Агрессия и агрессивное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:35, контрольная работа

Описание работы

Леонард Берковиц (2001) даёт определение агрессии как формы поведения, нацеленной на причинение физического или психического ущерба кому-то. Альберт Налчаджян (2007) считает, что агрессивные действия могут быть направлены не только на человека, но и на животных и предметы (вандализм), и даёт своё определение агрессии как поведения, направленного на другие объекты с целью причинения вреда.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 48.86 Кб (Скачать файл)

способствующего росту агрессивности.

2. Органические поражения головного  мозга - травмы, арахноидиты, менингиты  и т. п.

3. Отношение взрослых - школы и,  главное, родителей.

Развитию подростковой агрессии родители способствуют двумя основными способами.

А. Эмоциональное отвержение.

Отцы чаще отвергают своих детей, особенно сыновей. Эти папаши страдают повышенной тревожностью, неуверенностью в себе и большими переживаниями  по поводу своей маскулинности и сексуальных возможностей. Матери провоцируют развитие агрессивности подростков реже. Обычно это происходит, когда они либо считают, что дети выросли и должны решать свои проблемы самостоятельно, либо когда "переживают вторую молодость" и занимаются устройством своих личных дел.

Б. Ужесточение контроля.

Родители (чаще мамы и бабушки), напуганные сообщениями о росте подростковой преступности, наркомании, разврате и  пр., стремятся контролировать каждый шаг своего ребенка. Особенно достается  при этом девочкам. Нормальные юноши  и девушки, которым не дают превратиться в самостоятельную личность, превращаются в бунтарей. А поскольку ума  и опыта для конструктивного  бунта недостаточно, то молодые люди совершают асоциальные или вообще абсурдные поступки, алкоголизируются, наркотизируются и вообще творят именно то, чего так боятся заботливые мамы и бабушки. Кстати, интересно, что наказывают агрессивных подростков чаще матери, чем отцы.

Конфликтуя с родителями, молодежь обычно переносит свою агрессивность  на лиц, архетипически им соответствующих, - учителей, врачей, психологов и других специалистов. Это важно учитывать  всем профессионалам, к которым родители приводят своих детей, не имея уже  возможности с ними справиться. Некоторые  особо впечатлительные юноши  и девушки распространяют этот перенос  и на своих сверстников, поведение  которых, по их мнению, сходно с поведением взрослых. А поскольку со временем все их сверстники взрослеют, то они  сужают круг общения до более молодых  ребят (тем более что проявлять  свою агрессию среди них более  безопасно).

Какие же дети вырастают агрессивными наиболее часто?

Мальчики:А. "Кумиры семьи", выросшие без отцов в сплошном женском окружении (мамы, бабушки, тетушки, кузины и пр.). Примером может служить М. Ю. Лермонтов, который воспитывался бабушкой и ее окружением, большая часть которого была представлена женским полом. Мальчик вырос великим поэтом, но при этом довольно возбудимым, упрямым и неуступчивым человеком, склонным к конфликтам. Во время одного из них он в запальчивости оскорбительно высказался о сестре Мартынова, что и спровоцировало роковую дуэль.

Б. Выросшие в семьях с жестким авторитарным отцом и мягкой, уступчивой, непоследовательной матерью. Используя механизм идентификации с отцом, подросток будет противостоять всем, в том числе и самому отцу. И если тот мальчишку не сломает, то он вырастет таким же жестким и авторитарным.

В качестве примера можно привести одного из вождей Октябрьского переворота, а позже и большевистского  государства, известного под псевдонимом  Сталина. Он рос в бедной семье, отец-алкоголик  его постоянно бил и унижал. Поэтому сталинская агрессивность  была завуалированной и изощренной. Более открытой она стала только после его окончательного утверждения  во власти с середины тридцатых годов, а особенно усилилась в последние  годы его жизни, когда стал развиваться  склероз, и появились психические  нарушения в виде бреда преследования.

Девочки: А. В семье с жесткой авторитарной матерью при мягком, уступчивом отце. Срабатывает механизм идентификации с матерью. Такой тип формирования хорошо отражен в целом ряде сказок Яркие примеры - сестры главных героинь в "Золушке" и "Морозко". Родные матери девочек - женщины властные, самолюбивые, напористые до грубости. Мамаши находились в повторном браке за слабыми, вялыми, спокойными и уступчивыми мужчинами. Наблюдая за поведением матерей, девочки тоже приобрели черты агрессивности, грубости, конфликтности, правда, к этому еще выросли лентяйками, неряхами и неумехами.

Б. Предоставленные сами себе и  самостоятельно пробивающиеся в  жизни, в этих случаях агрессивность  служит механизмом выживания и обычно носит инструментальный характер. Классический пример - Пеппи-Длиный Чулок (вообще-то, Астрид Линдгрен называла свою героиню Пиппи, но у нас при переводе сочли это имя неблагозвучным и слегка подправили). Матери у нее не было, примером мог служить лишь шебутной, безбашенный и напористый папа Эфраим, который ею интересовался мало и девочке пришлось приспосабливаться к окружающему миру самой, используя отцовский пример и вырабатывая в себе активность и агрессивность.

Различия в проявлении агрессивности мальчиков и девочек.Считается, что мальчики более склонны к проявлениям агрессии, однако это не совсем так, просто агрессия у девушек выглядит несколько иначе. Как отмечает большинство ученых, сейчас разница в агрессивном поведении между девушками и юношами уменьшается.

Мальчиковая агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема и контролировать ее ребята начинают позже, чем девушки. Кроме того, до сих пор сохраняется стереотипный взгляд общества на то, что девочкам не пристало проявлять свою агрессивность, и поэтому их гораздо раньше начинают учить сдерживать ее. Например, мальчику в ответ на жалобу о том, что его обидели, побили, говорят "пойди и дай сдачи", девочке же такой совет дается гораздо реже: обычно ей рекомендуют не связываться и отойти в сторону.

Еще одно отличие. Девочки более  сензитивны и впечатлительны, грубое проявление агрессии обычно им претит. Поэтому они весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной, а некоторые искусницы сызмальства приучаются камуфлировать агрессивность иронией и сарказмом. Это выглядит мягче, зато бьет больнее.

Женский пол раньше обучается контролировать свою агрессивность, поэтому она  рано становится у них избирательной, бьющей точно в цель. Девочки четко  направляют свою агрессию в адрес  конкретного человека, причем точно  в его психологически уязвимое место. Девичья агрессивность нередко  завуалирована и внешне менее  эффектна, зато более эффективна. Мальчики контролируют свою агрессию плохо, она  носит у них более генерализованный характер и щедро выплескивается на всех окружающих без разбора.

Особенно заметна разница между  агрессивностью полов между десятью  и четырнадцатью годами, когда  девочки в своем психическом  и физическом развитии уходят дальше мальчиков. Обладая лучшим контролем, девочки довольно часто "подставляют" ребят.

Эпизод из школьной жизни. Девочка говорит соседу по парте какую-нибудь гадость, делает несколько росчерков в его тетрадке и тут же с невинным видом смотрит на учительницу, будто слушает ее очень внимательно. Та, естественно, видит только бурную ответную реакцию мальчишки и наказывает его, поскольку во время урока выяснять "кто первый начал" ей некогда.

Эти же отличия характерны для проявления девочками агрессии в группе. В  случаях групповых "разборок" девочки чаще бывают заводилами и  подстрекательницами, чем исполнительницами. Они предпочитают "завести" мальчишек, а затем на безопасном расстоянии смотреть, как они дерутся, да еще  и подзуживают старающихся дурачков.

Агрессивное поведение не всегда причиняет  вред другому человеку или предмету. Предприимчивость, активность, напористость, самооборона, упорство в своих желаниях и стремлениях имеют то же происхождение, что и непослушание, жестокость, упрямство. Постоянная необходимость  бороться, преодолевать препятствия  может развить дух инициативы или же породить замкнутость и  враждебность, может сделать ребенка  упорным либо безвольным. Для того чтобы поощрять развитие положительных  сторон агрессивности и препятствовать появлению отрицательных, необходимо понять природу и происхождение  агрессивного поведения.

Только личным примером, развивая у ребенка сочувствие, сопереживание, стремление помогать тем, кто слабее, противостоять волне агрессии, захлестывающей детей с экранов телевизоров, мониторов компьютеров и страниц  популярных газет и журналов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. М.: Прайм- Еврознак, 2002.-510 с.
  2. Бэрон Р. Агрессия: Учебное пособие для студентов и аспирантов психологического факультета, а также слушателей курсов психологических дисциплин на гуманитарных факультетах вузов РФ. СПб: Питер, 1997.- 330 с.
  3. Ениколопов С. Н. Агрессия- одна из форм защиты «Я»// Химия и жизнь - XXI век, № 10 (2006), с. 12-15.
  4. Журавлев Д. Подростковая агрессивность- психологическая закономерность или социальный феномен?// Народное образование, № 2(2003), с.185-192.
  5. Ковальчук А.В., Рукавишникова Н.Г., Журавлев Д.Н. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков. Ярославль: Ярославльский государственный педагогический университет, 2004.-116 с.
  6. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб: Питер, 2003.- 333 с.
  7. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П.. Большой психологический словарь. СПб: Прайм- Еврознак, 2003.-666 с.
  8. Налчаджян А.А. Агрессивность человека. СПб: Питер, 2007.- 734 с.
  9. Немов Р.С. Психология: учебник для высших учебных заведений непсихологического профиля. М.: Высшее образование, 2007.-154 с.
  10. Новейший психологический словарь. Ростов- на- Дону: Феникс, 2005.-639 с.
  11. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся //Вопросы психологии, № 3 (1994), с.61-68.
  12. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Воронеж: Институт практической психологии, 1996.- 96 с.
  13. Сенько Т.В. Истоки агрессивного поведения детей. Минск: издательство «Минск»,2002.-187 с.
  14. Смирнова Е. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание, № 4(2003), с. 62-67.
  15. Чепелева Л. М. Решение проблемы агрессивности подростков в школе педагогической поддержки. Краснодар: Просвещение - ЮГ, 2002.- 62 с.

 


Информация о работе Агрессия и агрессивное поведение