Аспекты развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:46, контрольная работа

Описание работы

Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, для педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятия "развитие". Развитие личности - одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. В науке есть формула: человеком рождаются, личностью становятся. Следовательно, личностные качества приобретаются в процессе развития. Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств; психологи называют их новообразованиями.

Содержание работы

Теоретическая часть
1.1. Развитие личности и его факторы
1.2. Этапы развития личности
Практическая часть
2.1. Процесс развития личности на собственном примере
2.2. Противоречия в развитии личности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Заказ 1062 Развитие личности.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

Л.С. Выготский (1896-1934) выделил  два уровня развития детей:

· уровень актуального  развития: отражает особенности психических  функций ребенка, сложившихся на сегодняшний день;

· зона ближайшего развития: отражает возможности значительно  больших достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.

Л.С. Выготский обосновал  закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать  не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и "зоне его ближайшего развития".

Воспитание, идущее впереди развития вверх - признается, а по прямой - нет. Поэтому задача воспитания состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перейдет в зону актуального развития, способствовать развитию организма, индивидуальности и личности ребенка. Ребенка мы не просто переставляем со ступеньки на ступеньку, ребенок занимает активную жизненную позицию. Воспитание играет решающую роль в развитии личности, оно оказывает влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работах над собой, то есть в саморазвитии.

Личность вовсе не является продуктом только внешних влияний. Свою биографию она во многом "пишет" сама, проявляя самостоятельность и  субъективную активность. В известной  мере каждый человек сам делает свою жизнь, сам определяет линию и стиль своего поведения. Он не является простой "калькой" внешних условий среды, а выступает как результат индивидуального взаимодействия со средой. К влияниям и воздействиям среды человек относится избирательно, принимая одно и отвергая другое. Более того, человек активно воздействует на среду, изменяет, преобразует ее, приспосабливая к своим нуждам и потребностям. Изменяя среду, он одновременно изменяется и сам, овладевая новыми навыками, знаниями и умениями. С помощью лопаты и экскаватора, например, человек выполняет одну и ту же работу. Однако землекоп не может просто бросить лопату и пересесть в кабину экскаватора. Он должен научиться пользоваться новой техникой, овладеть навыками обращения с нею. Иначе говоря, человек - не только объект воздействия извне, но и субъект, творец своей собственной жизни, своего развития.

Развитие личности включает в себя развитие разных ее сторон. Это и физическое, и интеллектуальное, и политическое, и правовое, и  нравственное, и экологическое, и  эстетическое развитие. Причем, развитие разных сторон ее происходит с неодинаковой скоростью, неравномерно. Одни стороны ее в течение тех или иных исторических периодов могут развиваться быстрее, а другие медленнее. Так, физически современный человек мало чем отличается от того, который жил 50 тысяч лет назад, хотя физическое развитие организма человека в это время также происходило. Развитие же его интеллекта, разума за это время было поистине колоссальным: от примитивного первобытного состояния мышление сделало гигантский скачок вперед, достигнув высот современного уровня. Возможности разума человека в этом отношении безграничны. Как, впрочем, не имеет границ и развитие личности в целом.

Межнаучный анализ проблемы развития личности приводит педагогику к следующим выводам методологического характера. Педагогический процесс следует рассматривать как основной фактор формирования личности, что ведет к разработке относительно новой парадигмы в образовании, обновления всех компонентов педагогического процесса. Такая парадигма получила в науке название личностно-ориентированного образования. Разработка такого взгляда требует как от ученых, так и от педагогов-практиков опоры на названные выше подходы: системный, личностный, деятельностный, технологический.

Анализ педагогического процесса в свете теории развития личности ведет к утверждению субъект-субъектных отношений между учителем и учеником, что характеризует современную педагогику как гуманистическую. Личностная ориентация педагогического процесса обязывает видеть воздействие образования не только на ученика, но и на учителя, личность которого также развивается в педагогической деятельности, что определяет ряд проблем в подготовке и профессиональном росте педагог.

1.2. Этапы развития личности

Весь процесс  развития личности можно разбить на несколько этапов в соответствии с возрастом ребенка:

  • ранний детский (0-3)
  • дошкольное и школьное детство (4-11)
  • отрочество (12-15)
  • юность (16-18)

Предпосылки к развитию личности заложены в организме  ребенка еще до его рождения –  это так называемые перинатальные (пренатальные) матрицы. Теорию базовых перинатальных матриц разработал Станислав Гроф. Согласно этой теории переживание будущим ребенком беременности и родов, а также события послеродового периода фиксируются у ребенка в виде четырех основных матриц, которые в дальнейшем влияют на развитие личности ребенка.

У желанных детей, которые  родились естественным путем и не испытывали родовых травм жизненный  потенциал, способности к адаптации, активность выше, чем у детей, испытывавших трудности во время беременности и родов.

Новорожденный малыш сразу  же вступает в контакт с внешним  миром: мама, врачи, медсестры. И хотя он еще не умеет выражать свои эмоции, он уже начинает познавать мир, его  личность начинает развиваться.

В возрасте до трех лет ребенок воспитывается в семье и его взаимоотношения с этой социальной группой оказывают на развитие личности огромное влияние. Если в семье превалирует дух сотрудничества, доброжелательность, взаимопонимание, то личность ребенка складывается как человека заботливого, нежного, умеющего признавать свои промахи и отвечать за них.

Ребенок проходит три фазы развития личности:

  • адаптация (освоение простейших навыков, овладение языком);
  • индивидуализация (противопоставление себя окружающим, выделение своего «Я»);
  • интеграция (управление поведением, способность подчиняться взрослым, «управление» взрослыми).

Если к следующему возрастному периоду у ребенка  не завершилась фаза интергации предыдущего, то формируются предпосылки для  кризиса развития личности. Типичный пример кризиса развития личности – это «кризис трехлетнего возраста».

В дошкольном возрасте еще  одной значимой с точки зрения развития личности социальной группой  становится коллектив. Как правило, это коллектив детского сада. На развитие личности ребенка влияют его взаимоотношения не только со сверстниками, но и с воспитателями. Ребенок усваивает нормы дисциплины, взаимодействия с окружающими.

Находясь в фазе индивидуализации этого возрастного периода, ребенок  стремится выделиться в коллективе либо за счет позитивного представления себя в различных видах деятельности, либо за счет шалостей и проказ. В этой фазе оценка воспитателя для ребенка так же важна, как и оценка родителей.

В младшем школьном возрасте ребенок так же проходит все три  фазы развития личности, как и в предыдущем возрастном периоде. Ребенок входит в новую социальную группу, немалое значение теперь для него имеет оценка учителя.

Подростковый период в  развитии личности отличается тем, что  ребенок не переходит в новую  группу, изменяется сама группа. Для ребенка в этом возрасте значение приобретают разные внешкольные занятия, общение с компанией сверстников. Мнение сверстников может быть более авторитетным, чем мнение учителей и родителей.

В подростковом возрасте дети часто переживают еще один кризис развития личности, который спровоцирован слишком быстрыми изменениями социально-психологической структуры группы, в которой они находятся. Для кризиса этого возраста характерен дух противоречия, стремление все сделать по-своему, приобретать собственный опыт удач и промахов.

К 18 годам, как правило, личность ребенка сформирована полностью. Кардинально изменить уже сложившуюся  личность нельзя, можно лишь помочь ребенку корректировать его поведение. Поэтому так важно своевременно привить ребенку морально-этические ценности, обучить его нормам поведения и человеческих взаимоотношений тогда, когда личность ребенка еще развивается.

 

2. Практическая часть

2.1. Процесс развития личности на собственном примере

 

Процесс развития личности подчинен психологическим закономерностям, которые воспроизводятся относительно независимо от особенностей той группы, в которой он протекает: в начальных классах школы, и в новой компании, и в производственной бригаде, и в воинском подразделении, и в спортивной команде. Они вновь и вновь будут повторяться, но каждый раз наполняясь новым содержанием. Их можно назвать фазами развития личности. Этих фаз три.

Итак, первая фаза становления личности. Человек  не может осуществить свою потребность  в персонализации раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные и др.) и не овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие ее члены.

Это достигается (одними более, другими менее успешно), но, в конечном счете, при переживании некоторой утраты своих индивидуальных отличий. Ему может показаться, что он полностью растворен в "общей массе". Происходит нечто вроде временной потери личности. Но это его субъективные представления, потому что фактически человек зачастую продолжает себя в других людях своими деяниями, имеющими значение именно для других людей, а не только для него самого. Объективно он уже на этом этапе может при известных обстоятельствах выступить для других как личность.

Вторая фаза порождается  обостряющимся противоречием между необходимостью "быть как все" и стремлением человека к максимальной персонализации. Что же, приходится искать средства и способы для осуществления этой цели, для обозначения своей индивидуальности.

Например, если некто попал  в новую для него компанию, то он, по-видимому, не станет пытаться сразу в ней выделиться, а прежде попробует усвоить принятые в ней нормы общения, то, что можно назвать языком этой группы, допустимую в ней манеру одеваться, общепринятые в ней интересы, выяснит, кто для него друг, а кто враг.

Но вот, справившись, наконец, с трудностями адаптационного периода, поняв, что для этой компании он "свой", иногда смутно, а иногда остро он начинает осознавать, что, придерживаясь  этой тактики, он как личность в какой-то мере себя утрачивает, потому что другие не могут в этих обстоятельствах его разглядеть. Не разглядят из-за его неприметности и "похожести" на любого.

Третья фаза - интеграция - определяется противоречиями между  уже сложившимися стремлением человека быть идеально представленным в других своими особенностями и потребностью окружающих принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют их общему успеху и т.д.

В результате эти выявившиеся  отличия у одних (смекалка, юмор, самоотверженность и т. п.) принимаются и поддерживаются, а у других, демонстрирующих, например, цинизм, лень, стремление свои ошибки свалить на другого, наглость, могут встретить активное противодействие.

В первом случае происходит интеграция личности в группе. Во втором, если противоречия оказываются неустраненными, - дезинтеграция, имеющая следствием вытеснение личности из группы.

Подводя итог, можно сказать, что на этих этапах произошло, как  социальное, так и психологическое  развитие личности.

 

2.2. Противоречия в развитии личности

 

Процесс развития личности связан с проявлениями и действием разнообразных противоречий. Сначала эти противоречия являются внешними (между организмом и средой), а впоследствии и внутренними (между  различными сторонами психики или личности). Во всех возрастных периодах наблюдаются различия между новыми потребностями, целями, стремлениями личности уровнем удовлетворения этих потребностей. Мотивационный аспект развития личности всегда опережает операционный и содержательный. Например, дошкольники стремятся участвовать в окружающей жизни, но их возможности ограничены. Это стремление побуждает к активности, а, следовательно, к развитию.

Существуют  диалектические противоречия между  духовным и телесным, духовным и материальным, моральным и аморальным, ответственным и безответственным. Таковы противоречия развития индивида. Как известно, часто образ жизни перестает удовлетворять человека и отстает от его возможностей. Тогда возникает стремление расширить взаимоотношения, изменить условия, должность, место работы. Перспективные жизненные цели, планы, которые появляются в личности, порождают различия между ожидаемым будущим и его настоящим. Все это стимулирует развитие.

Диалектическим  является переход от перцептивного  к мыслительному познанию ребенком предметов и явлений, от способности человека аналитически выделять различные признаки объектов к синтетическому их отображению. Эти противоречия разрешаются в процессе познания, экспериментов, усвоения новых действий, операций.

Внутренние противоречия проявляются в становлении потребностей, мотивов деятельности, черт личности, в развитии эмоций. Как известно, одной из характеристик эмоций является полярность (уверенность - сомнение). Единство и решения этих противоречий является важным условием эмоционального развития личности.

Диалектика свойственна  развитию волевой регуляции поведения  личности, становлению ее самостоятельности, нравственной свободы. Уже у малышей, например, стремление к самостоятельности  сочетаются с отзывчивостью на требования взрослого.

Информация о работе Аспекты развития личности