Анализ тревожных детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 19:44, реферат

Описание работы

Школьная тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающаяся в её источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определённые области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

Файлы: 1 файл

Влияние игры на уровень школьной тревожности младших школьников.doc

— 460.50 Кб (Скачать файл)

Развитию доверия друг к другу, снятию излишнего мышечного напряжения поспособствовала игра «Слепой танец». Эта игра особенно понравилась ребятам, сначала все смущались и боялись, но на последующих занятиях просили провести эту игру ещё раз.

Такие релаксационные игры и упражнения, как «Надувной мяч», «Драка», «Сосулька», «Шалтай – Болтай»  помогли снять физическое напряжение, что было особенно важно в начале и в самом конце занятий.

Во всех играх и  упражнениях дети принимали активное участие, с энтузиазмом выполняя задания. После каждого занятия проводилась релаксация. Для учащихся этот момент был очень важен и имел большое значение, каждый мог рассказать о своих ощущениях, о своем настроении не боясь, что что-то не получается.

Комплекс игр, направленных на снижение уровня школьной тревожности  учащихся третьего класса

«Снежный ком»

Цель: знакомство с ребятами, знакомство с увлечениями ребят.

Участники садятся в  круг и бросают друг другу мяч. Тот у кого оказался мяч, завершает фразу: «Меня зовут…», «Никто не знает, что я (у меня)…».

Будьте внимательны  и сделайте так, чтобы каждый принял участие в выполнении заданий. У  каждого ребенка должен побывать в руках мяч.

«Надувной мяч»

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.

Учащимся предлагается разбиться на пары, после чего одни выступают в роли большого шара, а напарники в роли насосов. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Ребёнок в образе насоса начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего - у мяча поднимается голова, после четвертого - надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. После, ребята меняются ролями и игра повторяется снова.

 «Танцующие  руки»

Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст им (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

На полу были разложены  большие рулоны старых обоев, ребятам раздается по два мелка и предлагается лечь на пол таким образом, что бы у них был простор для рисования.  Затем дети закрывают глаза, и когда начинает играть музыка они обеими руками начинают рисовать в такт музыки. Темп музыки желательно менять для того, что бы рисунки становились разными. Проводится эта игра две – три минуты.

«Слепой танец»

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

Ученикам разбиваются на пары, после чего один из ребят надевает повязку на глаза и выступает в роле «слепого», другой становится зрячим и начинает водить слепого. Потом под музыку нужно потанцевать друг с другом  одну – две минуты. Затем необходимо поменяться ролями и игра повторяется.

«Воздушный  шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Детям предлагается представить то, как будто они надувают большие воздушные шарики. «Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем». Ребята повторяют и после того, как воображаемые шарики будут надуты их нужно взять в руки и показать друг – другу, это упражнение повторяется 3 раза.

«Корабль и  ветер»

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

Ученикам предлагается представить, что они на  паруснике, который плывёт по волнам, но вдруг он останавливается. И ребятам предлагается помочь паруснику и позвать ветер. Все глубоко вдыхают и со всей силы выпускают воздух. Повторяется несколько раз.

«Сосулька»

Цель: расслабить мышцы рук.

Для начала игры детям читается загадка:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет. (Сосулька)

После того как ребята отгадают загадку им предлагается стать сосульками. Вначале сосульки висят и дети выпрямлялись в полный рост, вытягивают руки, а когда говорят, что сосульки падают, то дети резко опускают руки. После чего обязательная похвала «вы замечательно справились с этой ролью» и сразу же просим детей повторить это.

«Шалтай - Болтай»

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

Перед началом игры ведущий читает детям стишок.

«Шалтай - Болтай

Сидел на стене.

Шалтай - Болтай

Свалился во сне». (С. Маршак)

Потом объясняется детям, что когда говорят, «Шалтай – Болтай» сидел на стене, поворачиваем туловище вправо – влево руки при этом свободно болтаются, а когда говорят «свалился во сне» то резко наклоняем туловище в низ.

«Зайки и  слоники»

Цель: дать возможность  детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению  самооценки.

Детям предлагается вначале  побыть в роли заек – трусишек. Потом спрашивается, что делает зайчик, когда боится. После этого, школьникам предлагается показать, как он это делает. Потом просят детей показать, что делает зайчик, когда слышит шаги человека. Проигрываются различные варианты. Далее игра проходит аналогично. Рассматриваются действия других животных.

«Совладание с тревогой»

Цель: дать выход тревожности, найти способы ее преодоления.

Участники делятся на две-три группы. Каждая группа обсуждает  и записывает, какими способами можно бороться с тревогой, как ее преодолеть. Далее идет обсуждение в круге.

«Умей воспринимать жизнь позитивно»

Цель: выявление случаев, вызывающих тревогу и нахождение в них положительного и отрицательного.

Участники делятся на две части. В левой части записывают плохие события в своей жизни, а в правой части положительные аспекты тех же событий. Обсуждение. Если ребенок не смог выявить положительный момент, группа высказывает свои предположения. Если ребенок согласен с чьим – либо мнением, то записывает в правую колонку.

Игра «Похвалилки»

Цель: развитие самооценки, коррекция школьной тревожности.

Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или  поступок. Причем формулировка обязательно  начинается словами «Однажды я...»

Например: «Однажды я  помог товарищу в школе» или «Однажды я быстро выполнил домашнее задание»…

На обдумывание задания  дается 2—3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке.

После того как все  дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению  без помощи взрослого, пусть они  это сделают сами.

В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.

Игра «За  что меня любит мама»

Цель: развитие самооценки, коррекция школьной тревожности.

Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама.

Затем можно попросить  одного из детей (желающего), чтобы он повторил то, что сказали другие. При затруднении дети могут ему  помочь.

После этого нужно  обсудить с детьми, приятно ли им было, что другие дети запомнили эту информацию. Дети обычно сами делают вывод, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

На первых порах дети, чтобы показаться значимыми, рассказывают, что мамы любят их за то, что они  моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

Игра «Подари  карточку» 

Цель: развитие самооценки, коррекция школьной тревожности.

Взрослый вместе с  детьми в течение нескольких занятий  рисует карточки с пиктограммами, обозначающими  различные положительные качества.

 С детьми необходимо  обсудить, что означает каждая  пиктограмма. Например, карточка  с изображением улыбающегося человечка может символизировать веселье, с изображением двух одинаковых конфет — доброту или честность.

Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно  записать на каждой карточке какое-либо положительное качество (обязательно  положительное!).

Каждому ребенку выдается 5—8 карточек. По сигналу ведущего дети закрепляют на спине товарищей (при  помощи скотча) все карточки. Ребенок  получает ту или иную карточку, если его товарищи считают, что он обладает этим качеством.

По сигналу взрослого  дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу».

На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при  повторении игры и после обсуждения ситуация меняется.

Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно выяснить, что приятнее — дарить хорошие слова другим или получать их самому. Чаще всего дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех, кто совсем не получал карточек или получал их совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили карточки, но им бы тоже хотелось получить такие подарки. Как правило, при повторном проведении игры «отверженных» детей не остается.

Игра «Скульптура»

Эта игра учит детей владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение.

Дети разбиваются на пары. Один из них — скульптор, другой — скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор  лепит из «глины» скульптуру:

— ребенка, который ничего не боится;

— ребенка, который всем доволен;

— ребенка, который выполнил сложное задание…

Темы для скульптур  может предлагать взрослый, а могут  — сами дети. Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой  скульптуры.

После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую — нет.

2.3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы

Реализовав комплекс игр, направленных на коррекцию уровня тревожности у учащихся третьего класса, мы провели их повторное диагностирование.

Содержание диагностических  методик и порядок их проведения было аналогично содержанию и порядку  констатирующего этапа эксперимента.

Для качественной оценки использовались те же критерии оценки результатов, что и на констатирующем этапе. Это дало возможность для проведения сравнительного анализа в исследовании.

Нами использовалась диагностическая методика «Уровень школьной тревожности». Проведя и обработав ее данные, мы получили следующие результаты: высокий уровень школьной тревожности имеют 10% опрошенных учеников, средний уровень – 70%, низкий уровень – 20%.

Уровень школьной тревожности (%)

Контрольный этап

Уровень школьной тревожности (%)

Сравнительный этап

Из полученных результатов  видно, что высокий уровень школьной тревожности уменьшился на 10%, а низкий увеличился до 20%, неизменным остался  средний уровень школьной тревожности, который составляет 70%.

Проведя повторно проективную  методику «Школа зверей» и проанализировав  ее результаты, выяснили, что у Н.Г. изменилось представление о школе: на констатирующем этапе рисунок  девочки ярко отражал негативное отношение к школе, а на контрольном этапе в рисунке преобладали яркие, жизнерадостные тона, что говорит об исчезновении или снижении уровня школьной тревожности.

Из этого следует, что  цель нашей работы, заключавшаяся  в выявлении возможности игры в коррекции школьной тревожности  учащихся третьего класса, была достигнута.

Гипотеза, состоявшая в  том, что если в работе по коррекции  школьной тревожности  у учащихся третьего класса использовать специально подобранные игры, то уровень тревожности  младших школьников можно частично снизить, нашла свое подтверждение.

 

 

Заключение 

Школьная тревожность  является наиболее острой проблемой  современной школы. Особенно ярко она  выражена в младшем школьном возрасте именно в силу возрастных особенностей.

В процессе анализа научной  литературы нами было раскрыто понятие школьной тревожности.

Р.С. Немов определяет тревожность – постоянно или  ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние беспокойства, испытывать страх и тревогу в  специфических социальных ситуациях.

По определению А.В. Петровского, школьная тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги в условиях учебно-воспитательного процесса; один из основных параметров  индивидуальных различий.

Информация о работе Анализ тревожных детей младшего школьного возраста