Беседа как метод исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:56, реферат

Описание работы

Одной из наиболее существенных проблем дошкольного образования является проблема разработки и использования активных методов обучения. С этой точки зрения словесные методы в сочетании с наблюдениями и другими видами детской деятельности имеют большое значение в работе с детьми. Одним из самых эффективных словесных методов является беседа – целенаправленное обсуждение вместе с детьми каких-либо явлений, событий, проблем. Беседу целесообразно использовать при взаимодействии с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Беседа. Её значение в воспитательно-образовательном процессе детского сада 3-7
Классификация бесед 7-8
Правила и недостатки бесед 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 9

Файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования

«Могилёвский  государственный университет имени  А.А.Кулешова»

 

 

 

 

БЕСЕДА  КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по Основам научно-исследовательской работы в ВУЗе

студента ДО(5) -21,

Тишковой Марины Николаевны

Научный руководитель

канд. пед. наук, доцент

Дедулевич М.Н.

 

 

 

 

         Могилёв 

           2013г.

                                             ПЛАН

  1. Беседа. Её значение в воспитательно-образовательном процессе детского сада                                3-7
  2. Классификация бесед         7-8
  3. Правила и недостатки бесед           8
  4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                       9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Беседа. Её значение в воспитательно-образовательном процессе детского сада

Одной из наиболее существенных проблем дошкольного образования является проблема разработки и использования активных методов обучения. С этой точки зрения словесные методы в сочетании с наблюдениями и другими видами детской деятельности имеют большое значение в работе с детьми. Одним из самых эффективных словесных методов является беседа – целенаправленное обсуждение вместе с детьми каких-либо явлений, событий, проблем. Беседу целесообразно использовать при взаимодействии с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Как показывает практика, этот метод обучения сравнительно мало задействован в дошкольных учреждениях.

Воспитателей обычно затрудняют следующие аспекты ведения беседы: какой программный материал целесообразно  давать путём беседы; как удержать до конца беседы внимание детей и не дать им уклониться от обсуждаемых вопросов; как вовлечь всех в активное участие в беседе.

Вопросы, связанные с методикой  организации беседы, в разное время  и с разных позиций неоднократно освещались в педагогической литературе.

Разработанный ещё в глубокой древности Сократом и Платоном метод  беседы применялся при обучении юношей риторике и логике. Позднее он стал использоваться в школьном обучении, а со временем Я.А.Коменского и И.Г.Песталоцци встал вопрос и о применении бесед в дошкольном воспитании.

Большое значение беседе придавала  Е.И.Тихеева. Она считала её одним  из ценнейших приёмов развития речи, подразумевая под беседой организованное, планово проводимое занятие, цель которого – углубить, уточнить и систематизировать представления и знания детей. «Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык, если тема беседы соответствует их интересам и психике», - пишет она в своей книге «Развитие речи детей».

Беседа с детьми дошкольного  возраста является прежде всего средством  систематизации и уточнения представлений, полученных в процессе повседневной жизни, в результате наблюдений, общения  и деятельности. Вовлекая ребёнка  в беседу, воспитатель помогает ему полнее и глубже воспринять действительность, обращает его внимание на то, что недостаточно осознаётся им; в итоге знания становятся чётче, осмысленнее.

В беседе взрослый, своими вопросами  направляя мысль детей в определённое русло, наталкивает их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего ума это крайне важно. Ценность беседы именно в том и состоит, взрослый учит ребёнка логически мыслить, рассуждать, поднимает сознание ребёнка с конкретного способа мышления на более высокую степень – ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки к школьному обучению. Но в этом же и большая трудность беседы как для ребёнка, так и для воспитателя: научить самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать готовые знания (поэтому многие воспитатели охотнее рассказывают и читают детям, чем беседуют с ними). С развитием мышления тесно связано и развитие речи. В беседе воспитатель учит ребёнка ясно выражать свои мысли в слове, развивает умение слушать собеседника. Следовательно, беседа имеет важное значение не только для углубления знаний, но и для развития связной речи, для выработки навыков вести речь в коллективе.

В беседе воспитатель объединяет детей общим интересом, пробуждает их интерес друг к другу. В беседе опыт одного ребёнка делается общим достоянием. Так вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями. С одной стороны, в беседе развивается активность ребёнка,  с другой – способность к сдержанности. Таким образом, беседа является ценным методом не только умственного, но и социально-нравственного воспитания.

Прежде чем организовывать беды, педагогу надо решить весьма важный вопрос: какое программное содержание целесообразно давать детям методом беседы?

Неудачи воспитателей часто  объясняются тем, что они путём беседы стараются сообщить детям новый и к тому же сложный материал. А ведь высказывать свои суждения о сложных, мало знакомых явлениях трудно даже взрослому человеку, имеющему богатый жизненный опыт. Поэтому новый материал разумнее давать детям в повествовательной форме, используя при этом приём дробления информации. Суть приёма состоит в следующем: новая информация даётся небольшими частями – сегментами: воспитатель сначала на занятии даёт только одну порцию нового, а затем в процессе беседы, опираясь на субъективный опыт детей, обогащает их новыми знаниями. Чем успешнее применяется этот приём или на занятии, или в процессе беседы, тем точнее и легче детям понять и усвоить новый материал.

Беседы лишь тогда протекают  живо и непринуждённо, будят мысли, удерживают внимание и оставляют глубокий след в сознании, когда материал, ради усвоения которого проводится беседа, близок и доступен ребёнку. При этом педагог должен понимать: понятие близкого и доступного по отношению к детям в последние годы претерпело существенные изменения. Педагоги прошлого считали возможным обращать внимание детей на такие вещи и, следовательно, беседовать с ними лишь о таких вещах, которые их непосредственно окружают. Так, Песталоцци рекомендовал начинать беседы с детьми с анализа их собственного тела. В сборнике под редакцией Л.К. Шлегер и С.Т. Шацкого представлен материал для бесед, касающейся исключительно природной тематике (растения. животные, сезонные явления); при этом авторы исходили из того, что говорить можно лишь о том, что «дети видели, видят, могут увидеть каждый момент», «говорить же о том, что они не могут видеть, нельзя». Е.И. Тихеева тоже рекомендовала отправляться от предметов непосредственно воздействующих на внешние чувства детей. «Материалом для таких упражнений могут служить предметы, находящиеся в комнате, части человеческого тела, предметы питания, одежды, всё, что находится в поле, саду, животные, растения, поскольку они знакомы детям». Таким образом, основной принцип отбора тем для бесед с ребёнком – это то, что непосредственно окружает его в жизни.

Несомненно, с ребёнком надо, прежде всего, говорить о знакомом и  близком ему, потому, что чувственный  опыт ребёнка и сопровождающее этот опыт поясняющее слово взрослого  формируют конкретные познания действительности. Но не надо забывать, что современные дети живут в информационно насыщенном мире. Телевидение, радио, компьютер, детская познавательная литература, газеты, журналы, богатая общественная жизнь, которую современный ребёнок наблюдает непосредственно на улице, - всё это достаточно рано раздвигает умственные горизонты нынешнего дошкольника, расширяет круг его представлений и понятий, будит новые интересы. Поэтому в наших условиях с детьми старшего дошкольного возраста, возможно, беседовать о таком содержании, с которым он в своём ближайшем окружении не сталкивался, в том числе о незнакомом и далёком (конечно, знания, полученные в этих беседах, будут самыми элементарными, но бесполезными они не окажутся).

Итак, чем младше ребёнок, тем больше беседы должны быть связаны с его непосредственными наблюдениями. С детьми до пяти лет тематика бесед должна быть очень конкретной и касаться самых близких им явлений и предметов. А вот беседа со старшими дошкольниками, например, о стуле заранее обречена на неудачу: дети 5-7 лет не раз видели стул, его спинку, ножки, сиденье, и беседа, расчленяющая это хорошо знакомый им предмет на части, ничего в сознание ребёнка не прибавит. Незачем делать предметом обсуждения то, что и так уже освоено!

Важно, чтобы  воспитатель, опираясь в беседе на субъективный опыт детей и на ранее усвоенные ими знаниями, сумел пробудить активную работу мысли, способствовал выработке самостоятельных суждений, формировал целостную картину окружающего мира и осознанное отношение к обсуждаемым явлениям.

Часто беседа превращается в стержень, вокруг которого объединяется вся работа с детьми: предварительно проводятся наблюдения и экскурсии, рассматриваются иллюстрации, чтобы дать пищу для беседы; после неё полученная информация обязательно закрепляется в рисовании, лепке, изготовление макетов, заучивание стихов, песен, чтение и рассказов. Даже игры порой подчиняются общей теме, которая не теряет своей актуальности несколько дней или даже недель.

Многие детские  сады осуществляют тематический подход к организации педагогического  процесса, что, с нашей точки зрения, сужает возможности педагогической работы, заслоняет живую действительность, ведёт к отрывочности впечатлений. Отработав «тему», воспитатели редко к ней возвращаются, а в результате впечатления детей о том или ином явлении не закрепляются, не повторяются в последующем. В процессе проработки той или иной темы внимание детей на занятиях, в играх и других видах совместной деятельности фиксируется на определённом, ограниченном круге явлений и отрывается от других, иногда очень ярких и важных впечатлений.

Познавательный материал лишь тогда оставляет глубокий след, когда он повторяется систематически, когда впечатления наслаиваются одно на другое и не отрываются от жизни. Поэтому настоящая роль беседы в деле уточнения, углубления, систематизации понятий может быть реализована лишь тогда, когда беседа опирается на другие методы знакомства детей с окружающим, а также на их субъективный опыт.

Беседа также  требует от ребёнка интенсивной  умственной деятельности: надо активно  слушать, соображать и достаточно быстро отвечать. Вместе с тем беседа в коллективе, как было сказано выше, связана и со способностью к известной сдержанности, т.е. с умением внимательно слушать других, воздерживаться от высказываний, пока говорят другие, удерживать в памяти то, что хотел сказать. Всё это, несомненно, нелегко для старшего дошкольника.

В построении бесед  с детьми дошкольного возраста большую  роль играют наглядные пособия. Иллюстрации  оживляют воспоминания детей, дают возможность  уточнить свои представления, расслабиться. Наглядные пособия помогают педагогу сконцентрировать внимание детей. Желателен показ иллюстраций в начале беседы: зрительный образ сразу привлекает внимание детей, а на его основе легче дать направление их мысли. В середине беседы, когда внимание детей начинает рассеиваться, также желателен показ наглядных пособий. Нельзя дать единого рецепта использования наглядных пособий: это зависит от конкретного содержания беседы. Вместе с тем необходимо предостеречь педагогов от чрезмерного использования наглядных материалов. Следует иметь в виду, что наглядное пособие должно кратко иллюстрировать отдельные места беседы. На практике некоторые педагоги, показывая детям картинки (или предметы), настолько увлекаются их рассматриванием, что уходят от основного содержания беседы.

Использование беседы в воспитательно-образовательном процессе детского сада оказывает большое влияние на развитие детей старшего дошкольного возраста. Систематическое проведение бесед положительно влияет на уточнение детских представлений, на развитие речи, навыков эффективного общения, на воспитание устойчивого внимания и развитие памяти, мышления. Беседы влияют также на выработку у детей определённого отношения к окружающей действительности.

 

2 .Классификация бесед

 

Беседа применяется  в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже был сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определённо, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о которых идёт речь.

Беседа –  диалогический метод обучения, который  предполагает, что задавать вопросы  и отвечать, высказывать свою точку  зрения могут все участники беседы. Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребёнка стал достоянием всего коллектива (Е.А. Флорина).

По содержанию различаются два вида бесед: этические и познавательные. Этические беседы проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста, а познавательные – начиная со средней группы.

Этические беседы имеют целью воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок. Темы этических бесед  могут быть такие: «О вежливости», «Как вести себя дома и на улице», «О друге и дружбе», «Моя любимая бабушка» и др. Этическую беседу целесообразно соединять с чтением художественного произведения, показом иллюстративного материала, демонстрацией фильма.

Тематика познавательных бесед определяется программой обучения, событиями текущей жизни, с окружающей природой и трудом взрослых.

По дидактическим  целям выделяют беседы вводные и  обобщающие (итоговые). Назначение вводной  беседы – подготовить детей к  предстоящей деятельности, наблюдению. С этой целью педагог выявляет опыт детей, актуализирует те знания, которые станут основой для восприятия новых объектов, явлений, вызывает интерес к предстоящей деятельности, ставит практические или познавательные задачи.

Информация о работе Беседа как метод исследования