Аналитическая психология К.Г.Юнга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 05:51, реферат

Описание работы

Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или свойством), и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы.
Аналитическая психология Юнга помогает нам лучше понять поведение личности во взаимоотношении с окружающими, т.е. социальную сторону его поведения. Это вызывает особый интерес социологов, и несомненно, приносит пользу в практической деятельности руководителя - воспитателя трудового коллектива.

Содержание работы

Введение
1. Аналитическая психология К.Г.Юнга
1.1. Архетип коллективного бессознательного
1.2 Психологические типы личности
2. Другие психологические теории
2.1 Психоаналитическая теория личности З. Фрейда и трансакционный анализ Э. Берна
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

аналитическая психология.docx

— 77.11 Кб (Скачать файл)

В идеале индивид должен полноценно владеть  всеми четырьмя функциями (в расширенном  виде восемью) с тем, чтобы давать соответствующий адекватный ответ  на любые жизненные запросы. К сожалению, в действительности что недостижимо, хотя и остается желанной целью, идеалом, определяя таким образом одну из главных задач аналитической психотерапии: привести к сознанию данное положение вещей и помочь в развитии подчиненных, угнетаемых, неразвитых функций с тем чтобы достичь психической целостности.

Применимо воинской Среды знание о психологических  типах личности определенно имеет  свое место и право на существование. И, по моему мнению, я не зря обратил ваше внимание на данную классификацию типов. К.Г. Юнг с наиболее возможной четкостью указал нам, какой из типов больше тяготит к тому или иному роду деятельности. На мой взгляд, офицер должен непременно руководствоваться данной информацией в определенных случаях. При распределении специальностей, а так же в такой ответственный момент, как назначение сержантского состава. Ведь, назначив младшего командира с необходимыми для этого психологическими качествами, офицер заранее облегчает себе работу по формированию должного воинского коллектива.

И непременно офицер должен избегать разъединенности  личности своих подчиненных, о которой  предупреждает К.Г.Юнг, в конечном итоге, которая может привести к серьезным психическим расстройствам такой личности.

 

 

2. Другие психологические теории

2.1 Психоаналитическая теория личности З. Фрейда и трансакционный анализ                    Э. Берна

Ни одно направление не приобрело столь  известности за пределами психологии, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей в странах Запада на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком.

Фрейд выступал против традиционной психологии с ее интроспективным анализом сознания. Основной проблемой психоанализа являлась проблема мотивации. Подобно тому, как образ и действие суть реалии, выполняющие жизненные функции в системе отношений индивида и мира, а не внутри замкнутого в самом себе рефлектирующего сознания, одной из главных психологических реалий является мотив.

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: “Оно“, “Я“, “Сверх-Я“. “Оно“ - это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. “Я“ - сознание, а “Сверх-Я“ представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. “Оно“ действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. “Я“ ориентируется на принцип реальности, а “Сверх-Я“ руководствуется идеальными представлениями - принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

“Оно“ является продуктом унаследованного  человеком от животных биологического опыта. “Я“ - это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. “Сверх-Я“ - это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятие им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования “Сверх-Я“ личности - это родители, учителя, воспитатели, другие люди с которыми данный человек вступил в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни.

В основе всех построений аналитической психологии лежит утверждение, что целостная  психика не может быть показана с  помощью одного лишь элемента, поскольку  в психике, помимо рационального  сознательного начала присутствуют еще и иррациональный бессознательный  аспект. Подтверждением тому являются многочисленные процессы и переживания в психологическом опыте других людей, не соответствующие нашему интеллектуальному ожиданию. Как правило, наше рациональное сознание тотчас же опровергает эти процессы и переживания.

Соответственно  конечной целью психологической  концепции Юнга оказывается постижение жизни в ее внешнем и внутреннем проявлении в психике человека как  особой целостной реальности. Лейтмотивом аналитико-психологического подхода можно считать постулат о том, что психическое расстройство характеризуется разъединенностью личности, тогда как психологическое здоровье есть проявление личностного единства.

При использовании  трансакционного анализа люди достигают как эмоционального, так и интеллектуального инсайта, но этот метод скорее сосредоточен на последнем. Этот процесс понимания, оптимистичен, при котором человек обычно заключает: ”Да, именно так это и происходит!” Согласно доктору Берну, его теория возникла, когда он наблюдал изменения в поведении, центром его внимания стали стимулы, такие, как: слова, жест, звук. Эти изменения включали выражение лица, интонация голоса, структура речи, телодвижения, мимика, поза и манеру держать себя. Это происходило так, словно внутри личности было несколько различных людей. Временами та или другая из этих внутренних личностей, по-видимому, управляла всей личностью пациента. Он заметил, что эти различные внутренние “Я“ по-разному взаимодействуют с другими людьми и что эти взаимодействия (трансакции) могут быть проанализированы. Доктор Берн понял, что некоторые трансакции имеют скрытые мотивы, и личность использует их как способ манипулирования другими в психологических играх и при вымогательствах. Он также обнаружил, что люди ведут себя предопределенным образом, поступая так, как будто они читают театральный сценарий. Эти наблюдения привели Берна к развитию его замечательной теории, названной трансакционным анализом, сокращенно ТА.

Трансакция - единица общения. Люди, находясь в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или иным путем покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Это называется трансакционным стимулом. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Это называется трансакционной реакцией.

Как правило, трансакции следуют друг за другом в определенной последовательности. Эта последовательность не является случайной, а планируется обществом, реальной ситуацией или личностными особенностями.

Главная цель, которую преследовал Э. Берн, заключается в том, чтобы изучить человека, анализировать характер своего общения, научить использовать слова, мысли, интонации, выражения применительно к целям коммуникации, помочь человеку в его умении анализировать свои слова и поступки, постоянно осмысливая их истинную суть и их восприятие собеседником.

ТА, основателем которой был Э. Берн, представляет собой систему групповой психотерапии, где взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения трех основных состояний “Я“. Э. Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. В соответствии со своим жизненным сценарием люди играют в различные игры, которыми заполнена в основном вся жизнь человечества.

Достоинство концепции Э. Берна заключается также и в том, что она ставит своей целью формирование искренней, честной, доброжелательной личности.

По Берну, структура личности также трехкомпонентна как и у Фрейда. Термином “Я“ (“Эго”) он обозначает личность. Каждое “Я“ может проявляться в каждый момент времени в одном из трех состояний, которые Э.Берн назвал: “Ребенок”, “Взрослый”, “Родитель”. “Ребенок” - это источник спонтанных, архаичных, неконтролируемых импульсов. “Родитель” - педант, “голова”, знающий, как надо себя вести и склонный к поучениям. “Взрослый” - своего рода счетная машина, взвешивающая баланс “хочу” и “надо”. В каждом человеке эти “трое” живут одновременно, хотя и проявляются в каждый момент поодиночке.

Связь с  фрейдовской триадой (“Я”, “Оно” и “Сверх-Я”) неоспорима. Главное различие заключается в том, что “Ребенок” в человеческой душе не сводился у Берна к бессознательным влечениям. Это не изначальная, биологическая по своей природе сила (как “Оно“ у Фрейда). Ребенок есть результат множества взаимодействий, начиная с раннего возраста, поэтому он сам уже в определенном смысле является социальным продуктом.

Изменялась  у Э. Берна (па сравнению с фрейдовской) и трактовка других компонентов структуры “Я“. Однако преемственность сохранялась, поэтому идеи Э. Берна можно безошибочно отнести к психоаналитической, фрейдовской традиции в психологии.

 

 

Заключение

Таким образом, аналитическая психология не только включает в себя методы лечения, используемые в классическом психоанализе и индивидуальной психологии, но и представляет собой  такое врачевание души, которое ставится на службу самовоспитания и самосовершенствования. Четвертая ступень аналитической психологии (преобразование) расширяет горизонт врачевания и ведет к тому, что существенное значение при психотерапии имеет «не диплом врача, а человеческие качества». Самовоспитание и совершенствование становятся неотъемлемыми составными частями психотерапии, которая ориентируется на внутренние тенденции развития самого человека, способные в процессе обоюдного преобразования вовлеченных в анализ пациента и врача привести к душевной целостности. Тем самым, как полагал К.Г. Юнг, аналитическая психология восполняет глубокий пробел, ранее свидетельствовавший о духовной ущербности западноевропейских культур по сравнению с восточными, и становится не чем иным, как своеобразной «йогой ХХ века».

Аналитическая терапевтическая практика К.Г. Юнга основывалась на следующих подходах, методах и техниках познания бессознательного и врачевании души: конструктивном (синтетическо - герменевтическом) подходе к психическим процессам, при котором анализ является не панацеей, а более или менее тщательным наведением порядка в психике пациента, предполагающим освобождение «от перегородки между сознанием и бессознательным» и прозрение относительно его потенциальных творческих возможностях; диалектическом подходе, заключающемся в сопоставлении взаимных данных, признании факта возможности различного толкования символических содержаний, понимании того, что любое психическое воздействие оказывается на деле взаимодействием двух систем психики; диалектическом методе установления таких взаимоотношений между врачом и пациентом, при которых индивидуальность больного требует к себе уважения не менее, чем индивидуальность аналитика, и терапевт перестает быть активно действующей стороной, а становится просто «соучастником индивидуального процесса развития»; техники «амплификации», расширяющей и углу-58 бляющей образы сновидений путем исторических параллелей из области мифологии, алхимии, религии; методе «активного воображения», являющегося эффективным способом выведения на поверхность содержимого бессознательного и активизации творческой фантазии, благодаря чему становится действенной трансцендентная функция, инициирующая процесс индивидуации, дающая человеку возможности добиться своего освобождения, способствующая обретению им единства, полноты, целостности и приводящая к установлению внутренней гармонии.

Основная  задача аналитика заключается, по мнению К.Г. Юнга, не в избавлении пациента от сиюминутных трудностей, а в  подготовке его к успешному противостоянию возможным затруднениям в будущем. Эффект, которого добивается аналитик, состоит в возникновении такого душевного состояния, в котором  пациент начинает экспериментировать, выражать себя посредством кисти, карандаша  или пера, оформлять свои фантазии в материальные образы реальности, осуществлять переход к психической зрелости и творческой независимости от своих комплексов и от врача.

Критическое переосмысление К.Г. Юнгом ряда психоаналитических идей и концепций З. Фрейда предопределило становление аналитической психологии. Введенные им новации в практику психотерапии (метод «активного воображения», сокращение частоты аналитических  сеансов с пяти до трех-двух и  даже одного раза в неделю, перерывы в лечении на два – два с  половиной месяца с тем, чтобы  пациенту было предоставлено обычное  окружение и др.) способствовали дальнейшему развитию ее. И хотя аналитическая психология приобрела  статус самостоятельного существования, а ее современные представители  стремятся отмежеваться от психоанализа как такового, тем не менее очевидно, что между ними существуют не только различия, но и сходства.

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

1. З. Фрейд “Психология бессознательного”. М., 1990г.

2. З. Фрейд “Психоанализ и русская мысль”. М., 1994г.

3. Ф. Виттельс “Фрейд (его личность, учение и школа)”. М., 1991г.

5. М.Джеймс, Д. Джонгвард “Рожденные выигрывать”. М., 1991г.

6. М.Г. Ярошевский “История психологии”. М., 1976г.

7. Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989г.

8. Р.С. Немов “Психология” 2 тома М., 1994г.

9. К.Г. Юнг “Аналитическая психология. Прошлое и настоящее”. М., 1995г.




Информация о работе Аналитическая психология К.Г.Юнга