Арт-терапия как средство развития межличностных отношений подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:05, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Следует соотнести понятия «общение» и «отношение». Общение достаточно широко использовалось в контексте деятельностного подхода и само рассматривалось как особый вид деятельности.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ....проверка.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

 

Табл. 1 Сравнительный  анализ по тесту «Оценка коммуникативных умений»

 

 

Анализ полученных результатов в процентном соотношении по тесту «Оценка коммуникативных умений» показан на рисунке 4.

Рис. 4 Сравнительный  анализ уровня развития межличностных  отношений подростков в контрольной  и экспериментальной группе  после  занятий по Арт – терапии 

С помощью критерия Фишера статистически были сопоставлены две выборки (в данном случае контрольная и экспериментальная группы) по частоте встречаемости исследуемого эффекта, в нашем случае для проверки эффективности проведенных занятий по арт–терапии с целью развития межличностных отношений подростков. Описание результата подсчета по критерию Фишера представлено в приложении 1.

Доля лиц, у  которых проявляется исследуемый  эффект, в выборке по экспериментальной группе больше, чем в выборке по контрольной группе.

Сравнительное исследование уровня развития межличностных отношений подростков проведенное после занятий по арт–терапии и  значение, которое было получено с помощью применения методов математической обработки данных подтверждает эффективность проведенных занятий.

Полученные в результате исследования данные показали, что учащиеся в ходе работы получили возможность выразить мысли и чувства,  выразить негативные эмоции в социально приемлемой манере, арт–терапия позволила работать с мыслями и чувствами, которые казались непреодолимыми, позволила развить социальные навыки, усилить ощущение собственной личностной ценности, повысить самооценку, повысить художественную компетентность, реализовать способность к творчеству.

Таким образом, анализ результатов контрольного этапа работы позволяет судить о том, что арт–терапия является эффективным средством развития межличностных отношений подростков, с помощью создания ситуаций, способствующих снятию негативного эмоционального напряжения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Выводы по третьей главе
  1. Для изучения уровня развития межличностных отношений подростков были использованы следующие методики: «Социометрия» (Р.С. Немова), направленная на изучение индекса групповой сплоченности, и тест «Оценка коммуникативных умений» (А.Н. Карелиной), направленный на изучение оценки собеседника, определение его сильных и слабых сторон, умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника.
  2. По «Социометрии» были получены следующие результаты: 26 человек (35%) – относятся к категории «Отвергаемые», 49 человек (65%) – относятся к категории «Предпочитаемые». Анализ теста «Оценка коммуникативных умений» показал, что: 55 человек (73%) проявляют достаточно внимания к собеседнику. 14 человек (19%) в процессе беседы проявляют равнодушие к проблемам собеседника, обладают недостаточной способностью установить доверительную атмосферу, которая сопровождает беседу. 6 человек (8%) в ходе беседы критически относятся к высказываниям собеседника.
  3. Исходя из полученных данных, по представленным методикам, нами была разработана и реализована  опытно – экспериментальная работа по развитию межличностных отношений подростков с помощью Арт – терапии. Для проведения и, в дальнейшем, проверки эффективности осуществляемой работы нами были определены контрольная и экспериментальная группы.
  4. Реализация работы осуществлялась в экспериментальной группе с помощью установления доверительной и поддерживающей атмосферы,  способствующей раскрытию положительных качеств участников, развитию понимания и сопереживания. Каждое занятие было направлено на то, чтобы помочь участникам снять барьер, препятствующий проявлению эмоций и чувств, дать возможность самовыражения, обучить навыкам самоорганизации. В ходе занятий подростки учились проявлять свои переживания и принимать переживания других, открывали свои внутренние ресурсы и сильные стороны.
  5. Повторная диагностика, проведенная после реализации опытно–экспериментальной работы, показала, что уровень развития межличностных отношений улучшился, о чем свидетельствуют данные по методикам «Социометрия» – к категории «Отвергаемые» в контрольной группе составляет 5 человек (38%), а в экспериментальной 3 человека (23%). К категории «Предпочитаемые» – в контрольной группе относятся 8 человек (62%), в экспериментальной 10 человек (77%).   тест «Оценка коммуникативных умений» показал, что в контрольной группе 6 человек (46%)  проявляют достаточное внимание к собеседнику, 4 человека (33%) проявляют равнодушие к собеседнику, обладают недостаточной способностью устанавливать доверительную атмосферу в процессе беседы, 3 человека (21%) критически относятся к высказываниям собеседника.  Анализ результатов экспериментальной группы показал, что 8 человек (64%)  из 13 проявляют достаточное внимание к собеседнику, 2 человека (15%) из 13 проявляют равнодушие к собеседнику, не обладают способностью поддержать доверительную атмосферу в ходе беседы, 3 человека (21%) проявляют критику к высказываниям собеседника. 
  6. Сравнительный анализ  проведенного исследования показал, что занятия по Арт – терапии  позволяют подросткам эффективно взаимодействовать друг с другом, открывать и познавать  не только свой внутренний мир, но и внутренний мир других участников группы.
  7. Следовательно, занятия по Арт – терапии помогают изменить  отношения в группе, способствуют развитию межличностных отношений подростков при создании атмосферы, способствующей снятию негативного эмоционального напряжения.  

 

 

Выводы

1. Под межличностными отношениями будем понимать субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

2. На основании формирования межличностных отношений человек определяет свое статусное положение, авторитет, целеустремленность. Для того чтобы достигнуть уважения нужно разобраться в своем внутреннем мире, который никак не сопоставим с внутренним миром другого человека. Разобравшись в себе, можно адекватно воспринимать партнера по общению и закладывать «крепкий фундамент» для формирования каких-либо взаимоотношений, что не может не отразиться на будущем человека.

3. Отношения подростка к своим сверстникам сложно и многообразно. Эти отношения уже заметно различаются по степени близости: у подростка могут быть просто товарищи, близкие товарищи и друг. Чем старше подросток, тем больше появляется требований к его личности. Различие отношений не воспринимается пассивно. Подростки сами строят свои отношения, они очень активны по отношению друг к другу, т.е. высказывают претензии, объясняют причины и мотивы собственных поступков, спорят, соглашаются, идут на уступки, чтобы сохранить отношения.

4. Для сближения ребят важно сходство интересов и любимых занятий. Обычно каждый старается приобщить другого к своим занятиям. Подросток легко заражается интересами симпатичного ему сверстника. Развитие внутренней жизни подростка рождает у него потребность в личном друге, с которым можно всем поделиться и обо всём посоветоваться, у которого можно найти помощь и поддержку. У многих друзей – подростков общие не только интересы и занятия, но и мечтания, планы на будущее, задачи самовоспитания и самообразования. С возрастом всё важнее становится «родство душ» - общность внутренней жизни, взаимное понимание, совпадение личных ценностей, стремлений, точек зрений по важным вопросам.

  1. Под арт–терапией понимается забота о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества. Арт–терапия, опираясь на психоаналитическое понимание процесса психического развития и творческой активности в значительной мере связывает ее терапевтические возможности с тем, что в процессе занятий рисованием у подростка происходит организация психических процессов и постепенный переход от относительно примитивных форм психической деятельности к более сложным и эффективным.
  2. Изобразительную деятельность подростка невозможно рассматривать в отрыве от его потребностей в общении и укреплении значимых для него внешних связей. Во многих случаях изобразительная деятельность выступает важнейшим инструментом коммуникации подростка, позволяя ему восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения с внешним миром. Присутствие рядом психолога в ходе занятий ребенка изобразительной деятельностью позволяет раскрыть ее коммуникативный потенциал и служит удовлетворению его потребностей в общении и коррекции нарушенных отношений.
  3. Арт–терапевтический творческий процесс является источником новых позитивных переживаний подростка, связанных с изучением и реализацией возможностей творческой экспрессии, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения.
  4. Исцеляющий эффект художественного творчества   достигается благодаря отвлечению от наболевшего и созданию положительного настроя.
  5. Для изучения уровня развития межличностных отношений подростков были использованы следующие методики: «Социометрия» (Р.С. Немова), направленная на изучение индекса групповой сплоченности,  и тест «Оценка коммуникативных умений» (А.Н. Карелиной), направленный на изучение оценки собеседника, определение его сильных и слабых сторон, умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника.
  6. По «Социометрии» были получены следующие результаты: 26 человек (35%) – относятся к категории «Отвергаемые», 49 человек (65%) – относятся к категории «Предпочитаемые». Анализ теста «Оценка коммуникативных умений» показал, что: 55 человек (73%) проявляют достаточно внимания к собеседнику. 14 человек (19%) в процессе беседы проявляют равнодушие к проблемам собеседника, обладают недостаточной способностью установить доверительную атмосферу, которая сопровождает беседу. 6 человек (8%) в ходе беседы критически относятся к высказываниям собеседника.
  7. Исходя из полученных данных, по представленным методикам, нами была разработана и реализована  опытно – экспериментальная работа по развитию межличностных отношений подростков с помощью Арт – терапии. Для проведения и, в дальнейшем, проверки эффективности осуществляемой работы нами были определены контрольная и экспериментальная группы.
  8. Реализация работы осуществлялась в экспериментальной группе с помощью установления доверительной  и поддерживающей атмосферы,  способствующей раскрытию положительных качеств участников, развитию понимания и сопереживания. Каждое занятие было направлено на то, чтобы помочь участникам снять барьер, препятствующий проявлению эмоций и чувств, дать возможность самовыражения, обучить навыкам самоорганизации. В ходе занятий подростки учились проявлять свои переживания и принимать переживания других, открывали свои внутренние ресурсы и сильные стороны.
  9. Повторная диагностика, проведенная после реализации опытно – экспериментальной работы, показала, что уровень развития межличностных отношений улучшился, о чем свидетельствуют данные по методикам «Социометрия» – к категории «Отвергаемые» в контрольной группе составляет 5 человек (38%), а в экспериментальной 3 человека (23%). К категории «Предпочитаемые» – в контрольной группе относятся 8 человек (62%), в экспериментальной 10 человек (77%).   тест «Оценка коммуникативных умений» показал, что в контрольной группе 6 человек (46%)  проявляют достаточное внимание к собеседнику, 4 человека (33%) проявляют равнодушие к собеседнику, обладают недостаточной способностью устанавливать доверительную атмосферу в процессе беседы, 3 человека (21%) критически относятся к высказываниям собеседника.  Анализ результатов экспериментальной группы показал, что 8 человек (64%)  из 13 проявляют достаточное внимание к собеседнику, 2 человека (15%) из 13 проявляют равнодушие к собеседнику, не обладают способностью поддержать доверительную атмосферу в ходе беседы, 3 человека (21%) проявляют критику к высказываниям собеседника. 
  10. Сравнительный анализ  проведенного исследования показал, что занятия по Арт – терапии  позволяют подросткам эффективно взаимодействовать друг с другом, открывать и познавать  не только свой внутренний мир, но и внутренний мир других участников группы.
  11. Следовательно, занятия по Арт – терапии помогают изменить  отношения в группе, способствуют развитию межличностных отношений подростков при создании атмосферы, способствующей снятию негативного эмоционального напряжения.  

 

 

 

 

Заключение

В ходе нашего исследования была поставлена цель – изучить возможность использования арт–терапии  в работе с нарушениями  межличностных отношений подростков. Для реализации цели были  достигнуты поставленные задачи.

В ходе теоретического анализа представленной проблемы нами были выявлены понятия межличностных отношений и арт–терапии. Под межличностными отношениями мы понимаем субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Арт–терапия – забота о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества.

Арт-терапевтические техники дают возможность безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям.

Для изучения уровня развития межличностных отношений подростков был проведен диагностический комплекс, включающий в себя «Социометрию» (Р.С. Немов) и тест «Оценка коммуникативных умений» (под ред. А.Н. Карелиной). Данные методики проводились на констатирующем этапе нашего исследования, в результате которого была выявлена категория учащихся, которые нуждаются в развитии межличностных отношений. На основе анализа полученных данных была составлена и реализована опытно–экспериментальная работа по Арт–терапии как средства развития межличностных отношений подростков.

Сравнительный анализ, направленный на проверку эффективности проведенной опытно–экспериментальной работы показал, что Арт-терапия способствует развитию межличностных отношений подростков, помогает  развить навыки эффективного общения, повысить коммуникативные навыки, улучшить эмоциональный климат в группе, способствует стремлению к  конструктивному разрешению конфликтов, безопасному проявлению своих эмоций.

Проведенные занятия  представили богатое содержание арт-терапевтической работы, каждый участник смог проявить свою индивидуальность, творческие способности и получить положительный эмоциональный настрой. Арт–терапия позволяет сформировать творческое отношение к жизни, умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена, и занятия по Арт – терапии  способствуют развитию межличностных  отношений подростков, через создание ситуации, способствующей снятию негативного  эмоционального напряжения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288с.
  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Уч. пособие для вузов. – М.; Екатеринбург: Аспект Пресс; Деловая книга, 2000. – 823с.
  3. Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций  /  Автор: Копытин А.И. / Свистовская Е.Е./ Год издания и номер журнала: 2007, №4
  4. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии./ М.: Из-во ЭКСМО – Пресс. 2002. С. 256: ил.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.-446 с.
  6. Бурно Е. М. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина. 1989. С.303.
  7. Выготский Л. С. Психология искусства / [Предисл. А.Н. Леонтьева; Ред. В.Иванов]. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство. 1968.С. 576.
  8. Гантт Л. Арт – терапевтические исследования // Исцеляющее искусство: журнал по Арт – терапии.1998. №3, Т. II. С. 24-36.
  9. Грегг М. Ферс. Тайный мир рисунка / Перевод с англ. СПб.: 2000.
  10. Киселева М.В. Арт – терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми: пособие / М.В. Киселева СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
  11. Колошина Т. Ю. Трусь А. А. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование. Практическое пособие для тренера /СПб.: Издательство «Речь», 2010. – 189 с.
  12. Копытин А.И. Арт-терапия - новые горизонты / Под ред. А.И.Копытина. - М.: Изд. «Когито-Центр», 2006. - 336с.
  13. Копытин А.И. Основы Арт – терапии: учебник/ А.И.  Копытин СПб.: Питер, 1999.
  14. Копытин А.И. Системная Арт – терапия: учебник/ А.И. Копытин СПб.: Питер, 2001. - 224 с.
  15. Лебедева Л. Д. Арт – терапия в педагогике // Педагогика. 2000. № 9, С. 27-34.
  16. Лебедева Л. Д. Педагогические основы арт-терапии: [Монография]./ СПб.:ЛОИРО, 2000. С. 200.
  17. Мир детства: Подросток/Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1982. – 432 с.
  18. Мухина В.С. Возрастная психология// М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
  19. Мясищев В.Н. Психология отношений. / Под.ред. А.А. Бодалева. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. – 368 с.
  20. Наумова, Т. Лечение души через искусство / Т. Наумова // Народная школа. – 2003. – № 1.
  21. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – Кн.2: Психология образования. – М.: Просвещение. 1997. – 608 с.
  22. Основы коррекционной педагогики/ сост. Л.Д. Гонеев, Л.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева: Под.ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
  23. Попова Н.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии// М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.
  24. Практикум по арт – терапии / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2000. С.444.
  25. Психология/ Сост. И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан: Под. ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 464 с.
  26. Психологические тесты/ Под. ред. А.А. Карелиной: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Т.2. – 248 с.
  27. Психология развивающейся личности/ Под ред. А.В. Петровского. - М., 1987.
  28. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб:Питер, 1999. С.752.
  29. Ремшмидт Х. Психология взросления. Подросток и семья, хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. –М.: 2002.
  30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн// М.: Владос, 1998.
  31. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. [Пер. с англ. А. Голубев] / К. Рудестам. – М. : Прогресс, 1990.
  32. Сгурская Л.В. Межличностные взаимоотношения учащихся и их изучение. - Калининград, 1996.
  33. Словарь практического психолога/ Под ред. С.Ю.Головина – Минск: Харвест, 1998. – 500 с.
  34. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ. М., 1999.
  35. Соснин В.А. Социальная психология// М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2004. – 336 с.
  36. Сусанина И. В. Введение в арт-терапию: учебное пособие. / М.: 2007.
  37. Шоттенлоэр, Г. Рисунок и образ в терапии / Г. Шоттенлоэр. – СПб., 2001.
  38. Юнг К. Архетип и символ: [Перевод]. М.: Ренессанс, 1991. С. 297.
  39. Ялом И. Д. Теория и практика групповой психотерапии: [Пер. с англ.]. СПб.:Питер, 2000. С. 640.
  40. Lowenfeld, Victor. The Nature of Creative Activity. New York: Harcourt Brace, 1939

 

 

 

 

Приложение 1

Критерий Фишера предназначен для сопоставления  двух выборок по частоте встречаемости  интересующего исследователя эффекта.

Критерий оценивает  достоверность различий между процентными  долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект.

Суть углового преобразования Фишера состоит в  переводе процентных долей в величины центрального угла , который измеряется в радианах. Большей процентной доле будет соответствовать больший  угол φ, а меньшей доле - меньший угол, но соотношения здесь не линейные: φ = 2*arcsin(), где P - процентная доля, выраженная в долях единицы.

При увеличении расхождения между углами φ1 и  φ2 и увеличения численности выборок  значение критерия возрастает. Чем  больше величина φ*, тем более вероятно, что различия достоверны.

В качестве гипотез  критерия Фишера выделяют:

H0: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 не больше, чем в выборке 2.

H1: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2.

При подсчете было установлено, что φ*эмп = 2,319. Полученное эмпирическое значение φ* находится  в зоне значимости. Н0 отвергается,  H1:

 


Информация о работе Арт-терапия как средство развития межличностных отношений подростков