Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 09:25, контрольная работа

Описание работы

Вот почему социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это – социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое.
Негативные – дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это – социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.
Цель данной работы рассмотреть понятие, типы и диагностику девиантного поведения у детей и подростков.

Файлы: 1 файл

Девиантное поведение.docx

— 42.55 Кб (Скачать файл)

- девиации  сексуального поведения. У подростков недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация. Поэтому легко возникают отклонения в сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным и замедленным созреванием. У первых сильное половое влечение возникает задолго до социальной зрелости, у вторых - появляется желание самоутвердиться, обгоняя сверстников в сексуальной активности. Кроме того, отстающие в развитии могут стать объектом совращения своими старшими товарищами. Сексуальные девиации у подростков зависят от ситуации и являются преходящими. Среди них могут быть визионизм (подглядывание за обнаженными), эксгибиционизм (демонстрация своей наготы), манипуляции с половыми органами младших детей или животных.

По мере взросления и при переходе к нормальной половой  жизни девиации исчезают полностью. При неблагоприятных случаях  они становятся дурной привычкой  и сохраняются наряду с нормальным сексуальным поведением или возобновляются при отсутствии нормальной половой  жизни, совращающем влиянии. Если мастурбация  появляется до полового созревания, достигает  большой частоты, сопровождается невротической  симптоматикой или депрессивными  переживаниями из-за своего поведения, ее следует рассматривать как  девиацию. Петтинг, т.е. взаимные ласки  без совершения полового акта, для  достижения оргазма, применяется подростками  с целью избежать дефлорации и  беременности. Девиантным его можно  считать, если практикуется до возраста полового созревания. Возникновение  половых отношений до полного  физического созревания может рассматриваться  как девиация. Подростковый промискуитет (неоднократная смена партнеров  и частые половые сношения) - сексуальная  девиация. Она нередко сочетается с алкоголизацией, которая у одних  растормаживает влечения, а у других приводит к пассивной подчиняемости [5, с. 201].

Преходящий подростковый гомосексуализм обычно обуславливается  ситуацией. Часто он проявляется  в закрытых учебных заведениях, где  сосредотачиваются подростки одного пола. У младших подростков эта  девиация может обуславливаться  соблазнением, развращением, подражанием  и принуждением. Эта девиация чаще обнаруживается у подростков мужского пола, чем у девушек. Возможность  возникновения преходящего гомосексуализма  объясняется недостаточной зрелостью  полового влечения. В отличие от истинного гомосексуализма - всегда привлекателен объект противоположного пола;

- психогенное  патологическое формирование личности. Это аномальное становление незрелой личности детей и подростков под влиянием:

-уродливого воспитания и хронических психотравмирующих ситуаций;

- тяжелых переживаний  жизненных трудностей;

- затяжных неврозов;

- дефектов органов  чувств и тела или хронических  заболеваний.

В их развитии играют роль неправильное воспитание, в результате чего нередко присоединяются нарушения  поведения.

Дети и подростки, имеющие признаки девиантного поведения, зачастую попадают в группу риска.

  1. Типы девиантного поведения детей и подростков

Девиантное поведение - это поведение отклоняющихся от норм права и морали, принятых в том или ином обществе и ведущее к совершению преступлений и правонарушений.

Девиантное поведение  разделяется на пять типов:

  1. Делинкветное
  2. Аддиктивное
  3. Патохарактерологическое
  4. Психопатологическое
  5. На базе гиперспособностей 

1) Делинкветное поведение- отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее условно-наказуемое деяние. Отличия делинкветного поведения от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, это поведение может проявляться в озорстве и желании поразвлечься. Подросток «за компанию» и из любопытства может бросать с балкона тяжелые предметы в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву». Основой делинкветного поведения является психический инфантилизм.

2) Аддиктивный тип- это стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или с постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Жизнь видится им неинтересной и однообразной. Их активность, переносимость трудностей повседневной жизни снижена; есть скрытый комплекс неполноценности, зависимость, тревожность; стремление говорить неправду; обвинять других.

3) Патохарактерологический тип девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера сформировавшиеся в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности. У многих лиц наблюдается завышенный уровень притязаний, тенденции к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самозвинчиванию и поиски поводов для разрядки аффективного поведения.

4) Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических расстройств и заболеваний. Разновидностью этого типа является саморазрушающее поведение. Агрессия направляется на себя, внутрь самого человека. Аутодеструкция проявляется в виде суицидного поведения, наркотизация, алкоголизации.

5)   Основанный на гиперспособностях тип девиантного поведения

Это особый тип отклоняющегося поведения выходящий за рамки  обычного, способности человека значительно  и существенно превышает среднестатические  способности

Любые отклонения в  поведении должны привлекать внимание педагогов, психологов, воспитателей, социальных работников [10, с. 211].

  1. Диагностика девиантного поведения детей и подростков

В процессе предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения  педагогическая диагностика выполняет  комплексные функции. Сложный мир  современного ребенка, его неповторимость, своеобразие, специфика проявления личностных качеств делают обязательной постоянную педагогическую диагностику, что совершенно необходимо для эффективности непрерывного воспитательного процесса.  

Педагогическая диагностика позволяет учителю выбрать оптимальную методику, которая подходит индивиду, учитывает интересы, особенности данного ребенка, и тогда она выступает как фактор действенности педагогических влияний.

В процессе преодоления асоциального поведения педагогическая диагностика  выполняет и специфические функции. Объективная информация о воспитанниках  дает возможность правильно определить цели и задачи воспитательной работы в школе и классных коллективах, согласовывать все элементы и  звенья воспитательного процесса. В  то же время формируются единые педагогические позиции в учительском коллективе по отношению к конкретным подросткам с отклоняющимся поведением, выясняются возможности прогнозирования их положительного развития.

Педагогическая диагностика  способствует созданию единых педагогических требований к ученику. На основе объективного представления о личности школьников с отклоняющимся поведением осуществляется программа их перевоспитания с четким определением возможностей и действий всех, кто с ними работает: учителей, родителей, наставников и т.д. Диагностика  способствует переходу воспитания в  самовоспитание, если оценка личности учителем совпадает с самооценкой  школьника.

Указанные функции определяют требования к содержанию, формам, методам  педагогической диагностики. В школе  соблюдаются следующие условия  диагностирования личности подростка:

1. Система изучения личности  школьника должна, в конечном  счете, приводить к самопознанию, самооценке и требовательности  к себе.

Это требование можно реализовать, например, методом составления и  заполнения карт воспитанности и  определения места социализации в них. Для каждой группы классов (1–4, 5–7, 8–9, 10–11) определяется совокупность основных качеств, формирование которых выступает как задача воспитательной работы в классе. Карта воспитанности в начальной школе заполняется учителем вместе с родителями; далее в заполнении карты принимают участие сами ребята.

2. Изучение и самопознание  школьников должны быть непрерывны. Чтобы отметить изменения, происшедшие  за тот или иной период, в  карте воспитанности два раза  в год делаются записи, причем  сам школьник отмечает свои  улучшения, которых он смог  добиться.

3. Оценка себя и самооценка  других должны осуществляться  подростками на основе единых  критериев. Такие критерии вырабатываются  в ходе этических бесед, диспутов, обсуждения поведения сверстников.

4. Изучение личности школьника  осуществляется комплексной методикой.  Нельзя на основании одного  факта, события делать окончательную  оценку личности. Данные об ученике  складываются преимущественно на  основании анализа его деятельности  и поведения в социуме, выявления  причин его успехов и неудач, его статуса в коллективе. Упор  в изучении делается на выявление  всего ценного, что необходимо  для дальнейшего положительного  формирования личности школьника. 

Как правило, первоначальные данные об интересах и запросах детей  могут дать анкеты. Социометрическая методика позволяет выявить сферу  общения ученика и его место  в коллективе. Сочинения и самохарактеристики способствуют выявлению самооценки. Только совокупность методов дает объективное  и всестороннее знание о воспитанниках, позволяет классному руководителю подробно информировать всех учителей класса и родителей о том или  ином школьнике [10, с. 215].

5. Профилактика отклоняющегося  поведения и перевоспитание требуют  комплексного изучения личности  и условий, в которых она  формируется. Минимальное представление  о воспитаннике должно включать  в себя:

- определение направленности  личности;

- изучение ведущей линии  поведения;

- характеристику положительных  качеств, на которые можно опереться;

- восприимчивость или  сопротивляемость воспитательным  влияниям (причины, характер сопротивления,  испорченность отношений).

Одновременно изучаются  воспитательные влияния в зоне ближайшего окружения:

- положительные воздействия  и условия, которые надо использовать;

- отрицательные воздействия  и неблагоприятные условия, которые  надо устранить или нейтрализовать;

- авторитетные личности, которые могут участвовать в  перевоспитании.

6. Знания о воспитаннике  используются в комплексе для  решения педагогических задач,  для формирования объективного  представления о воспитаннике  у родителей, учителей, сверстников.

Совокупность всех отрицательных  признаков – показатель той или  иной степени трудновоспитуемости. При диагностике трудновоспитуемости, отклоняющегося поведения важно  суметь различать проявления личностных недостатков школьника и его  психологическое состояние, когда  бурная реакция принимается за истеричность, когда стремление во что бы то ни стало доказать правоту оценивается  как грубость, бестактность и т.д. Однако, если у детей очень часто  повторяются одни и те же психические  состояния, то, естественно, следует  ожидать появления и определенных отрицательных свойств. Например, частые ссоры в семье, скандалы родителей, физические наказания детей приводят к нарушениям процессов возбуждения  и торможения, возникновению вспыльчивости, несдержанности. Чаще всего встречаются     7 отрицательных психических состояний: озлобленность, неудовлетворенность  жизнью, враждебность, страх, недоверие, ощущение одиночества, равнодушие.

Изучать все проявления отклоняющегося поведения для учителя очень  сложно. Здесь следует исходить из диагностики, которая фиксирует  самое существенное. Обычные объекты  диагностики – направленность личности, отношение к людям и к себе, соотношение положительных и отрицательных качеств, сопротивляемость педагогическим влияниям.

Для решения данных социально-педагогических задач в работе с подопечными  используются следующие методы:

- наблюдение за конкретным  ребенком;

- беседы с учащимися;

- различные анкеты;

- социометрический опрос;

- методики социально-психолого-педагогического  характера, такие как «Недописанный  тезис» (показывает убеждения ребенка), «Что я люблю, что я не  люблю?», «Ранжирование» (определяет  предпочтительные качества личности), «Фантастический выбор» (выявляет  актуальные потребности подопечного), «Недописанное письмо» (показывает  значимых для ребенка людей  в социуме) и многие другие [2, с. 85].

Информация о работе Девиантное поведение подростков