Брак и семья в мусульманских странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:00, реферат

Описание работы

Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей, так или иначе, но неминуемо были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку и семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений.

Содержание работы

Введение
1. Брак в мусульманских странах.
1.1 Определение брака.
1.2 Значение брака в мусульманских странах.
1.3 Развод.
1.4 Современные виды брака в мусульманских странах.
1.5 Особенности мусульманского брака.
2 Семья в мусульманских странах
2.1 Определение семьи.
2.2 Значение семьи в мусульманских странах.
2.3 Проблемы семьи в мусульманских странах.
2.4 Дети в мусульманских странах
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Брак и семья в М стр.docx

— 39.24 Кб (Скачать файл)

Фиктивный брак - оформление брака без намерения создать  семью, для получения от государства  связанных с ним преимуществ. Доказанное отсутствие намерения создать  семью в России является основанием для признания брака недействительным.

Полигиния - одновременное  состояние мужчины в браке  с несколькими женщинами. Конечно, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно, причем возможны градации. В шариате есть ограничение на количество жён - не более четырёх. Все остальные жительницы гарема жёнами не считаются, однако у них есть определённые гарантии (от хозяина гарема) признания ребёнка в случае его рождения. Тем не менее, их положение существенно ниже, чем у жён, и скорее напоминает рабство. Что ж, у такого вида брака есть свои объяснения - традиции, демографическое положение. В России тоже можно встретить последнее время что-то подобное. Правда, неофициальное, но есть пары, живущие по три человека. Хотя, нужно заметить, что в древних обществах был обычай забирать к себе жену погибшего воина. Это мог сделать родственник.

Полиандрия - одновременное  состояние женщины в браке  с несколькими мужчинами. Встречается  редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов. Опять же, причина  в демографической ситуации.

Групповой брак - сожительство нескольких женщин с несколькими  мужчинами. В наше время является формой экспериментов молодежи. Иногда называется «шведской семьей», хотя сами шведы выступают против такого определения. Ранее многие учёные утверждали, что групповой брак существовал  в первобытном обществе при матриархате  и предшествовал институту парного  брака; в настоящее время эта  теория считается весьма сомнительной.

Однополый брак - сожительство гомосексуальной пары. Во многих странах  Запада (Дания, Норвегия, Швеция, Гренландия, Исландия, Нидерланды, Франция, Бельгия, Германия, Финляндия, Люксембург, Новая  Зеландия, Великобритания и Северная Ирландия, Чехия, Швейцария с 2007 года), а также некоторых регионах стран  Северной и Южной Америки однополые  пары могут заключать брак. Некоторые  церкви также признают гомосексуальный  брак (например, Шведская епископальная). В соответствующих национальных языках и законодательствах используется то же слово, которое переводится  на русский язык как «брак»; заключение такого союза порождает сходные  с браком юридические последствия. Впрочем, понятно, что из этих последствий  есть ряд естественных исключений, поскольку в таком союзе не может быть общих биологических  детей (но могут быть приемные). В  большинстве стран, в том числе  и в России, однополые браки  не признаются и не регистрируются.

Многие виды вышеперечисленных  браков существуют в мусульманских  странах. Наличие одного или нескольких видов брака обуславливается  геополитическим положением страны: чем оно лучше - тем больше видов  брака в стране.

С течением времени некоторые  виды браков по своей сути остались прежними, но некоторые изменения  в них произошли, например полигиния. Столетие назад это была одна из распространенных форм брака на востоке (гарем). Объяснялось это экономической  выгодой: семьи, в основном в небольших  поселках, состояли из мужа и нескольких его жен и детей, которые занимались сельским хозяйством и домашними  делами. Так они себя не только обеспечивали продуктами питания, но и, продавая излишки, покупали одежду и другие вещи. Так  же гарем был атрибутом богатых  ханов и падишахов. Это было уже  обусловлено не экономическими потребностями, а престижем.

В настоящее время в  мусульманских странах существуют браки одного мужчины с несколькими  женщинами. В странах, например в  Турции, современный закон разрешает  иметь только одну жену. Однако ислам  допускает многоженство. Чтобы соблюсти закон, мужчины с первой женой  регистрируют свой брак в органах  ЗАГСа. Со второй же женой совершают  обряд исламского бракосочетания.

В других мусульманских странах (Иран, Ливия) для того чтобы взять  вторую жену нужно нотариальное согласие первой жены.

1.5 Особенности мусульманского  брака

Мусульманские браки отличаются прочностью, особенно по сравнению  с браками в сегодняшнем светском обществе. Это обусловлено целым  рядом факторов. Во-первых, в отличие  от светских браков, где добрачная  любовь и близость считаются неизбежными, основной составляющей мусульманского брака является общая система  ценностей, общие принципы и образ  жизни. Вследствие этого мусульманские  муж и жена, даже будучи носителями различных культур или выходцами  из различных слоев общества, обладают приблизительно одинаковыми мировоззрением, системой ценностей, во многом схожими  привычками и поведением, что дает им возможность гармонично сочетаться друг с другом.

Кроме того, при всех сегодняшних  трудностях мусульманского мира прочность  семьи поощряется и поддерживается различными общественными институтами. Это полностью противоположно ситуации во многих частях западного мира, где  разводу способствует - можно даже сказать, делает его неизбежным - влияние  различных социальных факторов, которые  ослабляют не только преданность  супругов друг другу, но и способность  человека поддерживать устойчивые и  постоянные родственные отношения  с другими людьми. В-третьих, мусульмане в прошлом, как правило, жили среди  других народов и поэтому умеют  приспосабливаться к различным  обстоятельствам; благодаря этому  они относятся к другим терпимо  и привыкли прощать, даже, несмотря на возможные разногласия и трения.

Другая причина устойчивости браков в Исламе заключается в  том, что мусульмане и мусульманки  в большинстве случаев совершенно согласны со своими мужской и женской  ролями. В результате, поскольку  разделение ролей и обязанностей между мужем и женой четко  определено и признано, многих проблем  и трений удается избежать. А кроме  того, мусульмане чаще всего окружены множеством родственников и друзей. Это дает каждому из супругов возможность  вести собственную жизнь независимо от другого, поддерживая отношения  со многими другими людьми, имея разнообразные эмоциональные отдушины и источники поддержки. Таким  образом, ни муж, ни жена не принуждаются к полной зависимости от единственного  родственника, означающей, что лишь только этот последний может быть источником его или ее эмоционального удовлетворения, тем самым взваливая  на него или на нее невыносимую  ношу и,таким образом ослабляя узы  брака, поскольку множество прекрасных взаимоотношений с другими людьми делают жизнь более светлой, даже когда между супругами возникают  трения.

Подводя итог, скажем, что  мусульманский брак представляется не романтичным союзом в голливудском духе, а кровным и телесным родством двух человеческих личностей. Это совсем не означает, что такой родственный  союз полностью гарантирует идеальные  отношения. Но любые трения или противоречия между супругами разрешаются  внутри самой семьи при помощи смягчающего влияния общества, а  не путем расторжения брака и  разрушения семейной ячейки, что гораздо  сложнее и пагубнее, чем стремление приспособиться к характеру своего супруга (супруги) и проявить терпимость (за иключением особых случаев, когда  развод не только желателен, но и необходим). Благодаря всем присущим ему предосторожностям  мусульманский брак -это чаще всего  стабильный и жизнеспособный институт.

2. Семья в мусульманских  странах

2.1 Определение семьи

Семья, под каким бы углом  зрения ее ни рассматривали, столь многослойное социальное образование, что не удивительным упоминания о ней почти во всех разделах социологии. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной культуры, института и  малой группы, входит в предмет  изучения социологии воспитания и шире - социализации, социологии образования, политики и права, труда, культуры и  т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений; без обращения к семье немыслимы  прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций, она легко описывается  в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования  социальных реалий и т.д.

Существует множество  дефиниций семьи, выделяющих в качестве выделяющих в качестве семьеобразующих  отношений различные стороны  семейной жизнедеятельности, начиная  от простейших и крайне расширительных (например, семья - это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными  перечнями признаков семьи. Среди  дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и  социально - психологической целостности, привлекает определение семьи «  как исторически конкретной системы  взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как  малой группы, члены которой связаны  брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной  ответственностью и социальная необходимость  в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения», данное отечественным социологом Харчевым. Семья на пороге третьего тысячелетия / Под ред. А.И. Антонова, М.С. Мацковского. М., 1995.С.175.

Таким образом, семья - это  основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами  супружества - родительства - родства, и, тем самым осуществляя воспроизводство  населения и преемственность  семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования  членов семьи. А.И.Антонов, В.М. Медков, Е.Н. Новоселова, И.В. Проневская, А.Б. Синельников, Г.В. Соколова Социология семьи. Университетский  учебник. - М., 2007, С. 44.

С демографической точки  зрения выделяется несколько типов  семьи и её организации.

В зависимости от форм брака:

· моногамная семья -- состоящая  из двух партнёров;

· полигамная семья -- один из супругов имеет несколько брачных  партнёров.

В зависимости от числа  поколений в семье:

· сложные -- в них совместно  проживает несколько поколений  родственников;

· простые -- однопоколенные семьи, прежде всего -- супружеские пары с не состоящими в браке детьми (нуклеарные семьи). Это основная ячейка воспроизводства населения.

Также выделяются:

· Полная семья -- семья с  обоими супругами; неполная -- если отсутствует  один из супругов.

Возможна типологизация  семей по числу входящих в состав семьи лиц, включая детей.

· Эгалитарная семья -- семья, основанная на равенстве супругов

· Авторитарная семья -- базируется на экономическом, психологическом  и другом господстве одного из партнёров.

 

2.2 Значение семьи в  мусульманских странах

Мусульманская семья, прежде всего, - социальный институт, выполняющий  своё особое предназначение в обществе. Его роль состоит в том, что  люди, исповедующие ислам, получают возможность  в частной, приватной жизни реализовать  религиозные заповеди в той мере, в которой эти заповеди ими  усвоены. Для мусульманской семьи, следовательно, свойственны определённая структура, особые социальные функции. Её отличают специфические поведенческие  нормы, социальные установки и ценностные ориентации её членов.

Кроме того, мусульманская  семья на микроуровне представляет собой малую группу, посредством  которой индивид реализует свою репродуктивную потребность, а общество - потребность в биологическом  воспроизводстве своих членов и  их социализации. В качестве малой  первичной группы мусульманская  семья и семейные отношения отличаются глубокой интимностью, доверительностью, эмоциональной привязанностью членов друг к другу и верой в сверхъестественное.

Учёные-исламоведы подчёркивают уникальность данной модели брачно-семейных отношений: «Мусульманская семья - это  особый тип довольно замкнутой социальной системы, которая зиждется на исламе и шариате, где существует четкая сакрализованная иерархия, узаконенное  Всевышним распределение обязанностей и ролей. Она выступает как  форма религиозного служения, рождение и воспитание детей в духе ислама всегда было, есть и будет обязанностью каждого здорового члена общества». При этом подчёркивается одно из главных  условий необходимости семьи  в исламе - фундаментальная идея Корана об одномоментном акте творения мужчины и женщины, об их изначальной  парности, вне которой они теряют свою полноценность.

Мусульманский автор Абдель Рахим Омрана пишет, что «семья - базовая социальная единица исламского общества, а брак - основной исламский  институт» Коран учит, что многоженство высоко вознаграждается в исламе, что целью замужества «является  порождение детей, а дети - украшение  жизни».

Идеальной моделью традиционной мусульманской семьи, с нашей  точки зрения, является расширенная (многопоколенная), многодетная семья, которая строит своё функционирование вокруг обрядов и обычаев, предписанных в Коране. По сути своей, это традиционная структура, в которой женщина  играет предписанную ей самой природой роль матери и домохозяйки, а мужчина  направляет развитие семьи и обеспечивает её функционирование. Во взаимоотношениях между супругами мужчина выступает  в качестве формального лидера. Женщина  в мусульманской семье должна во всем подчиняться мужу и выполнять  все его пожелания, по крайней  мере, официально. В реальности же жена, супруга играет роль неформального лидера, к голосу которого прислушивается лидер формальный. Дети растут в такой семье в послушании и помогают в хозяйстве своим родителям, копируя их поведенческие модели.

Поскольку первичная социализация начинается в семье, то именно мусульманская  семья обучает определенным правилам поведения, воспитывает истинного  мусульманина. Данный тип семьи выделяется по одному структурному основанию - принадлежности к определённой конфессии обоих  супругов. Это главный, объективный  критерий определения типа семьи  верующих.

Информация о работе Брак и семья в мусульманских странах