
  4. роль управляющего в созидании организационной морали.

Главная роль, по мнению Ч. Барнарда, должна принадлежать проблеме лидерства, так как считал ее необходимой социальной сущностью, придающей значимость общей цели.6

С точки зрения Д. МакГрегора, «лидерство не является качеством, присущим индивиду; это сложное отношение указанных переменных».7 Лидерством он называл определенное социальное отношение, которое имеет несколько переменных:

  • характеристика лидера,
  • позиции и потребности его последователей,
  • характеристики организации - это цель, структура, природа задач, подлежащих выполнению,
  • социальная, экономическая и политическая среда.

В рамках системного подхода началась активная разработка вопросов стратегии деятельности организации и определения ее стратегических целей. Решение данных вопросов ставило перед руководителем определенные требования, в первую очередь, это процесс принятия решений, что, в свою очередь, предполагало развитие управленческого мышления для выработки решений стратегического характера. Данный подход к процессу организаторской деятельности должен был связать в целое три переменных - лидера, ситуацию и группу.

Резюмируя все вышеизложенное можно отметить, что зарубежными учеными организаторские способности рассматривались с позиции лидерства.

 

ГЛАВА 2. СРЕДОВАЯ ПРОГРАММА  ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ СПОСОБНОСТЕЙ

 

Исследование средовой детерминации способностей является перспективным  направлением современной психологии, актуальность которого определяется не только недостаточной методологической и методической проработкой проблемы, но и тенденцией гуманизации российской экономики - повышением роли интеллекта и знаний.

В данной главе для анализа проблемы детерминации когнитивного развития предлагается выделение в социальной среде, детерминирующей изменения интеллекта и креативности, 2-х аспектов: 1) межличностного взаимодействия и 2) предметно-информационного. Под аспектом межличностного взаимодействия понимается характер, способы взаимодействия и эмоциональные отношения субъектов, проявляющиеся, в частности, в семейной микросреде. Предметно-информационный аспект включает в себя структуру образовательного процесса, формы обучения и содержание обучающих программ, направленных на развитие творческих способностей.

 

2.1. Модели, описывающие влияние предметно-информационного аспекта среды на способности

 

    1. Модель развития через обучение.

Идея заключается в  том, что развитию способствуют те же аспекты ситуации, которые приводят к научению: повторение и подкрепление. Экспериментальные результаты, однако, ставят под сомнение эту идею. Например, Вулвилл и Лоу провели исследование по формированию сохранения числа и  показали, что развитие произошло  за счет фоновых изменений, а все  виды упражнений оказались неэффективными (Lowe, 1962).

    1. Имитационная модель.

В основе этой модели лежит  теория социального научения А. Бандуры (Bandura, 1977). Теория Бандуры в первую очередь направлена, конечно, не на мышление, а на более простые навыки, в основном - социальные. Однако и  к мышлению она тоже может быть применена. При этом предполагается, что средовое влияние на креативность осуществляется через подражание творческому (или нетворческому) поведению других людей (Rosenthal, Zimmerman, 1968; Тадж, 1991).

    1. Модель когнитивного конфликта.

В рамках теории Ж. Пиаже  сформулирована следующая идея. Развитие мышления может трактоваться как  возникновение этой уравновешенной структуры, или уравновешивание. Предполагается, что необходимым моментом начала процесса уравновешивания является возникновение неравновесного состояния, или когнитивного конфликта. Наиболее известная экспериментальная реализация идеи когнитивного конфликта была осуществлена в работе Б. Инельдер, Э. Синклер и  М. Бове (Inhelder, Sinclaire, Bovet, 1974).

 

2.2. Модели, описывающие влияние аспекта межличностного взаимодействия на способности

 

    1. Модель атмосферы.

Модель атмосферы может  сочетаться с имитационной моделью. Для этого необходимо задать дополнительный вопрос: если способности передаются путем имитации, то к каким следствиям это приведет в отношении влияния семьи на развитие детей? Р. Зайонц ввел понятие интеллектуального климата, определяемого средним интеллектом членов семьи (Zajonc, 1976). Если интеллект взрослого можно принять за максимальный, то у детей он ниже, и достигает минимума у новорожденного. Таким образом, максимальный интеллектуальный климат характеризует семью, состоящую из одних взрослых. При рождении ребенка средний интеллект семьи падает. Чем больше в семье детей и меньше их возраст, тем ниже интеллектуальный климат. Это рассуждение Р. Зайонц применил в отношении проблемы связи числа детей в семье с уровнем развития их способностей.

    1. Модель социокогнитивного конфликта.

Предполагается, что взаимодействие между субъектами, обладающими разными  точками зрения на вопрос и разными  стратегиями решения задачи, приводит к возникновению внутреннего  когнитивного конфликта и неравновесия, что дает импульс интеллектуальному  развитию индивида (Перре-Клермон, 1991).

    1. Модель внушающей оценки.

Согласно этой модели, взрослые могут внушить ребенку веру или, напротив, недоверие к собственным  способностям, что оказывает существенное влияние на умственную эффективность. Наиболее часто эта модель применяется  для объяснения гендерных различий в способностях. Например, высказывается  мнение, что меньшая успешность девушек  в математических науках частично может  быть объяснена тем, что родители и учителя формируют у них  атрибуцию успеха за счет старательности и атрибуцию неудач за счет недостаточных  способностей (Yee, Eccles, 1988). На основе этой констатации разработан ряд методов, позволивших повысить эффективность  неуверенных в себе учеников (Wilson, Linville, 1982; Хеллер, Зиглер, 1999).

Информация о работе Адаптация зарубежной методики "нарциссический опросник личности"