Детские страхи в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Предмет: Страхи детей младшего школьного возраста.
Цель: Изучить влияние страхов на учебную деятельность у детей младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

Малашенкова курсовая.docx

— 60.23 Кб (Скачать файл)

         Речмен дает прекрасное описание процессов научения культурным детерминантам страха. Традиционной в объяснении этого процесса является концепция травматического обусловливания, согласно которой событие или ситуация, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли [7, с.230].

         3. Проблема дифференциации страха от других эмоций.

         Более тщательный анализ проблемы  можно найти у Боулби. Он перечисляет ряд наблюдаемых экспрессивных и моторных актов, которые, по его мнению, можно рассматривать, как индикаторы страха. « Они включают осторожное всматривание в сочетании с подавлением движений, испуганное выражение лица, а также поиском контакта с кем-либо». Боулби предложил 4 основания для объединения различных форм поведения в поведенческий синдром страха:

 а) многие, если не все, проявления страха имеют тенденцию  возникать одновременно или последовательно;

б) события, которые вызывают одну из них, обычно вызывают и другие;

 в) большинство из них, если не все, выполняют единую  биологическую функцию защиты;

г) при самоотчете испытуемые указывают на них, как на проявление страха.

         Боулби также предложил перечень индикаторов страха. Он добавил, что страх может сопровождаться или за ним может следовать осторожное исследование или даже, улыбка, смех [7, с.137].

         Работа Когана, посвященная развитию  негативного аффекта у детей, дает более дифференцированный  анализ аффектов. Он утверждает, что существует 4 «состояния страдания», которые называются страхом. По  Когану причинами «состояния  страдания» являются:

 а) неассимилированное расхождение;

 б) предвидение нежелаемого события;

 в) непредсказуемость;

 г) признание несоответствия  между взглядами и поведения;

 д) признание диссонанса между взглядами.

         4. Влечения и гомеостатические  процессы как причины страха.

         Влечение и сохранение гомеостаза  составляют менее важный класс  причин страха. Влечение становится  важным, когда оно возрастает  до такой степени, что начинает  свидетельствовать об определенном  дефиците и вызывает эмоцию. В  некоторых из таких случаев  вызванной эмоцией является страх.

         Как указывалось выше, боль, вне  зависимости от ее причин, может  вызвать страх. Страх может усиливать  боль, но он может также активизировать  реакции, связанные с избавление  от дальнейшей боли.

         5. Другие эмоции как причины страха.

         В принципе любая эмоция может  вызвать страх. Сходство нейрофизиологических  механизмов с эмоцией страха  приводит к тому, что они часто  являются активаторами. Как утверждает  Томкинс, «внезапное освобождение от длительного и сильного страха, если оно полное, приводит к радости, если неполное к возбуждению» [6, с.402]. Подтверждение связи  между страхом и возбуждением можно найти у Балл в ее работе, посвященной гипнотически внушенному страху. Она показала, что испытуемые, переживающие страх, оказались в конфликте между желанием исследовать и желанием спастись. Она рассматривает это как доказательство двойственной природы страха. Теория дифференциальных эмоций интерпретирует конфликтное поведение как результат поведения между страхом и интересом.

         6. Когнитивные процессы. 

         Представляют собой наиболее  общий вид причин страха. Например, страх какого-либо определенного  объекта может быть вызван  мысленным воспроизведением в  памяти или антиципацией. Воспоминание  или предвидение страха само  по себе является достаточным  для того, чтобы вызвать страх.

 

 

 

Заключение

 

Начиная, работать над этой темой мы задались вопросом. Каково негативное воздействие страха на психику ребёнка, влияет ли страх на успешность обучения?

Проводя, анализ литературы мы увидели, что проблема страха волновала психологов в разное время, над ней работали З. Фрейд, Д. Сели и Г. С. Салливена и В. В. Лебединского и А. И. Захарова, И.П. Павлов.

Страхи детей – это нормальное явление в их развитии. Негативное воздействие способны оказать лишь неадекватные, чрезмерно сильные страхи.

Факторами возникновения страхов являются: наличие страхов у родителей, гиперопека, гипоопека, повышенная требовательность к ребенку, эгоцентрическое воспитание.

         Ведущий страх в младшем школьном  возрасте – это страх «быть  не тем», о ком хорошо говорят, кого уважают и понимают. Большое  количество страхов у детей  младшего школьного возраста  связано с учебной деятельностью. Школьные страхи являются нормальным  сопровождением учебной деятельности. Однако ряд факторов могут  привести к тому, что у ребенка  сложится комплекс страхов и его страхи будут настолько сильными, что скажутся на его самооценке и успешности обучения.

Только тогда когда у ребёнка не будет страха и тревожности учение будет ему в радость, и оно станет для него успешным.

 

 

Литература

 

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков.- СПб.: Издательство                                  Михайлова В.А., 1998.

2. Волокитина М.Н. Очерки психологии младшего школьника.- М., Изд-во АПН РСФСР,1995.

3. Дубов И.Г. Эффекты индивидуально-специфического  влияния личности педагога на  учащихся // Вопросы психологии. 1990 №5.

4. Захаров А.И. Как преодолеть  страхи у детей. - М., 1986.

5. Захаров А.И. Как предупредить  отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1993.

6. Изард К. Эмоции человека. – СПб.: Питер, 1999.

7. Левис Ш. Ребенок и стресс.- М.: Владос, 1996.

8. Психоанализ детской сексуальности \ З. Фрейд, К. Абрахам, К.-Г. Юнг и др. Под ред. В.А. Лукова.- СПб.: Союз, 1997.

9.Подгорный И.С. Эмоции, страх, стресс.// Вопросы психологии.- 1989 №4.

10. Степанова Е. Как выявить и  предупредить детские страхи // Дошкольное  воспитание. 1997 №5.

11. Тиллих П. Теория Культуры. – М., 1995.

 

 

 


Информация о работе Детские страхи в младшем школьном возрасте