Античная философия как первое научное знание о мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:02, контрольная работа

Описание работы

Античная психология возникла и развивалась в условиях античного рабовладельческого общества как отражение запросов социальной практики и в тесной связи с наукой своего времени. Изменения, которые претерпевали рабовладельческая общественно-экономическая формация истории, объясняют специфику в трактовке человека, в том числе учения о душе, смену аспектов и направлений в подходах к проблемам, касающимся души. Античную психологию питал гуманизм греческой культуры с ее идеей полноты жизни как гармонии телесной и духовной сторон, культом живого, здорового прекрасного тела, любви к земной жизни. Ее отличают тонкий интеллектуализм, высокое отношение к разуму. Велико значение античной психологии. Здесь начало всей научной психологии, всех ее основных проблем.

Содержание работы

1.Введение_______________________________________________________2 стр.
2 Античная философия как первое научное знание о мире_______________2 стр.
а. Общий очерк развития античной психологической мысли__________2 стр.
б. Воззрения на природу психического в рамках учения о душе_______4 стр.
в. Эллинистическая психологическая мысль_______________________11 стр
г. Учение античных врачей_____________________________________13 стр.
3. Заключение___________________________________________________15 стр.
Список литературы_______________________________________________16 стр.

Файлы: 1 файл

История психологии.docx

— 47.90 Кб (Скачать файл)
 

Содержание 
 
 

1.Введение_______________________________________________________2 стр. 

2 Античная философия как первое научное знание о мире_______________2 стр.

      а. Общий очерк развития античной психологической мысли__________2 стр.

      б. Воззрения на природу психического в рамках учения о душе_______4 стр.

      в. Эллинистическая психологическая мысль_______________________11 стр

      г. Учение античных врачей_____________________________________13 стр. 

3. Заключение___________________________________________________15 стр.  

Список литературы_______________________________________________16 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Самые первые научные представления о душе существовали  уже в древнейшие  времена и предшествовали  первым  научным взглядам  на  ее  природу.  Они возникли в древней философии и составили учение о душе. Психологические проблемы явились частью философии, они возникали неизбежно, так как предметом философских размышлений,  направленных  на  рациональное  объяснение,  был мир в целом,  включая вопросы о человеке,  его душе и т. п. В связи с этим  встает проблема преемственности в развитии психологических знаний в странах Востока и Запада, проблема взаимовлияния психологической и философской мысли между Востоком  и Западом. Определяющее  влияние на    развитие европейской культуры оказала философия Древней Греции. В Античности  сложились классические  формы философии,  в которых гармонично сочетались мировоззренческие этические, онтологические и гносеологические аспекты, они были связаны с науками и направлены на познание мира, утверждали роль опыта и разума.

Психологические представления западноевропейской мысли берут свое начало от Античности.

       Античная  психология  возникла  и  развивалась  в  условиях  античного  рабовладельческого  общества  как  отражение   запросов  социальной  практики  и  в  тесной  связи   с  наукой  своего  времени.  Изменения, которые претерпевали  рабовладельческая общественно-экономическая  формация истории, объясняют специфику  в трактовке человека, в том  числе учения о душе, смену  аспектов и направлений в подходах  к проблемам, касающимся души. Античную психологию питал гуманизм  греческой культуры с ее идеей  полноты жизни как гармонии  телесной  и  духовной  сторон,  культом  живого,  здорового   прекрасного  тела,  любви   к  земной  жизни.  Ее отличают  тонкий  интеллектуализм,  высокое   отношение  к  разуму. Велико  значение  античной  психологии. Здесь начало всей научной  психологии, всех ее основных  проблем. 
 

2. Античная философия как первое научное знание о мире.

              а. Общий очерк развития античной психологической мысли.

       Анимизм (от лат. anima - душа) - первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытом за конкретными видимыми вещами сонме душ как особых призраков, которые покидают человеческое тело с последним дыханием. В некоторых других учениях того времени (например, Пифагора) души представлялись бессмертными, вечно странствующими по телам животных и растений.

Гилозоизм (от греч. hyle - вещество и zoe - жизнь)- учение о всеобщей одушевленности материи : весь мир - универсум, космос - изначально живой, наделенный способностью ощущать, запоминать и действовать. Границы между живым, неживым и психическим не проводились. Все рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии). Гилозоизм впервые "поставил" душу (психику) под общие законы естества.

    Дальнейшее  развитие гилозоизма связано с именем Гераклита. Им впервые была высказана  мысль о возможном изменении, а следовательно, и закономерном развитии всего сущего, в том числе  и души.

    Идея  развития в учении Гераклита "перешла" в идею причинности Демокрита. По Демокриту, душа, тело и макрокосмос  состоят из атомов огня; случайными нам кажутся только те события, причину  которых мы не знаем; нет беспричинных явлений, все они - неотвратимый результат  соударения атомов. Впоследствии принцип  причинности назвали детерминизмом.

    Принцип причинности позволил Гиппократу, дружившему с Демокритом, построить учение о  темпераментах. Нарушение здоровья Гиппократ соотносил с дисбалансом  различных "соков", присутствующих в организме. Соотношение этих пропорций  Гиппократ назвал темпераментом.

    Однако  не все философы принимали идеи Гераклита  и его воззрение на мир как  огненный поток, идеи Демокрита - на мир  атомных вихрей. Они строили свои концепции. Так, афинский философ Анаксагор  искал начало, благодаря которому из беспорядочного скопления и движения мельчайших частиц возникают целостные  вещи, из хаоса - организованный мир. Он признал таким началом разум; от того, какова степень его представленности в различных телах, зависит их совершенство.

    Поворот от природы к человеку был совершен группой философов, названных софистами ("учителями мудрости"). Их интересовала не природа с ее не зависящими от человека законами, а сам человек. Из представлений о душе исчезали признаки ее подчиненности строгим  законам и неотвратимым причинам, действующим в физической природе.

    Вернуть представлению о душе, о мышлении прочность и надежность стремился  Сократ. Формула Гераклита "познай самого себя" означала у Сократа  обращение не к вселенскому закону (Логосу) , а к внутреннему миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать как разумное существо.

    Гениальный  ученик Сократа Платон стал родоначальником  философии идеализма. Он утвердил принцип  первичности вечных идей по отношению  ко всему преходящему в тленном  телесном мире. Согласно Платону, всякое знание, есть воспоминание; душа вспоминает (для этого требуются специальные  усилия) то, что ей довелось созерцать  до своего земного рождения.

    Знание  о душе росло в зависимости  от уровня знаний о внешней природе, с одной стороны, и от общения  с ценностями культуры - с другой. Ни природа, ни культура сами по себе не образуют область психического. Однако ее нет без взаимодействия с ними. Софисты и Сократ в объяснениях  души пришли к пониманию ее деятельности как феномена культуры. Ибо входящие в состав души абстрактные понятия  и нравственные идеалы не выводимы из вещества природы. Они порождения духовной культуры. При этом предполагалось, что душа заносится в организм извне.

    Работа  по построению предмета психологии принадлежала Аристотелю, открывшему новую эпоху  в понимании души как предмета психологического знания. Не физические тела и не бестелесные идеи стали  для него источником знания, а организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность.

    Психологическая мысль эпохи эллинизма исторически  связана с возникновением и последующим  быстрым распадом Македонии (IV век  до н.э.). Возникает синтез элементов  культур Греции и стран Ближнего Востока, изменяется положение личности в обществе. Свободная личность грека  утрачивала свои связи, он  оказывался перед лицом непредсказуемых  перемен, со все большей остротой ощущал зыбкость своего существования  в изменившемся "свободном" мире. Эти сдвиги в самовосприятии личности наложили отпечаток на представления  о душевной жизни.

    Стоики  объявили вредными любые аффекты, усматривая в них порчу разума. Только разум, свободный от любых эмоциональных  потрясений, способен правильно руководить поведением. Именно это позволяет  человеку выполнять свое предназначение, свой долг.

    С этической ориентации на поиски счастья  и искусства жить, но на других космологических  началах сложилась школа Эпикура, который отошел от версии Демокрита  о причинности. Эпикур допускал самопроизвольность, спонтанность изменений, их случайный  характер. Одновременно с построениями этих научных школ проводились важные исследования в медико-биологических  областях знания. Врачи Александрийского научного центра Герофил и Эразистрат установили анатомо-физиологические  различия между чувствительными  нервами, идущими от органов чувств к мозгу и двигательными волокнами, идущими от мозга к мышцам. Позже  древнеримский врач Гален в труде  «О частях человеческого тела», описал зависимость жизнедеятельности  целостного организма от нервной  системы  

б. Воззрения на природу психического в рамках учения о душе

Гераклит: душа как "искорка Логоса".

      Гилозоисту Гераклиту (конец VI – начало V века до н.э.) космос  представлялся в виде "вечно  живого огня", а душа ("психея") – в виде его искорки. Таким  образом, душа включена в общие  закономерности природного бытия,  развиваясь по тому же закону (Логосу), что и космос, который  один и тот же для всего  сущего, не создан никем из  богов и никем из людей, но  который всегда был, есть и  будет "вечно живым огнем,  мерами загорающимся и мерами  потухающим".

    С именем Гераклита связано и выделение  нескольких ступеней в процессе познания окружающего мира. Отделив деятельность органов чувств (ощущения) от разума, он дал описание результатов познавательной активности человека, доказывая, что  ощущения дают "темное", мало дифференцированное знание, в то время как результатом  мыслительной деятельности является "светлое", отчетливое знание.

    Он  также впервые указал на разницу  между душой взрослого человека и ребенка, так как, с его точки  зрения, по мере взросления душа становится все более "сухой и горячей". Степень влажности души влияет на ее познавательные способности: "сухое  сияние – душа мудрейшая и наилучшая", говорил Гераклит, а потому ребенок, у которого более влажная душа, мыслит хуже, чем взрослый человек.

    Термин "Логос", введенный Гераклитом, со временем приобрел великое множество  смыслов, но для него самого он означал  закон, по которому "все течет", явления переходят друг в друга. Малый мир (микрокосм) отдельной  души идентичен макрокосму всего  миропорядка. Следовательно, постигать  себя (свою "психею") – значит углубляться  в закон (Логос), который придает  непрерывно текущему ходу вещей динамическую гармонию.

Демокрит: душа – поток огненных атомов.

    Идея  Гераклита о том, что от закона Логоса зависит ход вещей, получила развитие у Демокрита (ок. 460-370 гг. до н.э.).

    Основу  его теории составляет концепция, согласно которой весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазом частиц – атомов. Атомы отличаются друг от друга формой, порядком и поворотом. Человек, как  и вся окружающая природа, состоит  из атомов, образующих его тело и  душу. Душа также материальна и  состоит из мелких круглых атомов, наиболее подвижных, ибо они должны сообщить активность инертному телу. Таким образом, с точки зрения Демокрита, душа является источником активности, энергии для тела. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа.

    Демокрит  считал, что душа находится в голове (разумная часть), в груди (мужественная часть), в печени (вожделеющая часть) и в органах чувств. При этом в органах чувств атомы души находятся  очень близко к поверхности и  могут соприкасаться с микроскопическими, невидимыми глазу копиями окружающих предметов (эйдолами), которые носятся  в воздухе, попадая и в органы чувств. При соприкосновении эйдолов  с атомами души происходит ощущение, и именно таким образом человек  познает свойства окружающих предметов. Другими словами, у Демокрита  существует две ступени в познавательном процессе – ощущения и мышление.

    Демокрит  также ввел понятие первичных  и вторичных качеств предметов. Первичные – это те качества, которые действительно существуют в предметах (вес, поверхность, гладкая  или шероховатая, форма). Вторичные  качества – цвет, запах, вкус, этих свойств  нет в предметах, их придумали  сами люди для своего удобства.  Таким  образом, Демокрит первый сказал о том, что человек не может совершенно правильно, адекватно познать окружающий его мир. Демокрит утверждал, что  в мире нет случайностей, и все  происходит по заранее заданной причине. Такой подход носит название детерминизма.

Анаксагор: "ум" как начало вещей.

Анаксагор (V век до н. э.) не принял ни гераклитово  воззрение на мир как на огненный поток, ни демокритову картину атомных  вихрей. Считая природу состоящей  из множества мельчайших частиц, он искал в ней начало, благодаря  которому из хаоса, из беспорядочного скопления и движения этих частиц возникает организованный космос. Таким  началом Анаксагор признал "тончайшую  вещь", которой дал имя "нус" (разум). Он полагал, что от того, насколько  полно представлен разум в  различных телах, зависит их совершенство. "Человек, – говорил Анаксагор, – является самым разумным из животных вследствие того, что имеет руки". Выходило, что не разум определяет преимущества человека, но его телесная организация определяет высшее психическое  качество – разумность.

    Принципы, сформулированные Гераклитом, Демокритом и Анаксагором, создавали главный  жизненный нерв будущей системы  научного осмысления мира, в том  числе и познания психических  явлений. Какими бы извилистыми путями ни шло это познание в последующие  века, оно подчинялось идеям закона, причинности и организации. Открытые две с половиной тысячи лет  назад в Древней Греции объяснительные принципы стали на все времена  основой познания душевных явлений.

Информация о работе Античная философия как первое научное знание о мире