Античная философия как первое научное знание о мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:02, контрольная работа

Описание работы

Античная психология возникла и развивалась в условиях античного рабовладельческого общества как отражение запросов социальной практики и в тесной связи с наукой своего времени. Изменения, которые претерпевали рабовладельческая общественно-экономическая формация истории, объясняют специфику в трактовке человека, в том числе учения о душе, смену аспектов и направлений в подходах к проблемам, касающимся души. Античную психологию питал гуманизм греческой культуры с ее идеей полноты жизни как гармонии телесной и духовной сторон, культом живого, здорового прекрасного тела, любви к земной жизни. Ее отличают тонкий интеллектуализм, высокое отношение к разуму. Велико значение античной психологии. Здесь начало всей научной психологии, всех ее основных проблем.

Содержание работы

1.Введение_______________________________________________________2 стр.
2 Античная философия как первое научное знание о мире_______________2 стр.
а. Общий очерк развития античной психологической мысли__________2 стр.
б. Воззрения на природу психического в рамках учения о душе_______4 стр.
в. Эллинистическая психологическая мысль_______________________11 стр
г. Учение античных врачей_____________________________________13 стр.
3. Заключение___________________________________________________15 стр.
Список литературы_______________________________________________16 стр.

Файлы: 1 файл

История психологии.docx

— 47.90 Кб (Скачать файл)

    Все знание заложено в душе, которая  живет и движется в Боге. Оно  не приобретается, а извлекается  из души опять-таки благодаря направленности воли. Основанием истинности этого  знания служит внутренний опыт: душа поворачивается к себе, чтобы постичь с предельной достоверностью собственную деятельность и ее незримые продукты.

    Идея  о внутреннем опыте, отличном от внешнего, но обладающем высшей истинностью, имела  у Августина теологический смысл, поскольку предполагалось, что эта  истинность даруется Богом.

в. Эллинистическая психологическая мысль

     После походов македонского царя Александра (IV век до н.э.) возникла крупнейшая монархия древности. Ее последующий распад открыл новый период в истории древнего мира – эллинистический – с характерным для него синтезом элементов культур Греции и стран Востока.

    Положение личности в обществе коренным образом  изменилось. Свободный грек утрачивал  связь со своим городом-полисом  и оказывался в водовороте бурных событий. Его положение в изменчивом мире становилось непрочным. Эти  сдвиги в реальном положении и  в самоощущении личности наложили отпечаток  на представления о ее душевной жизни.

    Росло недоверие к познавательным способностям человека. Возник скептицизм, родоначальник  которого, Пиррон, проповедовал полное безразличие ко всему существующему ("атараксию"), отказ от деятельности, воздержание от суждений о чем  бы то ни было.

    Идеализация образа жизни мудреца, отрешенного  от игры внешних стихий и благодаря  этому способного сохранить свою индивидуальность в не прочном мире, противостоять потрясениям, угрожающим самому существованию, направляла интеллектуальные поиски двух других доминировавших в  эллинистический период философских  школ – стоиков и эпикурейцев.

Стоики.

    Школа стоиков возникла в IV веке до н.э. Она  получила свое название по имени того места в Афинах ("стоя" –  портик храма), где ее основатель Зенон (не смешивать с софистом Зеноном) проповедовал свое учение. Представляя  космос как единое целое, состоящее  из бесконечных модификаций огненного  воздуха – пневмы, стоики считали  человеческую душу одной из таких  модификаций.

    Под пневмой (исходное значение слова –  вдыхаемый воздух) первые натурфилософы  понимали единое природное, материальное начало, которое пронизывает как  внешний физический космос, так и  живой организм и пребывающую  в нем псюхе (т.е. область ощущений, чувств, мыслей).

    Как и их предшественники в классической Греции, стоики верили в примат разума, в то, что человек не достигает  счастья из-за незнания, в чем  оно состоит. Но если прежде существовал  образ гармоничной личности, в  полноценной жизни которой сливаются  разумное и чувственное (эмоциональное), то у мыслителей эллинистической  эпохи, в обстановке социальных невзгод, страха, неудовлетворенности, тревоги, отношение к эмоциональным потрясениям  – аффектам – изменилось.

    Стоики  объявили аффектам войну, усматривая в  них "порчу разума", поскольку  возникают они в результате "неправильной" деятельности ума. От аффектов следует  лечить, как от болезней. Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений (как положительных, так и отрицательных), способен правильно руководить поведением. Именно это позволяет человеку выполнять свое предназначение, свой долг и сохранять внутреннюю свободу.

    Эта этико-психологическая доктрина обычно сопрягалась с установкой, которую, говоря современным языком, можно  было бы назвать психотерапевтической. Люди испытывали потребность в том, чтобы устоять перед превратностями и драматическими поворотами жизни, лишающими душевного равновесия. Изучение мышления и его отношения  к эмоциям не имело абстрактно-теоретический  характер, а соотносилось с реальной жизнью, с обучением искусству  жить. Все чаще к философам обращались для обсуждения и решения личных, нравственных проблем. Из искателей  истин они превращались в целителей  душ, какими позже стали священники, духовники.

Эпикурейцы.

    На  других космологических началах, но с той же ориентацией на поиски счастья и искусства жить основывалась школа Эпикура (конец IV века до н.э.). В своих представлениях о природе эпикурейцы опирались на атомизм Демокрита. Однако в противовес демокритову учению о неотвратимости движения атомов по законам, исключающим случайность, Эпикур предполагал, что эти частицы могут отклоняться от своих закономерных траекторий. Такой вывод имел этико-психологическую подоплеку.

    В отличие от версии о "жесткой" причинности во всем, что совершается  в мире (и, стало быть, в душе), эпикурейцы допускали самопроизвольность, спонтанность изменений, их случайный характер. С  одной стороны, такой подход отражал  ощущение непредсказуемости человеческого  существования, с другой признавал  возможность самопроизвольных отклонений, заложенных в природе вещей, исключал строгую предопределенность поступков, предлагал некую свободу выбора.

    Представленная  в учении Эпикура картина природы  и места человека в ней способствовала достижению безмятежности духа, свободы  от страхов, прежде всего, перед смертью  и богами .

    Как и многие стоики, эпикурейцы размышляли о путях достижения независимости  личности от внешнего. Лучший путь они  усматривали в самоустранении от всех общественных дел. Именно такое  по ведение позволит избегнуть огорчений, тревог, отрицательных эмоций и, тем  самым, испытать наслаждение, ибо оно  есть не что иное, как отсутствие страдания.

    Последователем  Эпикура в Древнем Риме был  Лукреций (I век до н.э.). Он критиковал учение стоиков о разуме, разлитом в виде пневмы. В действительности, согласно Лукрецию, существуют только атомы, движущиеся по законам механики; в результате возникает и сам разум. В познании первичными являются ощущения, преобразуемые в другие образы, ведущие к разуму.

    Учение  Лукреция (изложенное в поэтической  форме), как и концепции мыслителей предшествующего, эллинистического периода, было своего рода наставлением в искусстве  выжить в водовороте бедствий, навсегда избавиться от страха перед загробным  наказанием и потусторонними силами.

    В эллинистический период в центр  интересов психологов разных направлений  попадает проблема этического, нравственного  поведения. И для стоиков, и для  эпикурейцев имело большое значение исследование критериев нравственного  и безнравственного, по которым можно  оценивать поведение человека. Главной  причиной расхождения позиций стоиков  и эпикурейцев был вопрос о  взаимоотношениях личности и общества. Должен ли человек подчиняться внешним  правилам или же он должен следовать  только собственным представлениям о добре и зле, собственным  желаниям и нормам?

      Один из главных постулатов  школы стоиков говорил о том,  что человек не может быть  абсолютно свободным, так как  он живет по законам того  мира, в который попадает. Более  распространенными были взгляды  Эпикура, который доказывал, что  отчуждение, уход от общества  есть наиболее этически верный  путь духовного саморазвития  и самосовершенствования.

    В эллинистический период возникли новые  центры культуры, где различные течения  восточной мысли взаимодействовали  с западной. Среди этих центров  выделялись созданные в Египте в III веке до н.э. (при царской династии Птоломеев, основанной одним из полководцев  Александра Македонского) библиотека и Мусей в Александрии. Мусей  представлял собой по существу исследовательский  институт, где проводились исследования в различных областях знания, в  том числе по анатомии и физиологии.

г. Учение античных врачей

      Позиции материализма  в античной психологии  были  укреплены успехами  античных  врачей  в анатомии и медицине.

      Врач и философ Алкмеон  из Кретоны (VI век до н. э.),  впервые в истории знания  выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозгу.Он пришел к выводу о том, что мозг есть орган души в результате наблюдений и хирургических операций. Полагая, что ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом.

    Таким образом, учение о психике как  продукте мозга зародилось благодаря  тому, что была открыта прямая зависимость  ощущений от строения мозга, а это, в  свою очередь, стало возможным благодаря  накоплению эмпирических фактов. Ощущения, по Алкмеону, – исходный пункт всей познавательной работы. Тем самым  и другие психические процессы, возникающие  из ощущений, связывались с мозгом, хотя знание об этих процессах (в отличие  от знания об ощущениях) не могло опираться  на анатомо-физиологический опыт.

    Вслед за Алкмеоном Гиппократ также  трактовал мозг как орган психики, полагая, что он является большой  железой.

    Гиппократ (460 —377  гг. до н.э.) в философии придерживался линии Демокрита и выступал  как представитель материализма  в медицине. Заложил принципы научного знания и научного исследования.  Как и Алкмеон, Гиппократ считал, что органом мышления и ощущения является мозг.

    Наибольшую  известность  получило  учение  о  темпераментах.  По  Гиппократу,  основу  человеческого организма  составляют  четыре  сока:  слизь (вырабатывается  в  мозгу),  кровь (вырабатывается  в  сердце), желтая  желчь (из  печени),  черная  желчь (из  селезенки).  Различия  в  соках  у  разных  людей  объясняют  и различия в нравах, а преобладание одного из них определяет темперамент  человека. Преобладание крови —  основа сангвинического темперамента (от лат. sanquis — кровь), слизи —  флегматического (от греч. phlegma — слизь), желтой желчи — холерического (от греч. choie — желчь), черной желчи —  меланхолического (от греч. melaina choie —  черная  желчь). 

    Гиппократ  сформулировал  основные  положения  врачебной  этики. «Клятва  Гиппократа»  и  в  наше  время сохраняет  свое значение.

    Античная  медицина  получила  особенно  интенсивное  развитие  в  период  эллинизма  в  связи  с  ростом античной науки в целом, ее дифференциацией  на отдельные науки. Возникают крупные  научные центры: в Пергаме (Малая  Азия), на о. Родос, в Александрии (Египет), которая в III в. до н. э. при Птолемеях  в силу исторически сложившихся  обстоятельств становится главным  центром античной культуры. Здесь  начинает развиваться  положительное  знание.  В  Александрийском  Музее  —  по  существу  Академии —  работали основатель  геометрии  Евклид,  гениальный математик Архимед,  географ Эратосфен, исследователь  живой природы Стратон, создатель  геоцентрической системы астроном Клавдий Птолемей. В Александрии  некоторое время было разрешено  вскрытие трупов «безродных» людей. Это способствовало важным открытиям, связанным с именами двух александрийских  ученых-врачей — Герофила и Эразистрата.

    Герофил,  комментатор Гиппократа,  врач  Птолемея II,  впервые установил разницу между нервами, сухожилиями и связками.  Он  описал  мозговые  оболочки,  желудочки мозга,  которым придавал  важное значение. Он же дал описание устройства глаза, описал его оболочки, хрусталик.

      Эразистрат, выходец из Книдской школы, подробно описал разные части головного мозга. Обратил внимание на извилины, связал богатство извилин мозговых полушарий у человека  с его умственным превосходством над животными. С именем  Эразистрата связано первое  упоминание  о патогенной  роли  задержанных эмоциональных переживаний.

    Анатомо-физиологические  сведения периода  эллинизма  объединил  и  дополнил  знаменитый  римский  врач Клавдий Гален (II в. н. э.). Материальной  основой качественно несходных процессов (питание,  рост,  размножение,  ощущение,  мышление)  он  называл пневму — особое  жизнетворящее вещество.

    Различал  два  рода  пневмы:  животную,  ее  источник  в  сердце  порождает  физиологические  функции,  и психическую, ее источник в мозгу управляет  произвольными движениями и психическими переживаниями. Пневма движется по нервам.

    Галену  принадлежат открытия, связанные  с выяснением строения и функций  головного  и  спинного  мозга.  Также  экспериментально  Гален  установил функции спинного мозга.

    Ряд сочинений Гален посвятил головному  мозгу. Критиковал аристотелевское  понимание: мозг не является холодильником  сердца, как думал Аристотель: он — седалище интеллекта и чувств. Гален развил учение о темпераментах  Гиппократа. Он выделял четыре начала всех вещей — теплое, холодное, сухое, влажное — и четыре  сока  как  строительный  материал  организма  животных  и  человека. От  комбинаций  соков  и  начал зависят психические  свойства и даже пол человека. Всего  он выделял 13 темпераментов, из которых  лишь один нормальный, а 12 — некоторое  отклонение от нормы.

    Римский врач Аэций (V в. н. э.) описал четыре темперамента, которые традиционно называют гиппократовскими.

    К разделу естественно-научных относятся  также знания о зрительном восприятии. Их сводку дал Александр Афродизийский (конец II — нач. III вв.), перипатетик, преподаватель философии в Афинах.  

3. Заключение

  Без  эмпирической ткани психологической  мысли античности не могли  появиться теоретические успехи, приведшие естествознание к современной  психологии. Древние греки во-первых, выдвинули идею об определяющей  зависимости душевных проявлений  от общего строя вещей, их  физической природы (проблема  психического в материальном  мире). Во-вторых, определили психику  как форму жизни (психобиологическая  проблема). В-третьих, поставили душевную  деятельность в зависимость от  форм, которые создаются не природой, а человеческой культурой (психогностическая  проблема). Таким образом были  сформулированы проблемы, веками  направлявшие развитие науки  о человеке.

Информация о работе Античная философия как первое научное знание о мире