Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:57, реферат

Описание работы

Отклоняющееся (девиантное) поведения несовершеннолетних является серьезной социальной, психолого-педагогической и медико-биологической проблемой. В настоящее время в изменяющихся условиях развития страны эта проблема становится особо актуальной, что обусловлено целым рядом причин. Среди них - рост числа беспризорных и безнадзорных детей, радикальное изменение социально- экономической жизни, снижение жизненного уровня значительной части населения, неуверенность в завтрашнем дне, девальвация ценностных ориентации, безразличие к себе и окружающим, изменения в укладе и образе жизни людей и др. Одним из важных этапов становления личности, нравственно - этического воспитания и профилактики девиантного поведения детей является период школьной жизни.

Файлы: 1 файл

Отклоняющееся.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

Сторонники второго подхода определяют делинквентное поведение как поведение, несущее опасность для жизни, здоровья и благосостояния людей. Критерии степени делинквентности поведения, отмечают они, четко зафиксированы каждым обществом  в своде уголовно наказуемых деяний с определением тяжести проступка и указанием меры наказания. Делинквентное поведение связано с нарушением социальной нормы, имеющей жесткие санкции, то есть уголовные нормы, и проявляется в намерении нанести ущерб, вред другому человеку или группе людей  [9, с.353].

Выделяют различные формы делинквентного поведения несовершеннолетних. При этом учитывают тот факт, что асоциальное поведение, различаясь по содержанию и целевой направленности, а также по степени общественной опасности может проявляться в различных социальных отклонениях − от нарушения норм морали, незначительных правопроступков до тяжких преступлений. В соответствии с одним из имеющихся в научной литературе подходов, к основным формам делинквентного поведения относят: 1) пьянство и алкоголизм; 2) наркотизм; 3) самоубийства; 4) проституцию; 5) побег из дома и бродяжничество [10, с. 152]. В данном случае речь идет о так называемом докриминогенном уровне делинквентности, когда школьник еще не стал субъектом преступления и его социальные отклонения проявляются на уровне мелких правонарушений, в несоблюдении норм морали, правил поведения в общественных местах, в уклонении от общественно полезной деятельности, в употреблении веществ, нарушающих психическое и физическое здоровье. Криминогенный уровень асоциального поведения присущ более старшему возрасту. Данный уровень асоциального поведения  связан с осуществлением личностью противоправных действий, которые ведут к нанесению ущерба здоровью и благополучию окружающих людей (хулиганство, мошенничество, воровство, грабеж, изнасилование).

     Как показывает статистика, различные формы делинквентного поведения в условиях нестабильности современного российского общества стали проявлять не только подростки, которые до недавнего времени в юридической литературе считались самой криминогенной группой несовершеннолетних, но и младшие школьники.  Число совершаемых ими противоправных поступков неуклонно растет.

     Рассмотрим причины и формы проявления делинквентности в младшем школьном возрасте.

Делинквентное поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Анализ психолого-педагогической, медицинской, юридической и др. литературы позволяет выделить определенные группы причин, способствующих возникновению делинквентного поведения детей младшего школьно возраста.

   1. Биологические причины выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. К ним относятся: генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы; психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций; физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционально-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих.

   2. Социально-экономические причины включают социальную нестабильность российского общества, усилившуюся в условиях экономического кризиса, неравенство, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка, безработицу и, как следствие, кризис семьи.

   3. Морально-этические причины проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственные уровне современного общества, разрушении ценностей, падении нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям делинквентного поведения несовершеннолетних.

   4. Социально-педагогические причины. Среди социально-педагогических факторов, влияющих на формирование личности младшего школьника и на особенности его поведения, выделяются семья, школа и неформальные группы сверстников. Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения ребенка, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы [11, с. 57-65]. Грубость, равнодушие, недоверие, неискренность, неуважение друг к другу, пошлость и цинизм в отношениях родителей воспринимаются и закрепляются ребенком в его собственном опыте и могут «копироваться» во взаимоотношениях с другими людьми. В условиях неблагополучной семьи супруги заняты, как правило, выяснением своих отношений − в результате ослабляется внимание к детям, к их поведению, к организации учебного труда, к их интересам и склонностям, к их свободному времени, к кругу их друзей и сверстников [19, с. 106]. Школа в современном обществе постепенно теряет свои общественные позиции, снижаются ее социальная роль и референтная значимость в развитии и формировании личности ребенка, в воспитательном воздействии на педагогически запущенных и трудновоспитуемых детей младшего школьного возраста; в то же время возрастает роль и значимость на процесс социализации  личности неформальной группы сверстников.

   5. Социально-психологические причины непосредственно связаны с кризисом и особенностями протекания младшего школьного возраста. Кризис семи лет не менее сложен для ребенка, чем любой другой кризисный период. И от того, как ребенок справится с данным кризисом, зависит очень много в его последующей жизни. Современные дети уже в 7 – 8 лет хотят быть взрослыми. Они «теряют детскую непосредственность и способность восхищаться собой. Ребенок начинает сравнивать себя с другими, себя с самим с собой» [12, с. 608]. Во внутреннюю жизнь допускаются далеко не все. Ребенок начинает более критично оценивать взрослых, в том числе и своих родителей [13, с. 85]. С поступлением ребенка в школу резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью − обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Не всегда ребенок может справиться с теми обязанностями  и требованиями, которые ему предъявляются в школе.

Важным моментом в понимании отклоняющегося поведения младших школьников и определении его причин являются акцентуации характера как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера ребенка чрезмерно усилены. Ряд типов акцентуаций характера как бы провоцирует отклоняющееся поведение школьников [14, с. 140]. Так, например, школьники, относящиеся к гипертимному типу, отличаются большой подвижностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству. У них всегда хорошее настроение, стремление к свободе, лидерству, если же их активность пытаются ограничить, то возможны вспышки раздражения, гнева, агрессии. Этих школьников влечет риск, игра с опасностью, они крайне конфликтны. Для циклоидного типа характерны резкая смена общего психического состояния, апатия, раздражительность, упадок сил. На замечания взрослых или сверстников по поводу их состояния циклоиды могут отреагировать раздражением, агрессией. На этой почве возможны тенденции к суициду и т.д. [15, с. 158]. Дети с явными акцентуациями характера составляют группу повышенного риска. Они нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

Несмотря на трудности, которые переживает в настоящее время школа, именно данный институт социализации должен взять на себя выполнение социально-педагогических функций, которые обеспечивают ребенку защиту и создают условия для реализации базовых прав.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственно-правовых правил и норм, что, по их мнению, позволяет своевременно заложить основы нравственной и правовой культуры личности. «Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, – признают А.С. Белкин, – является формирование гуманистического отношения и взаимопонимания детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость» [16, с. 224]. В процессе воспитания младших школьников следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается учителем, «он помогает детям в выборе правильной нравственной правовой оценки» [17, с. 224].

В современной России правовое образование в начальной школе органически связано с нравственным воспитанием, опирается на него и делает его в результате эффективным. Целенаправленное правовое воспитание и, как результат, высокий уровень правовой культуры – необходимое условие укрепления правопорядка и законности, без которых немыслимо построение правового государства и гражданского общества. Каждый человек должен знать законы своего государства, свои права и обязанности, с которыми эффективней всего начинать знакомить в начальной школе. Необходимо способствовать развитию школьной гражданской и социальной ответственности, предполагающей заботу о судьбах России и мировой цивилизации, формировать аналитическое восприятие мира, умение вырабатывать свою точку зрения на политические, экономические, правовые явления и процессы.

Одна из ведущих функций правовой культуры личности – профилактическая; реализация ее предполагает организацию (на основе Федерального закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних») системы первичной профилактической деятельности (комплекса мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование делинквентного поведения). Именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) являются важнейшим видом предупреждающих мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей младшего школьного возраста.

Выделяют несколько подходов в организации профилактической деятельности образовательного учреждения. В соответствии с информационным походом отклонения в поведении младших школьников от социальных норм происходят потому, что дети их просто не знают. Поэтому основным направлением профилактической работы должно стать информирование младших школьников об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм.

На этапе начального образования закладываются и формируются основные представления о государстве, об атрибутике государства (гербе, флаге, гимне), о моральных и правовых ценностях. Так, учащиеся 1 – 4 классов получают представление о правилах поведения в школе, дома, на улице. Объясняется роль лиц, охраняющих порядок в городе, поселке, селе, прививается уважении к этим лицам.

В настоящее время сложилось несколько моделей правовой пропедевтики, отличающихся пониманием целей и задач, принципами отбора содержания образования, методами и приемами обучения. Однако каждая из этих моделей, ориентируясь на формирование правовой культуры младших школьников, в той или иной степени решает профилактические задачи.

На основе ГОС ведется интегрированный курс обществоведческого характера, в рамках которого учащиеся получают представление об обществе в целом, о человеке как главной ценности общества, о большой и малой Родине (город, поселок, школа), о роли права в жизни людей, правах человека и ребенк. Модель правовой пропедевтики (Н.А.Рычкова, Н.К.Тихомирова) предполагает формирование у школьников умения работы с юридическими документами (Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка), а так же привитие интереса к нравственно-правовым проблемам. М.В. Шакурова и В.Г.Степанов  предлагают при ознакомлении с правовым материалом обращаться к сюжетам сказок и литературных произведений. Особый интерес заслуживает модель правовой пропедевтики, разработанная Н.И.Элиасберг [41]. Автор в качестве ведущих задач начальной школы рассматривает задачи формирования у младших школьников нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла, накопления опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми. Главное место на данном этапе этико-правового образования Элиасберг отводит нравственному воспитанию на основе ценностей гуманистической этики. Для того чтобы сообщаемые учащимся юридические знания вызывали позитивные правовые чувства и способствовали становлению социально полезной жизненной позиции, утверждает автор, они должны опираться на прочный фундамент нравственных ценностных ориентиров личности. Однако правовая культура, утверждает автор,  не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками; она включает в себя непосредственные действия человека, его поведение (проявление законопослушания, уважения к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях,, и предполагает умение и готовность личности решать свои проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Излечение возможно! Современная психологическая практика уже позволяет во многих случаях надеяться на позитивное решение проблемы. Сейчас наработан огромный опыт в реальной практической помощи людям, страдающих различными навязчивыми состояниями. Поскольку программа клептоманического поведения формируется в раннем детстве, то для переформирования этой программы нужна работа со своим подсознанием. Из всех психологических направлений и техник в этой области достигло хороших результатов нейро-лингвистическое программирование, поведенческая психотерапия. Психологическая работа, основанная на взаимном доверии и понимании всегда приносит желанные плоды.

Стратегия и тактика в помощи людям, страдающих клептоманией, в основном может быть идентичной тактике и стратегии, используемых и при других поведенческих зависимостях.

Конечно же, нужно учитывать разнообразное проявление симптомов и синдромов, которые могут сопровождать клептоманию. Нужно так же учитывать индивидуальные особенности личности и своеобразие взаимоотношений с близкими и родными.

Существует прямая связь: на сколько успешно удовлетворяются потребности человека, на столько же более устойчивым будет и внутреннее душевное равновесие.

Если клептоманию сопровождает психопатологическая картина органического поражения головного мозга, то и лечение должно учитывать это. Может быть, и лекарственное лечение можно подобрать с учетом выявленной органики. Если клептомания сопровождается другой поведенческой зависимость, например, сексуальной - в этом случае можно использовать и гормональную терапию.

В отношении лечения клептомании мнения расходятся. Есть мнения в отношении эффективности лечения клептомании - не столь оптимистичные по сравнению с теми, с которыми мы познакомились выше.
Сотрудник Научно-исследовательского института Общей и судебной психиатрии им. Сербского: “В целом всё, что касается расстройств влечения, лечению поддается плохо. Тем более что мы практически не знаем, откуда это берется. В отношении эффективности лечения успехи не очень большие”.Но все-таки имеется направление, по которому можно двигаться вперед. Ученый-психиатр университета штата Миннесота (США), доктор Джон Грант, (John Grant) как он сам заявляет, разработал лекарство от клептомании. Препарат, получивший название Naltrexon, вступая во взаимодействие с рецепторами головного мозга, вызывает у пациента чувство расслабленности и удовлетворения, как бы "отговаривая" его воровать или совершать другие отрицательные поступки.
Вообще-то, этот препарат создавался, а после этого успешно применяется в первую очередь при химических зависимостях (героиновая, алкогольная и другие), а потом так же и в лечении зависимости к азартным играм (лудомания) и ониомании (страсть совершать покупки). Но надо помнить, что каким бы не был чудодейственным препарат и какие бы не возлагали на него радужные надежды - лечение должно быть комплексным.

Информация о работе Девиантное поведение подростков