Детский рисунок как метод диагностики личностного и интеллектуального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 21:26, реферат

Описание работы

Детское рисование — это реально наблюдаемое, исторически устойчивое явление человеческой жизни. Дети рисуют везде и чем придётся; их рисунки можно видеть повсюду: на асфальтовых дорожках, на заборах и стенах домов. Они удивляют неожиданным изображением знакомых предметов и явлений, оригинальными придумками, эмоциональной выразительностью, динамикой линий, яркостью красок, т.е. образным содержанием и художественной трактовкой изображений. Рисунки, исполненные карандашами и красками на бумаге, хранят в семьях, в школах и музеях, их печатают в книгах и журналах, экспонируют на художественных выставках. Наконец, детское рисовальное творчество является объектом исследования таких наук как философия, культурология, искусствоведение, психология, медицина, педагогика, семиотика.

Файлы: 1 файл

PROEKTIVNYE_METODIKI.docx

— 54.70 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Ярославский государственный  университет имени П.Г.Демидова

Факультет психологии

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Детский рисунок как метод диагностики личностного и интеллектуального развития»

 

 

 

 

                                                                                           Выполнила: 

 студентка 4 курса

группы ПС-42

Рыбакова Алёна

 

Проверила:

Медведева Ю.С.

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль, 2013

 

 

Введение:

         Детское рисование — это реально наблюдаемое, исторически устойчивое явление человеческой жизни. Дети рисуют везде и чем придётся; их рисунки можно видеть повсюду: на асфальтовых дорожках, на заборах и стенах домов. Они удивляют неожиданным изображением знакомых предметов и явлений, оригинальными придумками, эмоциональной выразительностью, динамикой линий, яркостью красок, т.е. образным содержанием и художественной трактовкой изображений. Рисунки, исполненные карандашами и красками на бумаге, хранят в семьях, в школах и музеях, их печатают в книгах и журналах, экспонируют на художественных выставках. Наконец, детское рисовальное творчество является объектом исследования таких наук как философия, культурология, искусствоведение, психология, медицина, педагогика, семиотика.  
Не менее известно, что рисунки содержат множество полезной информации. О чем можно узнать из детских рисунков, как «читать» эти сообщения, как использовать их в работе с детьми интересует множество специалистов. Я считаю, что анализ детского рисунка – это очень хороший метод для диагностики различных функциональных, неврологических и эмоциональных нарушений, так как на бумаге детям проще изобразить то, что вызывает у них дискомфорт. Зачастую они просто не могут передать это словами. Используя такой метод диагностики, психолог работает с ребенком в приятной и нетревожной  для него  атмосфере. При сочетании рисуночных тестов с другими методиками можно дать полную личностную и интеллектуальную диагностику ребенка. Детский рисунок дает комплексную характеристику личности. Также отдельно стоит проблема изучения интеллекта. Психологическая диагностика сегодня располагает достаточно широким арсеналом методик, направленных на изучение индивидуальных различий людей по степени их интеллектуального развития. Рисуночные методики выгодно выделяются среди других методов своей естественностью и полным соответствием требованиям, предъявляемым к процедуре психологического обследования. Анализируя рисунок, можно наблюдать за ходом общего психического развития ребенка, дифференцировать норму и нарушения, вычленять эмоционально - личностные особенности. Однако возможности использования рисунка и особенности интерпретации, получаемых с его помощью данных, до сих пор признаются не до конца изученными. Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. Наиболее удачные образцы этого творчества родители сохраняют на память, остальным, как правило, не придают значения. А между тем, вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша. Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Рисуночная деятельность детей издавна привлекала внимание исследователей как возможный метод изучения внутреннего состояния маленького человека, его способности отражать картину мира, мир своих переживаний. Применение рисуночных техник для исследования личности ребенка имеет важное значение. Оно получило широкое распространение как у нас в стране, так и за рубежом. Большую роль в развитии исследований детского рисунка сыграли работы А.В. Кларка, М. Линдстрома, Г. Кершенштейнера, Е.Х. Кнудсена. Исследованиями в области детского изобразительного творчества занимались О.И. Галкина, Е.И. Игнатьев, И.П. Сакулина Г.В. Лабунская, З.В. Денисова, Л.Н. Бочерникова, В.С. Мухина. Я считаю, что рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать». Психологи, которые используют в работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми. В проективном рисунке любой символ из бессознательного в любом случае действует компенсаторно или комплементарно по отношению к сознанию в конкретный момент жизни человека. Сознательное отношение бывает так вовлечено в какой-либо аспект жизни человека, что при этом исключает другие. И тогда компенсирующая энергия может проявиться в виде символа из области бессознательного. Этот вытесненный аспект жизни тем или иным способом старается обратить на себя внимание сознания в виде компенсирующего символа, проявляющегося в проективном рисунке. Сам факт существования этого символа свидетельствует о том, что на каком-то уровне нашей психики есть значение, известное или ощущаемое нами, которое стоит за этим символом. Рассмотрим такой пример. В проективных рисунках одного человека вытесненным аспектом жизни выступили интимные отношения (человек живет один, не может найти свою «вторую половинку»). Это проявилось в символах трубы дома, хвоста несуществующего животного. Компенсирующую роль в его проективных рисунках играет интеллект (сконцентрированы усилия на самообразовании). Символы, указывающие на это, проявились в рисунке крыши дома, головы нарисованного человечка. Символ призван освобождать бессознательную энергию и обеспечивать возможность ее свободного перемещения на тот уровень, где происходит преобразование. Если объем такой перемещающейся психической энергии увеличивается, то человек получает возможность переносить элементы из области своего бессознательного в сознание. Тогда можно начинать с ними работать и, таким образом, решать свои проблемы. Если раньше проблема владела человеком, то теперь он ее контролирует. Она, конечно, может продолжать свое существование, но осознаваться будет уже по-другому. И действовать человек может уже неоднозначно. У него появится выбор. Например, человек может нести груз в обеих руках, а может положить его в рюкзак за спину. Тогда обе руки его будут свободны, и он сможет их использовать в случае надобности. Человек в обоих случаях несет груз, но может делать это по-разному, и оттого результаты получаются разные. Посредством аналитической интерпретации символов в проективных рисунках мы учимся распознавать наши отрицательные черты, слабости и страхи, а также наши сильные стороны, неиспользованные возможности и достижения. В самовыражении психики как таковой и заключается ценность проективных рисунков. Смысл достоверной расшифровки того, что заключено в проективном рисунке, состоит  не в том, чтобы предсказать будущее его автора, а больше в том, чтобы предельно четко сформулировать вопросы по поводу того, что сообщает этот рисунок. Большую роль в познании бессознательного играют спонтанные рисунки (такие, которые человек рисует не по заданию, неосознанно). Спонтанные рисунки содержат материал, извлеченный непосредственно из области бессознательного, который тесно соединен с комплексами данного человека. К созданию спонтанных рисунков человека может подталкивать внутренняя потребность. Например, сидя на совещании, человек рисует что-нибудь машинально. Когда рисунки рождаются из области бессознательного, они несут в себе огромный объем психической информации, позволяют  проследить полет души и определить ее состояние на момент создания рисунка. Любой рисунок действует на человека очищающе. И именно это очищение позволяет символу перемещать внутреннюю энергию с одного уровня на другой и тем самым инициировать процесс решения проблемы. Рассматривать проективный рисунок непредвзято очень непросто. Тем не менее, нужно попытаться принять его и провести параллель между его содержанием и жизнью автора. Самая главная опасность в проецировании  заключается в предвзятом отношении к рисунку. Чтобы понять язык проективных рисунков, нужно исходить из таких предпосылок:

1) бессознательное существует. Это  источник содержания рисунков  и сновидений.Часто возникает вопрос, откуда появилась та или иная деталь рисунка – как проявление бессознательного, или потому, что человек «не умеет» рисовать? В каждом таком  случае нужно постараться увидеть его действительный смысл.

2) рисунок необходимо воспринимать  как действенное средство взаимодействия  с бессознательным, которое достоверно  передает его содержание. Содержание рисунка всегда имеет под собой фактическую основу. Иногда в проективных рисунках (как и в сновидениях) можно увидеть некоторые элементы будущего (что может произойти с душой или телом, или с ними обоими). Но они являются просто ожидаемой комбинацией возможностей, а не предсказанием. Они могут действительно совпасть частично или полностью с реальным положением вещей.

Немного о проективных методах:

          Проективные методики  – тестовый материал, организованный особым образом и применяемый для исследования личности в целом или отдельных ее сторон. В основе действия данных методик лежит механизм проекции. Этот механизм был впервые обнаружен З.Фрейдом и описан как процесс приписывания своих чувств, желаний, являющихся неприемлемыми для человека, объекту, находящемуся во вне. Проекция носит неосознаваемый характер и выполняет защитную функцию, смягчая противоречия между истинными (неосознаваемыми) стремлениями человека и социальными нормами, оценками, сознательными убеждениями. Непосредственно сам термин «проективные» был введен Л.Френком (L.K.Frank, американский психолог) в 1939 для обозначения целого ряда методик, уже известных к тому времени. Ему удалось также на основании выделенных свойств построить их классификацию, которая с некоторыми дополнениями используется и в наше время. Проективные методики подразделяются на:

Конститутивные, где необходимо структурировать предлагаемые стимулы, наделяя их смыслом (тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков)

Интерпретативные – интерпретация, объяснение некоторой ситуации, события (тест фрустрации американского психолога С.Розенцвейга, Тест апперцепции тематической (ТАТ));

Конструктивные – создание из разрозненных оформленных деталей единого целого (тест Мира);

Катартические (греч. katharsis – очищение) – выражение определенной идеи, чувства через игру, организованную в специальных условиях (психодрама, проективная игра);

Аддитивные (методики дополнения), где требуется продолжить рассказ, предложение и т.п. («Незавершенные предложения», ассоциативный тестЮнга);

Анализ продуктов творчества, в основном, рисования («Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное»);

Изучение экспрессии – анализ почерка, особенностей общения (методика Мира-и-Лопеца);

Импрессивные, основаны на предпочтении одних стимулов другим как наиболее желательных (тест Люшера).

Можно выделить несколько характеристик, описывающих  специфику проективных методик: Неоднозначность предлагаемого стимульного материала или инструкции. Испытуемый наделяет объективно бессмысленный материал тем смыслом, который близок ему. Так, мать, недавно поссорившаяся с дочерью и переживающая это, на размытой картинке вероятней всего увидит близкую к этому ситуацию. При этом очевидно, что стимульный материал не должен быть безразличен испытуемому: нашей героине было бы бесполезно предлагать проинтерпретировать карточку, на которой изображены, например, работающие строители. Отсутствие оценки со стороны экспериментатора и, вследствии неопределенности материала, невозможность оценить свои действия как «правильные» или «неправильные». Испытуемый оказывается свободным от необходимости соответствовать требованиям социума, экспериментатора, даже своим собственным, что приводит к большей его открытости и создает необходимые условия для возникновения механизма проекции.

Направленность на целостное изучение личности. Проективные методики не описывают какую-то отдельную функцию личности, потому их нельзя, подобно тестам, разделить на исследующие мотивационную или, например, интеллектуальную, сферу. Хотя некоторые современные варианты, модификации оригинальных методик претендуют на это в связи с тем, что изучать личность в целом не всегда представляется необходимым.Наряду с указанными ранее достоинствами, которыми обладают проективные методики, есть у них и свои минусы. В числе первых стоит недостаточная стандартизованность данного типа исследований. Качество и содержание интерпретации методики во многом зависят от профессионализма психодиагноста, от концепции, лежащей в основе его интерпретации.

Вызывает сомнение и надежность информации, полученной таким образом. Проективные методики ориентированы на качественную, а  не на количественную оценку; они могут  показать отклонение от нормы, но о  величине этого отклонения почти  никогда не смогут сказать что-либо конкретное. Поэтому для повышения  достоверности результатов диагностики  необходимо сочетать данный метод с  тестовым, позволяющим получить более  четкие и строгие данные.Проективные  методы, ориентированные на изучение личности в целом, постижение ее уникальности, отражали общую тенденцию, существовавшую в культуре того времени, когда подобные виды исследования только стали появляться. На развитие их значительное влияние оказала гештальтпсихология и психоанализ, именно в нем содержались идеи бессознательного и проекции. Создатель проективного «метода чернильных пятен», имеющего и сейчас широкое распространение в клинической практике, швейцарский психиатр Герман Роршах, изначально был психоаналитиком. Этот метод был предложен в 1921 (серии чернильных пятен использовались и ранее, но именно он первым применил их для диагностики личности в целом).

Детский рисунок как метод диагностики  личностного  развития:

         Детские рисунки наиболее информативны, чем взрослые, потому что дети не подвержены социально-приемлимым шаблонам. Ребенок воспринимает естественно, его графические представления очень своеобразны, совсем не похожи на фотографии. В конце концов большинство детей войдут в колею и будут смотреть на мир общепринятым образом. Пытаясь рисовать, ребенок не старается изобразить предмет так, как он выглядит, а изображает основную идею, внутреннюю модель. В результате он схематически разбивает предмет на основные элементы. Ликвет (G. Н. Luquet) назвал это интеллектуальным реализмом, чтобы развести это явление с визуальным реализмом взрослого. Пиаже выяснил, что переход от интеллектуального реализма к визуальному реализму свойственен не только рисованию, но характеризует все психические процессы ребенка — реальность ребенка создана его собственными умозаключениями, а видение ребенка искажено его идеями. Коррадо Риччи (С. Ricci) в работе 1885 г. отмечал, как дети рисовали то, о существовании чего они знали, а не то, что видели на самом деле, приводя в пример удивительные репродукции рисунков, изображающих людей, видимых через корпус кораблей, всадников, у которых при этом видны были обе ноги, и звонаря в колокольне. То, что существует, должно быть показано. Г. Г. Сперинг (Н. G. Spearing) обнаружил, что дети не пытаются нарисовать то, что они в действительности видят, они рисуют то, что помнят; только позже на них повлияет их актуальное восприятие, а также советы, инструкции и руководство. X. Рид (Н. Read) согласился с тем, что рисунок — это скорее психическая реальность, нежели визуальные наблюдения. Также он отмечал, что изображение не является исключительно умственным, здесь присутствуют и эмоциональные элементы. Таким образом, рисунки детей представляют собой изображение, а не воспроизведение, что они выражают внутренний, а не визуальный реализм. Рисунки характеризуют прежде всего самого ребенка, нежели служащий моделью предмет, т. к. в изображении присутствуют как эмоциональные, так и познавательные элементы. Обобщая, можно сказать, что исследователи дают следующие ответы на вопрос «Что рисуют дети?»:

1.  То, что для них важно:  значимые люди, потом животные, дома, деревья.

2.  Что-то, но не все, известное  им о предмете.

3.  То, что в этот момент  вспомнилось.

4.  Идея, окрашенная эмоциями.

5.  То, что видят (в том смысле, который вкладывает в эти слова Арнхейм).

6.  Внутреннюю, незримую реальность.

Следовательно, дети — экспрессионисты, для которых предмет служит исключительно ориентиром или катализатором. Результат не зависит от того, рисует ли ребенок по памяти или срисовывает с образца. По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство - период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики. В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторной координации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогает овладевать формами, координировать перцептивные и моторные акты. Что касается характерных особенностей детского рисунка, то они четко отражают этапы развития зрительно-пространственно -двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, дети примерно до 6 лет не признают пространственного изображения, они рисуют только вид спереди или сверху. Обучение при этом крайне малоэффективно: даже учась рисованию в кружках, дети в неформальной обстановке предпочитают выполнять те изображения, которые соответствуют их уровню развития и которые они, кстати, сами считают более правильными. Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций. По мнению ряда специалистов, детское рисование способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие. Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов сходятся во мнении, что, детское рисование - это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Дети как правило рисуют не предмет, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками. Рисование, таким образом, выступает своеобразным аналогом речи. Л.С.Выготский даже назвал детское рисование графической речью. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но их связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.К подростковому возрасту рисование, по-видимому, в основном исчерпывает свои биологические функции, его адаптивная роль снижается. Ребенок переходит к более высокому уровню абстракции, на первые позиции выдвигается слово, позволяющее с гораздо большей легкостью, чем рисование, передавать сложность событий и отношений. При наличии общих закономерностей в становлении детского рисунка, каждый рисунок отличается специфическими, сугубо индивидуальными особенностями. Возникла гипотеза, что эти особенности являются отражением индивидуально-психологических свойств ребенка, его мироощущения, характера, самооценки и др.Американским психологом К.Маховер была проделана огромная работа по анализу детских рисунков в сопоставлении с клиническими данными. Ею был выделен ряд признаков интерпретации человеческой фигуры, касавшихся не уровня интеллектуального развития, а личностных особенностей. Результаты этой работы были обобщены в книге «Проекция личности в рисунке человеческой фигуры» (1949).Когда индивид пытается решить задачу "нарисовать человека", его побуждение к этому проистекает из нескольких источников. Реальные фигуры слишком различны по своим телесным характеристикам, чтобы они могли сами по себе давать спонтанное обобщение, объективное представление о человеке. В некоторый момент начинается процесс отбора, включающий идентификацию посредством проекции и интроекции. Индивид должен осознанно, а также, конечно, бессознательно использовать всю систему своих психологических возможностей. Тело или "Я" является наиболее важной отправной точкой любой деятельности. По мере того, как мы взрослеем, мы начинаем ассоциировать различные ощущения, восприятия и эмоции с определенными органами тела. Представление об органах тела, или восприятие собственной "схемы тела", как оно выработалось в ходе накопления личного опыта, должно каким-то образом направлять рисующего человека в том, что касается специфической структуры и содержания, составляющих основу изображаемого им "человека". Следовательно, рисование человека, включая проекцию "схемы тела", представляет собой естественное средство выражения телесных нужд и конфликтов человека, выполняющего этот рисунок. Успешная интерпретация рисунка базируется на гипотезе, что нарисованная фигура столь же интимно связана с индивидом, выполняющим рисунок, как и его походка, почерк или любые другие экспрессивные движения. Методика анализа личности, описанная в этой книге, представляет собой попытку воссоздать основные черты такой самопроекции. В процессе интерпретации "схемы тела" (или построения модели позы в графических терминах) можно судить, полностью ли соответствует полученная графическая продукция физическим и психологическим переживаниям индивида. Особенно важно, нарисована ли фигура счастливого, экспансивного человека или расстроенного, аутистичного, зажатого, испуганного, воинственного, эмоционально обделенного. Это сильный, энергичный человек или человек расслабленный,  находящийся в состоянии упадка  сил?  Во  власти  ли  он  определенного органического комплекса? Таковы чувственный тон или центральные тенденции и диспозиции, которые, как свидетельствует опыт автора, отражают настроения ребенка. Становление представлений ребенка о том, как выглядит тело, отражено в возрастающей сложности рисунка человека. Поразительное сходство этапов этого процесса у детей разных стран и разных эпох — факт, подтверждающий базовое единство человечества, точнее говоря, биологическое родство, которое распространяется на гораздо менее выраженную реальность мышления и эмоций. В рисунках детей нет расовых различий. Дети относятся к сверстникам как личностям, испытывая симпатию к одним и антипатию к другим. Взаимодействие не имеет ничего общего с цветом кожи. Ребенок видит не только внешние характерные признаки.

Рисование семьи:

        Рисунки семьи — яркое выражение чувств детей и того, как они видят поведенческие модели в семье. Есть существенная разница между тестом «Нарисуй человека» и рисунком семьи. Первый оценивается количественно, а второй в основном качественно. Тест «Нарисуй человека» был широко признан в качестве инструмента для определения уровня интеллектуальной зрелости и составляет важный компонент психодиагностики. Но если рисунок одной фигурки может существенно коррелировать со стандартизированными тестами умственных способностей, то же самое нельзя сказать об изображении человека как части семейной группы. Многократно отмечая это несоответствие, я пришел к выводу, что оно обусловлено переходом от познавательного компонента к эмоциональному. Просьбу нарисовать человека большинство детей выполнят, изображая свои концепции тела, где доминирует познавательный аспект. Но когда просишь их нарисовать семью, реакция скорее приобретает эмоциональную окраску, а следовательно, результат часто ухудшается, если одна из фигур оценивается количественно по шкале Харриса—Гудинаф. Мобилизация чувств при изображении семьи менее значима как показатель интеллекта, т. к. имеет смысл как выражение эмоциональной жизни ребенка. Тогда рисунок семьи может рассматриваться как неструктурированная проективная техника, раскрывающая чувства ребенка в отношении тех, кого он считает самыми важными и чье влияние, формирующее характер, наиболее значимо. Использование методики «Рисунок семьи» особенно эффективно в течение латентного периода развития ребенка, т. е. между 6 и 10 годами, когда графическое выражение все еще относительно свободно от культурного давления, делающее его более конформистским, менее индивидуальным. Большинство детей, когда их просят нарисовать семью, решительно принимаются за дело. Младшие дети рисуют каждого члена стоящим, в анфас и отделенного от следующего, все члены выстроены в один ряд или по двум уровням, как святые вдоль средневековых галерей собора. Значимость будет выражена размером и размещением: ниже всех в конце ряда или даже пропущенный. Родство будет показано близостью или сходством наряда, неприязнь — переводом в конец, исключением или, как в одном случае, изображением брата (или сестры) как червяка. Выражение чувств может быть ясным, но более типична символичность. Школьники смогут изобразить движение обычно после того, как место обычного анфаса займет профиль. Затем экспериментатор может попросить изобразить каждого члена семьи в действии, когда каждый что-то делает. Результат может показать приятное или враждебное взаимодействие или вообще его отсутствие — каждый делает что-то сам по себе. Среди младших детей тест «Нарисуй человека» и в особенности «Нарисуй свою семью», вероятно, является одной из самых эффективных проективных методик, т. е. они не зависят от детских желаний или возможности вербально выразить свой эмоциональный конфликт. На рисунке семьи можно увидеть, как ребенок чувствует себя по отношению к тем, кто ему наиболее дорог.

Информация о работе Детский рисунок как метод диагностики личностного и интеллектуального развития