Детский рисунок как метод диагностики личностного и интеллектуального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 21:26, реферат

Описание работы

Детское рисование — это реально наблюдаемое, исторически устойчивое явление человеческой жизни. Дети рисуют везде и чем придётся; их рисунки можно видеть повсюду: на асфальтовых дорожках, на заборах и стенах домов. Они удивляют неожиданным изображением знакомых предметов и явлений, оригинальными придумками, эмоциональной выразительностью, динамикой линий, яркостью красок, т.е. образным содержанием и художественной трактовкой изображений. Рисунки, исполненные карандашами и красками на бумаге, хранят в семьях, в школах и музеях, их печатают в книгах и журналах, экспонируют на художественных выставках. Наконец, детское рисовальное творчество является объектом исследования таких наук как философия, культурология, искусствоведение, психология, медицина, педагогика, семиотика.

Файлы: 1 файл

PROEKTIVNYE_METODIKI.docx

— 54.70 Кб (Скачать файл)

                            Диагностика интеллекта методом рисуночного теста:

          Существуют разнообразные варианты методик, ориентированные на разные проявления интеллекта. Их результаты могут заметно различаться. Практика тестирования позволила выявить определенную ограниченность возможностей тестов, обусловленную рядом причин. Прежде всего, тест, как правило, представляет собой набор заданий, и конечный результат есть сумма оценок за выполнение отдельных заданий. Однако, если тест не гомогенный, как чаще всего и бывает (то есть его задания направлены на выявление различных компонентов интеллекта), то конечный результат его выполнения не дает представления об особенностях мыслительной деятельности испытуемого. Два разных человека могут решить каждый по половине заданий теста, и это могут быть разные половины, состоящие из разнородных заданий, но окончательный результат - один и тот же, что в принципе должно свидетельствовать о равенстве способностей этих людей. Если же выполнение некоторых заданий (наиболее трудных) оценивается выше остальных, и какой-то третий человек решил лишь эти задания (а остальные, допустим, не успел), но набрал такое же количество баллов, то и его интеллект будет приравнен к двум предыдущим. Это иллюстрирует принципиальный недостаток теста: оценка дается лишь по конечному результату без учета качественного своеобразия умственной деятельности. Говоря житейским языком, тест берется показать, насколько умен (или глуп) человек, но ничего не говорит о том, в каком смысле он умен, что именно за этой оценкой скрывается. Да большинство тестов и не претендует на это. Являясь, по сути, механизмом измерения, тест существует вне понятия меры и без четкого определения объекта измерения. Достаточно сказать, что научного определения интеллекта не существует по сей день (вернее, определения столь многочисленны и разнообразны, что из них невозможно выбрать исчерпывающего и бесспорного). Это привело к тому, что родилось даже тавтологическое определение: «Интеллект это то, что измеряют тесты интеллекта» (Э.Боринг). А если учесть, что в основе теста лежит теоретическое представление его автора о природе интеллекта, то понятно, насколько субъективным может быть измерение. Например, английский психолог Г. Айзенк считает основным критерием интеллекта скорость протекания мыслительных процессов. Исходя из этого, даже не важно, какова специфика заданий теста, важно лишь выполнить их достаточно быстро. Однако практика показывает, что иной «тугодум» может решать сложные мыслительные задачи, которые не осилит человек более сообразительный, но поверхностный. Кроме того, концепция автора предопределяет и характер оценивания ответов. Задание теста может по определению предусматривать некоторый конкретный ответ, любой другой ответ будет считаться неверным и в итоге повлечет снижение «коэффициента интеллекта». Например, в тесте для детей на вопрос: «Что бы вы сделали, увидев, что в доме возник пожар?» - предусмотрен единственный правильный ответ: «Вызову по телефону пожарных». Для городского ребенка этот ответ вполне естественен, но может ли его дать, скажем, ребенок с отдаленного хутора, даже если он объективно не менее умен? Таким образом, личный опыт (или отсутствие некоторого конкретного опыта) в практике тестирования может быть оценен по шкале интеллекта. Существующее разделение тестов на тесты интеллекта и тесты достижений, или тесты успешности (последние и призваны выявлять наличный уровень знаний) недостаточно оправдано. Рядом исследований показано, что это разделение условно, так как не существует таких тестов, которые могли бы выявлять интеллект в чистом виде без привлечения соответствующих знаний, умений, навыков. Предпринимались попытки создать тесты, абсолютно свободные от этого влияния, однако их выполнение требует осуществления некоторой умственной деятельности, приемы которой могли быть стихийно или направленно сформированы либо не сформированы у человека ранее. Так что, по сути, тест лишь измеряет наличный уровень сформированности определенной мыслительной деятельности (причем той деятельности, которая необходима для решения интеллектуальных задач, аналогичных заданиям теста, что еще не свидетельствует о ярком проявлении ума в творческом, профессиональном да и просто в житейском смысле).Но даже при учете этого принципиального положения следует еще иметь в виду, что на результаты выполнения теста оказывает влияние целый ряд косвенных факторов, начиная от общей обстановки при тестировании и кончая даже полом человека, предъявляющего задания. Естественно, что на результатах сказывается умственная работоспособность, да и просто самочувствие и физическое состояние. Именно поэтому тестирование рекомендуется проводить в утренние часы, ибо к вечеру испытуемый попросту устанет, а в тестовых показателях рискует «поглупеть». Важную роль играет также мотивация испытуемого, его самооценка и уровень притязаний. Характерно, что обязательным условием при предъявлении большинства тестов выступает требование выполнить задание в строго ограниченное время. Г.Айзенк указывает: если позволить решать задачи сколь угодно долго, то практически каждый справится со всеми заданиями, только некоторые люди потратят на это очень много времени, что якобы свидетельствует о недостаточности их интеллекта. Дефицит времени вызывает значительное нервно-психическое напряжение. Очевидно, что люди более уравновешенные при этом имеют известные преимущества, которые, однако, едва ли соотносимы с уровнем интеллекта.Возникающее напряжение неизбежно накладывается на так называемую тестовую тревожность. Дело в том, что само по себе тестирование представляет собой ситуацию проверки и оценки и именно так воспринимается тестируемым. Не вызывает сомнения, что когда подлежат оценке наши способности, это порождает известное напряжение и озабоченность. Впрочем, эти показатели также весьма индивидуальны. То есть один испытуемый волнуется меньше, другой - больше, а итоговая оценка выставляется им не за самообладание, а за интеллект.В работе «Измерение интеллекта с помощью рисунка» (1926) Гудинаф впервые в истории психодиагностики практически обосновала гипотезу о том, что выполнение ребенком рисунка отражает степень овладения им ключевыми понятиями и таким образом свидетельствует об уровне развития интеллекта. Созданный ею тест «Нарисуй человека» отличался от существовавших ранее тестов интеллекта. Он позволял довольно точно оценить уровень умственного развития, причем в достаточной степени независимо от уровня усвоенных знаний и умений, в том числе и навыков рисования.Широкомасштабные исследования с помощью метода тестов привели Гудинаф к переоценке основополагающего в американской тестологии принципа неизменности коэффициента интеллекта. Она наглядно продемонстрировала, что ряд социальных факторов (например, благоприятные условия дошкольного воспитания) могут значительно повысить этот показатель, т.е. умственная одаренность не является врожденным и стабильным свойством. Не ограничиваясь анализом тестов, Гудинаф в работе «Экспериментальное исследование ребенка» (1931) подвергла всестороннему рассмотрению различные исследовательские методики детской психологии, продемонстрировала их сильные и слабые стороны. Наибольшую известность Ф.Гудинаф, принес тест «Нарисуй человека». Первоначальная стандартизация этой методики была осуществлена в 1926 г. С тех пор вплоть до 1963 г. Тест использовался без существенных изменений и приобрел за это время широкую популярность. (По данным А.Анастази, в настоящее время в мировой психодиагностической практике тест «Нарисуй человека» по частоте использования является вторым после известного метода чернильных пятен Г.Роршаха.) С целью обновления тестовых норм ученик Ф.Гудинаф Д.Харрис провел новую стандартизацию метода, результаты которой опубликовал в 1963 г. С этого времени тест «Нарисуй человека» известен как тест Гудинаф - Харриса.Как и в первоначальном тесте Гудинаф, так и в обновленном варианте основное внимание уделяется точности и детальности рисунка, а не художественным изобразительным средствам. Именно детальность изображения выступает основным показателем уровня умственного развития ребенка. В основе такого подхода лежит гипотеза о том, что в рисунке знакомого предмета обнаруживаются те его отличительные, существенные черты, которые ребенок выделил в нем как в представителе соответствующего класса предметов. Рисунок рассматривается как выраженное в графической форме понятие (представление) ребенка о предмете. Наблюдаемое по мере взросления ребенка усложнение выполненных им изображений расценивается в качестве показателя развития понятийного мышления. Следует отметить, что данная гипотеза, лежащая в основе теста, не опирается на какие-либо строгие теоретические построения. Она выражает эмпирически наблюдаемую зависимость между особенностями детского рисунка и общим умственным развитием ребенка.В результате многочисленных исследований было установлено, что для детей дошкольного возраста данные теста Гудинаф -Харриса высоко коррелируют с данными арифметических тестов, а также с некоторыми заданиями, выявляющими уровень развития операционального интеллекта. Данная методика широко используется в качестве компонента комплексного обследования ребенка. Связь количественных различий в рисунках человеческой фигуры с хронологическим и умственным возрастами является основой для оценки интеллекта. Согласившись с тем, что в рисунках могут быть установлены качественные различия, мы столкнемся с различными точками зрения относительно значения этих различий. Множество работ, посвященных данной теме, отражает ту важность, которую эта проблема приобрела для психологов, педиатров, воспитателей и художников. Можно сказать, что мы все знаем о том, что в самом ребенке таится некое откровение, что-то исключительно личное, что может помочь понять ребенка и его проблему. Помимо индивидуальных особенностей в рисунке есть общие, всеобъемлющие характеристики, обозначаемые такими словами, как гротескный, эксцентричный, искаженный, рассогласованный, сжатый, неопределенный, подавленный, слабый», или их антонимами: реалистичный, приятный, соразмерный, согласованный, экспансивный, конкретный, свободный, смелый. Валидность рисунков фигуры человека как выражение умственного возраста была установлена и не оспаривается. Важно подчеркнуть, что несмотря на неоднократно подтвержденную высокую надежность теста, большинство специалистов считают, что самостоятельной диагностической ценности тест почти не имеет. Ограничиваться одним данным тестом при обследовании ребенка недопустимо; тест может выступать лишь как часть обследования, предпочтительно - начальная часть. Рисуночным тестом пользуются для того, чтобы получить первое представление об уровне развития ребенка.

Немного о нарушениях:

        Вызывает удивление постоянное при всей своей изменчивости представление ребенка о теле, восприимчивое к воздействиям, нарушающим эмоциональную стабильность. Пока изображение человека представляет концепцию тела на данный момент, в нем выражается бессознательно и символично повреждение, которое заставляет ребенка болезненно осознавать свои чувства. По мере обращения мысли вовнутрь себя рисунок становится более личным. В зависимости от степени тревоги представление о теле и его графическое изображение может быть широко или частично затронуто, полностью разрушено или отличаться от обычного только в деталях, возможны также любые колебания между этими двумя крайностями.Среди наиболее распространенных отклонений можно назвать рассеивание частей тела, отсутствие людей на картинке, явные несоответствия, уничтожение лица только что нарисованной фигуры человека, жесткие роботоподобные фигуры. Все это может быть обнаружено в рисунках детей с серьезными эмоциональными расстройствами. Невротическое поведение и чувство неполноценности могут проявляться в изображении маленьких фигурок, чаще на нижней части листа, где они стоят на крошечных ножках; преувеличенных размерах доминирующего родителя; чрезмерном затенении или тщательной прорисовке гениталий; скрывании генитальной зоны; спутанности половых ролей; выделении или пропуске кистей рук; изображении темных облаков и закрашивании солнца.Существует классификация различных аспектов рисунка, которые соотносятся с каждым конкретным заболеванием, соответствующим конкретному типу нарушения. Представлять их в данной работе не представляется возможным, поэтому приведем некоторые специфические нарушения, на которые следует обратить особое внимание.

1.  Переход от познавательного  к эмоциональному аспекту наблюдается  при сравнении рисунка человека  с рисунком семьи. Лучшее изображение  как по качественным, так и по количественным характеристикам одиночной фигуры обусловлено, на мой взгляд, познавательным компонентом, когда ребенка просто просят нарисовать человека. Но когда ребенок рисует семейную группу, результат зависит от эмоциональных переживаний. В этом случае фигуры в семье могут быть менее выразительными в отношении умственного возраста ребенка, поэтому, с практической точки зрения, умственный возраст не может быть оценен на основе рисунка семьи.

2.  Рисунки человеческих  фигур и копии простых геометрических  фигур могут быть полезными  при ранней диагностике перцептивно-моторных нарушений и сигнализировать о грядущих проблемах в обучении, особенно если они относятся к распознаванию и использованию символов написанного слова. Практическая рекомендация — необходимость тренировать восприятие у дошкольников.

3.  Большинство детей  в латентный период изобразят человека своего пола. Обратная тенденция может свидетельствовать о невозможности принять половую роль согласно своему биологическому полу. Это может быть результатом чрезмерного доминирования одного из родителей или, например, когда ребенок воспитывался в специализированном заведении или в неполной семье. В этом случае необходимо, чтобы у ребенка была возможность взаимодействовать со взрослыми родителями обоего пола.

4. Детальное изображение  вульвы или пениса редко встречается в рисунках детей латентного периода. Появление таких рисунков — это следствие неумения приспособиться к окружающей среде, страха кастрации или более серьезных эмоциональных расстройств, а может просто выражать острое восприятие смышленого ребенка. В любом случае, этот факт заслуживает пристального внимания.

5.  Рисунок человека  адаптированного ребенка вряд  ли будет проекцией его самого. Нарисованная фигура обычно оказывается  взрослым, отражая концепцию человека в целом. Если ребенок тревожен или с нарушением, его рисунок более проективен, т. к. мышление скорее направлено внутрь.

6. Рисунки являются наиболее  эффективной дополнительной диагностической методикой, когда они представляют собой личностную проекцию. К этой категории относятся рисунки детей, которые еще не могут видеть вещи правильно; детей с эмоциональными расстройствами, чье восприятие девиантно, или умственно отсталых, т. е. тех, кто не способен научиться делать это правильно

Заключение:

          С точки зрения психологической значимости рисунок изучен еще недостаточно.

С этим связано появление большого количества разнообразных теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков, а также отечественных и переводных работ, в которых описываются рисуночные тесты. Значительную их долю составляют публикации, представляющие скорее теоретический интерес: содержащие обоснование метода, общие подходы к интерпретации и отдельные примеры, иллюстрирующие эти подходы. В других работах указывается значение различных признаков, встречающихся в тестовых рисунках. Вот тут-то и вскрывается неоднозначность показателей, учитываемых при интерпретации рисунков. В различных литературных источниках вы можете увидеть разноообразные объяснения одного и того же действия. Например, выпученные у нарисованного человечка глаза можно объяснить  грубостью и черствостью, но так же и наличием страхов у ребенка, или выражением проявления подозрительного отношения к окружающим. Таким образом, очень часто один и тот же признак может интерпретироваться двумя, тремя или даже четырьмя различными способами в зависимости от того, с какими еще признаками он сочетается.  Трудность объективного «прочтения» рисунков состоит в том, что каждый из них можно рассматривать как невербальное сообщение, послание, в котором  остается нечто индивидуальное. Поэтому часто разные авторы предлагают противоречивые интерпретации одних и тех же признаков рисунка. Таким образом, при интерпретации важно умелое нахождение противоречащих деталей в рисунке (важно увидеть “послание” рисунка, зашифрованное в символах). Ключ к пониманию рисунка психологом состоит в том, чтобы оставаться открытым для интерпретации и использовать все возможные подходы, так как жесткая интерпретация сужает понимание рисунка.

Психолог-практик, занимающийся проблемами семьи, остро  ощущает нехватку адекватных методик  исследования личности ребенка. На вооружении у психолога мало методик, позволяющих  «посмотреть на мир глазами ребенка», понять его отношения с другими  членами семьи. Это объясняется  в первую очередь сложностью применения вербальных методик (дети недостаточно интроспективны, им трудно выражать свои переживания в словах), а также  тем, что искусственные и поэтому  неприемлемые для ребенка процедуры  исследования существенно влияют на результаты и разрушают эмоциональный  контакт между исследуемым и  психологом, который необходим для  дальнейшей работы. За рубежом для индивидуального исследования ребенка широко используются методики, основанные на естественных для него деятельностях, в частности на рисовании. В нашей стране только в последние годы начали больше обращать внимание на рисунок как средство познания личности. Популярность рисуночных методик объясняется несколькими причинами.

1. Процесс рисования оказывает  исключительное, растормаживающее  действие на ребенка, уменьшает  напряжение, возникающее при психологическом  обследовании, способствует установлению  эмоционального контакта с ребенком.

2. Рисунки удобны в применении: во-первых, лист бумаги и карандаш - это весь необходимый инструментарий, а во-вторых, ребенок как бы  сам фиксирует при помощи карандаша  свои действия, движение мысли.  Это дает возможность психологу  больше обращать внимание на  изменения эмоционального состояния  исследуемого, отмечать особенности  процесса рисования

3. Рисуночные методики (в частности,  рисунок семьи) - высокоинформативное  средство познания личности ребенка,  отражающее то, как ребенок воспринимает  себя и других членов семьи,  какие чувства он переживает  в семье

4. Процесс рисования, особенно при  изображении значимых для ребенка  ситуаций, обладает психотерапевтическим  действием. В рисунке ребенок  как бы избавляется от личного  напряжения, проигрывает возможные  решения ситуации.

Несмотря  на описанные в литературе достоинства  рисуночных методик, их практическое использование  требует детального изучения опыта  их применения и, главное, критического осмысления принципов интерпретации  рисунков.

На сегодняшний день существует ряд серьезных диагностических  методик и тестов, базирующихся на изучении рисунков. Провести глубокий анализ детского рисунка, определить полную картину психологического состояния  и развития ребенка, конечно, может  только специалист. Но основы рисуночных методик довольно просты, и самостоятельно проанализировать детские рисунки  могут сами родители, воспитатели  и педагоги. По-моему, уметь расшифровывать детские рисунки важно для  каждого родителя. Если в результате такой «предварительной диагностики» возникли подозрения на какие-то скрытые  проблемы, тревоги, нужно обязательно  обратиться к детскому психологу. Я полностью разделяю мнение специалистов, которые считают рисунок самым достоверным источником информации о внутреннем мире ребенка.

 

Библиографический список

  1. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста - М. Изд. центр "Академия" 1997, 80 с.

  1.  Маховер К. Проективный рисунок человека - М.: Смысл, 2009, 158 с.

 

  1. Дилео Дж. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация - : Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 272 с
  2. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.- М., 1981
  1.  Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 176 с.

 

  1. http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/psihologiya_i_pedagogika/PROEKTIVNIE_METODIKI.html

 

  1. http://detskiefantazii.ru/

Информация о работе Детский рисунок как метод диагностики личностного и интеллектуального развития