Девиация в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить, является ли девиация непременной для подросткового периода.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Теоретический анализ литературных источников о подростках, подростковом периоде, девиантном поведении.
2. Исследование склонности к преодолению норм и правил, склонности к аддиктивному поведению, к агрессии и насилию у подростков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Подросток. Девиация в жизни подростка
1.1. Характеристика подросткового возраста
1.1.1 Половое созревание
1.1.2 Ведущая деятельность
1.1.3 Основные новообразования
1.1.4 Формирование референтных групп
1.1.5 Чувство взрослости
1.1.6 Эмоциональное развитие подростка
1.1.7 Воображение и творчество подростка
1.1.8. Аномалия личностного развития подростков

1.2. Девиантное поведение
1.2.1. Понятие и виды девиантного поведения
1.2.2. Причины возникновения девиантного поведения
1.3. Девиантное явление в жизни подростка
1.3.1. Алкоголизация, ранний алкоголизм
1.3.2. Наркомания
1.3.3. Агрессия
1.3.4. Личностная характеристика «трудного» подростка

ГЛАВА II. Результаты эмпирического исследования
Выводы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовик по возрастной (2).doc

— 551.00 Кб (Скачать файл)

поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.    Петров показатель по шкале 2, это свидетельствуют   о чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций,  проявлении негативизма и заставляют сомневаться в достоверности результатов тестирования по данной шкале. 

Ну и Васильев обнаружил четыре показателя, по шкале 2, 4, 6, 7.     Два из них по данным исследования являются сомнительной достоверности, и поэтому мы не беремся характеризовать его как подростка с явным девиантным поведением, и исключаем  из нашего исследования.             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

Подростковый возраст – как переходный период затягивается в основном из-за большого времени, требуемого для усвоения «взрослых ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное и деликвентное поведение.

1.                                В исследуемой группе склонность к девиантному поведению обнаружили 13 подростков, что составляет более 70% от всех испытуемых.

2.                                Выраженная потребность в отклоняющемся поведении выявлена у трех исследуемых подростков.

3.                                Всего пять испытуемых в результате исследования не выявили склонностей, и потребностей к девиантному поведению. Их результаты  свидетельствуют   о   конформных

                установках, о склонности  следовать общепринятым нормам

                поведения.     

4.                                Следовательно, девиантное поведение имеет место в жизни подростка. В связи с тем, что поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера, которое обусловлено множественными причинами и обстоятельствами.

5.                                Исследовалась группа подростков, состоящая из 17 человек. В силу того, что не все подростки выявили склонность к отклоняющемуся поведению, а среди них обнаружились и подростки с общепринятым, социально адекватным поведением ( пять испытуемых), мы можем сказать что, девиантное поведение присуще не каждому подростку. И не является нормой жизни подростка.

6.                                Цель работы достигнута, гипотеза подтверждена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация

несовершеннолетних. - Свердловск, 1985

2. Васильев В. Л. Юридическая психология. - СПб., 1997

3. Кон И. С. Психология ранней юности.- М., 1989

4. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М., 1980

5. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2001

6. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий

у подростков. - М., 1999

7. Личко А. Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. - Л., 1983

8. Личность преступника. - М., 1975

9. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб., 1999

10. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987

11. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. – М., 1988

12. Трудный подросток: причины и следствия / Под редакцией

Татенко В. А. - Киев, 1985

13. Фельдштейн Д. И. Психология воспитания подростка. – М. :Знание, 1978

14. Шихарев П. Н. Жить без алкоголя? – М., 1988

15. Шнайдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический проект; Трикса, 2005.

16. Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодежи. Криминальная субкультура. М., 1992

17. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994.

18. Тощенко Ж.Т. Социология. - М.: Прометей, 1994.

19. Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1996.

20. Мухина В. С. Возрастная психология. – 11 –е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр « Академия», 2007.

21. Константинов В. В. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2006.

22. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально –психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002.

23. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Проявление девиации в подростковой субкультуре. Вопросы психологии. 2004.

24. Андреева Г.М. Психология социального познания. -  М., Аспект Пресс, 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП).

                                        Опросник

1.Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.

2.Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

3.Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях.

4.Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.

5.Тот, кто в детстве не дрался, вырастает маменькиным сынком и ничего не может добиться в жизни.

6.Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за шее хорошо платили.

7.Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.

8.Иногда бывает, что я немного хвастаюсь.

9.Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком-истребителем.

10.Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.

11.Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.

12.Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями.

13.Я всегда говорю только правду.

14.Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и

влияющие на психику вещества - это вполне нормально.

15.Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам.

16.Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.

17.Если меня обидели, то я обязательно должен отомстить.

18.Человек должен иметь право выпивать столько, сколько он хочет.

19.Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.

20.Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к

определенному сроку.

21.Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.

22.Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.

23.Я иногда не слушаюсь родителей.

24.Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и

безопасностью, то я выберу безопасность.

25.Я думаю, что мне понравилось бы заниматься боксом.

26.Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.

27.Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

28.Иногда мне так и хочется сделать себе больно.

29.Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

30.Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.

31.Среда моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.

32.Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно.

33.Бывает, что мне так и хочется выругаться.

34.Правы люди, которые в жизни следуют пословиц: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

35.Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.

36.Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.

37.Если бы в наше время проводились бы бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал.

38.Бывает, что иногда я говорю неправду.

39.Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.

40.Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.

41.Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.

42.Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.

43.Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.

44.Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.

45.Если в кинофильме нет ни одной приличной драки - это плохое кино.

46.Когда люди стремятся к новым необычным ощущениям и переживаниям - это нормально,

47.Иногда я скучаю на уроках.

48.Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.

49.Если человек раздражает меня, то готов высказать ему все, что я о нем думаю.

50.Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.

51.Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.

52.Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.

53.Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от

преследования.

54.Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.

55.Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.

56.Я часто огорчаюсь из-за мелочей.

57.Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.

58.Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.

59.Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.

60.Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

61.Меня раздражает, когда девушки курят.

62.Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.

63.Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.

64.Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

65.Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.

66.Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.

67.Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

68.Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.

69.Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.

70.Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.

71.Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую

попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

72.Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.

73.Мне понравилось бы прыгать с парашютом.

74.Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.

75.Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.

76.Я не получаю удовольствия от ощущения риска.

77.Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям - это нормально.

78.Я часто не могу сдержать свои чувства.

79.Бывало, что я опаздывал на уроки.

80.Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.

81.Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

82.Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.

83.Иногда случалось, что я не выполнял домашнее задание.

84.Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.

85.Мне кажется, что я не способен ударить человека.

86.Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался

безнаказанным.

87.Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.

88.Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.

89.Иногда я бываю так раздражен, что стучу по столу кулаком.

90.Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне

по-настоящему проявить себя.

91.Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.

92.Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.

93.Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.

94.Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить,

95.Я считаю, что люди должны полностью отказаться от употребления спиртных напитков.

96.Я бы мог на спор влезть на высокую фабричную трубу.

97.Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям.

98.Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.

                             

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

                        Ключи для подсчета первичных «сырых» баллов

 

          Мужской вариант

1.Шкала установки на социально-желательные ответы:

2 (нет), 4 (нет), 6 (нет), 13 (да), 21 (нет), 23 (нет), 30 (да), 32 (да), 33

(нет), 38 (нет), 47 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет).

2.Шкала склонности к преодолению норм и правил:

1 (нет), 10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53

(да), 55 (нет), 59 (да), 61 (нет), 80 (да), 86 (нет), 88 (да), 91 (да), 93

(нет).

3.Шкала склонности к аддиктивному поведению:

14 (да), 18 (да). 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да),

46 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81

(да), 91 (да), 95 (нет).

4.Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению:

3(да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 16 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 37 (да),

39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 76 (нет), 90 (да), 91

(да), 92 (да), 96 (да), 98 (да).

5.Шкала склонности к агрессии и насилию:

3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 17 (да), 25 (да), 37 (да), 40 (нет),

42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 70 (да), 71

(да), 72 (да), 75 (нет), 77 (да), 82 (нет), 89 ' (да), 94 (да), 97 (да).

6.Шкала волевого контроля эмоциональных реакций:

7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), 69 (да),

70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да), 89 (да), 94 (да).

7.Шкала склонности к деликвентному поведению:

18 (да), 26 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 42 (да), 43 (да), 44 (да), 48 (да),

52 (да), 55 (нет), 61 (нет), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 86

Информация о работе Девиация в подростковом возрасте