Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение психологического аспекта причин «отклоняющегося поведения» подростков.
Задачи:
1. Рассмотреть ведущие психологические теории о проблеме девиатного поведения.
2. Выявить, как проявляются нарушения поведения у подростков.
3. Определить психологические факторы трудновоспитуемости подростков.
4. Выявить, как проявляется девиация в жизни подростка.
5. Определить, какая связь между девиантным поведением и личностью подростка.

Файлы: 1 файл

Готово.docx

— 160.57 Кб (Скачать файл)

        Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ним. Это способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлечённости в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными.

 

3.3. Характерологические особенности личности и их связь с девиантным поведением

        При изучении вопросов, связанных с отклоняющимся поведением невозможно не отметить того факта, что это поведение зачастую есть следствие особенностей характера индивида. Такие особенности,  принимающие устойчивую форму, как известно, называют акцентуациями характера. Любопытно, что это понятие тесно связано с понятием «нормы», и фактически через него определяется.

        К.Леонгард определяет акцентуации как крайние варианты нормы. Свое внимание он уделял клиническому описанию акцентуированных личностей, анализу сложных случаев комбинированных акцентуаций и динамике акцентуаций личности, как в сторону психопатии, так и в сторону смягчения акцентуаций, не приводящих к явлениям социальной дезадаптации.

        Леонгард полагает, что акцентуации - это, в общем, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. Только при большой выраженности акцентуации накладывают отпечаток на личность и могут приобрести патологический характер. Он считает, что жесткой границы между нормальными людьми и акцентуированными личностями нет.

        А.Е.Личко  рассматривает акцентуации как крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезвычайно усилены, и в силу этого появляется избирательная уязвимость по отношению к определенным психогенным воздействиям. При этом сохраняется хорошая и даже повышенная устойчивость к другим воздействиям.

 

Общая характеристика акцентуаций характера по А.Е.Личко

         По мнению А.Е.Личко акцентуированный характер повышает вероятность психической травматизации и отклоняющегося поведения. Особенности акцентуированного характера могут проявляться лишь в определенных условиях. Акцентуации или вообще не препятствуют нормальной социальной адаптации, или же ее нарушения бывают переходящими. Эти нарушения могут быть или биологическими факторами, или же влиянием психических травм, трудных критических ситуаций в жизни. Такие ситуации предъявляют повышенные требования к месту наименьшего сопротивления в характере.

        Если определены только акцентуации, то это свидетельствует о психическом здоровье. Но - это почва, преморбидный фон, фактор, предрасполагающий развитие психогенных расстройств: острых аффективных, патохарактерологических и психопатических реакций, реактивных и эндореактивных психозов. В зависимости от выраженности акцентуаций выделяют явную и скрытую формы. Явная акцентуация — это крайний вариант нормы. Черты определенного типа проявляются постоянно и они более стойки. Явная акцентуация не обязательно мешает социальной адаптации, и только при определенных условиях она проявляется ярко.

        Скрытая акцентуация - это обычный вариант нормы проявления определенных черт характера. Эти проявления очень слабы или они вообще отсутствуют. Но под воздействием психотравмирующих факторов они проявляются неожиданно сильно. Психиатрические наблюдения показали, что акцентуации возникают чаще на основе наследственных предпосылок. Чем ярче тип акцентуации, тем выше вероятность обнаружить среди близких родственников этот же тип. Среда заостряет или смягчает черты акцентуаций. Иногда при неблагоприятных условиях воспитания акцентуации проявляются уже в детстве, в возрасте 2-4 лет, так как в  этом возрасте воздействия среды могут оставить особенно стойкий след.

       Определение типа акцентуации необходимо как для медицинских, так и для педагогических целей. Зная тип акцентуации, можно определить слабые места в характере, можно прогнозировать, предвидеть факторы, ведущие к социальной дезадаптации.

        Считалось, что акцентуации статичны, что они даны раз и навсегда. А.Е.Личко были выделены две основные группы динамических изменений.

- Преходящие, транзиторные  изменения. Наиболее частными  среди них являются аффективные  реакции.

- Ситуационно обусловленные  преходящие психопатоподобные нарушения поведения,     пубертатные поведенческие кризисы, патохарактерологические реакции.

Классификация типов  акцентуаций по Г.Шмишеку

 

1. Гипертимический тип акцентуации характеризуется повышенным жизненным тонусом, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, смелостью, склонностью к лидерству. Из-за неустойчивости, учатся неровно, несмотря на хорошие способности.

        В подростковом возрасте - почти всегда приподнятое настроение, но часты раздражения, если их активность подавляется. Гипертимные подростки легко игнорируют правила и законы. Они тянутся в компании, стремятся к роли вожака, тяготятся одиночеством. Допускают неразборчивость в выборе друзей, могут легко попасть в сомнительное окружение. Легко меняют увлечения. Начатые дела часто не доводят до конца.

        Половое чувство у гипертимных подростков появляется рано, бывает сильным, что может приводить к ранней сексуальной жизни, но фиксаций на этом не обнаруживается.

        Слабости: плохо переносят однообразие, изоляцию, безделье, ситуации конкурентной борьбы за лидерство. При встрече с серьезными событиями проявляется легкомысленность,  нарушаются этические нормы, бывают утрачены чувство долга и способность к раскаянию. Жажда деятельности становится бесплодным разбрасыванием себя. Богатство идей превращается в пустое прожектерство, а чрезмерная веселость переходит в раздражительность.

        На фоне яркой гипертимности могут возникать острые аффективные и  патохарактерологические реакции, ранняя алкоголизация, токсикомания, эмансипационные побеги, уход в асоциальные компании.

2. Циклотимический  тип акцентуации

        Циклотимные дети могут производить впечатление гипертимных. Первые субдепрессивные фазы возникают с наступлением пубертатного периода. В дальнейшем - чередуются с фазами гипертимности или ровного настроения. Длительность фаз - от нескольких дней до одной- двух недель.

        В субдепрессивной фазе отмечаются вялость, упадок сил, трудности в учебе, склонность к уединению. Чувство безысходности для циклотимных не характерно, их одолевает просто скука. В этой фазе падает сексуальная активность, могут усиливаться переживания из-за онанизма.

        Смена гипертимического и дистимического настроений происходит иногда без видимых причин.

        Слабым, местом в субдепрессивной фазе является ломка жизненных стереотипов, всего привычного.

        На фазе подъема циклотимические личности отличаются всеми чертами гипертимного типа.

        Делинквентность, побеги из дома, токсикоманическое поведение циклотимным личностям не свойственны.

3. Аффективно-экзальтированный  тип акцентуации

        Экзальтированные личности отличаются более бурным, чем у других реагированием на жизнь. Они одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние — от печальных. Имеют очень сильные привязанности,  им  свойственны  восторженные порывы,  сильные увлечения, любовь ко всему прекрасному: музыке, искусству, природе и т.д.

        Экзальтированным свойственно переживание чувства страха, причем страх нарастает очень резко. Внешне переживания страха проявляются в дрожи, у некоторых выступает холодный пот, может нарушаться ритм дыхания. Экзальтированность тесно связана с высокой эмоциональной возбудимостью, с аффективным проявлением эмоций, причем эти проявления очень артистичны, экспрессивны.

        Практический здравый смысл таким натурам не свойственен. Конфликты с жизнью происходят у них именно из-за слишком больной чувствительности и неспособности осилить прозу жизни. Такие конфликты могут привести иногда к психическим заболеваниям. Готовность к отчаянию, у экзальтированных "лириков" бывает связана с мыслями о самоубийстве.

 

4. Эмотивный  тип

        В подростковом возрасте появляется крайняя лабильность настроения, которое меняется часто, резко и от ничтожных поводов. Нелестное слово, неприветливый взгляд могут погрузить в мрачное состояние, а комплимент, приятная встреча способны вселить жизнерадостность, веселость. От настроения зависит все - самочувствие, аппетит, работоспособность и т.д.

        Им присущи глубокие чувства, искренняя привязанность, преданность. В общении предпочитают тех, кто способен утешить, понять, разделить радость, удовольствие. Они любят компании и новую обстановку, но в отличие от гипертимных ищут здесь не поле деятельности, а только новые впечатления. Очень чутки к различным знакам внимания. Эмотивные личности очень чувствительны, их волнует все, что связано с душой, отзывчивостью, гуманностью.

        Увлечения эмотивных имеют информационно-коммуникативный характер.

        Сексуальная активность обычно ограничивается флиртом, ухаживаниями. Влечения долго остаются малодифференцированными, поэтому у эмотивных могут легко  возникать отклонения  в  сторону транзиторного подросткового гомосексуализма. Но сексуальные эксцессы всегда избегаются.

        Душевные потрясения оказывают глубокие болезненные воздействия и способны вызвать реактивную депрессию. Душевный разлад иногда приводит к суицидным попыткам. Угнетенность приводит к потере сопротивляемости, и протест, как таковой, становится невозможным.

5.  Тревожный  (боязливый) тип акцентуации

        Уже в детстве тревожные личности пугливы, боязливы. Они боятся темноты, животных, им страшно оставаться одним. Сторонятся шумных сверстников, не любят подвижных игр и озорства, более уверенно чувствуют себя среди маленьких. Создается впечатление, что они замкнуты, но они весьма общительны с теми, с кем, к кому привыкли. В школе им трудно отвечать у доски, они боятся контрольных и экзаменов, старательно учатся.

        Начало пубертатного периода у тревожных подростков протекает нормально. Позднее, вступая в самостоятельную жизнь, из-за чрезмерной впечатлительности и чувства неполноценности оказываются в окружении почти неразрешимых проблем. Упреки и наказания вызывают слезы, отчаяние, и гораздо реже - протест. Сочувствие со стороны, участие, особенно неожиданные, могут вызвать бурные слезы.

        У сензитивных рано формируется чувство долга, ответственности, чрезмерное требование к себе и окружающим.

        У подростков возможна гиперкомпенсация, когда они пытаются утвердиться именно в той области, где чувствуют себя слабо.

        Ни к делинквентности, ни к алкоголизации, ни к курению у таких личностей склонности не отмечается. Под воздействием алкоголя усиливаются, обостряются депрессивные переживания. Самооценка у тревожных подростков обычно высоко объективна. Лгать и притворяться не любят, не умеют. Им проще отмолчаться.

        Самый сильный удар для них - стать объектом насмешек, подозрений в недобрых делах, несправедливого обвинения, особенно публичного.

        С возрастом, при благоприятной обстановке сензитивность сглаживается. Обострения могут быть у "старых дев", одиноких людей.

6. Педантичный  тип акцентуации

        Педантичные или психастеничные (по Личко) подростки отличаются робостью, пугливостью, моторной неловкостью, склонностью к рассуждениям, "интеллектуальным" историям. Иногда возникают фобии - боязнь незнакомых людей, новых предметов, темноты, страх остаться за закрытой дверью и т.д.

        Если ребенок воспитывается в условиях повышенной ответственности за другого, то у него резко усиливаются психастенические черты. Ребенок страшится не оправдать родительских ожиданий, потерять их любовь, и такие переживания, опасения приводят к синдрому "повышенной ответственности". Этот синдром усиливают и высокие требования родителей.

В пубертатном периоде  обострения этого типа акцентуации  редки и возникают только в  силу очень высоких требований. У  педантичных подростков часто наблюдаются  реакции гиперкомпенсации в виде неожиданной самоуверенности, безапелляционных высказываний, утрированной решительности, скоропалительности действий именно тогда, когда требуется осмотрительность, осторожность.

        Подростковая эмансипация выражена слабо и заслонена патологической привязанностью к кому-либо из близких людей. Тяга к сверстникам проявляется в робких формах. Их увлечения больше интеллектуального и эстетического плана.

        Педантичные личности отличаются нерешительностью, склонностью к бесконечным рассуждениям, тревожностью за будущее. Им свойственны мнительность, легкость возникновения навязчивых опасений.

        Придумывание ритуалов, условностей, наделение определенным смыслом предметов, могут рассматриваться как психологическая защита.

Информация о работе Девиантное поведение подростков