Анализ проблемы культурной адаптации иммигрантов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 21:14, контрольная работа

Описание работы

Актуальность проблемы культурной дезадаптации мигрантов неоспорима. Чем больше приток иммигрантов в какую-либо страну, возникает тем более сильный страх её граждан за сохранность своей этнокультурной идентичности. Из дезадаптировавшихся добровольных иммигрантов именно первая группа может представлять такую опасность. Вследствие своей ригидности, такие люди не просто не принимают культуру той страны, на подданство которой они нацелены. Значительная часть людей может отказываться учить язык этой страны, пользоваться правами не только на сохранение своей культурной идентичности, но и на внедрение артефактов своей культуры на чужой территории. Ярким примером являются претензии мусульман на строительство мечетей в христианской Европе. Постепенное увеличение количества чуждых местной культуре артефактов ведёт к её трансформации и утрате её былой самобытности.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 57.63 Кб (Скачать файл)

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения

  Российской Федерации

(ГБОУ ВПО  СибГМУ Минздравсоцразвития)

 

Факультет поведенческой медицины и менеджмента

 

Кафедра общей и дифференциальной психологии

 

 

Зав. кафедрой ______________ д-р психол. наук Л.Ф. Алексеева

 

 

 

 

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОЙ

АДАПТАЦИИ ИММИГРАНТОВ

(курсовая работа)

 

 

Автор работы: студент 2 курса, 6201 гр., Медведев А.Ю.

____________________

 

Научный руководитель: канд. биол. наук, доцент кафедры ОДП

Хоч Н.С.

____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск – 2014 
СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Индустриализация общества, непосредственно вытекающая из интеллектуального развития человека и сделанных им впоследствии множества технологических открытий, привела к большому количеству разного рода проблем, которые имеют глобальный характер. Применение американцами ядерного оружия в Японии на исходе Второй мировой войны, загрязнение окружающей среды отходами промышленных производств, нехватка и неравномерное распределение ресурсов – эти и многие другие факторы побудили к зарождению идеи о создании единой мировой системы. Процесс формирования данной системы известен всем под термином «глобализация».

В первую очередь глобализация поспособствовала стиранию границ между государствами, которые на протяжении многих столетий втягивались в серьёзные конфликты. С тех пор, как вопрос глобализации был поставлен, межрасовая ненависть постепенно пошла на спад. Любые проявления дискриминации по расовому (и не только) признаку порицаются, а могут и преследоваться на законодательном уровне. Подобные меры вынуждают людей, принадлежащих к разным этническим общностям, поддерживать дружественные отношения.

Самым наглядным примером является туризм. Имея определённый запас денежных средств, благодаря развитию авиационной техники, сегодня можно за считанные часы добраться из точки А в расположенную на расстоянии тысячи километров точку Б. Единственными препятствиями на пути перелёта являются таможенный контроль, язык и визовый режим, индивидуальный для каждой страны. И то эти проблемы вполне решаемы с помощью мирных намерений, гида-переводчика и правильного набора документов (при этом некоторые страны можно посетить, имея лишь загранпаспорт). Каждый законопослушный гражданин, какого бы то ни было государства может беспрепятственно перебраться в другую страну, чтобы познакомиться с её культурой и традициями.

Туризм – это не единственная возможность, которую процесс глобализации открывает для народа. Человек использует достижения в области воздушного, водного и наземного транспорта не только для того, чтобы просто посмотреть мир и показать себя. Есть среди людей и те, кто рассчитывает получить подданство той страны, которую он расценивает как более развитую, благоустроенную и в большей степени позволяющую ему реализовывать свои потребности. Несмотря на то, что человек, как правило, принимает решение поменять своё место жительства на индивидуальном уровне, руководствуясь своими мотивами и потребностями, миграция обрела глобальный характер и помещается в разряд важнейших проблем современного мира.

Согласно отчёту Международной организации по миграции, число международных мигрантов в 2010 году составляло 214 миллионов человек, или 3,1% мирового населения. Если рост этого показателя продолжится с прежней скоростью, то к 2050 году количество международных мигрантов возрастёт приблизительно в два раза.

Согласно докладу Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, опубликованном 11 сентября 2013 года, численность мигрантов в мире составила 232 миллиона человек, или 3,2% населения Земли. Самыми крупными в мире миграционными коридорами стали Мексика – США с 13 млн мигрировавших с января по август 2013 года, Россия – Украина (3,5 млн), Украина – Россия (2,9 млн) и Казахстан – Россия (2,5 млн человек).

Среди международных мигрантов немалому количеству людей удаётся найти себя в другой стране, адаптироваться к её культуре, получить постоянное место жительство и гражданство и в дальнейшем благополучно функционировать в чужом социуме, как в своём. Но проблема миграции не называлась бы глобальной проблемой, если бы иммиграция сопровождалась успешной культурной адаптацией в каждом случае.

Не все иммигранты становятся полноценными гражданами той страны, которую они выбирают для постоянного места жительства. В случае вынужденной эмиграции это не удивляет, поскольку культурная адаптация здесь не является первостепенной целью. Однако, даже те люди, которые осознанно и на добровольных основаниях переезжают в другую страну, зачастую становятся дезадаптированными.

Те, кому не удаётся адаптироваться к новой среде, выбирают различные стратегии поведения. Гипотетически их можно объединить в следующие группы. Есть случаи, когда иммигранты сливаются с другими выходцами из их прежней культуры в так называемые диаспоры, где они имеют возможность говорить на своём родном языке и обучать данному языку и культуре своих детей. Таким образом, они становятся культурно обособленными от исконных граждан данной страны, но при этом наделяются равными правами и обязанностями.

Из числа дезадаптированных иммигрантов можно выделить более конформную их часть, которая проявляет внешнюю терпимость к новой культурной среде, но при этом склонна направлять негативные эмоции на себя, что может быть чревато эмоциональным выгоранием. Такие люди, несмотря ни на что, остаются в выбранной стране в надежде на успешную адаптацию.

К третьей группе можно отнести тех иммигрантов, которые вообще оставляют какие-либо попытки адаптироваться к культуре другой страны, возвращаются на родину и продолжают своё функционирование в доселе привычном социокультурном пространстве.

Оставшиеся представители совершают так называемую «повторную иммиграцию», то есть выбирают иную страну для постоянного проживания. Если процесс культурной адаптации опять же завершается неудачно, то они, как правило, выбирают одну из вышеприведённых линий поведения.

Актуальность проблемы культурной дезадаптации мигрантов неоспорима. Чем больше приток иммигрантов в какую-либо страну, возникает тем более сильный страх её граждан за сохранность своей этнокультурной идентичности. Из дезадаптировавшихся добровольных иммигрантов именно первая группа может представлять такую опасность. Вследствие своей ригидности, такие люди не просто не принимают культуру той страны, на подданство которой они нацелены. Значительная часть людей может отказываться учить язык этой страны, пользоваться правами не только на сохранение своей культурной идентичности, но и на внедрение артефактов своей культуры на чужой территории. Ярким примером являются претензии мусульман на строительство мечетей в христианской Европе. Постепенное увеличение количества чуждых местной культуре артефактов ведёт к её трансформации и утрате её былой самобытности. Усиленную выраженность эта проблема обретает в тех странах, которые лишь в силу недавних изменений приняли решение вести политику мультикультурализма (страны Европы), а не в тех странах, которые изначально являлись мультикультуральными (страны Нового света).

Формирование диаспор и их поведение в другом государстве порождает и иную проблему. Правящая элита осознаёт деструктивный характер взаимодействия дезадаптировавшихся иммигрантов на культуру страны вкупе с массой экономических проблем, которые порождает нелегальная иммиграция. Поэтому власти множества стран вынуждены ужесточать иммиграционную политику во избежание притока новых нелегальных и неспособных к адаптации иммигрантов. Под эти ограничения попадают и те люди, которые действительно не только желают, но и обладают способностью к успешной аккультурации.

Не менее актуальной является проблема эмиграции. Так называемая «утечка мозгов», как правило, неблагоприятна тем, что из страны убывают хорощие специалисты, которые принесли бы немало пользы на родине. А если эмигранты не адаптируются за границей, не могут стать полезными там и при этом не решаются вернуться назад, то их интеллектуальный потенциал остаётся нереализованным. Чем больше таких эмигрантов, тем сильнее выражен разрыв между реальными достижениями страны и тем, чего бы она смогла достигнуть усилиями убывших.

Наконец, вряд ли в мире существует страна с идеальной политикой в отношении национальных меньшинств. Несмотря на то, что дискриминация по национальному признаку если не карается, то порицается, расизм имеет место быть даже в странах-эталонах демократии, только преимущественно в латентной форме. Как показывает практика, работодатель с большей вероятностью возьмёт на работу своего согражданина, чем иммигранта с идентичными рекомендациями. Этот факт только отягощает процесс культурной адаптации, а порождаемый этим стереотип «вечного гастарбайтера» может спровоцировать снижение дальнейшего притока полезных для общества иммигрантов.

Тем не менее, миграционный процесс может иметь и положительное завершение. Успешная культурная адаптация имеет место быть, и она заметно способствует реализации интеллектуального потенциала личности иммигранта. Это объясняет тот факт, что многие страны заинтересованы в приёме высококвалифицированных иностранных специалистов и стараются создать благоприятные условия для адаптации новых канадцев, австралийцев, шведов и пр. Но даже этих мер бывает недостаточно.

Поскольку миграционная и социальная политика стран мира не может в полной мере содействовать аккультурации иммигрантов, можно предположить, что причина культурной адаптации/дезадаптации кроется в индивидуальных личностных особенностях самих иммигрантов. Но и здесь возникает ряд вопросов. Распространено мнение, что вероятность успешной адаптации к новой культуре тем меньше, чем менее чётко поставлена цель. Иными словами, причину стоит искать в ценностно-потребностной сфере личности как приобретённой её характеристике. С другой стороны, даже если человек знает, какой результат он хочет получить от эмиграции, это ещё не гарантирует стопроцентную адаптацию к новой для него среде. Не следует исключать и обратное явление, когда индивидуум может отправиться за рубеж с неопределённой целью, либо вынужденно, и при этом с меньшими затруднениями обосноваться на новом месте. Отсюда напрашивается вывод, что успешность культурной адаптации может быть детерминирована врождёнными особенностями личности (темпераментом). Можно ли утверждать, что уровень адаптации иммигрантов обусловлен одним из этих факторов? Или в данной проблеме задействованы оба фактора? Если это так, то является ли какой-то из них доминирующим? В любом случае, не следует отрицать того, что причины миграции могут быть неразрывно связаны с течением и результатом процесса культурной адаптации. Отсюда следует, что оба этих феномена желательно исследовать в одной работе, как связанные причинно-следственной связью явления.

Целью данного исследования является анализ проблемы культурной адаптации иммигрантов.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

– рассмотреть возможные причины миграции путём изучения различных теорий и подходов к её исследованию;

– изучить этапы, формы и способы культурной адаптации и ассимиляции;

– обозначить современные тенденции миграционных процессов в России и мире;

– сделать вывод о современном состоянии проблемы культурной адаптации иммигрантов.

Объект исследования: миграция и культурная адаптация.

Предмет исследования: природа миграции и этапы культурной адаптации иммигрантов в рамках различных подходов.

 

 

 

1. ТЕОРИИ И ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ  МИГРАЦИИ.

 

 

 

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ МИГРАЦИИ.

Термин «миграция» имеет латинское происхождение (лат. migratio – переселение) и означает перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния. Другое, более конкретное определение, данное учёным О.Д. Воробьёвой – это «любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учёбы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит – притягивающих или выталкивающих».

Люди, совершающие миграцию, называются мигрантами. Различаются внешние миграции (межконтинентальные, межгосударственные) и внутренние (внутри страны — между регионами, городами, сельской местностью и т. д.).

Лица, переселившиеся за пределы страны — эмигранты, переселившиеся в данную страну — иммигранты. Разница между численностью первых и вторых — миграционное сальдо, непосредственно влияющее на численность населения страны.

Миграция обеспечивает соединение территориально распределённых (по континентам, странам, регионам внутри стран) природных ресурсов и средств производства с рабочей силой, содействует удовлетворению потребностей населения в получении работы, жилья, средств к существованию, социально-профессиональной мобильности, изменении социального статуса, других характеристик жизненного положения населения и так далее.

Миграция обеспечивает соединение территориально распределённых (по континентам, странам, регионам внутри стран) природных ресурсов и средств производства с рабочей силой, содействует удовлетворению потребностей населения в получении работы, жилья, средств к существованию, социально-профессиональной мобильности, изменении социального статуса, других характеристик жизненного положения населения и так далее.

Информация о работе Анализ проблемы культурной адаптации иммигрантов