Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение психологического аспекта причин «отклоняющегося поведения» подростков.
Задачи:
1. Рассмотреть ведущие психологические теории о проблеме девиатного поведения.
2. Выявить, как проявляются нарушения поведения у подростков.
3. Определить психологические факторы трудновоспитуемости подростков.
4. Выявить, как проявляется девиация в жизни подростка.
5. Определить, какая связь между девиантным поведением и личностью подростка.

Файлы: 1 файл

Готово.docx

— 160.57 Кб (Скачать файл)

        Другой формой защиты являются педантизм и формализм, проявляющиеся в том, что личность поступает по принципу: если все заранее продумать, предусмотреть, то ничего плохого не произойдет.

        Психастеничный тип акцентуации мало подвержен трансформации, и если степень акцентуации не доводит человека до болезненного состояния, она считается безопасной.

7. Возбудимый  тип акцентуации

        Черты акцентуации этого типа особенно ярко проявляются в подростковом возрасте. Появляется склонность к периодам злобно-тоскливого настроения с потребностью выместить на ком-нибудь зло. Эмоциональные вспышки кажутся внезапными, но на самом деле аффект накипает постепенно, долго. Аффекты сильны и продолжительны.

        У возбудимых личностей отмечается сильное половое влечение, а склонность к сексуальным эксцессам может сочетаться с садистскими и мазохистскими проявлениями.

        Их подростковая «гиперсоциальность» однобока: в одной ситуации они примерны, в другой обнаруживают крайнее себялюбие, злобность, физическую жестокость. Бережное отношение к себе сочетается со злопамятством, неспособностью прощать обиды.

        В группе эпилептоидные стремятся к власти над другими, общаться предпочитают с подчиненными, нестроптивыми, конформными. Они могут хорошо адаптироваться в жестких дисциплинарных условиях из-за умения вовремя польстить руководству, у которого могут заполучить определенную власть над другими.

        Для возбудимых характерны вязкость, тяжеловесность мышления. Возможен допекающий всех педантизм, достойное соблюдение всех правил, что рассматривается как компенсация их собственной инертности.

        Самооценка у возбудимых личностей неоднозначна: они осознают, что их «заносит», «на них находит», они понимают свою осмотрительность, педантизм, но считают себя более конформными, чем это есть на самом деле.

         В роли психологической защиты может быть стремление уединиться за каким-нибудь «успокаивающим нервы» делом.

        У возбудимых доминируют не благоразумие и здравый смысл, а влечения, инстинкты, неконтролируемые побуждения, импульсивность реакций.

        Юные возбудимые девушки легко меняют партнеров, так как лишены моральных устоев. К ранним сексуальным отношениям с мужчинами приводят импульсивные побеги из дома, неразборчивость в контактах, отсутствие понятия разумной осторожности.

        У некоторых возбудимых состояние эмоционального расстройства нередко носит депрессивный характер, что, в свою очередь, способно привести к суицидным попыткам.

8. Демонстративный  тип акцентуации

        Такой тип личности характеризуется как истероидный, а его основные черты - эгоцентризм, жажда внимания окружающих к себе, потребность вызвать у других удивление, восхищение, почитание, сочувствие. Негодование и ненависть других к себе демонстративные личности переносят легче, чем безразличие, равнодушие.

        Чтобы обратить на себя внимание они способны лгать и фантазировать, а ложь и фантазии направлены на приукрашивание их личности.

        Кажущаяся эмоциональность демонстративных - это всего лишь театральная наигранность переживаний. Они склонны к риску, позерству, но глубокие переживания им не свойственны.

        В подростковом возрасте, чтобы привлечь внимание сверстников, легко идут на нарушение общепринятых норм и правил поведения. Делинквентность сводится к прогулам уроков, к нежеланию учиться и работать. Их не устраивает «серая жизнь», но добиться желаемого положения, соответствующего их запросам, они не могут из-за небольших способностей, недостатка терпения и настойчивости. Безделье и праздность истероидных подростков сочетается с очень высокими претензиями. Они склонны к вызывающему поведению в общественных местах, но на тяжкие преступления обычно не идут.

        Асоциальные поступки у демонстративных не обязательны. Но среди делинквентных подростков и в группе с преступным поведением, как правило, почти все - истероидные личности.

        Для представителей этого типа акцентуаций характерны детские побеги. Причем они убегают туда, где их быстро и легко найдут.

        Для истероидных подростков характерен инфантилизм, яркие, резкие реакции оппозиции. Воруя, выпивая и совершая асоциальные проступки, подростки демонстрируют свою «покинутость» и таким образом требуют внимания к себе.

        Среди сверстников подростки претендуют на лидерство или на исключительное положение в группе. Лидерский потенциал, и психологический, и физический у них невелик, поэтому утверждаться могут только в силу того, что очень хорошо чувствуют настроение группы, ее назревающие устремления.

        В своих увлечениях они не оригинальны, так как всегда кому-то подражают.

        Сексуальные влечения у подростков этого типа не отличаются ни силой, ни напряжением. Особенно у мальчиков. Девочки допускают самооговоры, изображая из себя распутниц, и при этом наслаждаются произведенным впечатлением. Самые тяжелые, непереносимые удары для истероидов - удары по эгоцентризму: неспособность занять нужное место, опасность быть свергнутым с пьедестала, быть осмеянным. Все это легко может привести к аффективным реакциям, включая истерический невроз и суицидные попытки.

        Самая распространенная форма психологической защиты для демонтративных - вытеснение, стремление забыть, не думать о неприятном, о том, что беспокоит.

9. Застревающий  тип акцентуации

        У детей этот тип акцентуации возникает в силу "маятникового" воспитания, когда ребенок "колеблется" между преувеличенной строгостью родителей, с одной стороны и мягкостью - с другой. Ребенок мечется между возможностью исполнения желаний и наложением полных запретов на них.

Этот тип называют еще  паранойяльным из-за стойкого аффекта, действие которого прекращается гораздо  медленнее, чем возникает. Сильные  эмоциональные переживания легко  оживают только при одном воспоминании о неприятном событии. Эгоистические  аффекты наблюдаются тогда, когда  задеты личностные интересы, уязвлены гордость, самолюбие.

        Застревающих личностей часто называют злопамятными, мстительными, болезненно обидчивыми, чувствительными. У них очень сильны жажда материальных благ и страсть к приобретательству. Когда они борются за гражданские права, справедливость, то они борются лишь в той мере, в какой это касается их интересов.

        Натыкаясь на преграды по пути к цели, они испытывают враждебность, а в силу чередующихся удач и провалов может возникать состояние «шатания» из стороны в сторону, своеобразный эмоциональный «маятник». Такие ситуации вызывают аффективные реакции, когда сила аффекта зависит от длительности чередования успехов и неудач. Стойкие мощные аффекты приводят к застревающим тенденциям, к возникновению сверхценных, бредовых, параноических идей.

        Особенно ярко проявляются аффекты на почве ревности. У эпилептоидных страдания от осознания измены легко достигают апогея и здесь же противопоставляются ощущениям счастья, связанного с надеждой на то, что измены не было.

        Застревающие личности очень часто бывают вовлечены в различные судебные тяжбы. Они находятся в состоянии подъема и ликования, когда выигрывают процесс, и резко "падают" в состояние отчаяния, если проигрывают дело.

        Застревающий тип акцентуации, в тяжелой его форме, может привести к паранойяльному психозу, а иногда - ипохондрическому симптомокомплексу.

10. Дистимический  тип акцентуации

        Дистимичность легко определяется уже в детстве. На нее указывают явная робость, нерешительность, застенчивость, подавленность, частые слезы, уход от инициативы в контактах, опрятность. Дистимных подростков часто не принимают в группе сверстников, поэтому они проявляют искреннюю благодарность тем, кто оказывает им внимание. Пассивность, медлительность мышления при нормальном интеллектуальном развитии заставляет дистимного подростка тратить много времени на подготовку уроков и, тем не менее, такие подростки часто не успевают в школе.

        Дистимность - прямая противоположность гипертимности; проявляется в серьезности, обычной сосредоточенности на мрачных, печальных сторонах жизни. Радости у дистимных подростков редки и быстро проходящие. Глубоко потрясшее событие может довести до состояния реактивной депрессии.

        Серьезная настроенность дистимных подростков приводит к серьезным этическим позициям. На переднем плане у них - тонкие возвышенные чувства, совершенно не совместимые с эгоизмом.

        Субдепрессивное состояние, которое характерно для них, может переходить при определенных условиях в депрессивное психическое заболевание.

        Дистимическим личностям свойственны критическое отношение к себе, чувство вины — во всех неудачах они склонны обвинять только себя. Надеясь что-то изменить, они иногда пытаются попробовать что-то новое,  например, поменять профессию, но это не приносит им ощущения равновесия и, как правило, это новое тоже окрашивается печальными красками. С возрастом дистимичность снижается, а при умеренной выраженности она соответствует норме.


 

На рисунке  представлены для сравнения средние значения акцентуаций в двух группах:

девиантные подростки, состоящие  на учете в милиции и контрольная  группа нормальных школьников. Количество испытуемых - по 40 человек в каждой группе

 

 

 

Выводы к Главе  III

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

        Подростковый  возраст, как переходный период, затягивается в основном из-за большого времени требуемого для усвоения «взрослых ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное и деликвентное поведение.

        Анализируя личность несовершеннолетнего правонарушителя, отмечаем зависимость от:

1. Наследственно-биологических  факторов: отрицательно влияют алкоголизм, предрасположенность к нервным  или психическим заболеваниям  одного из родителей, патологическая  беременность, роды.

2. Ближайшего социального  окружения подростка: семья, социально-экономический  статус родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростков, школа, положение подростка в  классе, ценностные ориентации, друзья, статус подростка в группе  друзей.

3. Личностные характеристики  подростка: особенности характера  и темперамента, ценностно-мотивационный  блок, мотивация достижения, уровень  притязаний, самооценка и возможные  конфликты в области самооценки.

4. Правосознание подростка.

        Таким образом, антисоциальное поведение несовершеннолетнего взаимообусловлено влиянием биологических, социальных и психологических факторов, учитывая которые, необходимо строить систему воспитания подростков.

        В детской и подростковой психологии заключение о девиантном требует осторожности, так как:

1. Суждение о нем выносят  взрослые, в силу различных причин  так или иначе находящиеся  в оппозиции к детству и  психосоциальным издержкам развития.

2. Критериями для суждения  о девиантном поведении являются  нормы и ожидания ближайшего  окружения, от которого ребенок  прямо зависим и в котором  права ребенка не соблюдаются  или попираются. Хотя в формировании  девиантного поведения могут  участвовать и психические нарушения  или расстройства, целесообразно  избегать односторонней психиатризации  понятия девиантного поведения  и связанного с ним психиатрического  этикетирования (В. Коган)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Безруких М.М. Все  цвета кроме черного.- М.: «Вентана-Граф», 2002.  
2. Вострокнутов Н.В., Харитонова Н.К Семья и дети. – М.: «Вариант», 2003 .  
3. Дом, где исцеляются души. Под редакцией Тростанецкой Г.Н.,- М.: «Образование-культура», 2003. 
4. «Не допустить беды». Макеева А.Г.- М., «Просвещение» ,2004. 
5. Панков Д.Д., Румянцев А.Г. «Медицинские и психологические проблемы школьников-подростков: разговор учителя с врачом», М.: «АПК и ПРО», 2003. 
6. «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними в общеобразовательной среде»,под ред. Шипицыной Л.М., М.: «Образование-культура», 2003.  
7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003. Ст. сб./ Госкомстат России. - М., 2003.  
8. «Руководство по реабилитации несовершеннолетних»,под ред. Валентика Ю.В.- М.: «Генжер» 2002.  
9. «Чтобы подросток не вырос подранком» , под ред. Тростанецкой Г.Н., М.: «Эфлакс», 2003. 
10. Хасан Б.И., Дюндик Н.Н. и др. «Образование в области профилактики аддиктвных форм поведения».- М.: «Просвещение»,2001 . 
11. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л. «Наркоситуация в молодежной среде». М.: «Генжер» , 2003. 
12. Айхорн А. Трудный подросток. М., 2001. 
13. БандураА., Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999. 
14.БэронР., РичардсонД. Агрессия. СПб., 1999. 
15. КаминерА.М., МайороваЕ.А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведе¬ния подростков и молодежи. М., 2003.

Информация о работе Девиантное поведение подростков