Арт-терапия как средство развития межличностных отношений подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:05, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Следует соотнести понятия «общение» и «отношение». Общение достаточно широко использовалось в контексте деятельностного подхода и само рассматривалось как особый вид деятельности.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ....проверка.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

Реализация  данной работы осуществлялась в ходе формирующего этапа нашего исследования и проходила в марте 2012 года. Данный этап включал в себя составление и проведение комплекса коррекционных занятий построенных на использовании арт – терапевтических техник.

Система арт – терапевтических занятий предполагает, что каждое из предложенных занятии является многоцелевым и является основой для системы арт – терапевтической работы. При этом основной акцент смещается с лечебных и коррекционных целей на цели психопрофилактические, социально-терапевтические, воспитательные, развивающие, диагностические. Длительность одной встречи с группой составляет 90 минут. Периодичность: 1 – 2 раза в неделю.

Тема, четко  выраженная структура, определенное содержание каждого этапа занятия задают организационную упорядоченность, некоторую директивность. Однако по стилю психотерапевтических отношений, эмоциональной атмосфере арт-терапевтическое взаимодействие отличается демократичностью, творческим гуманистическим характером, личностно ориентировано.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Описание арт–терапевтических техник в развитии межличностных отношений подростков.

В тематически-ориентированных  структурированных группах тема занятия чаще всего задается руководителем. Однако в отдельных ситуациях  она может выбираться участниками в процессе коллективного обсуждения. В арт-терапии сложились различные подходы к отбору и классификации тем. В зарубежной педагогической практике общепризнана система М. Либман: темы, связанные с освоением изобразительных материалов; общие темы, позволяющие исследовать широкий круг проблем и переживаний участников; темы, связанные с исследованием системы отношений, образа Я; темы, имеющие особую значимость при парной работе, а также темы, предназначенные для работы с семьями; темы для совместной изобразительной деятельности участников группы [16 с. 145].

В процессе художественной деятельности актуализируются эмоции и фантазии, отражающие травматический опыт личности и причины стрессового  расстройства. В коррекции проблем  личностного развития целесообразны «игры с цветом». К примеру: нарисовать и раскрасить в соответствии с собственными ассоциациями эмоциональные состояния — счастье, печаль, гнев, страх и т. д.

Другой вариант  — использовать лишь один цвет, который  нравится или, наоборот, не нравится. Для исследования его смыслового значения предлагается нарисовать различные фигуры, линии, формы.

Преодолеть  психологические барьеры, негативные переживания, опасения, снять эмоциональное  напряжение, тревожность хорошо удается  посредством техники «Монотипия», Работа выполняется красками на глянцевой бумаге, стекле или зеркале. Затейливые пятна — отпечатки расцениваются как источник ассоциаций. Арт-терапевтические занятия такого типа эффективны для развития и коррекции коммуникативных умений.

Еще одно важное обстоятельство — творчество самого руководителя арт–терапевтической группы. Говоря образно, искусство арт–терапии. Вышесказанное подчеркивает  высокую степень творческой свободы, гибкость в использовании времени, средств, материалов, приемов и техник в арт-терапевтическом процессе. По существу, арт–терапевт каждый раз по-новому выстраивает свою работу в зависимости от проблемы, особенностей участников группы, ситуации и др. Первоначальный замысел разворачивается в конкретный сценарий занятия посредством коллективного творчества.[ 15 стр 89 ]

В ходе занятий  подростки оказывались в атмосфере, способствующей: развитию навыков межгруппового взаимодействия, чувства понимания и принятия других людей,  творческого самовыражения.

 Первое занятие было направленно на знакомство с группой, на установление благоприятной атмосферы, построенной на доверии и принятии. В ходе занятия была проведена техника «Это мое имя». Данная техника проводится в несколько этапов, сначала участникам предлагается визуализировать имя, которое вызывает  отрицательные эмоции, по каким–либо причинам неприятно, не нравится, и абстрактно изобразить его, используя цвет, форму, линию. Важно избегать узнаваемых образов, пиктограмм, символов–штампов. 

Рисунок должен отражать спонтанную реакцию на имя. Далее инструкция повторяется с той разницей, что представить и нарисовать

необходимо  имя, которое всегда вызывает положительные  эмоции, нравится. Третий рисунок—собственное имя. Инструкция не содержит ограничений в выборе количества цветов и изобразительных средств. Можно использовать любые цвета, которые, по мнению автора, подходят к данному имени. При анализе каждого рисунка важно учитывать собственную, авторскую интерпретацию, что позволит лучше понять субъективный опыт рисовальщика. Иначе говоря, необходима вербальная обратная связь в любой форме, например, процедура «Что ты видишь?» (М. Бетенски) [4].

При сообщении  инструкции целесообразно не уточнять содержание инструкции комментариями о том, какое именно имя надо представлять (женское или мужское; конкретное, принадлежащее реально известному лицу, либо абстрактное и т. д.). Тем самым расширяется диапазон личного выбора, а полученная при этом информация представляет ценность для диагностики.

Данная техника  позволяет изучить феномены идентичности, идентификации, самоидентификации, самопринятия. Данное занятие имеет высокий диагностический потенциал, является многоцелевым и может быть развернуто в цикл арт–терапевтических сессий, направленных на самопознание и систематичную работу с определенной проблемой личности. [15 с. 158]

Второе  занятие было направлено на то, чтобы помочь участникам снять барьер, препятствующий безопасному проявлению чувств и эмоций в среде сверстников. Была проведена техника «Рисунок своего состояния», позволяющая подросткам проявлять свою индивидуальность и самостоятельность поведения, а так же получить положительный эмоциональный настрой.

В ходе третьего занятия была проведена техника «Герб», данная техника дает  подросткам, в безопасной и открытой форме,  возможность самовыражения.

Герб относится  к древним геральдическим символам и содержит в себе определенное послание человека (семьи, рода) миру, другим людям – «Кто я? Каковы мои семейные ценности, жизненные смыслы?».  По мнению И. В. Вачкова: «Девиз и герб являются такими символами, которые предоставляют возможность человеку в предельно лаконичной форме отразить жизненную философию и свое кредо. Это один из способов заставить человека задуматься, сформулировать, описать и представить другим главнейшие стрежни своих мировоззренческих позиций» [11 с. 115].

Результатом данной техники является наработанный участниками перечень определений (в том числе метафорических) своей жизни, ее ценностей, смыслов, направлений, перспектив. То есть ее ключевых, базовых характеристик. [31]

Во время четвертого занятия была проведена техника «Формула моего личного успеха». Данная техника позволила участникам в безопасной, комфортной и психологически защищенной обстановке оценить уникальность собственной личности, а так же принять уникальность личности других членов группы. Так же техника позволила подросткам определиться с качествами, которые на их взгляд являлись помехой на пути к достижению их личного успеха.

Пятое занятие являлось продолжением предыдущего, в ходе этого занятия проводилась техника «Коллаж. Я и мое будущее». Достоинство данной техники в том, что она не вызывает у испытуемых напряжения, связанного с отсутствием художественных навыков. Более того, процесс составления коллажа часто оказывается достаточно увлекательным. Параллельно с диагностической работой проходит и терапевтическая, так как методы арт– терапии, как правило, оказывают благотворное влияние на подростка. Активная деятельность и творчество способствуют расслаблению, снятию напряженности.

Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества.

В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Если нет ножниц, то картинки могут даже вырываться руками и именно руками можно придать им нужную форму. Главное в коллаже – возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и свое понимание темы. Как правило, в процессе выполнения коллажа возникает постепенное включение в эту деятельность. И даже те участники, которые взялись выполнять задание по составлению коллажа с нежеланием, постепенно начинают увлекаться процессом и получать от него удовольствие [37]

Во время шестого занятия проводилась техника «Мандала».

 Впервые в психологии обратил внимание на рисунки в круге К. Г. Юнг, заметивший стихийное рисование мандал у своих пациентов. Он также сам занимался рисованием мандал, придя к пониманию мандалы, как отражению единства противоположностей, выражению самости, представлению символического изображения личности. Юнг полагал, что мандала отражает человеческое бытие и относится к потребности человека разрешить внутренние конфликты и противоречия [38].

И. С. Сусанина отмечает, что во многих современных культурах  искусство продолжает применяться  как символическое средство физического  и психологического восстановления людей. «Индейские племена используют специальные песни и танцы для излечения различных недугов. Тибетцы используют песочные рисунки в форме мандалы—магического круга, на котором они концентрируются в процессе медитации, молитв. Духовная концентрация на мандалах преследует своей целью исцеление, освобождение от страданий» [36].

Данная техника является сильным и эффективным инструментом, который помог подросткам задействовать глубинные внутренние ресурсы собственной личности, что позволило некоторым участникам группы осознать наличие у себя негативного, травмирующего опыта, мешающего налаживанию межличностного взаимодействия.

Седьмое занятие было направленно на принятие собственных переживаний и переживаний других, с помощью техники «Рисунок на мокрой бумаге». В ходе занятия в комфортных и безопасных условиях участники смогли не только проявить, но и осознать  свои переживания на вербальном и невербальном уровне.

Восьмое занятие направлено на закрепление у участников полученных навыков межличностного взаимодействия с помощью техники «Рисунок на мятой бумаге». Данная техника позволила участникам получить положительный эмоциональный настрой, открыть сильные стороны своей личности и научиться доверять окружающим.

Таким образом, проведенные занятия формирующего этапа работы, предоставили богатое содержание арт–терапевтической деятельности, в ходе которой, подросток учился в безопасной и комфортной среде проявлять свою индивидуальность и развивал в себе чувство сопереживания и принятия к другим людям. Проведенные занятия позволили подростку найти путь к себе, к своей уникальной личности, своей самости, что является сложным творческим процессом. Принятие себя – признак и показатель личностного роста. Самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми. Поэтому именно в расширении границ принятия в отношении себя, учеников, коллег, родителей лежат, по словам К. Роджерса, огромные возможности личностного роста.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ результатов исследования влияния арт–терапии на развитие межличностных отношений подростков.

Эффективность реализованной программы по развитию межличностных отношений подростков с помощью арт–терапии осуществлялась на контрольном этапе нашего исследования и проверялась  с помощью методик, использовавшихся на констатирующем этапе работы.  Далее представлен сравнительный анализ по контрольной и экспериментальной группе.

  1. «Социометрия» Р.С. Немова. Сравнительные результаты  контрольной и экспериментальной группы  показали, что число учащихся, которые относятся к категории «Отвергаемые» в контрольной группе составляет 5 человек (38%), а в экспериментальной 3 человека (23%). К категории «Предпочитаемые» – в контрольной группе относятся 8 человек (62%), в экспериментальной 10 человек (77%). Полученные результаты данной методики позволяют сделать вывод об эффективности проведенной работы. На рисунке 3 отображаются сравнительные показатели по контрольной и экспериментальной группе.
  2. Тест «Оценка коммуникативных умений» под редакцией А.Н). Карелиной показал, что в контрольной группе 6 человек (46%)  проявляют достаточное внимание к собеседнику, 4 человека (33%) проявляют равнодушие к собеседнику, обладают недостаточной способностью устанавливать доверительную атмосферу в процессе беседы, 3 человека (21%) критически относятся к высказываниям собеседника.  Анализ результатов экспериментальной группы показал, что 8 человек (64%)  из 13 проявляют достаточное внимание к собеседнику, 2 человека (15%) из 13 проявляют равнодушие к собеседнику, не обладают способностью поддержать доверительную атмосферу в ходе беседы, 3 человека (21%) проявляют критику к высказываниям собеседника. 

Сравнительный анализ по данному тесту представлен в таблице 1.

 

Рис.3 Сравнительный  анализ уровня развития межличностных отношений подростков в контрольной и экспериментальной группе после занятий по Арт – терапии

 

Группа 

Степень проявления коммуникативных умений

Достаточное внимание к собеседнику

Критика к высказываниям  собеседника

Равнодушие  к высказываниям собеседника

Экспериментальная

(13 человек)

8 (64%)

2 (15%)

3 (21%)

Контрольная

(13 человек)

6 (46%)

3 (21%)

4 (33%)

Информация о работе Арт-терапия как средство развития межличностных отношений подростков