Брак и семья в мусульманских странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:00, реферат

Описание работы

Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей, так или иначе, но неминуемо были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку и семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений.

Содержание работы

Введение
1. Брак в мусульманских странах.
1.1 Определение брака.
1.2 Значение брака в мусульманских странах.
1.3 Развод.
1.4 Современные виды брака в мусульманских странах.
1.5 Особенности мусульманского брака.
2 Семья в мусульманских странах
2.1 Определение семьи.
2.2 Значение семьи в мусульманских странах.
2.3 Проблемы семьи в мусульманских странах.
2.4 Дети в мусульманских странах
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Брак и семья в М стр.docx

— 39.24 Кб (Скачать файл)

Тема: Брак и семья в  мусульманских странах

Выполнил: студент группы 7401

Мельникова М.

Проверил: Солдатова Н.П.

СПб 2009 г.

 

Оглавление

Введение

1. Брак в мусульманских  странах.

1.1 Определение брака.

1.2 Значение брака в  мусульманских странах. 

1.3 Развод.

1.4 Современные виды брака  в мусульманских странах.

1.5 Особенности мусульманского  брака.

2 Семья в мусульманских  странах

2.1 Определение семьи.

2.2 Значение семьи в  мусульманских странах.

2.3 Проблемы семьи в  мусульманских странах.

2.4 Дети в мусульманских  странах

Заключение

Список литературы

 

Введение

Социология семьи, рассматриваемая  в широком смысле как социологическая  наука о семье, является старейшей  интеллектуальной дисциплиной. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей, так или иначе, но неминуемо были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес  к происхождению человечества и  к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку и семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления  жизни поколений.

Нет ни одного человека на Земле, в жизни которого не существовала бы семьи. С детства мы окружены внимательными  и добрыми родителями, а вырастая, ищем себе любящую и верную вторую половину, появляются дети. В мусульманских  странах семье и браку уделяется  особое внимание. Это закреплено исторически - обычаями и традициями.

Ислам является второй по многочисленности религией, ее исповедуют около 1,5 миллиарда  человек. Брак в Исламе рассматривается, как естественные узы между мужчиной и женщиной. Действительно, Аллах (субхамаху  ва тааля) в Коране говорит:

"O, люди! Будьте ответственны  перед Богом вашим,

Который произвел вас от одного-единственного человека,

И от него Он произвел жену его,

И от них обоих произошло  много людей;

Бойтесь Аллаха и того, с  кем Он связал вас взаимными правами;

Не прерывайте родственных  отношений. (Коран, 4:1)

Пророк Мухаммед, описывая сходство между мужчиной и женщиной, сказал:

 

"Женщины и мужчины  - словно дети-двойняшки. "

В другой суре нам напоминают, что мужчины и женщины существуют не случайно, а их естественное влечение друг к другу - не просто совпадение. В Коране сказано, что Аллах создал любовь и взаимную привязанность  в сердцах супружеской пары, как  великое напоминание о Себе:

"И среди Его знаков - то,

Что Он создал для вас  жен из вашего же окружения,

Чтобы вы находили в них  любовь и утешение,

И посеял между вами симпатию и привязанность.

Истинно, в этом Знак для  людей мыслящих." (Коран, 30:21)

С самых истоков Ислама Мусульманам внушалось, что брачные  отношения - это источник любви, сострадания  и понимания. В частности, у мужчин поощряется внимательное, доброе отношение  к женам, что говорится и в  Коране, и в высказываниях Пророка  Мухаммада . В Коране сказано:

"Живите со своими  женами в мире и согласии,

Так как если вы их невзлюбите,

Вы отвернетесь от источника  радости и наслаждения,

Предоставленного вам  Аллахом." (Коран, 4:19)

Пророк Мухаммед говорил:

"Лучший из вас тот,  кто является образцовым для  своей семьи (жены), как я являюсь  для своей."

В настоящее время почти  во всех странах проживают люди исповедующие ислам. В более чем 50 странах ислам  является государственной религией. Законы, обычаи и традиции в таких  странах идут в соответствии с  религией. Важные для людей события  в жизни (брак, рождение ребенка, развод, смерть) сопровождаются религиозными обрядами. Отступление от правил жестоко  карается. В основном это развивающиеся  страны, либо небольшие города и  поселки в развитых странах.

В некоторых странах, являясь  государственной религией, ислам  не сильно влияет на население, вернее на его жизнь. Важные в жизни людей  события уже не сопровождаются религиозными обрядами.

Цель: дать определение семье  и браку в мусульманских странах, выделить их виды и определить влияние  развитие государств на брак и семью  и отношения в них

Задачи:

1. Дать определение браку  и семье в мусульманских странах.

2. Выделить особенности  брака и семьи в мусульманских  странах.

3. Выделить виды брака  и семьи в мусульманских странах.

4. Определить влияние  развития государства на брак  и семью в мусульманских странах.

Гипотеза:

Современная мусульманская  семья, претерпев экономические, социальные и другие изменения в настоящее  время, в большинстве своем, представляет собой нуклеарную семью. Произошла  европеизация мусульманской семьи.

 

1. Что такое брак

Брак - это санкционируемая  и регулируемая обществом форма  отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности  по отношению друг к другу.

С точки зрения права браком считается только свободный, добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с целью образования  семьи с обязательным соблюдением  установленных законом требований и порождающий между супругами  взаимные личные и имущественные  права и обязанности. В нашей  стране действительным признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Обязательная государственная регистрация  брака была установлена в декабре 1917 года с принятием Декрета ЦИК  и СНК РСФСР « О гражданском  браке». В настоящее время порядок вступления в брак регулируется Семейным кодексом Российской Федерации, принятым Государственной Думой 18 декабря 1995 года. А.И.Антонов, В.М. Медков, Е.Н. Новоселова, И.В. Проневская, А.Б. Синельников, Г.В. Соколова Социология семьи. Университетский учебник. - М., 2007, с. 291.

1.2 Значение брака в  мусульманских странах

С лингвистической точки  зрения "брак" (по-арабски "ан-никах") имеет два значения: бракосочетание и совокупление с женщиной. Сказал Абу Али ал-Кали: "Используя  данное слово, арабы вкладывают в  него различный смысл. Так, если говорят: "Никаха фуляна бинт фуляна", то имеют  в виду, что некто женился на такой-то. А если говорят: "Никах  имраатуху ав завджатаху", то имеют  в виду только "совокупление", "половой акт", имевший место  между мужчиной и женщиной.

Слово "ан-никах" в Шариате  означает "заключение договора между  мужчиной и женщиной для удовлетворения друг друга, создания хорошей семьи  и формирования здорового союза".

Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что смысл заключения брачного договора сводится не просто к получению "взаимного удовольствия", но еще означает и "создание хороших, крепких отношений между мужчиной и женщиной. М. Усеймин Лингвистическое  и юридическое значение слова  «брак» // «Ислам - религия истины». Выпуск № 27 (19.04.2001).

В мусульманских странах  широкое распространение имеют  полигамные браки. Полигаммия -- многобрачие, при котором брачный партнёр  одного пола имеет более одного брачного партнёра противоположного пола. Имеет  две формы -- полигиния и полиандрия.

Обычай полигинии существовал  у большинства народов во всех частях света и до сих пор существует у племён Африки, Меланезии, Америки  и т. д., а также у исповедующих ислам и буддизм народов Азии и Африки. Нигде, однако, полигиния  не встречается как общее явление  для целых народов, так как  в таком случае необходимо было бы по крайней мере вдвое большее  число женщин, чем мужчин. Полигамия  упоминается и в Ветхом Завете. Среди библейских многожёнцев -- Авраам, Иаков, Исав, Давид и Соломон.

Обыкновенно полигамия является привилегией более знатных, богатых  или храбрых, и по отношению к  ним является -- по крайней мере, первоначально, а фактически (например, у султанов, шахов и т. д.) ещё и теперь -- неограниченной; но впоследствии обычай, переходящий в закон, большею  частью ограничивает полигамию известным  числом жён (напр. у мусульман -- четырьмя). У индусов закон ввёл моногамию  только у шудров, людей низшего  и бедного класса; в варне вайшьев  можно было иметь 2 жены, в варне  кшатриев -- 2 или 3, в варне брахманов -- до 4.

С социологической точки  зрения наличие или отсутствие официальной  регистрации брачных отношений, юридического их оформления является чрезвычайно важным индикатором  состояния семьи как социального  института.

В мусульманских странах  государственная регистрация брака  хоть и существует формально, но не является обязательной. Наличие же зарегистрированного в установленном  порядке брака, не является препятствием для бракосочетания в мечети.

Правовая база мусульманского брака, к сожалению, недостаточно урегулирована  на законодательном уровне. Она базируется на Коране и Сунне - основополагающих источниках права. Предметом этой области  являются семейные и наследственные отношения, опека и попечительство, взаимные обязанности супругов, родителей  и детей, других родственников. Что  касается полигамного брака, то это  прямо предусмотрено в положении 4:3 Корана: «"...женитесь, на тех, что  приятны вам, женщинах - и двух, и  трех, и четырех».

Мусульманин вправе заключить  брак с любой женщиной, кроме атеистки. Это объясняется нормами шариата, в соответствии с которыми мужчина  с его неограниченной властью  в семье сможет обратить жену в  свою веру. Однако обязательным условием мусульманского брака является возможность  мужчины финансово обеспечить своих  жен и детей.

Не допускаются браки  женщин-мусульманок с представителями  другой веры. За вступление в брак мусульманки  с представителем другой веры, законодательством  некоторых мусульманских стран  предусмотрена уголовная ответственность  в виде тюремного заключения.

При бракосочетании, если муж  ставит условие, что женится на девушке, и если выясняется, что это не так, он имеет право расторгнуть  брак. Если мужчина за неимением  жены нарушил запрет ислама, т.е. имел интимные отношения с женщиной, шариат требует, чтобы он женился на ней. Учитывая легкость мусульманского развода, это требование шариата не создает  никаких хлопот для мужчины. Однако с точки зрения мусульманской  этики такой поступок может иметь  неприятные последствия, как для  мужчины, так и для женщины, особенно если он станет известен посторонним, а именно общественное порицание, которое  может повлечь отказ от вступления в брак с таким человеком.

1.3 Развод

брак мусульманский семья  развод

В разводе по - мусульмански инициатива практически всегда исходит  от мужа, который пользуется неограниченными  правами. Для мужчин упрощена процедура  развода: ему, как главе семьи, достаточно устного заявления. Развод считается  состоявшимся, если мужчина прилюдно трижды заявит: "Ты мне не жена". Однако и при формальном равенстве  мужчины в исламе, разводы в  среде малоимущих слоев населения  встречаются реже, в связи с  дороговизной юридической процедуры  в имущественных вопросах, вопросах, в вопросах алиментов, воспитания и  содержания детей, и других сопредельных вопросах.

Основные причины разводов в мусульманских странах:

· Нарушение каких - либо обязанностей;

· Вероотступничество одного из супругов;

· Прелюбодеяние одного из супругов;

· Физические недостатки или  психические болезни одного из супругов.

Право разорвать семейные узы в мусульманском мире имеет  только мужчина.

Впрочем, для женщины мусульманское  право также оставляет возможность  избавиться от неустраивающих ее семейных отношений. Женщина может подать заявление в суд, но решение о  расторжении брака будет вынесено лишь при наличии очень веских причин.

1.4 Современные виды брака  в мусульманских странах

Существует достаточно большое  количество видов брака. Многие из них  прошли долгую историю и выдержали  огонь, воду и медные трубы. Другие преобразовывались  и деформировались с течением времени, подстраиваясь под современное  общество. Итак, на сегодняшний день существуют следующие виды брака:

Церковный брак - освящённый какой-либо церковью брак. Во многих странах  имеет юридическую силу, в некоторых  является единственной легальной формой брака. Другие государства, в том  числе и Россия, в настоящее  время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением рекомендуют  провести регистрацию в органах  ЗАГС. В Православии и у католиков  бракосочетание составляет одно из Таинств - Венчание.

Гражданский брак - брак, оформленный  в соответствующих органах государственной  власти без участия церкви. В последнее  время простое сожительство людей  часто именуют гражданским браком, что неверно. А правильное название Фактический брак или незарегистрированный брак - отношения между партнерами -"супругами", не оформленные в  установленном законом порядке. Даже при ведении общего хозяйства  и/или наличии общих детей признаётся юридически не везде и не всегда. В СССР признавался в 1926-1944 гг. Согласно ныне действующему Семейному кодексу  РФ, незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины  не порождает брачных прав и обязанностей, хотя права детей, рождённых в  браке, не отличаются от прав детей, рождённых  вне брака.

Лет десять назад на такое  решались лишь самые бесстрашные  влюбленные, сегодня большинство  молодых людей, прежде чем зарегистрировать брак, живут порой по несколько  лет именно в гражданском браке. Может и стоит это принять  во внимание, так как это дает людям попробовать на вкус семейную жизнь. Хотя по-прежнему много противников  этого вида брака.

Морганатический брак - брак между лицами неравного положения. В настоящее время это понятие  сохранилось в династических  регламентах и законах ряда стран.

Временный брак - в отдельных  странах законодательство признаёт его юридическую силу. Продолжительность  определяется соглашением сторон и  устанавливается в брачном договоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаёт жене в таком браке. По истечении срока, на который он был заключён, брак, и всякие правовые отношения между  супругами считаются прекратившимися.

Информация о работе Брак и семья в мусульманских странах