Анализ тревожных детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 19:44, реферат

Описание работы

Школьная тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающаяся в её источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определённые области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

Файлы: 1 файл

Влияние игры на уровень школьной тревожности младших школьников.doc

— 460.50 Кб (Скачать файл)

 



Введение

В отечественной психологии исследования по проблеме тревожности  достаточно редки и носят разрозненный и фрагментарный характер. Это  связанно с социальными причинами-условиями, не поощрявшими анализа явлений, отражающих восприятие человеком окружающей его действительности как угрожающей и нестабильной. В последние десятилетия интерес российских психологов к изучению тревожности, в том числе и школьной, существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживание эмоциональной напряженности, тревоги и тревожности. И в наше время, в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем и не фундаментально (школьная, экзаменационная, соревновательная) [6, с. 13].

В настоящее время  увеличилось число тревожных детей младшего школьного возраста, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Так, количество детей с устойчивой тревожностью (1 – 3 классы) в 1990 – 93 гг. составило от 72 до 75 %. Для сравнения в 1980 – 83 гг. таких детей было от 12 до 16 %, то есть, если в 80 – е гг. количество тревожных детей среди младших школьников было близко к возрастной норме, то сейчас оно почти в пять раз больше [1, с. 3].

Возникновение и закрепление  школьной тревожности связано с  неудовлетворением возрастных потребностей ребёнка. Устойчивым личностным образованием школьная тревожность становится  в подростковом возрасте. До этого  она является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление школьной тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется  нехваткой любви, теплых надёжных отношений  в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции.

Школьная тревожность  имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающаяся в её источниках, содержании, формах проявления компенсации  и защиты. Для каждого возрастного  периода существуют определённые области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социогенных потребностей.

В «возрастные пики тревожности» школьная тревожность выступает как неконструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребёнок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения школьной  тревожности, приведёт к созданию и своевременного проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению школьной тревожности и формированию адекватного поведения детей младшего школьного возраста.

Исследованию детской  школьной тревожности посвящены работы как российских, так и зарубежных авторов: А. Адлера, К. Хорни, Э. Фромма, Р.С. Немова, А.В. Петровского, Л.С. Славиной.

По определению Р.С. Немова «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии беспокойства испытывать страх и тревогу в специфически социальных ситуациях» [17, с. 263].

По определению А.В. Петровского: «школьная тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги в условиях учебно-воспитательного процесса; один из основных параметров  индивидуальных различий. Школьная тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжёлых соматических заболеваниях, а так же у здоровых детей, переживающих последствие психотравмы, у многих групп  лиц с отклоняющемся субъективным проявлением неблагополучия личности» [13, с. 476].

Ю.Л. Ханин отмечает, что  тревога как состояние - это реакция  на различные стрессоры, которая  характеризуется различной интенсивностью и изменчивостью, наличием осознаваемых переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства и сопровождается выраженной активизацией автономной нервной системы [8, с. 76].

Таким образом, мы можем  утверждать, что изучаемая нами проблема актуальна.

Проблема исследования: как игра влияет на уровень школьной тревожности учащихся третьего класса?

Объект исследования: процесс возникновения школьной тревожности учащихся третьего класса.

Предмет исследования: игра как метод коррекции школьной тревожности.

Цель исследования: выявить возможности игры в коррекции школьной тревожности учащихся третьего класса.

Задачи исследования:

    1. изучить теоретические основы возникновения школьной тревожности у младших школьников, определить ее причины;
    2. выявить у учащихся третьего класса МОУ «Городской психологический оздоровительно-образовательный центр» г. Омска уровень школьной тревожности;
    3. выявить влияние специально подобранных игр на уровень школьной тревожности младших школьников третьего класса.

Гипотеза: мы предположили, что если в работе по коррекции школьной тревожности у учащихся третьего класса использовать специально подобранные игры, то уровень тревожности младших школьников можно частично снизить.

Методы исследования:

    1. изучение и анализ литературы;
  1. беседа;
  1. наблюдение;
  2. тестирование;
  3. математическая обработка данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ                МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Понятие «школьная тревожность». Причины возникновения

Понятие «тревожность»  было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние [15, с.174].

В психологическом словаре «тревожность» это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают [14, с. 314].

Тревожность - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.

Различают тревожность  как эмоциональное состояние  и как устойчивую черту, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся  в склонности к частным и интенсивным переживаниям состояния тревоги [21, с. 45].

На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.

Основатель психоанализа З. Фрейд утверждал, что человек  имеет несколько врожденных влечений – инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. Он считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает нервозы  и тревожность [13, с. 278].

В индивидуальной психологии А. Адлер предлагает новый взгляд на тревожности и нервозы. По его мнению, в их основе лежат такие механизмы, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определённой позиции в группе людей, которую индивид в силу каких-либо индивидуальных особенностей или социальных условий не мог добиться. То есть отчётливо видно, что в основе нервоза лежат ситуации, в которых человек в силу тех или иных обстоятельств, в той или иной мере испытывает чувство тревоги [13, c. 278].

Иначе подходит к пониманию  тревожности Э. Фромм, считая, что  в эпоху средневекового общества с его способом производства и классовой структурой человек не был свободен. Но он не был изолирован и одинок, не чувствовал себя в такой опасности и не испытывал таких тревог, как при капитализме, потому что он не был «отчуждён» от вещей, от природы, от людей. Человек был соединен с миром привычными узами, которые Э.Фромм называет «естественными социальными связями», существующими в первобытном обществе.

С ростом капитализма  разрываются первичные узы, появляется свободный индивид, оторванный от природы, от людей, в результате чего он испытывает глубокое чувство неуверенности, бессилия, сомнения, одиночества и тревоги. Чтобы избавится от тревоги, порождённой «негативной свободой», человек стремится избавится от самой этой свободы, то есть бегство от самого себя, в стремлении забыться и этим подавить в себе состояние тревоги [13, c. 278].

Эти учёные пытаются показать различные механизмы избавления от тревоги.

Э. Фромм считает, что все эти механизмы, в том числе «бегство в себя», лишь прикрывает чувство тревоги, но полностью не избавляет индивида от неё. Наоборот, чувство изолированности усиливается, ибо утрата своего «Я» составляет самое болезненное состояние. Психические механизмы бегства от свободы являются иррациональными, по его мнению, они не являются реакцией на окружающие условия, поэтому не в состоянии устранить причины страдания и тревоги [9, с.187].

Авторы не делают различия между беспокойством и тревожностью. И то и другое появляется как ожидание неприятности, которая однажды вызывает у ребёнка страх. Тревога или  беспокойство – это ожидание того, что может вызвать страх. При помощи тревоги ребёнок может избежать страха.

В возникновении тревоги  большое значение отдаётся семейному  воспитанию, роли матери, взаимоотношении  ребёнка с матерью. Период детства является предопределяющим последующее развитие личности.

Проблема школьной тревожности  стала предметом специального исследования К. Хорни. В его теории главные источники тревоги и беспокойства личности коренятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений.

Отечественные психологи  отмечают, что тревожность – это  многозначный психологический термин, который описывают как определённое состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека [3, c. 175].

По определению С.С. Степанова «тревожность – это переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи» [20, с. 78].

Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

Термин «тревожность» используется также для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности испытывать это состояние. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги.

По мировой статистике, обычная  «норма тревожности» - 15% , в  России – 60 – 70% [5, с. 15].

По определению А.М. Прихожан, «тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [11, с. 7].

Вопрос о причинах тревожности является центральным  и исследованным в изучении этой проблемы. Ответ на него во многом зависит  от того, рассматривается ли она  как личностное образование или  как свойство темперамента. С ответом на этот вопрос связано представление о способах преодоления тревожности, хотя далеко не всегда определяется им полностью.

Одним из существенных вопросов, важных для понимания причин тревожности, является проблема локализации ее источника. В настоящее выделяются два типа источников тревожности: длительная внешняя стрессовая ситуация, возникшая в результате частого переживания состояний тревоги, с одной стороны, и внутренние психологические или психофизиологические – с другой. Вопрос о том, возникают ли под влиянием этих разных источников различные типы тревожности, или это одно и то же явление, анализ причин которого проведен на разном уровне или разведен во времени, достаточно сложен и до настоящего времени не имеет однозначного решения.

И.А. Мусина, придерживаясь представления о том, что разная локализация источников порождает разные типы тревожности предлагает ввести термины «внешняя» и «внутренняя», личностная тревожность, ссылаясь при этом на известное положение С.А. Рубинштейна о «действии внешнего через внутреннее» [2, с. 19].

Отечественные психологи одной из причин школьной тревожности у детей младшего школьного возраста считают неадекватно высокую самооценку,  которая складывается в результате неправильного воспитания, завышенных оценок взрослыми успехов ребёнка, захваливания, преувеличение его достижений, а не как проявление врождённого стремления к превосходству.

Высокая оценка окружающих и основанная на ней самооценка вполне устраивает младшего школьника. Столкновение же с трудностями и новыми требованиями обнаруживают его несостоятельность.

Информация о работе Анализ тревожных детей младшего школьного возраста