Агрессия и агрессивное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:35, контрольная работа

Описание работы

Леонард Берковиц (2001) даёт определение агрессии как формы поведения, нацеленной на причинение физического или психического ущерба кому-то. Альберт Налчаджян (2007) считает, что агрессивные действия могут быть направлены не только на человека, но и на животных и предметы (вандализм), и даёт своё определение агрессии как поведения, направленного на другие объекты с целью причинения вреда.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 48.86 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

« Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Социальный  институт

 

 

Кафедра социальной педагогики и психологии

 

Контрольная работа по дисциплине

«Социальная психология»

Тема: «Агрессия  и агрессивное поведение»

Вариант 11

 

Выполнил  студент гр.ЗСП до 216с

Алексеева Е.Н.

 

Проверил  кандидат философских наук

доцент  кафедры СПиП

Борщёва Н.М

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

Тема: «Агрессия и агрессивное поведение»

Проблема агрессии является одной  из серьёзнейших проблем человечества (ревность, преступность, насилие, войны, геноцид). Различными авторами предложено множество определений агрессии (А. Басе, 1961; Л. Бендер, X. Дельгадо, 1963; Ф. Аллан, 1964), также разводятся понятия «агрессии» как формы поведения и «агрессивности» как психического свойства личности. Термином «агрессивность» обозначают ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению.

Леонард Берковиц (2001) даёт определение агрессии как формы поведения, нацеленной на причинение физического или психического ущерба кому-то. Альберт Налчаджян (2007) считает, что агрессивные действия могут быть направлены не только на человека, но и на животных и предметы (вандализм), и даёт своё определение агрессии как поведения, направленного на другие объекты с целью причинения вреда.

Целью агрессии может быть:

- принуждение;

- усиление власти и доминирование;

- управление впечатлением;

- заработок;

- аффективная разрядка, разрешение  внутреннего конфликта;

- месть за перенесенное страдание;

- причинение боли жертве, получение  удовольствия от ее страданий.

В качестве позитивной цели можно  рассматривать защиту собственной  жизни, псевдоагрессию (фехтование, борьба), конкуренцию. Агрессия может быть конструктивной, когда отсутствует злой умысел нанести кому-либо вред. В таком случае агрессивное поведение сводится к оборонительным или непреднамеренным действиям, или к агрессии, как самоутверждению. При неконструктивных агрессивных действиях – умысел нанести кому-либо вред, является основой выбора агрессивного поведения, как способа взаимодействия. Агрессия может быть направлена не только во вне, но и на собственную личность, что проявляется, как правило, суицидальным поведением или самоповреждением, например, когда подростки наносят разрезы на предплечья.

По форме агрессию подразделяют на:

- физическую (избиение, ранение, изнасилование);

- вербальную (оскорбление, клевета, угроза);

- прямую;

- косвенную (сплетни, злобные шутки);

- инструментальную (действия киллера);

- эмоциональную (аффективную).

Кроме того, агрессия может быть сознательно  контролируемой и импульсивной, направленной на внешние объекты или на себя. И.А. Фурманов (2004) в соответствии со способом выражения выделяет произвольный и непроизвольный виды агрессии. Произвольная агрессия возникает из желания, намерения  воспрепятствовать, повредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Непроизвольная агрессия представляет собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или  ярости, во время которого действие неподконтрольно субъекту.

Агрессия – это модель поведения, т.е. поведение (физическое или словесное), которое направлено на причинение вреда  кому-либо. Как правило, агрессивное  поведение – это негативная реакция  на созданную другими, ситуацию фрустрации, когда возникают препятствия  на пути к цели или ущемляются интересы. При этом не имеет значение, была эта ситуация создана специально (с враждебным намерением) или нет.

Агрессивное поведение может быть прямым, когда человек не скрывает свою агрессию от окружающих. Проявляется  это различными способами, начиная  от высказывания угроз в сторону  собеседника и заканчивая непосредственными  агрессивными действиями. Также агрессивное  поведение может быть косвенным, когда агрессия скрывается под неприязнью, ехидством или иронией. Косвенной  агрессией человек давит на «жертву».

Итак, к агрессивным действиям  относятся:

• Физическая агрессия (нападение)

• Косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости – топанье ногами)

• Склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем поводе)

• Негативизм (манера поведения, когда человек становится в оппозицию, от пассивного сопротивления до активной борьбы)

• Обида (зависть и ненависть к окружающим за их действия – реальные или вымышленные)

• Подозрительность (от недоверия и осторожности до убеждения, что все люди вокруг приносят вред)

• Вербальная агрессия (выражение негативных чувств через словесные формы – крик.

Агрессивная личность (по Л. Берковицу) подразделяется на два типа: эмоционально-реактивный и инструментальный (хулиганы и психопаты).

Агрессивное поведение конкретной личности может дифференцироваться:

1. По степени личностной вовлечённости:

- ситуативные агрессивные реакции  (краткосрочная реакция);

- агрессивное состояние (на фоне  стресса, возрастного кризиса,  дезадаптации);

- устойчивое агрессивное поведение  личности.

2. По степени активности:

- пассивное агрессивное поведение  (бездействие или отказ);

- активное агрессивное поведение  (разрушение, насилие).

3. По эффективности:

- конструктивное агрессивное поведение  (способствующее адаптации, успеху  и совладанию со стрессовыми ситуациями);

- деструктивное агрессивное поведение  (наносящее ущерб самой личности  или окружающим).

4. По выраженности психопатологической  составляющей:

- нормальное агрессивное поведение;

- агрессивное поведение в рамках  патологических реакций;

- агрессивное поведение в рамках  поведенческих расстройств (зависимое  поведение);

- агрессивное поведение в рамках  личностных расстройств (нарциссическое  или пограничное расстройство  личности);

- агрессивное поведение в рамках  психических заболеваний и психопатологических  синдромов (психоорганический, дементный, параноидальный и др.).

В структуре агрессивного поведения  выделяют несколько взаимосвязанных  уровней:

- поведенческий (агрессивные жесты, высказывания, действия);

- аффективный (негативные эмоциональные  состояния и чувства - гнев, злость, ярость);

- когнитивный (неадекватные представления, негативные ожидания и установки);

- мотивационный (сознательные цели или бессознательные агрессивные стремления;

Агрессия - это явление не только индивидуальное, но и групповое. В  случае импульсивной агрессии необходимо, чтобы все члены группы или  часть её были фрустрированы, переживали интенсивный стресс или другие неприятные состояния. При инструментальной агрессии члены группы должны иметь одинаковую цель. В агрессивных группах можно отметить такие процессы, как идентификация, подражание, внушение, сплочённость, ослабленное чувство индивидуальной ответственности, склонность приписывать вину другому, конформизм членов групп.

Религиозные секты также могут  носить различный уровень агрессивности. Одним из проявлений агрессивности  является охота за «заблудшими душами»  и насильственное обращение их в  веру, совершение обрядов жертвоприношения. Сектантство является одной из причин внутриэтнических конфликтов.

В норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию, также  выступает источником активности индивида, его творческого потенциала и  стремления к достижениям. Личность может и должна уметь распознавать различные проявления агрессии, сублимировать  её в различных формах деятельности - бизнесе, учёбе, спорте, лидерстве, творчестве и т.д.Агрессивное поведение — это наиболее распространенный способ реагирования на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничения или запреты. В обществе такое поведение называют неадекватным, его цель — устранение препятствия.

Агрессия может быть направлена на того, кто мешает достижению цели, на окружающие предметы, на тех, кто  не виноват, но просто «подвернулся под  руку» или на самого себя, так  называемая аутоагрессия. Можно говорить о намеренной или случайной агрессии, инструментальной (для достижения некоторой цели) или враждебной (чтобы причинить кому-то боль).

«Психология, как никакая другая наука, богата теоретическими разработками в области изучения причин и форм проявления агрессивности, все разнообразие которых можно привести к следующим 4 категориям:

Теория фрустрации- агрессии. Автор - Джордж Доллард считал, что агрессия - всегда следствие фрустрации, а фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Данная схема базируется на четырех понятиях:

Агрессия - акт, целью которого является нанесение вреда.

Фрустрация возникает тогда, когда  появляется «помеха» осуществлению  реакции.

Торможение - тенденция ограничить или свернуть действие из-за ожидаемых  отрицательных действий

Замещение - стремление участвовать  в агрессивных действиях, направленных против какого-либо другого лица, а  не истинного источника фрустрации.

Существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют  причины и механизмы агрессивного поведения человека. Одни из них  связывают агрессию с инстинктивными влечениями (З.Фрейд, К.Лоренц),

Психоаналитический подход

Зигмунд Фрейд считал, что агрессивность  как бы встроена в организм и является базой человеческого поведения  наряду с сексуальностью. Эрих Фромм рассматривал 2 совершенно разных вида агрессии и предложил модель структуры агрессии:

1.Доброкачественная (биологически  адаптивна, способствует поддержанию  жизни, представляет собой угрозу, реакцию, появляется в момент  опасности)

2.Злокачественная (не является биологически адаптивной, не связана с сохранением жизни, не сопряжена с защитой витальных интересов).

Основной недостаток психоаналитической теории состоит в том, что она  не объясняет, а только постулирует  врожденность агрессии и агрессивных  поведенческих проявлений».(13,11)

Также агрессивное поведение трактуется как реакция на фрустрацию. (Дж. Доллард, Л. Берковитц), Этологическая теория.Приверженцы данной теории видели агрессивность как основополагающий потенциал всех живых организмов. В подходящих условиях потенциальная агрессивность быстро переходит в действие.

В третьих агрессия рассматривается как результат социального научения (А.Бандура). Теория социального учения. Теория Альберта Бандуры. Здесь агрессия - поведение, усвоенное в процессе социализации личности через наблюдение соответствующего способа действий и социализация подкрепления.

Теория утверждает, что человек  в процессе жизни постоянно научается  агрессивным действиям: чем чаще он их использует, тем совершенней  становятся эти действия.

Другим важным элементом данной теории является социальное подкрепление. Под подкреплением понимается действие, вызванное усиление данной реакции. Различают 2 формы:

-положительное подкрепление (любой  стимул, который следуя за реакцией, вызывает ее усиление)

-отрицательное подкрепление (любой  стимул, устранение которого способствует  усиление реакций).

Наблюдаемая постоянно агрессия со временем приводит к развитию у человека агрессивности как личностной черты, а наблюдение и закрепление неагрессивного поведение формирует низкую степень  агрессивности. Роль социального научения, как одного из факторов становления агрессивного поведения, сегодня подвергается сомнению.

Главный источник живых примеров агрессивного повеления для большинства детей  является семья. Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых  выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами  семьи. Подобные тенденции психологами  описаны как "цикл насилия", Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" их родители по отношению друг к другу. Дети, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожи тенденции наблюдаются и внутри самой личности ( принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности. А.А. Реан в относительно недавних исследованиях выявил высокий уровень агрессии в группе внешних вполне благополучных старшеклассников. 53 % участников эксперимента дали высокие показатели по параметру спонтанная агрессия, а достоверно низкие - только 9%. Спонтанная агрессия - это подсознательная радость, которую испытывает личность наблюдая трудности у других. Такому человеку доставляет удовольствие демонстрировать окружающим их ошибки. Это спонтанно возникающее, немотивированное желание испортить кому-то настроение, разозлить досадить, поставить в тупик своим вопросом или ответом. По параметре реактивная агрессия высокие показатели имели чуть менее половины испытуемых, а низкие только 4%. Реактивная агрессия проявляется в недоверчивости к людям; обид они просто гак, как правило, не прощают и долго их помнят. Очевидна конфликтность личности, агрессивность в отстаивания своих интересов, высок показатель раздражительности как эмоциональной неустойчивости, быстрая потеря самообладания, неадекватно резкую реакцию вызывают даже мелочи. Целесообразно различать типы ординарной и парадоксальной социализации агрессии. Ординарная социализация агрессии - это непосредственное усвоение навыков агрессивного поведения и развитие агрессивной готовности личности либо в результате деятельного опыта, либо как следствие наблюдения агрессии. При парадоксальной социализации агрессии изменения личности происходит независимо от вышеупомянутых факторов. Агрессивность как устойчивая личностная характеристика формируется вследствие значительного опыта подавления возможностей самореализации. Подавление осуществляется вне агрессивного контекста, напротив, блокирование актуальных личностных потребностей чаще всего связано с излишней заботой о личности, в рамках воспитательной стратегии, описываемой как "гипер-опека". Парадоксальную социализацию агрессии можно рассматривать как агрессивный след социального опыта, лишающего личность самостоятельности. Подтверждением этого подхода являются полученные данные о прямой связи таких личностных качеств, как "застенчивость" и "спонтанная агрессивность".

Информация о работе Агрессия и агрессивное поведение