Аналитическая психология К.Г.Юнга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 05:51, реферат

Описание работы

Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или свойством), и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы.
Аналитическая психология Юнга помогает нам лучше понять поведение личности во взаимоотношении с окружающими, т.е. социальную сторону его поведения. Это вызывает особый интерес социологов, и несомненно, приносит пользу в практической деятельности руководителя - воспитателя трудового коллектива.

Содержание работы

Введение
1. Аналитическая психология К.Г.Юнга
1.1. Архетип коллективного бессознательного
1.2 Психологические типы личности
2. Другие психологические теории
2.1 Психоаналитическая теория личности З. Фрейда и трансакционный анализ Э. Берна
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

аналитическая психология.docx

— 77.11 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра истории и психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине: «Психология и педагогика»

на тему:

«Аналитическая психология К.Г.Юнга»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: ст.гр. СПС-41

Чиванова Н.Л.

Руководитель: Гаврилова Г.Л.

 

 

 

 

 

 

 

Йошкар-Ола

2013

Содержание

 

Введение

1. Аналитическая психология К.Г.Юнга

1.1. Архетип коллективного бессознательного

1.2 Психологические типы личности

2. Другие психологические теории

2.1 Психоаналитическая теория личности  З. Фрейда и трансакционный анализ Э. Берна

Заключение

Список используемой литературы

3

4

4

8

12

12

15

17

 


 

 

 

 

Введение

Психологическое познание столь же древне, как сам  человек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения  и свойствах характера своих  ближних.

В последнее  время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам  смысла человеческого существования. Руководители изучают, как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и «грамотно ссориться», преподаватели изучают, как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.

Наряду  с интересом к материальному  благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться, прежде всего, на том, что происходит с ними в настоящее время.

Когда психологи  обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или свойством), и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы.

Аналитическая психология Юнга помогает нам лучше  понять поведение личности во взаимоотношении  с окружающими, т.е. социальную сторону его поведения. Это вызывает особый интерес социологов, и несомненно, приносит пользу в практической деятельности руководителя - воспитателя трудового коллектива.

 

 

1. Аналитическая психология К.Г. Юнга

1.1 Архетип коллективного бессознательного

Как известно, глубинная психология есть общее  название для обозначения психологических  явлений, выдвигающих среди прочего  идею о независимости психики  от сознания и стремления обосновать фактическое существование этой независимой от сознания психики  и выявить ее содержание. Условно  глубинную психологию разделяют  на классическую и современную.

Классическая  глубинная психология представлена концепцией Зигмунда Фрейда.

Аналитическая психология – одно из направлений глубинной психологии и психотерапии, первоначально возникшее в рамках  психоаналитического движения, но впоследствии приобретшее статус самостоятельного существования.

Основатель  аналитической психологии – швейцарский  психотерапевт Карл Густав Юнг (1875–1961), разработавший методику ассоциативного эксперимента.

Аналитическая психология - одна из школ глубинной  психологии, базирующаяся на понятиях и открытиях человеческой психики, сделанных швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом.

В 1908 г. была организована Международная психоаналитическая ассоциация. Одним из наиболее активных ее деятелей становится К. Юнг (1875-1961) –  швейцарский психиатр, еще до сближения  с Фрейдом приобретший известность  изобретенным им тестом на ассоциацию слов. Тест требует от подвергаемого  испытанию лица возможно более быстрой  реакции на предъявляемое слово  любым другим словом. Заторможенность  этой реакции, непонимание слова-раздражителя или его механическое повторение (совместно с другими реакциями, в частности изменением пульса, электрического сопротивления кожи и т.д.) рассматривались  как «индикатор комплекса», т.е. как  указание на эмоционально окрашенные представления, сообщение о которых  является для испытуемого нежелательным. Юнг работал под руководством известного психиатра Е. Блейлера, а также под руководством Жане. Мысль о том, что ассоциации могут быть использованы для изучения скрытых тенденций личности, а не только памяти и мышления, носилась тогда в воздухе. Юнг пришел к ней независимо от Фрейда. Познакомившись же с теорией Фрейда, он стал применять ее в психиатрической клинике.

Через несколько  лет Юнг разошелся с Фрейдом, выдвинув собственную систему, названную  им «аналитической психологией». Одним  из ее центральных пунктов стало  «учение о коллективном бессознательном». Подобно инстинктам животных, у человека, согласно Юнгу, врожденными для различных рас являются архетипы, представляющие не индивидуальное, а коллективное бессознательное.

Архетипы  – априорные организаторы нашего опыта, невидимый ультрафиолетовый конец психического спектра. Они  обнаруживаются в сновидениях, фантазиях, галлюцинациях, психических расстройствах, а также в творениях культуры. В качестве объекта своих спекуляций Юнг выбрал историю алхимии, символы  которой, по его мнению, запечатлели  стремление к «индивидуации», выражающей потребность индивидуальной души синтезировать присущее ей коллективно-бессознательное начало с элементами собственного познания.

Характерный для всего психоаналитического  движения антиисторический подход не только к индивидуальному сознанию, но и к развитию культуры ярко выступил в юнговской концепции. Эволюция культурных ценностей выводилась Юнгом  из мифических вневременных свойств  человеческой души.

Если  юнговское учение об архетипах, коллективном бессознательном и т.д. не было принято  научной психологией, то разработанная  им типология характеров приобрела  популярность и поныне используется в исследованиях личности. Юнг  разделил человеческие типы на экстравертивный (обращенный вовне, увлеченный социальной активностью, чуждый самосозерцанию) и интравертивный (обращенный внутрь). Концепция Юнга ничем позитивно не обогатила понятие о мотивации, зато ликвидировала важное разграничение двух ее аспектов – энергетического и смыслового и провозгласила последний изначально, генетически заложенным в конструкции мозга.

Исследовательская карьера Юнга началась в клинике  для душевнобольных в Буфгхельцле, неподалеку от Цюриха, в то время Юнг находился под сильным влиянием Пьера Жане и Зигмунда Фрейда. Изучение в тот период шизофрении как раз привело Юнга к созданию иного, чем у Фрейда, более широкого взгляда на природу психической энергии. Фрейд полагал, что шизофрения наряду с другими психическими расстройствами развивалась из-за подавления сексуальности и перемещения эротического интереса с объектов внешнего мира во внутренний мир больного.

Юнг же считал, что контакт с внешним миром, поддерживаемый иными способами, помимо сексуального, а потерю контакта с  реальностью, характерную для шизофрении, нельзя связывать лишь с сексуальным  перемещением. Так что принципиальной линией размежевания З. Фрейда и К. Юнга является толкование “либидо”, или психической энергии.

Теория  либидо Юнга тесно связанна с такими понятиями, как прогрессия и регрессия, а так же законом противоположностей (Прогрессия - движение вперед, регрессия - возвращение в прежнее состояние, к более ранней стадии развития). Юнг определяет прогрессию как ежедневный успех процесса психологической  адаптации. Соответственно адаптация  осуществляется в два этапа:

1) получение  установки;

2) завершение  адаптации средствами установки.

В процессе регрессии несовместимые и отвергнутые  пережитки повседневной жизни, всякого  рода предосудительные животные проявления выходят на поверхность. Регрессия - вовсе не обязательный ретроградный шаг в жизни субъекта, а скорее необходимая фаза его дальнейшего  развития.

Юнг предложил  достаточно обширную и впечатляющую систему взглядов на природу человеческой психики. Его труды включают глубоко  разработанную теорию структуры  и динамики психическо-сознательного  и бессознательного, обстоятельную  теорию психических типов и, что  еще важнее, детальное описание универсальных  и психических образов, берущих  свое начало в глубинных пластах  бессознательной психики. Юнг называл  эти изначальные образы архетипами коллективного бессознательного.

Понятие архетипов коллективного бессознательного придает аналитической психологии дополнительное измерение по сравнению  с другими школами психологии и психотерапии, связывая ее учение со всей историей эволюции человеческой психики во всех ее культурных проявлениях. Аналитическую психологию следует  отличать от физиологической экспериментальной  психологии, стремящихся свести целостные  психические явления к их составным  элементам, равно как и от поведенческой  психологии, интерес которой сосредоточен на поведении субъекта как совокупности реакций организма на стимулы  внешней Среды.

Задача  аналитической психологии - раскрыть психический мир человека как  естественное целое явление, не ограничивается лишь терапией неврозов или изучением  его интеллекта или патологических особенностей. Вместе с тем, как неоднократно подчеркивал сам Юнг, аналитическая  психология есть практическая дисциплина в том смысле, что наряду с познанием  целостной природы психики она  оказывается и техникой психического развития, применимой к обычным людям, является вспомогательным средством  в области медицинской и педагогической, религиозной и культурной деятельности.

Юнг разработал свою психотерапевтическую теорию, метод  и технику. Центральным понятием его психотерапии является “индивидуация”. Оно используется Юнгом в несколько ином значении, нежели в средневековой теологии. Речь идет о движении от фрагментарности к целостности души, о переходе от “Я“, центра сознания, к “Самости” как центру всей психической системы. Такое движение начинается, как правило, во второй половине жизни.

В отличие  от классического психоанализа в  основу аналитической психологии К.Г. Юнга были положены следующие общие  теоретические представления:

- человека  следует рассматривать исходя  из его здоровья, а не из  патологии, что свойственно взглядам  З. Фрейда;

- учение  об интровертированных и экстравертированных типах личности покоится на предположении, что в картине мира присутствует внутреннее и внешнее начала, а между ними находится человек, обращенный то к одному, то к другому полюсу в зависимости от темперамента и склонностей;

- психическая  энергия рождается из взаимодействия  противоположностей, она не сводится  только и исключительно к сексуальной  и, следовательно, понятие либидо  является более широким по  своему содержанию, чем это принято  считать в психоанализе;

- чтобы разорвать заколдованный круг биологических явлений, связанных с сексуальностью, инцестом, необходимо признать наличие духа и заново пережить его;

- человек  естественным образом развивает  религиозную функцию и поэтому  с давних пор человеческая  психика пронизана религиозными  чувствами; 

- все  религии позитивны и в содержании  их учений наличествуют те  фигуры, с которыми приходится  сталкиваться в сновидениях и  фантазиях пациентов; 

- Я человека  страдает не только из-за своего  отделения от человечества, но  и от утраты духовности. 

Как заметил  К.Г. Юнг в своей работе «Фрейд и Юнг: разница во взглядах» (1929), именно на этих общих положениях основываются все многочисленные расхождения, имеющие  место между классическим психоанализом  и аналитической психологией.

Если  З. Фрейд апеллировал к бессознательному психическому, то К.Г. Юнг различал индивидуальное (личное) бессознательное, содержащее чувственные комплексы, и коллективное (сверхличное) бессознательное, представляющее собой глубинную часть психики, не являющуюся индивидуальным приобретением  человека, и обязанное своим существованием «исключительно унаследованию», проявляющемуся в форме архетипов, выступающих  в качестве «модели и образца  инстинктивного поведения».

Если  основатель психоанализа выделил в  структуре личности Оно, Я и Сверх-Я, то К.Г. Юнг вычленил в психике человека такие составляющие как Тень, Персона, Анима, Анимус, Божественный Ребенок, Дева (Кора), Старый Мудрец (Филемон), Самость и ряд других фигур.

Если  в классическом психоанализе определяющую роль в развитии личности играл отцовский  комплекс, то в аналитической психологии – комплекс матери, вбирающий в  себя образ Великой Матери.

Информация о работе Аналитическая психология К.Г.Юнга