Адаптация зарубежной методики "нарциссический опросник личности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы исследований взглядов зарубежных психологов на человеческие способности.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи:
Исследовать проблемы одаренности во взглядах зарубежных психологов;
Исследовать представления зарубежных психологов на память и мнемические способности;
Исследовать представления зарубежных психологов на организаторские способности;
Исследовать модели, описывающие влияние аспекта межличностного взаимодействия и предметно-информационного аспекта среды на способности в зарубежной психологии;
Адаптировать зарубежную методику «нарциссический опросник личности» на русскоязычной выборке.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ 7
1.1. Исследование проблемы одаренности в зарубежной психологии 7
1.2. Исследование памяти и мнемических способностей в зарубежной психологии 9
1.3. Исследование организаторских способностей в зарубежной психологии 12
ГЛАВА 2. СРЕДОВАЯ ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ СПОСОБНОСТЕЙ 17
2.1. Модели, описывающие влияние предметно-информационного аспекта среды на способности 17
2.2. Модели, описывающие влияние аспекта межличностного взаимодействия на способности 18
ГЛАВА 3. АДАПТАЦИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ МЕТОДИКИ «НАРЦИССИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК ЛИЧНОСТИ» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 512.95 Кб (Скачать файл)

Итак, шкалы методики «Нарциссический опросник личности» обладают высокими показателями по устойчивости, умеренными показателями по согласованности; все пункты обладают хорошей дискриминативностью и оптимальной трудностью.

В результате оценки валидности по половозрастной дифференциации было установлено, что мужчины отличаются высокими показателями по шкале лидерство, авторитетность. Подростки отличаются от взрослых выраженностью черты лидерство, авторитетность. Юноши по сравнению с подростками характеризуется большей выраженностью черты использование, притязание; по сравнению с взрослыми большей выраженностью черт самовосхищение, самолюбование; лидерство, авторитетность; использование, притязание.

Результаты кросскультурного исследования позволяют говорить о  том, что существуют межкультурные  различия в уровне выраженности характеристик личности нарциссического типа по параметрам самовосхищение, самолюбование, лидерство, авторитетность, использование, притязание. Эти характеристики более выражены у русских респондентов, Е.Т. Соколова отмечает, что именно «про русских говорят, что они с легкостью ставят перед собой завышенные цели и столь же быстро демотивируются, когда мечты хоть в какой-то степени не сбываются».30 Межкультурные различия между мужчинами русской и немецкой выборок в уровне выраженности характеристик личности нарциссического типа лидерство, авторитетность; использование, притязание. Эти качества более выражены у мужчин русской выборки. Такие характеристики как самовосхищение, самолюбование; лидерство, авторитетность; использование, притязание более выражены у женщин русской выборки.

Полученные при исследовании конструктной валидности (конвергентной  и факторной) данные в совокупности позволяют говорить о методике «Нарциссический опросник личности» как о валидном инструменте, который может использоваться в диагностических и исследовательских целях.

Выводы

  1. Адаптированный на разновозрастной русскоязычной выборке «Нарциссический опросник личности», ориентирован на выявление специфических нарциссических черт (самовосхищение, самолюбование; лидерство, авторитетность; использование, притязание; превосходство, надменность), которые не входят в структуру DSM АРА, но являются характеристиками (конкурентность и самоуверенность) личности нарциссического типа, функционирующей в пределе психической нормы. Адаптация методики «Нарциссический опросник личности» потребовала модификации исходного варианта, представленного J. Zimmermannom, при этом количество утверждений было сокращено с 40 до 37 без потери факторной структуры опросника.
  2. Ответы на пункты опросника являются эмпирически проверенными и метрически анализируемыми индикаторами выраженности нарциссических черт, которые указывают на элементы конкурентности и самоуверенности личности нарциссического типа: самовосхищение, самолюбование; лидерство, авторитетность; использование, притязание; превосходство, надменность.
  3. Опросник характеризуется точностью измерений, устойчивостью, а также удовлетворительной внутренней согласованностью по всем шкалам
  4. Опросник является валидным инструментарием. Он характеризуется удовлетворительной конструктной валидностью: могут быть обнаружены корреляции между шкалами методики «Нарциссический опросник личности» и шкалами, исследующими конструкты: нарциссические состояния, нарциссические черты личности. Факторная валидность опросника исследовалась с ориентацией на модель, предложенную R.A. Emmonsom. Согласно этой модели основными характеристиками личности нарциссического типа являются самовосхищение, самолюбование, стремление к лидерству, авторитетность; использование, притязание на обладание; превосходство, надменность.
  5. Для стандартизации опросника потребовалась дифференциация выборки, ввиду существующих различий выраженности характеристик личности нарциссического типа.
  6. Нарциссические проявления личности имеют как универсальный, так и культурно-специфический характер.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В зарубежной психологической  науке до сих пор представлены две противоположные точки зрения на природу одаренности и степень  ее распространенности в популяции. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя  заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению других исследователей, одаренность - весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей  от общей популяции.

Однако, в одном представители  различных направлений солидарны, в необходимости наиболее полного  осмысления самого понятия «одаренность», о принципиальной важности разработки методов выявления и развития одаренности и высокой ответственности  исследователя за свой прогноз.

Исследование памяти в  рамках психологии ведется от экспериментов  Г. Эббингауза (1885) до наших дней практически  во всех психологических школах и  направлениях. На сегодняшний день одной из наиболее известных моделей  памяти является модель, представленная  Р. Аткинсоном,  согласно которой  система памяти представлена тремя  «хранилищами и несколькими каналами циркуляции информации». Разработка идеи микроструктурного анализа, проводимая Дж. Сперлингом позволила раскрыть сущность сложных операционных структур сенсорной и кратковременной  оперативной памяти.

Проблема организаторских  способностей в зарубежной психологии в основном связана с управлением  и рассматривается как один из аспектов феномена лидерства. В изучении «лидерских способностей» в зарубежной психологии были выделены основные направления. К числу первых можно отнести  биологизаторское направление, характеризующее  лидерские способности ростом, весом, физической силой, конституционально-морфологическими и нервно-соматическими особенностями.

Исследование средовой детерминации способностей является перспективным  направлением современной психологии, актуальность которого определяется не только недостаточной методологической и методической проработкой проблемы, но и тенденцией гуманизации российской экономики - повышением роли интеллекта и знаний.

Осуществленная в работе классификация моделей не претендует на то, чтобы быть единственно возможной. Более того, следует признать, что  перечисленные модели не являются вполне рядоположными, поскольку не охватывают полностью всего причинно-следственного  ряда между средовым явлением и когнитивным  результатом. Перечисленные выше модели описывают общий путь влияния  социальной среды на способности. Однако, представляется, что полный причинно-следственный ряд должен включать следующие звенья. Во-первых, должны выделяться те свойства среды, которые оказывают воздействие. Во-вторых, необходимо указать способ воздействия соответствующего свойства на внутреннюю когнитивную структуру. В-третьих, требуется специфицировать  внутреннюю структуру, которая подвергается воздействию.

Наиболее адекватной из перечисленных  в начале раздела моделей, является модель внушающей оценки. Эта модель правильно предсказывает положительное  влияние действий взрослых по повышению  самооценки ребенка на его творческие способности.

Адаптированный на разновозрастной  русскоязычной выборке «Нарциссический  опросник личности», ориентирован на выявление  специфических нарциссических черт (самовосхищение, самолюбование; лидерство, авторитетность; использование, притязание; превосходство, надменность), которые  не входят в структуру DSM АРА, но являются характеристиками (конкурентность и  самоуверенность) личности нарциссического  типа, функционирующей в пределе  психической нормы. Адаптация методики «Нарциссический опросник личности»  потребовала модификации исходного  варианта, представленного J. Zimmermannom, при  этом количество утверждений было сокращено с 40 до 37 без потери факторной структуры опросника.

Ответы на пункты опросника  являются эмпирически проверенными и метрически анализируемыми индикаторами выраженности нарциссических черт, которые  указывают на элементы конкурентности и самоуверенности личности нарциссического  типа: самовосхищение, самолюбование; лидерство, авторитетность; использование, притязание; превосходство, надменность.

Опросник характеризуется  точностью измерений, устойчивостью, а также удовлетворительной внутренней согласованностью по всем шкалам

Опросник является валидным инструментарием. Он характеризуется  удовлетворительной конструктной валидностью: могут быть обнаружены корреляции между  шкалами методики «Нарциссический  опросник личности» и шкалами, исследующими конструкты: нарциссические состояния, нарциссические черты личности.

Факторная валидность опросника  исследовалась с ориентацией  на модель, предложенную R.A. Emmonsom. Согласно этой модели основными характеристиками личности нарциссического типа являются самовосхищение, самолюбование, стремление к лидерству, авторитетность; использование, притязание на обладание; превосходство, надменность.

Для стандартизации опросника  потребовалась дифференциация выборки, ввиду существующих различий выраженности характеристик личности нарциссического  типа.

Нарциссические проявления личности имеют как универсальный, так и культурно-специфический  характер.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб.: Питер, 2001.;
  2. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон. – М.: Прогресс, 1980.
  3. Волобуева, Н.Л. Нарциссическая личностная ориентация взрослых // Аспирантский сборник НГПУ-2001: по материалам научных исследований аспирантов, соискателей, докторантов. – Новосибирск: НГПУ, 2001.
  4. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб.: Питер, 2003.;
  5. Гальтон Ф. Наследственность таланта: ее законы и последсвия. – М.: Наука, 2005.
  6. Клайн, П. Справочное руководство по конструированию тестов. – Киев: ПАН Лтд, 1994.
  7. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. – М.: ЛОГОС, 2006.
  8. Лозинский Е. Воспитание вождей // Педагогический сборник. – СПб., 1912.
  9. Митина, О.В. Факторный анализ для психологов / О.В. Митина, И.Б. Михайловская. – М.: учебно-методический коллектор «Психология», 2001.
  10. Розанова В.А. Психология управления. – М., 2010.
  11. Соколова, Е.Т. Нарциссизм как клинический и социокультурный феномен // Психологический журнал. – 2009. – № 1.
  12. Хотчкис, С. Адская паутина: Как выжить в мире нарциссизма. – М.: Класс, 2010.
  13. Шамшикова, О.А. К вопросу о верификации концепта «нарциссизм» (стандартизация зарубежной методики «Narzissmusinventar» F.W.Deneke, B.Hilgenstock, R.Müller) / О.А. Шамшикова, Н.М. Клепикова // Психологическая диагностика. – 2006. – № 1.
  14. Шамшикова, О.А. Опросник «Нарциссические черты личности» личности / О.А. Шамшикова, Н.М. Клепикова // Психологический журнал – 2010. – № 2.
  15. Akhtar, S. Overview: Narcissistic personality disorder / S. Akhtar, J.A. Thompson // Psychiatry. – 1982. – № 139.
  16. Ames, D.R. The NPI-16 as a short measure of narcissism / D.R. Ames, P. Rose, C. P. Anderson // Journal of Research in Personality. – 2006. – № 40.
  17. Die Messung von Narzissmas als Personlichkeitskonstrukt: Psychometrische Eigenschaften einer Lang und einer Kurzform des Deutschen NPI (Narcissistic Personality Inventory) / A. Schutz, M. Bernd, I. Sellin– Chemnitz, 2004.
  18. DSM-IV: Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 4th Edition /American Psychiatric Association. – Washington, DC: American Psychiatric Press, 1994.
  19. Emmons, R.A. Factor analysis and construct validity of the NPI // Journal of Personality Assessment. – 1984. – № 48.
  20. Foster, J.D. Individual di Verences in narcissism: Inxated selfviews across the lifespan and around the world / J.D. Foster, W.K. Campbell, J.M. Twenge // Journal of Research in Personality. – 2003. – № 37.
  21. Kubarych, T.S. The Narcissistic Personality Inventory: Factor structure in a nonclinical sample / T.S. Kubarych, I.J. Deary, E.J. Austin // Personality and Individual Differences. – 2004. – № 36.
  22. Pincus, A.L. Initial construction and validation of the Pathological Narcissism Inventory / A.L. Pincus, E.B. Ansell, C.A. Pimentel, N.M. Cain, A.G.C. Wright, K.N. Levy // Psychological Assessment. – 2009. – № 21.;
  23. Raskin, R. A Principal component analysis of the Narcissistic Personality Inventory and further evidence of its construct validity / R. Raskin, H. Terry // Journal of Personality and Social Psychology. – 1988.
  24. Triller, C. Faktorenstruktur des NPI-R (revidierte deutsche Fassung des Narcissistic Personality Inventory, Raskin&Hall) Eine Studie zur Konstruktvaliditat. – Aachen., 2003.
  25. Zimmermann, J. Metrische Erfassung der Personlichkeitsdimension «Narzi.mus» bei Normalpersonen, Patienten mit narzisstischen Personlichkeitsstorungen und anderen Personlichkeitsstorungen, unveroffentlichtes / J. Zimmermann. – RWTH: Aachen, 1994.

 

Приложение 1

Факторные нагрузки и коэффициент избирательности  пунктов русскоязычной версии методики «Нарциссический опросник личности»

 

Приложение 2

Корреляционная  связь между показателями по шкалам русскоязычной версии методики «Нарциссический опросник личности» и опросников, привлеченных для оценки конструктной валидности

Шкалы адаптируемой методики

Шкалы методик, привлеченных для оценки конструктной валндностн

г-Спирмена

Самовосхищение. самолюбование

Бессильное Я (Диагностика нарциссизма)

0.227**

Базовый потенциал надежды (Диагностика нарциссизма)

-0.304**

Ничтожное Я (Диагностика нарциссизма)

0.150**

Негативное отношение  к телу (Диагностика нарциссизма)

0.151**

Стремление к идеальному self-объекту (Диагностика нарциссизма)

-0.164**

Идеал самоудовлетворения (Диагностика нарциссизма)

0.150**

Идеалы ценностей Диагностика нарциссизма)

-0.232**

Симбиотическая самозащита (Диагностика нарциссизма)

-0.206**

Сверхзанятость чувств от зависти (Нарциссические черты личности)

0.116**

Лидерство, авторитетность

Бессильное Я (Диагностика нарциссизма)

0.171**

Базовый потенциал надежды (Диагностика нарциссизма)

-0.324**

Стремление к идеальному self-объекту (Диагностика нарциссизма)

-0.158**

Идеалы ценностей (Диагностика нарциссизма)

-0.241**

Симбиотическая самозащита (Диагностика нарциссизма)

-0.252**

<span class



Информация о работе Адаптация зарубежной методики "нарциссический опросник личности"